Что казалось бы проще: родился мальчик - значит будет играть в машинки и войнушку, потом он вырастет, женится и станет главой семьи, отцом и мужем; родилась девочка - в доме поселятся стопятьсот кукол и, непременно, домик Барби, а потом она выйдет замуж и будет заботливой мамой и любящей женой. Но природа, иногда подбрасывает " сюрпризы", которые ломают привычную схему полоролевого поведения. Связано это с нарушением сексуальной дифференциации. Что это значит в реальной жизни? В первом триместре беременности у плода развиваются половые органы. Если есть тестостерон - это мальчик, если его нет - девочка. Во второй половине беременности, мозг будущего ребёнка начинает дифференцировать себя в направлении мужского или женского. Именно в этот период у нас формируется ощущение себя как мальчика или как девочки. Это, если мы говорим о норме. Но, может случиться так, что тестостерон вырабатывается, а тело плода никак на это не реагирует. И тогда и внешние половые органы, и мозг дифференцируют себя в противоположном (феминном) направлении. И рождается мальчик, который генетически являясь мужчиной, становится гетеросексуальной женщиной. И в другую сторону: женский плод подвергается воздействию большой дозы тестостерона из- за расстройства коры надпочечников, и её половые органы деформируются настолько, что ребёнка могут идентифицировать как мальчика. И родители начинают воспитывать ребёнка в полной противоположности тому, как сформировалась его идентичность. Факт о том, что именно в матке формируется гендерная идентичность, стал известен не так давно. До 80-х годов XX столетия полагали, что окружение и воспитание ориентирует ребёнка в сторону мужского или женского поведения. Для младенцев, чей пол был неясен, эти знания имели серьёзные последствия. Это если говорить про " сюрпризы" природы. Теперь о том, как формируется наше полоролевое поведение.
Если ребенку повезло и его представление о себе в мозгу, совпадает с тем, как дифференцировали его родители, следующая задача состоит в формировании и закреплении полоролевого поведения. "Под полоролевым поведением понимают публичное выражение половой идентичности, соответствующее принятым в обществе нормам маскулинности и феминности, определяющей принадлежность индивида к тому или иному полу в глазах окружающих" (с) Д.З. Капустин. Есть ряд факторов, которые формируют полоролевое поведение: 1. Это принятие пола обоими родителями. Под принятием понимаются слова, жесты, эмоциональная окраска общения с младенцем. 2. Степень осознания самих родителей своей половой идентичности, степень выраженности и принятия себя как женщины и мужчины. 3. Это стиль общения между самими родителями с доминированием одного из них. Это база, которую "впитывает" ребёнок, и на которой будет строиться его дальнейшее ощущение себя как мальчика или как девочки. Ближе к трём годам, ребёнок начинает проигрывать полученную информацию на практике. Делает он это через сюжет в игре. Более подробно об этом периоде можно почитать тут. Этот период будет продолжаться у него до 10-12 лет. Через игру, ребёнок решает для себя несколько важных задач: 1) умение общаться и выстраивать иерархию со сверстниками, а также взаимодействовать в этой иерархии 2) обнаруживать для себя интересные виды деятельности; 3) возможность отыграть ту модель поведения, которую он видит в семье; 4) возможность отыграть ролевые отношения (супружеские, родительские); 5) выстроить для себя реакции на внебрачные и брачные отношения. Этап игры можно разделить условно на две стадии: первая (7-8 лет), когда дети копируют поведение с родителя своего пола, и второй ( 9-12 лет), когда они пробуют способы взаимодействия своих сверстников. Однополые группы очень важны для ребёнка, ведь именно в них он накапливает опыт общения, поведения , реакций при различных ситуациях. Сделать это в одиночку, сможет далеко не каждый. Самоутверждение себя как представителя того или иного пола происходит полноценно лишь в однополой группе ( дворовая компания, одноклассники, спортивная секция). И если у ребенка нет товарищей по играм, опыт жёсткого воспитания, изоляция ребёнка от сверстников ( потому, что хорошему они не научат ) - это приостановление его психосексуального развития, которое ему в любом случае придётся догонять, но уже в другом возрасте. Таким образом, ощущение себя принадлежности к определённому полу зависит от двух вещей: насколько успешно прошла дифференциация в мозге и теле, и насколько успешно родители, а затем и сверстники повлияли на наше полоролевое поведение.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.