Духовно - субъективные аспекты наркомании

Учитывая, что по статистике наркодиспансеров России излечивается только 5-6% наркоманов, нам надо обратить основное внимание на профилактику. «Прежде бо­лезни заботиться о себе» (Сирах 18,19), - предупреждает Библия. Для эффектив­ной профилактики нам необходимо создать в душах подростков такие ценности, при которых не возникло бы даже мысли попробовать наркотик. Поэтому нам надо выяснить внутренние причины, по которым человек решается переступить роковую черту.

Православная Церковь считает причиной наркомании духовную болезнь.

Вспомним классический пример.

Духовно  субъективные аспекты наркомании

Если бы врач, приехавший к Илье Ильичу Обломову  на Выборгскую, не знал анамнеза болезни с позиции психолога, он наверняка приписал бы болезнь ожирению и плохому кровообращению и, как замечает Гонча­ров «наполовину был бы прав». Но врач диагностировал «неврастению с ипохонд­рическим оттенком». Обломов - это человек, пораженный ленью и унынием. Это пример того, как нравственная болезнь через психическую и соматическую пато­логию приводит к летальному исходу.

Об этом пишет и знаменитый психолог Эрих Фромм: «...понимание человеческих мотиваций должно вытекать из понимания общей харак­теристики смысла человеческого существования.» (Фромм Э. Психоанализ и этика: сборник. М., 1992. С.52.). 

Такие видные представители зарубежной психотерапии, как Блюхер и Вайцзеккер, представляют человека как целостное душевно-телесное существо и рассматривают болезни тела как обна­ружение болезней души. (См.: Зарин С. Хочешь ли быть здоров? М., 2000. С.65.)

Поэтому, устроение своей души есть борьба и за под­линно здоровый образ жизни. Призыв Церкви к оставлению греховной жизни и об­ращению к вечным ценностям есть духовная гигиена, лучшее средство против наркомании.

На мой взгляд, можно выделить 3 духовно - субъективные причины нарко­мании.

1. Бунт подростка против серой, лишённой высокого смысла обыденности. Протест против родителей, успокоившихся на достижении внешнего благополучия. Вызов жестокому лицемерному обществу, в котором реально ценятся только деньги и связи и простой человек никому не нужен. Бунт против тех, кто называет себя ве­рующими, но на деле давно забыли, в чём истинная суть их веры, в ком они не видят любви.

В поисках чего-то живого и подлинного эти юные бунтари, разоча­ровавшиеся в жизни, часто попадают в дьявольскую ловушку - в сеть молодёжной массовой псевдокультуры, видящей свой идеал в хаосе, в бунте ради бунта, замешанной на свойственном подростковому возрасту нигилизме, половой распущен­ности и наркотиках. 

Наркотики, по  признанию самих творцов этой антикульту­ры, помогают им писать соответствующую музыку, а слушателям воспринимать её. Протестуя против бесцельно прожитых лет, против «подленькой и мелочной» жиз­ни взрослых, подростки окунаются с помощью наркотиков в свой иллюзорный мир.

2. Гедонизм, стремление к наслаждениям. Видя, что всё в современном мире построено на жажде комфорта и удовольствий, на удовлетворении любых желаний чувственности, подростки последовательно доводят эту логику до конца. 

Они не верят в живого Бога и в ответственность пред Богом за прожитую жизнь. «Если Бога нет, делай что хочешь», - выразил это мировоззрение Достоевский.

Если жизнь случайность, игра, злая шутка, если она уничтожается смертью, то надо взять от жизни максимум удовольствий. И подростки решаются прожить несколько лет в радужном иллюзорном мире и «кайфе» вместо прозябания в серости до дряхлой одинокой старости, чтобы потом кануть в небытие.

И даже инстинкт самосохранения, который говорит о том, что есть смысл жизни, даже совесть, которая взывает о том, что не всё равно, что творить в жизни - добро или зло, - переступаются наркоманами.

3. Расслабленность воли. Отсутствие внутреннего стержня, праздность, не­желание честно трудиться. Подросток шатается по улицам, не знает, чем себя занять. От скуки, от того, что он, пользуясь возможностями всех средств массовой информации, ещё не начав жить, всё перечувствовал, из любопытства и поиска новых ощущений, попадая в круг сомнительных друзей, не имеет силы воли отказать предложению попробовать наркотик, боясь, что его сочтут сосунком и трусом.

Приведу пример. В США издается православный миссионерский журнал «Death to the Word» (Смерть  миру) для панков и наркоманов. Он адаптирован к современной молодёжной культуре.

В одном из номеров молодой американец Томас, бывший наркоман, так рассказывает о себе: «На следующий день после выпуска из школы я двинулся в направлении Сан-Хосе.... Во время предыдущих путешествий я уже получил... знакомство с панк - тусовкой Сан-Франциско.

Здесь, в гостинице «Холидей Инн», ... я подстриг свои патлы и стал панком. Я был молод, чист и наивен. Отказавшись от напряжённого пути, который требовал поступления в колледж и получения работы, я заменил боль отверженности гневом, воспламеняющим юное поколение... я решил жить быст­ро и умереть молодым».

Дальше Томас описывает, как героин стал его богом, до чего он дошёл, и как наконец в православной общине на Аляске избавился от зависимости. Самый важный момент в своей жизни, уже по прибытии в общину, он описывает так:

«Я поискал выпивки, но ничего не нашёл. Всё в доме - иконы Христа и Его святых взирали на меня. Я чувствовал себя так, как будто за мной сле­дят ... Я выбежал из дома и пошёл в церковь. Я встал на колени и обратился к Богу со словами: «Если ты здесь, избавь меня от боли страха». Страх исчез внезапно. Ощущение мира наполнило меня, и я лежал на церковном полу долгое время. Потом вышел из церкви. Я стоял на веранде и смотрел на красоту Дома Христова

 ... Я начал рыдать и впервые в жизни поблагодарил Бога за то, что Он так любит меня ... За годы, прошедшие с тех пор, я ни разу не прикоснулся к наркотикам».

От себя замечу, что далеко не всегда бывает достаточно одной лишь религиозной помощи, как правило, требуется также помощь наркологов и психологов. (Такое внезапное исцеление - чудо. В основном же - синергия, по­степенность).

Итак, во всех рассмотренных внутренних мотивах наркомании есть общее - человек не верит в Бога, ни разу не испытал Его прикосновения к душе на мо­литве, не видит смысла в жизни, которая навсегда обрывается смертью.

Православие утверждает: смысл жизни - в том, чтобы за период временного земного существования преобразить свою душу, нести добро людям, становить­ся похожим на Самого Христа.

И по смерти человека Творец признаёт ценным в его жизни только собранные и вечные ценности. Если же человек жил эгоистично, не стремился к святости, он не выдержит экзамена смерти, будет чужим для того мира, а значит он прожил эту краткую жизнь зря.

Религия говорит: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь. Поэтому раз и навсегда избери нормой своего поведения совесть и правду!» Тем самым религия утверждает волю и силы человека к добру, делает его способным во имя Творца творить подвиги добра.

Атеизм говорит: «Верь, человек. Бога нет, и тебя ожидает вечная смерть. Никакого общего смысла жизни нет». Какие силы способно давать такое мировоззрение?...

Чтобы проверить истинность этих утверждений, надо поставить экспери­мент. Атеизм не может предложить инструмента, чтобы проверить, есть ли Бог (как проверить существование объекта, которого нет). Религия и верующие предлагают единственный эксперимент - искренне обратиться к Богу в молитве от чистого сердца и убедиться, что Бог есть.



Просмотров: 471
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Удовольствия против смысла жизни?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Смысл в жизни и жизнь без смысла.
  • Если хочешь в жизни перемен, не сиди на месте! ( о пользе смен зон комфорта и не только).
  • О том, как научиться радоваться жизни, даже если жизнь не спешит вас радовать приятными сюрпризами.
  • Как сделать, чтобы нужный человек появился в жизни?
  • Как найти любимое дело, дающее драйв и смысл жизни, даже если вам уже 40?
  • Самый важный в жизни человек
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Почему человек теряет смысл жизни?
  • Определение смысла жизни или как прожить долгую и наполненную смыслом жизнь
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Есть ли жизнь на Марсе или как там обстоят дела у психологов в их частной жизни
  • Психологическая травма. Выход есть! Пример из жизни.
  • Страх против инициативы: два полюса одной жизни
  • Грани жизни. Влюбиться для того, чтобы жить.
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Две жизни: та, что должна быть и та, которая есть
  • Утрата смысла жизни: естественное состояние роста или болезнь?
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Если человек говорит, что не хочет больше жить...
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Кто самый главный человек в вашей жизни?
  • Какие уроки ты будешь проходить по жизни,если не любишь себя
  • Что стоит за поиском смысла жизни? Шаг к обретению себя...
  • Трудно быть богом: о деликатных вопросах половой жизни / Только для мужчин!
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Внутренняя Афродита или «в жизни все надо попробовать»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь