Изменение персонального качества жизни в социуме с помощью применения коучингового подхода

Автор статьи: Виктория Тимофеева
N.B.
Материал был написан в качестве ИКР в рамках обучающего курса по коучингу

Изменение персонального качества жизни в социуме с помощью применения коучингового подхода

 

Введение

В последние годы коучинг становится все более популярным и востребованным. Его эффективность не вызывает сомнений, т.к. именно с помощью коучинга можно в самое короткое время решить практически любой клиентский запрос. 

Главное требование – психическое здоровье и отсутствие структурных нарушений личности. В противном случае коучинг не только потеряет эффективность, но и может быть опасен для человека.

И второй, не менее важный момент, - готовность клиента работать на результат и брать на себя ответственность за эффективность данного процесса. Только в этом случае можно говорить о том, что коучинг приносит свои плоды.

Кроме этого, стоит помнить, что коуч в данном процессе играет лишь вспомогательную роль, но не решает за клиента и не пытается «навязать» ему свой опыт и/или точку зрения.  


1. Коучинг и его разновидности

Для начала давайте разберемся, что же такое коучинг и чем он отличается, скажем, от психотерапии. 

Само понятие «коучинг» появилось в начале 90-х годов прошлого века благодаря английскому бизнесмену сэру Джону Уитмору. В переводе с английского оно дословно означает «тренировка» (англ. coaching) и подразумевает, как это модно сейчас говорить, «прокачку» определенных навыков.

Иными словами, коучинг – это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. Исходя из конечных целей, он бывает следующих видов: 

- лайфкоучинг

- бизнес-коучинг

- карьерный коучинг

- коучинг изменений (инноваций)

- мотивационный коучинг 

- и т. д.

Формат коучинга также определяется, исходя из целей и потребностей. Т. е. – он бывает индивидуальный, групповой/командный и организационный.

Большим преимуществом можно считать и то, что инструменты и техники коучинга применимы для генерирования новых идей, подходов, выходящих за рамки стандартного и привычного для клиента мышления, а инструментарий коучинга настолько универсален, что позволяет работать с самыми разнообразными запросами.

Главным отличием коучинга от, например, психотерапии, является то, что в нем действует правило, что все ответы и необходимые внутренние ресурсы у клиента уже имеются. Кроме этого, клиент и коуч взаимодействуют полностью на равных. Коуч не дает советов и не занимает экспертной позиции по отношению к клиенту. Он сопровождает клиента в процессе нахождения оптимальных путей достижения целей, которые сам же клиент и ставит перед собой. 

Как говорил Тимоти Голви, «коучинг не учит, а помогает учиться». Т.е. - не коуч решает проблему за клиента, а клиент получает возможность принимать решения, самостоятельно искать ответы на вопросы, нести ответственность за свои поступки и т.д. Клиент, с помощью инструментов коучинга, сам трансформирует себя, свою жизнь и ее качество, а через это - и свое окружение.

Здесь важным фактором выступает желание и мотивированность клиента к таким изменениям. Как и в обычном консультировании, результат и эффект либо будут минимальными, либо их не будет вовсе, если клиент не готов к тому, что придется приложить определенные усилия.  Этот принцип можно проиллюстрировать высказыванием: «Если ты хочешь иметь то, чего никогда не имел, тебе нужно сделать то, чего ты раньше не делал».

Стоит помнить, что коучинг вряд ли будет эффективен, если человек не готов взять на себя ответственность за свою жизнь и действия. 

Аналогичные трудности могут ожидать, например, и предприятия, которые не приветствуют никаких изменений, в т. ч. позитивных, и не придают значимость тому, что основным ресурсом и движущей силой является как раз-таки человек. И не просто человек, а высокомотивированный и заинтересованный в развитии себя лично и организации, в которой он трудится.

Во всех этих, а также многих других случаях коучинг будет незаменимым помощником.


2. Коучинг как средство улучшения жизни индивида

Коучинг, будучи одновременно простым и в то же время эффективным методом, способен в значительной мере улучшить качество жизни индивида в социуме. Это связано с несколькими факторами, среди которых стоит выделить следующие:

а) Применение диагностических методик психотипов личности (квадро-цветовой и т.д.) способствует тому, что индивид научается распознавать психотипы окружающих его людей и их специфику. А это, в свою очередь, влечет за собой умение сонастраиваться с ними и с одной стороны – эффективно коммуницировать, а с другой – при необходимости вовремя дистанцироваться и уйти от взаимодействия (например, носящего негативный характер).

б) Важным навыком, которым можно овладеть с помощью коучинга, является умение не только слушать, но и слышать. При этом слышать именно то, что пытается донести собеседник, а не то, что мы думаем, он пытается донести.

в) Не менее важно уметь задавать точные и «правильные» вопросы. В этом поможет техника задавания вопросов. Ведь именно задав точный и нужный вопрос, можно получить конкретный и нужный ответ. И данное умение требует определенной сноровки, обеспечить которую как раз и может коучинговый подход.   

г) Понимание того, что такое внутренняя и внешняя среда, их основных различий и влияния на индивида, дает последнему возможность определять, на какие из факторов он в состоянии повлиять, чтобы изменить что-то в своей жизни, а на какие нет. Так, на факторы внешней среды повлиять практически невозможно. В то же время многие люди тратят огромное количество сил и времени на то, что фактически находится вне зоны их контроля. Коучинг и его концепция о влиянии среды на человека дают четкое представление, на что целесообразно тратить силы, а на что нет.

д) Помимо прочих явных преимуществ, еще одним несомненным «плюсом» коучингового подхода в жизни человека можно назвать навык «самокоучинга», который подразумевает, что индивид, овладевая техниками и приемами коучинга, со временем становится способен не только своевременно определять, когда что-то начинает происходить не так, но и принимать соответствующие меры. А чаще всего применять превентивные действия, направленные на то, чтобы в сложной ситуации оставаться конгруэнтным и быть в состоянии справиться с произошедшим, одновременно приведя себя в норму (эмоциональный баланс).

О пользе коучинга в жизни индивида можно говорить много и долго. Однако, именно практическое применение навыков и умений дает большее понимание об эффективности данного подхода. Кроме этого, «благоустраивая» с помощью коучингового подхода, свою внутреннюю среду, индивид косвенно влияет и на внешнюю среду. Точнее – на свое ближайшее окружение, т.к. окружающие, видя происходящие перемены, также начинают взаимодействовать с индивидом на совершенном ином качественном уровне. На мой взгляд, это – лучшее доказательство того, что коучинговый подход эффективен и универсален. Соответственно, можно смело рекомендовать прохождение коучинга каждому (психически здоровому!) человеку.   


3.
 Увеличение эффективности коучинга за счет сочетания его с другими методиками

Коучинг, как и любая другая методика или терапевтическая модальность, может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими модальностями. И с помощью дополнительных методик можно многократно увеличить эффективность коучинга. Ниже пойдет речь о двух методах, которые я с недавних пор стала применять в сочетании с коучинговым подходом, что дало мне возможность расширить свой рабочий арсенал и повысить уровень профессиональной компетентности.   

Принимая во внимание тот факт, что современные методы психотерапии весьма многочисленны и разнообразны, в рамках данной работы не предусмотрено рассмотрение их всех. Однако, те методы, которые я использую в своей работе, а также возможности их сочетания с коучингом, видится целесообразным вкратце описать.

=> Метод №1 - позитивная психотерапия.
Гуманистический ресурс-центрированный метод, созданный полвека назад германским психиатром иранского происхождения Носсратом Пезешкианом.

Очень часто люди, впервые услышав название метода, реагируют весьма скептически, т. к. считают, что слово «позитивный» подразумевает полное отрицание негатива, а все мысли при этом должны быть исключительно радостными. Иногда это еще щедро приправляется аффирмациями и различными мотивационными высказываниями и слоганами.

А ведь этимология названия метода совершенно иная. Оно происходит от латинского слова «positum», что значит «фактический, имеющийся в наличии». Соответственно, с тем понятием «позитивный», которое в последнее время широко используется в популярной психологии, метод позитивной психотерапии не имеет ничего общего.

Не менее важна еще одна характерная особенность позитивной психотерапии. В отличие от многих других методов, главный фокус направлен не на проблему, а на ресурсы. Многочисленные внешние и внутренние ресурсы, которыми обладает каждый человек. И позитивная психотерапия нацелена как раз на то, чтобы помочь человеку и научить его максимально эффективно использовать все эти ресурсы. Говоря языком коучинга, позитивная психотерапия учит клиентов задействовать как внутреннюю, так и внешнюю среду.

Суть метода можно описать с помощью восточной мудрости: «Дайте человеку рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь». И позитивная психотерапия как раз и учит «ловить рыбу»! А сочетание инструментария позитивной психотерапии с коучингом выводит этот процесс на совершенно иной, продвинутый, уровень.

Для наглядности приведу пример своего авторского упражнения, в котором коучинг сочетается с одним из инструментов позитивной психотерапии – Моделью Баланса.

Модель Баланса представляет собой равностороннюю фигуру в виде ромба, четыре области которой обозначают четыре главных аспекта жизни человека. Т.е. – вся жизненная энергия, в сумме равная 100%, тем или иным распределяется по областям МБ, либо равномерно, либо с дефицитарным или гиперпроявлением в одной и более областях. Важно помнить, что при работе с МБ, мы диагностируем избыток, а работаем с недостатком!

Выглядит Модель Баланса следующим образом:


Ход упражнения:

Шаг №1. Нарисуйте МБ в виде ромба, как на рисунке выше, а затем запишите для каждой из четырех областей, сколько на Ваш взгляд процентов своей жизненной энергии Вы в нее вкладываете. Цифры могут получиться абсолютно разные. Пусть Вас не смущает, если куда-то Вы написали много, а куда-то совсем чуть-чуть. Допускается даже «ноль».

Шаг №2. Запишите для каждой области тот желаемый процент, который Вы бы хотели получить в конце. В сумме также должно быть не более 100%. 

И теперь можно приступить к шагу №3 – непосредственно, восстановлению и/или обретению баланса в жизни. Его мы разбиваем на два этапа:

Этап А: 

На каждую из областей МБ распишите, что вам нужно сделать:
- в области «Тело» - физическая активность, уход за телом и т.д., что именно может способствовать продвижению к цели (здесь следует учесть и тот факт, что физическая активность улучшает настроение и повышает тонус, а это немало важно для получения конечного результата);

- в области «Достижения» - какие конкретные действия необходимо предпринять для этого;

- в области «Контакты» - какие отношения и с кем необходимо/желательно наладить для получения желаемого результата;

- и для области «Фантазии/Смысл» - какие личностные качества или концепции могут помочь в осуществлении задуманного? Какие следует выработать?

Этап Б: 

Теперь для каждой из четырех областей напишите по одному очень простому действию, которое вы бы могли легко выполнять регулярно по 2-3 минуты. Это может быть любое действие на ваш выбор: от, например, простой утренней зарядки и до ежедневного чтения научных трудов - в зависимости от вашей цели.


=> Метод №2 – метафорические ассоциативные карты.

Будучи одновременно простым и эффективным инструментом, помогают проработать травмирующие переживания и ситуации в очень деликатной форме, убирают внутреннее сопротивление и создают безопасную обстановку для дальнейшей работы с запросом.

На сегодняшний день существует несколько тысяч самых разных колод. Среди них:

- универсальные, с помощью которых можно решить практически любой вопрос;  

- тематические, адаптированные под узкий круг запросов;

- коучинговые;

- и т. д.

Каждая из колод отвечает требованиям даже самых взыскательных клиентов. И все они без исключения нацелены на то, чтобы максимально быстро и эффективно решить любой актуальный запрос. При этом возраст клиентов неограничен и охватывает аудиторию от 5 до 95 лет. 

Еще одно несомненное преимущество метафорических ассоциативных карт – их «интернациональность». Их можно применять в работе с клиентами, принадлежащими к любой культуре и придерживающихся любых взглядов. А в сочетании, в частности с коучингом, карты становятся вдвойне мощным и эффективным инструментом.

Возможности применения метафорических карт в сочетании с коучингом я хотела бы также проиллюстрировать упражнением*, которое называется «Пятиминутка». Оно будет полезным, если необходимо очень быстро принять решение или сделать выбор.

Колоду для выполнения упражнения лучше взять универсальную или ресурсную («Emotions», «Эмоции судьбы», «Ресурсы», «Cope», «Resilio», «Morena», «Habitat»).

Помимо метафорических карт, нам понадобится секундомер или таймер.

Прим.: Карты выбираются наугад, закрытым способом.


Ход выполнения: 

Клиент озвучивает свой запрос. Далее выкладывается первая карта (всего их будет десять) и запускается отсчет времени. После выкладывания каждой карты у клиента есть ровно 30 секунд, в течение которых он проговаривает все возникающие идеи и ассоциации, связанные с выпавшей картой (в контексте запроса). Через 30 секунд выкладывается вторая карта, потом третья, и т. д. 
Когда выложены все десять карт, клиент в течение еще одной минуты изучает все выложенные карты и озвучивает некое резюме, которое у него сложилось на основании всех десяти предыдущих идей и общей картины, которая сейчас у него перед глазами.  
Примечание: 
Карты может выкладывать сам клиент. В этом случае консультант должен также следить за временем и своевременно подать сигнал о том, что 30 секунд прошли. Или же карты выкладывает консультант. Тогда клиенту только остается оперативно генерировать идеи и принимать решения.  

* Упражнение впервые описано в моей книге [7].


Заключение.

На основании всего вышеизложенного, мы еще раз получаем подтверждение того, что коучинг – эффективный инструмент для улучшения качества жизни индивида. Независимо от того, применяется ли он как самостоятельный метод, или же в сочетании с какими-то другими методами.

Описанные во второй главе варианты применения коучинга в жизни – не случайны. Именно с их помощью, начав и затем продолжив обучение коучингу, я на личном примере смогла убедиться в эффективности коучингового подхода.
Безусловно, каждый из перечисленных навыков, наряду со многими другими, требуют дополнительной «прокачки», но уже сейчас, сравнивая свои профессиональные и личностные достижения с тем, какими они были год назад, до начала обучения коучингу, и в настоящий момент, я могу с уверенностью судить о том, что результаты, и весьма ощутимые, есть. И это не может не радовать, т.к. только пройдя на своем собственном примере какие-то приемы и техники, я смогу успешно применять их и в работе с клиентами.   

 

Литература:

  1. Виноградова Е. Л. Коучинг и психотерапия. Возможности пересечения практик / Консультативная психология и психотерапия, №1, с. 200-219, 2010.
    2. Голви Т. Работа как внутренняя игра. Раскрытие личного потенциала - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 266 с. 
  2. Кириллов, И. О. Стресс-серфинг: Стресс на пользу и в удовольствие / И. О. Кириллов. — М.: Альпина Паблишер, 2013. – 210 с.
  3. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности / С.Р. Кови. - М.: Альпина Паблишер, 2017, 400 с.
  4. Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал. - М.: Институт позитивного развития, 2008 (электронная версия).
  5. Пезешкиан Х., Фойгт К. Психовампиры. О позитивном общении с теми, кто крадет у нас энергию. - М.: Академический проект, 2011.
  6. Тимофеева В. Метафорические ассоциативные карты в позитивной психотерапии, коучинге и управлении персоналом. - М.: Белый ветер, 2019. – 86 с.
  7. Уитмор Д. Коучинг высокой эффективности. 3-е изд. – М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005, 168 с.
  8. Электронный ресурс - персональный сайт автора (см. ниже)

 

Приглашаю на скайп-сессии коучинга. 


N.B.
Через несколько недель цена повысится.

_________

Тел. и W/A: +7 964 779 97 50
e-mail: [email protected]
Сайт: www.vtimofeeva.ru 
 

 



Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое коучинг? Результаты и воздействия коучинга
  • Коучинг достижения целей. Что же такое коучинг?
  • Арт-коучинг. Сочетание проективных методик в коучинг консультировании.
  • Коучинг в стиле арт или Арт-терапия + Коучинг = Максимально эффективная работа с клиентом
  • Как можно прояснить запрос с помощью одной карты МАК?
  • Как повысить свой потенциал или достижение целей через коучинг.
  • Коучинг & метафорические карты
  • Суть коучинга. Эффективность коучинга.
  • Что такое Коучинг и чем он может помочь?
  • Пример того, почему коуч - это исследователь, а коучинг - совместное исследование
  • Что такое коучинг? И кто есть коуч?
  • Чем отличается коучинг от психотерапии?
  • Коучинг как метод управления персоналом
  • Можно ли с помощью психотерапии решить все психологические проблемы и больше к ним не возвращаться?
  • Коучинг в психотерапии
  • Психотерапия или коучинг, что выбрать? Жизненные истории моих клиентов...
  • Коучинг - альтернатива психотерапии?
  • Что такое коучинг и кто такой коуч?
  • Как любовь к себе можно рассмотреть с помощью метафорических карт?
  • МАК или какие еще карты можно использовать?
  • Коучинг: игра или новый метод управления в компании?
  • Коучинг- это искусство или особый образ жизни?
  • Что такое коучинг и зачем Вам нужен коуч?
  • Что такое коучинг и зачем нужен коуч?
  • Что такое коучинг и зачем нужен коуч?
  • Отличие коучинга от психотерапии
  • Уровни обучения, психотерапия и коучинг
  • Коучинг изнутри. Стенограмма коуч-сессии.
  • Чем Коучинг может заинтересовать руководителя ?
  • Психология, психотерапия, коучинг



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь