|
Красота и ценность человеческого несовершенстваАвтор статьи: Солопанова Мария Александровна
Каждый человек на протяжении своей жизни постоянно сталкивается со множеством долженствований и оценок, исходящих из социума. Эти внешние оценки, нормы, правила позволяют ввести человека в общепринятую систему поведения: помочь овладеть социально приемлемыми способами удовлетворения потребностей, социальными навыками, а в дальнейшем общепринятыми моральными нормами и культурными ценностями. Наряду с социализацией и интеллектуальными развитием с самого раннего детства идет и процесс личностного развития человека, развития его отношений со значимыми другими, эмоционального интеллекта, творческих способностей, самосознания, нравственного и духовного развития, поиска своего предназначения, обретения своей идентичности. Что происходит, если этот постепенный процесс воспитания, обучения и социального становления искажается с самого детства и не ограничивается передачей базового культурного опыта? Тогда система оценок и долженствований становятся заменой эмоциональной коммуникации в семье, теплых и близких отношений, узнавания родителями и другими значимыми людьми ребенка как личности и создания условий для развития у него доверия к себе, реалистичного самоотношения и уверенности в своих силах, понимания своих чувств и потребностей, реализации своей уникальности в отношениях с другими людьми, творчестве, профессии. Каждое свое побуждение и чувство ребенок, а потом уже и взрослый человек начинает оценивать и критиковать сам, рассматривать «правильным» или «неправильным», исходя из системы установок, которую он получил в детстве. И можно было бы, наверное, так жить, стать «идеальным», никогда и ни у кого не вызывать недовольства, всегда мочь предусмотреть, «что подумают люди» и не допустить за свою жизнь ни малейшей ошибки и нарекания, если бы эти системы правил и долженствований были абсолютно одинаковы для всех людей, и мы бы жили абсолютно предсказуемо, по раз и навсегда заведенному порядку. Но беда в том, что эти установки и оценки часто не совпадают, и что «хорошо» для одного человека может считаться другим совершенно неприемлемым. А также и в том, что все мы живые и изначально несовершенные. В рождении, смерти, болезни, потребностях и строении нашего тела, отсутствии врожденных навыков, наших эмоциональных реакциях и чувствах и многих других процессах и особенностях нашего существования изначально присутствует несовершенство, и именно оно отражает сущность нашего бытия, определяет стоящие перед нами задачи, побуждает к постепенному развитию, проживанию уникального и прекрасного опыта, самой жизни. Но как может быть несовершенство прекрасным, спросите вы, неужели не нужно всю свою жизнь стремиться достичь как можно большего, достичь совершенства? Как известно, оно недостижимо, ему нет предела и нет окончательных и стопроцентно объективных критериев и определений совершенства ни в какой области, а также оно призрачно, поскольку то, что считается лучшим сегодня, завтра уже окажется превзойденным. Одна лишь техника и совершенство формы не производит на нас такого впечатления и не позволяет пережить что-то очень интимное, непреходяще и прекрасное. А «несовершенство» заключает в себе как уникальность, так и всеобщность, как мгновение, так и вечную красоту, осмысленность и непреходящую ценность. И это можно прожить и понять, как в самом процессе жизни, так и на примере творений поэтов, писателей, художников. То, что изначально было несовершенным в них, те чувства и эмоции, которые их захватывали, те объекты и явления, которые побудили их к созданию своих произведений, во многом знакомы и нам, волнуют нас, требуют от нас формирования своей внутренней позиции в отношении очень важных проблем и человеческих конфликтов, почему и вызывают в нас резонанс, а не понятны только самому автору, не бесстрастны и не бессодержательно идеальны. Также и каждый из нас может в полной мере воплотиться и пережить совершенно особую причастность ко всему миру и значимость, позволив себе творить, пробовать, ошибаться, проявлять свои подлинные чувства и желания, выражать свое мнение в отношениях, работе, искусстве, быть самим собой и быть несовершенным. Те же, кто только оценивает и критикует, живет в своей внутренней тюрьме из субъективных правил и долженствований, страха ошибки, невротического стыда, вины и непринятия своего человеческого несовершенства, оторваны не только от самих себя, своего тела, души, собственного жизненного пути и реализации своего внутреннего потенциала, но еще оказываются изолированы и от совершенно иного, надиндивидуального опыта единения, родства, близости, воплощения и развития своего уникального Я, ценности своего особого вклада в социальное, культурное и духовное пространство. Отказавшись от иллюзии «совершенства» и «правильности», мы обретаем не только экзистенциальную свободу, но и перестаем жить в экзистенциальной изоляции. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|