|
Духовно - субъективные аспекты наркоманииАвтор статьи: Боршняков Александр Михайлович
Учитывая, что по статистике наркодиспансеров России излечивается только 5-6% наркоманов, нам надо обратить основное внимание на профилактику. «Прежде болезни заботиться о себе» (Сирах 18,19), - предупреждает Библия. Для эффективной профилактики нам необходимо создать в душах подростков такие ценности, при которых не возникло бы даже мысли попробовать наркотик. Поэтому нам надо выяснить внутренние причины, по которым человек решается переступить роковую черту. Православная Церковь считает причиной наркомании духовную болезнь. Вспомним классический пример. Если бы врач, приехавший к Илье Ильичу Обломову на Выборгскую, не знал анамнеза болезни с позиции психолога, он наверняка приписал бы болезнь ожирению и плохому кровообращению и, как замечает Гончаров «наполовину был бы прав». Но врач диагностировал «неврастению с ипохондрическим оттенком». Обломов - это человек, пораженный ленью и унынием. Это пример того, как нравственная болезнь через психическую и соматическую патологию приводит к летальному исходу. Об этом пишет и знаменитый психолог Эрих Фромм: «...понимание человеческих мотиваций должно вытекать из понимания общей характеристики смысла человеческого существования.» (Фромм Э. Психоанализ и этика: сборник. М., 1992. С.52.). Такие видные представители зарубежной психотерапии, как Блюхер и Вайцзеккер, представляют человека как целостное душевно-телесное существо и рассматривают болезни тела как обнаружение болезней души. (См.: Зарин С. Хочешь ли быть здоров? М., 2000. С.65.) Поэтому, устроение своей души есть борьба и за подлинно здоровый образ жизни. Призыв Церкви к оставлению греховной жизни и обращению к вечным ценностям есть духовная гигиена, лучшее средство против наркомании. На мой взгляд, можно выделить 3 духовно - субъективные причины наркомании. 1. Бунт подростка против серой, лишённой высокого смысла обыденности. Протест против родителей, успокоившихся на достижении внешнего благополучия. Вызов жестокому лицемерному обществу, в котором реально ценятся только деньги и связи и простой человек никому не нужен. Бунт против тех, кто называет себя верующими, но на деле давно забыли, в чём истинная суть их веры, в ком они не видят любви. В поисках чего-то живого и подлинного эти юные бунтари, разочаровавшиеся в жизни, часто попадают в дьявольскую ловушку - в сеть молодёжной массовой псевдокультуры, видящей свой идеал в хаосе, в бунте ради бунта, замешанной на свойственном подростковому возрасту нигилизме, половой распущенности и наркотиках. Наркотики, по признанию самих творцов этой антикультуры, помогают им писать соответствующую музыку, а слушателям воспринимать её. Протестуя против бесцельно прожитых лет, против «подленькой и мелочной» жизни взрослых, подростки окунаются с помощью наркотиков в свой иллюзорный мир. 2. Гедонизм, стремление к наслаждениям. Видя, что всё в современном мире построено на жажде комфорта и удовольствий, на удовлетворении любых желаний чувственности, подростки последовательно доводят эту логику до конца. Они не верят в живого Бога и в ответственность пред Богом за прожитую жизнь. «Если Бога нет, делай что хочешь», - выразил это мировоззрение Достоевский. Если жизнь случайность, игра, злая шутка, если она уничтожается смертью, то надо взять от жизни максимум удовольствий. И подростки решаются прожить несколько лет в радужном иллюзорном мире и «кайфе» вместо прозябания в серости до дряхлой одинокой старости, чтобы потом кануть в небытие. И даже инстинкт самосохранения, который говорит о том, что есть смысл жизни, даже совесть, которая взывает о том, что не всё равно, что творить в жизни - добро или зло, - переступаются наркоманами. 3. Расслабленность воли. Отсутствие внутреннего стержня, праздность, нежелание честно трудиться. Подросток шатается по улицам, не знает, чем себя занять. От скуки, от того, что он, пользуясь возможностями всех средств массовой информации, ещё не начав жить, всё перечувствовал, из любопытства и поиска новых ощущений, попадая в круг сомнительных друзей, не имеет силы воли отказать предложению попробовать наркотик, боясь, что его сочтут сосунком и трусом. Приведу пример. В США издается православный миссионерский журнал «Death to the Word» (Смерть миру) для панков и наркоманов. Он адаптирован к современной молодёжной культуре. В одном из номеров молодой американец Томас, бывший наркоман, так рассказывает о себе: «На следующий день после выпуска из школы я двинулся в направлении Сан-Хосе.... Во время предыдущих путешествий я уже получил... знакомство с панк - тусовкой Сан-Франциско. Здесь, в гостинице «Холидей Инн», ... я подстриг свои патлы и стал панком. Я был молод, чист и наивен. Отказавшись от напряжённого пути, который требовал поступления в колледж и получения работы, я заменил боль отверженности гневом, воспламеняющим юное поколение... я решил жить быстро и умереть молодым». Дальше Томас описывает, как героин стал его богом, до чего он дошёл, и как наконец в православной общине на Аляске избавился от зависимости. Самый важный момент в своей жизни, уже по прибытии в общину, он описывает так: «Я поискал выпивки, но ничего не нашёл. Всё в доме - иконы Христа и Его святых взирали на меня. Я чувствовал себя так, как будто за мной следят ... Я выбежал из дома и пошёл в церковь. Я встал на колени и обратился к Богу со словами: «Если ты здесь, избавь меня от боли страха». Страх исчез внезапно. Ощущение мира наполнило меня, и я лежал на церковном полу долгое время. Потом вышел из церкви. Я стоял на веранде и смотрел на красоту Дома Христова ... Я начал рыдать и впервые в жизни поблагодарил Бога за то, что Он так любит меня ... За годы, прошедшие с тех пор, я ни разу не прикоснулся к наркотикам». От себя замечу, что далеко не всегда бывает достаточно одной лишь религиозной помощи, как правило, требуется также помощь наркологов и психологов. (Такое внезапное исцеление - чудо. В основном же - синергия, постепенность). Итак, во всех рассмотренных внутренних мотивах наркомании есть общее - человек не верит в Бога, ни разу не испытал Его прикосновения к душе на молитве, не видит смысла в жизни, которая навсегда обрывается смертью. Православие утверждает: смысл жизни - в том, чтобы за период временного земного существования преобразить свою душу, нести добро людям, становиться похожим на Самого Христа. И по смерти человека Творец признаёт ценным в его жизни только собранные и вечные ценности. Если же человек жил эгоистично, не стремился к святости, он не выдержит экзамена смерти, будет чужим для того мира, а значит он прожил эту краткую жизнь зря. Религия говорит: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь. Поэтому раз и навсегда избери нормой своего поведения совесть и правду!» Тем самым религия утверждает волю и силы человека к добру, делает его способным во имя Творца творить подвиги добра. Атеизм говорит: «Верь, человек. Бога нет, и тебя ожидает вечная смерть. Никакого общего смысла жизни нет». Какие силы способно давать такое мировоззрение?... Чтобы проверить истинность этих утверждений, надо поставить эксперимент. Атеизм не может предложить инструмента, чтобы проверить, есть ли Бог (как проверить существование объекта, которого нет). Религия и верующие предлагают единственный эксперимент - искренне обратиться к Богу в молитве от чистого сердца и убедиться, что Бог есть. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|