|
Причины возникновения отклоняющегося поведенияАвтор статьи: Ананьева Оксана Александровна
Проблема отклоняющегося поведения среди подростков является одной из актуальных тем 21 века. Глобальные перемены происходящие в области информационных технологий, в средствах массовой информации, экономики, политики затрагивают социально –психологическое положение граждан России. Материальное неблагополучие, рост преступности, экономический кризис влечет за собой атмосферу напряжения и нестабильности в обществе. Подрастающее поколение находится под натиском нарастающей нестабильности и отсутствием уверенности в завтрашнем дне. Система ценностных ориентаций и мотивация трансформируется под ту среду, в которой находится подросток. Все перечисленные выше факторы являются одним из основных критериев проявления непатологической формы девиантнго поведения. Патологическая форма девиантного поведения обусловлена различными формами патологии личности, данные факторы лишь еще больше усугубляют состояние ребенка. На базе средней общеобразовательной школы г. Колпино был реализован план проведения исследования учащихся. Перед исследователем стояли задачи: найти преморбидные характеристики девиаций, выявить группу риска детей склонных к девиантному поведению, а так же детей с минимально – мозговой дисфункций, как один из приоритетных диагнозов, являющийся одним изкритериев потенциального проявления девиантного поведения. Конечная цель исследования: провести коррекцию первопричины девиаций. Психологическая коррекция направлена на минимизацию проявления основных видов отклоняющегося поведения личности: агрессивное, делинквентное, зависимое и суицидальное поведение. Разработать профилактические мероприятие по предотвращению возникновения аддидиктивного поведения в общеобразовательных школах: алкоголизация, наркотизация, никотинизация, сексуальные девиации, праздное времяпрепровождение и уход от общественных дел. В исследовании приняли участие 30 школьников. Прежде чем переходить к описанию полученных данных стоит сделать акцент на рассмотрение диагноза минимальная мозговая дисфункция и связь ее с девиантным поведением. Термин «минимальная мозговая дисфункция мозга», был предложен Э. Деноффом в 1959г., для обозначения нескольких важнейших симптомов, возникающих при поражении головного мозга: трудности обучения в школе, трудности у ребенка с контролированием собственной активности и поведения в целом. Официально данный термин был рекомендован к использованию в 1962 г. Оксфордской международной группой изучения проблем детской неврологии. В эту категорию отнесли детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, но с нормальным интеллектом. Профессор В.М. Трошин, из Нижегородской государственной медицинской академии, дал следующее определение минимальной мозговой дисфункции: «Ведущее место среди последствий перинатальных пора¬жений ЦНС занимает феномен, известный под названием минимальная дисфункция мозга. МДМ — это исход лег¬кого органического повреждения головного мозга, на фоне которого наблюдаются различные невротические ре¬акции, нарушения поведения, трудности школьного обуче¬ния, нарушения созревания высших мозговых функций, разнообразные неврозоподобные состояния»[1]. В указанном определении следует выделить один важный момент: легкое органическое повреждение головного мозга. При изучении девиантного поведения Б.Д. Карвасарским был выделен фактор, обуславливающий формирование расстройств поведения: болезненное усиление влечений в результате органических заболеваний головного мозга иликонституционально обусловленной неполноценности [2]. Органические заболевания и повреждения головного мозга различного генеза, являются одним из основных факторов изменения поведения личности. Повреждение головного мозга может быть вызвана рядом причин таких как: тяжелое течение беременности, вредное воздействие химических веществ, инфекционные болезни, слабость родовой деятельности, гипоксия, тяжелые заболевания и инфекции. Так же после родов на деятельность головного мозга может повлиять питание, уход, не соблюдение правил гигиены, не соблюдение мер предосторожности для предотвращения возникновения инфекционных заболеваний, неграмотное обращение с ребенком (ушибы, падение) и т. д. Ряд авторов (Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко, Т.Б. Гориянова) основной причиной возникновения ММД считают повреждение во время родов шейного отдела позвоночника. Такое повреждение может возникнуть при обвитии пуповины вокруг шеи, наложении щипцов и т.п. Следовательно анте , интра и постнатальные периоды являются первопричиной возникновения проявления признаков ММД. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. Помимо задержки развития высших психических функций у детей в поведении проявляется агрессивность, жестокость, плаксивость, состояние истерии и эмоциональная тупость. Дети с ММД эмоционально лабильны и гипервозбудимы. Симптомы ММД: повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте. Следовательно, причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка является недостаточная организованность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций.Для выявление группы риска детей склонных к девиантному поведению с ММД было проведеноклинико –психологическое исследование с применением таких психодиагностических методик как: опросник А.Басса и А.Дарки (изучение склонности к агрессивному поведению); корректурная проба Бурдона (исследование особенностей внимания); «заучивание 10 слов» А.Р. Лурия (изучение особенностей кратковременной и долговременной памяти). метод «Пиктограмм» (исследование особенностей мышления). Для выявления группы детей с постановкой диагноза минимальная мозговая дисфункция были использованы данные медицинских карт, хранящихся в школе и в детских поликлиниках. В ходе проведенного исследования были получены следующие данные: 19% испытуемых испытывают чувство вины как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим его людям, это говорит о его неуверенности в самом себе и наличие угрызения совести к формам поведения не свойственным нормами общества; 13% обиду и подозрительность, такие дети склоны к недоверию и осторожному отношению к людям, придерживаются точки зрения, что окружающие намерены причинить им вред. Обида проявляется в зависти и ненависти к окружающим, обусловленная чувством гнева, недовольством кемто именно или всем миром в целом за действительные или вымышленные страдания; 12% вербальную агрессию и негативизм, которая выражается в негативных чувствах по отношению к другому вербально в виде крика, визга и через словесное обращение к другим лицам: угроза, брань, проклятье; 11% физическую агрессию, которая выражается в использование физической силы против другого; 10% косвенную агрессию и раздражительность, которая проявляется в виде взрывов ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т. д. Такие дети склоны к раздражению и готовности при малейшем возбуждении излиться, во вспыльчивости, резкости, грубости.Стоит обратить внимание на исследование внимания с помощью корректурной пробы Бурдона. В процессе обработки данных (персонифицированный подход к анализу результатов) было обнаружено от 36 до 135 ошибок (ошибочно зачеркнутых и пропущенных знаков), лишь у 16% испытуемых было обнаружено от 2 до 9 ошибок. У 25 испытуемых прослеживается низкий уровень концентрации внимания (от 0 до 20%) и темп выполнения работы. За 60 секунд (1 мин) обрабатывалось из 36 строчек – 2,5 строки, это составляет 87 знаков за секунду. Общее количество знаков в таблице 1260. В норме количество обработанных знаков должно составлять от 850 и выше. В связи с изменением характеристик когнитивных процессов и внимания наиболее чаще встречается синдром дефицита внимания у детей и подростков. Группа таких детей попадает в группу риска асоциального и девиантного поведения. Основными проявлениями синдрома – это нарушение концентрации внимания ( трудности его удержания, снижение избирательности, выраженная отвлекаемость с частыми переключениями внимания) и повышенная неструктурированная активность. Последняя выражается в беспокойстве, суетливости, болтливости. Как отмечает Ж.М. Глозман во время диагностического обследования дети с СДВГ часто начинают говорить на отвлеченные темы, отказываются от выполнения заданий, встают с места [3]. Проводя наблюдение, было отмечено у испытуемых эмоциональная нестабильность и быстрая смена настроения, а также быстрая утомляемость при выполнении заданий. При исследовании кратковременной и долговременной памяти у 74 % испытуемых при каждом воспроизведение количество правильно названных слов увеличивалось, а у 6% испытуемых кривая имела форму «плато», что свидетельствует о эмоциональной вялости ребенка и отсутствием заинтересованности к выполнению задания. Исследуя процесс мышления с помощью методики «метод Пиктограмм», не было отмечено, каких либо нарушений и замечаний при выполнении задания. Следовательно, в очередной раз проведенное исследование доказывает, что у детей с минимально мозговой дисфункцией не затрагивается процессмышления. Основные формы мышления и мыслительные операции развиваются согласно возрасту ребенка, такие как понятие, суждение и умозаключение. В ходе исследования были выявлены следующие преморбидные характеристики отклоняющегося поведения: беспричинное проявление агрессии и раздраженность, вспышки гнева, нарушение поведения на уроке: ученик внезапно встает со своего места, выходит из класса, одет неопрятно, проявляет физическую агрессию по отношению к другому ученику на перемене без видимых причин. У детей проявляющих агрессивное поведение были выявлены ярко выраженные симптомы ММД согласно классификации МКБ10 ВОЗ: синдром дефицита внимания, гиперактивность и нарушение поведения. Эта группа детей попадает в группу риска склонных к девиантному поведению. Возвращаясь к полученным данным, стоит еще раз обратить внимание на показатели опросника А.Басса и А. Дарки и корректурной пробе Бурдона: на основании этих методик и метода наблюдения была выявлена группа детей из 5 человек попадающих в группу риска склонных к девиантному поведению и 20 детей с диагнозом ММД согласно опросу родителей и данных медицинских карт. Проводя наблюдение и опрос среди родителей, не было выявлено ассоциативного типа поведения, 25 человек были отнесены к категории благополучных семей. Те семьи, с которыми проводилась беседа и анкетирование имеют постоянное место работы, наличие высшего и среднего профессионального образования. Родители так же организуют после окончания занятий своему ребенку досуг: записывают на секции, кружки и. т. д. Согласно анкете дети посещают вокально танцевальную студию, курсы актерского мастерства, легкую атлетику, курсы фортепиано и. т. д. Остальные дети попадают в среду подростков, находящихся без присмотра взрослых. Регулярные занятие с ребенком и контроль выполнения домашних заданий способствует коррекции высших психических функций. Дополнительные кружки и секции развивают способности детей и формируют сознание для достижения поставленной цели. В г. Колпино для педагогов общеобразовательных школ, после проведенного исследования были организованы лекционные и тренинговые занятия посвященные профилактике девиантного поведения. Для родителей и их детей были организованы индивидуальные встречи для предоставления рекомендаций и проведение психологическихконсультаций. Беседы совместно с детьми носили более конструктивный характер, что в очередной раз доказывает и подтверждает необходимость решения проблем через внедрения в семейную атмосферу с целью осознания полноты возникновения причин асоциального поведения, не носящего патологического характера и своевременно оказывать квалифицированную психологическую помощь. Одной из причин возникновения девиантного поведения, это отсутствие внимания родителя по отношению к ребенку. Ребенок при этом начинает испытывать чувство одиночества, что он никому не нужен, на выходе формируется демонстративный тип поведения, который так часто психологи называют ассоциативным, противоречащим нормам и правилам общества. В заключении в качестве рекомендаций стоит сделать акцент на персонифицированный подход к каждому ребенку и поиск проблем начинать в семье, в которой он растет. Этими вопросами должны заниматься социальные педагоги, внедряясь в жизнь ребенка, не только в школе, но и после, особенно тех детей, которые после школы внедряются в компании ассоциативного поведения. Вывод: Дети с диагнозом ММД из благополучных семей менее подвержены девиантному поведению, нежели те дети, которые предназначены самим себе. Организация досуга и дополнительные задания с детьми снижают риск возникновения девиантного поведения. P. S. Статья была подготовлена на кафедре клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена Автор: Ананьева О.А Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|