Коучинг изнутри. Стенограмма коуч-сессии.

00.00.00.

Коуч: Итак, Марина, на прошлой встрече мы обсудили ситуацию, которая сложилась у тебя во взаимоотношениях на работе и дома. Мы пришли к выводу, что у тебя много конфликтов, после которых ты чувствуешь неудовлетворение и дискомфорт. Что ты хочешь получить в результате сегодняшней встречи? (заключение контракта*(слова, помеченные*- см. примечания), формулирование запрос на сессию)

Марина: Я хочу, чтоб конфликтов не было. Я хочу понять, что я делаю не так, почему это все так происходит.

Коуч: И если ты это поймешь, то что произойдет тогда? (прояснение факторов, стоящих за запросом, чтобы сделать цель клиента более проявленной и структурированной, формирование осознания клиентом результата сессии)

Марина: Я пойму, где существует проблема. И смогу что-то поменять в отношениях.

Коуч: Хорошо. Я правильно понимаю, что ты хочешь понять причины конфликтных ситуаций, и если это произойдет, конфликтов станет меньше? (группирование ответов, перефразировка запроса, уточнение, правильно ли понята цель клиента)

Марина: Ну, в общем, да.  Еще понять, как правильно себя вести в конфликте.

Коуч: Иными словами, ты хочешь улучшить качество общения, уменьшить конфликтные ситуации и научиться их эффективно разрешать? (формулирование конечного запроса на сессию, согласование с запросом клиента)

Марина: Да, именно это я и хочу сделать.

Коуч: (записывая запросы, кладет на пол листы.) Марина, я хотел бы предложить тебе технику, которая поможет тебе увидеть конфликт с разных точек зрения. Работа с техникой займет не более часа.( ориентирование клиента на осознание времени.)

Марина: Хорошо. А в чем заключается техника?

Коуч: Техника заключается в том, что я буду предлагать тебе вставать на листы с разными названиями. Всего их будет четыре. Первый лист называется метапозиция**. Вставая на него, ты  можешь рассказывать про ситуацию  и анализировать полученный опыт. Следующий лист называется «другой». Когда ты встанешь  на него, ты будешь рассказывать ситуацию с точки зрения, как если бы ты видела ее глазами другого человека. Третий лист называется «наблюдатель». Вставая на него, ты будешь рассказывать про ту же ситуацию, как если бы ты наблюдала за вами обоими со стороны. И четвертый лист называется «Я». Встав на него, рассказывай про ситуацию с точки зрения своего видения. Когда ты будешь вставать на какой-либо из них, я буду задавать тебе вопросы, а ты будешь отвечать на них (разъяснение детальной структуры техники для снятия тревожности у клиента и построения более эффективного взаимодействия в процессе проведения сессии)

Марина: Хорошо.

00.02.50.

Коуч: Тогда я предлагаю тебе встать на лист «метапозиция» и вспомнить какую-то ситуацию, когда ты находилась в конфликте или противостоянии с кем-то. Ситуация, которая вызывает некую тревогу или дискомфорт, где ты не очень эффективно себя проявила. (настраиваю клиента на работу в сессии)

Марина: Да, есть такая ситуация. С моим гражданским мужем. Она меня очень сильно беспокоит и очень бы хотелось преодолеть это беспокойство.

Коуч: Хорошо. Расскажи, пожалуйста, что это за ситуация, когда она произошла, кто были участники? (уточняю временные рамки, место, время, суть ситуации )

Марина: Ему позвонили друзья. Предложили встретиться. Он меня предупредил об этом и сказал, что будет всегда на связи. Я его попросила долго не задерживаться. Я не спала. Все это время я на нервах. Постоянно ему звоню. Он отвечает: « все нормально, скоро приду». Пришел только в 5 утра, и мы с ним поругались. (у меня возникла гипотеза, что конфликт произошел из-за поведения Владимира)

Коуч. Ясно. А что бы ты хотела понять в данной ситуации, выяснить для себя? (выяснение запроса относительно данной ситуации, т.к. в начале сессии запрос сформулирован общий. Цель вопроса- совместить цели клиента в сессии и цели  клиента в работе с конкретной ситуацией)

Марина: …Почему он так поступает…

Коуч : Почему он так поступает…Хорошо, а что еще? (повторяя фразу, демонстрирую более глубокое понимание ситуации, устанавливаю раппорт, расширяю запрос)

Марина: Нужно ли мне переживать за то, что повторится ситуация с первым мужем. Нужно ли вообще стараться понимать этого человека и давать ему какую-то волю.

Коуч : И что будет, если ты это поймешь? (поиск цели запроса)

Марина: Я приобрету уверенность, что не повторится ситуация. Как с первым мужем, тогда наладится общение между нами и будет спокойствие в личной жизни.

Коуч: И какие изменения произойдут тогда в твоей жизни, если эта ситуация изменится? (поиск «цели целей» запроса)

Марина: Будет понимание…Самое главное в семье- взаимопонимание. И спокойствие…

Коуч: (понижаю громкость голоса, перехожу на более медленный темп, чтобы клиент направил внимание внутрь себя для поиска личностных ценностей) А чем это ценно для тебя, когда есть взаимопонимание и спокойствие? (наличие пауз в ответах свидетельствует о глубоком погружении Марины)

Марина: (вдумчиво и медленно) Тогда нет конфликтных ситуаций, ребенок не смотрит на эти ситуации, не страдает, я не страдаю,  муж чувствует, что его понимают…

Коуч : Хорошо. А что еще? (расширяю количество ценностей)

Марина: Ну, все-таки, я сделаю акцент на том, чтобы не страдал ребенок, не видел конфликтов. Ребенок же видит, как ведут себя родители. У него закладывается с детства стереотип… У меня не было спокойствия в первом браке. Я хочу обрести гармонию во втором….(пауза)

Коуч: (выдерживаю паузу для понимания,  что новых запросов нет) Я правильно понимаю, что после того, как мы проанализируем данную ситуацию, у тебя будет четкое понимание того, как обрести гармонию и спокойствие в личных взаимоотношениях, не будет конфликтных ситуаций в семье, будет взаимопонимание и у ребенка будет положительный пример взаимоотношений? (перефразирую ценности запроса, уточняю их у клиента, демонстрирую понимание, фиксирую раппорт*** )

Марина: Да, все верно.

00.05.27.

Коуч: Хорошо. Марина, встань пожалуйста на лист с названием «другой». Еще раз вспомни ситуацию, погрузись в нее. Расскажи с момента, когда муж вернулся домой, когда это было, во сколько, что ты делала, что он делал (помогаю клиенту вспомнить детали ситуации для более полного погружения в нее)

Марина: Недели две назад  он вернулся примерно в  пять утра, после посиделок с друзьями, открыл дверь, я вышла в корридо и встала руки в боки…

Коуч: А как зовут мужа? (уточняю имя мужа Марины)

Марина: Владимир.

Коуч: Вот теперь представь, что ты –это Владимир. Ты пришел в пять часов утра домой около двух недель назад. Открыл дверь, и что ты видишь, что слышишь? (повторяю детали события, чтобы помочь войти Марине в роль Владимира)

Марина: Я вижу недовольное лицо жены… Да, я немного выпил…Пообщался с друзьями. Но я был всегда на связи, она могла в любой момент позвонить и проконтролировать меня. Я считаю, что ничего такого страшного в этом нет, но она считает по-другому. Я спокоен. Я пытаюсь ее обнять…Она вырывается, и ее это еще больше раздражает.

Коуч: Что именно ее раздражает? (акцентирую внимание на причинах эмоций Марины)

Марина: Раздражает мой вид. Мы выпили с друзьями.

Коуч: Как она проявляет свое раздражение? (акцентирую внимание на проявлении эмоций Марины)

Марина: Криками. И…и злым выражением лица, как будто она готова меня сейчас убить на месте.

Коуч: Что она говорит? ( акцентирую внимание на словах  Марины)

Марина: Где ты шлялся? Почему ты не соизмеряешь время? Почему ты меня не жалеешь? Почему ты не понимаешь, что я сильно переживаю?

Коуч: А что ты чувствуешь, когда ты это видишь и слышишь? (акцентирую внимание Марины на чувствах, Владимира как реакции на ее слова и поведение)

Марина: Я хочу, чтоб она успокоилась для начала…Но я вижу, что она не может остановиться, и думаю: «А зачем мне это надо?» …Хочется развернуться и уйти. У меня очень негативные чувства к ней. Почему я должен за что-то оправдываться? Но она не дает мне ничего сказать…

Коуч: А что бы ты хотел ей сказать в этой ситуации, если б она тебя слушала? (Вопрос  дает возможность Марине исследовать  невысказанные слова Владимира в ситуации)

Марина: Я тебя люблю и кроме тебя и Дианы мне никто не нужен. (Диана-дочь Марины от первого брака)

Коуч: Почему ты это не смог сказать? (акцентирую внимание на причинах того, почему Владимир не сказал то, что хотел)

Марина: Я это говорил, но она меня не слушала… Не слышала…

Коуч: Не слышала… Чем для тебя закончилась эта ситуация? (повторение фразы- повторный акцент на причинах, почему не высказался Владимир, переход к завершению просмотра ситуации с позиции «другой»)

Марина: Она стала собирать мои вещи.

Коуч: Почему? (выясняю понимание  мотивации действий клиентом в ситуации конфликта)

Марина: Потому что сказала: ты живешь на моей территории, ты не принимаешь мои правила. Я собираю вещи и можешь дальше делать все, что хочешь. (Владимир проживает в квартире, которая принадлежит Марине. Он не является официальным мужем Марины, и отцом Дианы.)

Коуч: Как ты отреагировал? (проверяю, насколько реакции и действия Владимира осознаются Мариной )

Марина: Я сказал: я никуда не пойду отсюда. Здесь мой дом. Здесь мой ребенок. Я буду жить с вами. Но она все равно доводит. Доводит меня до такого момента, что я начинаю думать: «Если я мешаю ей жить так как она хочет, по установленным ею правилам, мне здесь не место.»

Коуч: А как ты думаешь, что Марина хотела добиться своими словами и поведением? (выясняю, насколько осознает  Марина свои мотивы в конфликте)

Марина: Хотела, чтоб я жил по ее правилам…(пауза)

Коуч: А ты сам чего хочешь? (выясняю мотивацию Владимира в отношениях с Мариной)

Марина: …Я хочу, чтоб меня понимали…(пауза)

Коуч: А ты предупредил, что придешь рано утром?

Марина: Нет.

Коуч: А ты обещал, что вернешься в какое-то другое время? (цель этого и предыдущего вопросов- уточнить возможные причины возникновения реакции Марины на поведение Владимира в ситуации, повысить осознанность для понимания, насколько оно оправдано и целесообразно)

Марина: Нет.

Коуч: Тогда почему ты пришел утром? (выясняю, насколько осознаются  мотивы поведения Владимира самой Мариной)

Марина: У меня очень мало времени для общения с друзьями. Я это позволяю себе делать нечасто. Я считаю, что друзья нуждаются и в моем общении тоже, и я хочу расслабиться. Постоянно сидеть дома- это тоже очень тяжело.(появилось понимание, что мотивы Владимира достаточно четко осознаются Мариной)

Коуч: Ясно. А почему ты не сказал Марине, что задержишься до утра? (выясняю  возможный повод для конфликта)

Марина: Потому что время пролетело очень быстро. Я увлекся общением…У меня был с собой телефон. И я отвечал, когда она звонила. Потом перестал…Когда она стала кричать, чтоб я быстро шел домой…Почему другим можно общаться, и их жены это понимают, спокойно ложатся спать…А меня не понимают. И меня это обижает…

Коуч: Ты чувствуешь обиду из-за этого? (уточняю причину эмоционального дискомфорта Владимира)

Марина: Да…

Коуч: А когда ты говоришь, что чувствуешь обиду, где ты больше всего ее чувствуешь в теле (проверяю, насколько Марина осознает эмоцию Владимира)

Марина: ...Наверное, в ногах…

Коуч: А что у тебя с ногами, когда ты чувствуешь обиду и говоришь об этом? (конкретизирую проявление эмоции, устанавливаю связь с ощущением тела)

Марина: …Ноги ватные и тяжелые…(пауза)

Коуч: Что-то еще?

Марина: молчит

Коуч: Владимир, ты еще что-то хочешь добавить? (выясняю дополнительные детали и факторы ситуации, которые не проявлены Мариной в позиции «другой»)

Марина: На данный момент, я все что хотел сказать, сказал…

Коуч: Хорошо…Тогда сделай шаг назад, встань на лист «метапозиция».

00.12.45.

Коуч: Марина, расскажи, что ты узнала для себя нового сейчас. (подвожу итоги, помогаю в осознании полученного Мариной опыта)

Марина: Проблема двух людей...Непонимание друг друга…

Коуч: Хорошо. А какие самые важные моменты ты осознала, взглянув на ситуацию с позиции Владимира? (фокусирую внимание на  наиболее важных моментах, помогаю их осознаванию)

Марина: (Вздыхает) …Ну, вот, непонимание…Неумение понять человека…И нежелание, наверное…навязывание стереотипа, как должно быть…

Коуч: Что за стереотип? (проясняю новую информацию в ответах Марины)

Марина: …Что все должно быть по-моему. Что он должен выполнять мои требования. А если этого не происходит, я становлюсь агрессивной. Не учитываю его мнение.(тяжело вздыхает, пауза) (у меня возникает гипотеза, что эти факторы являются основной причиной конфликтов Марины)

Коуч: А как ты пришла к такому мнению? (выясняю причину  появления таких реакций Марины во взаимоотношениях)

Марина: Не знаю. С первым мужем было то же самое. Я не учитывала его интересы…(Смотрит вниз. Долгая пауза.) Я знала…догадывалась, что эта проблема…существует…Просто сейчас ее четко увидела…

Коуч: Чем тебе был полезен этот опыт? (закрепление полученной информации, осознание)

Марина: Я поняла, что у каждого есть свои интересы, свое право на отдых. А мне просто спокойней. Когда он нигде не ходит по ночам. И я боюсь, что с ним что-то случится… Мне стало понятно, почему он перестал отвечать на мои звонки…

00.14.49

Коуч: Ну, хорошо. Теперь встань, пожалуйста, на лист «наблюдатель». Представь, что ты видишь эту же ситуацию со стороны. Открывается дверь. Входит Владимир. И его встречает Марина. Что ты видишь? Что между ними происходит? Что делает один, что делает другой? (настраиваю на восприятие Мариной ситуации с позиции «наблюдатель»)

Марина: …Пришел Владимир. В приподнятом настроении, отдохнувший. Его встречает Марина. Негативно настроенная. Но, видимо своим негативным порывом она хочет донести информацию до Владимира. Она делает это очень эмоционально. (Жестикулирует руками) Он хочет сгладить ситуацию своей нежностью. Пытается обнять и поцеловать. Она все равно упирается, реагирует очень эмоционально, очень нервно.

Коуч: Какими способами она это проявляет? (Предлагаю Марине исследовать внешние проявления своих поведенческих реакций в конфликте)

Марина: (Жестикулируя) Она выплескивает информацию на него…

Коуч: (Жестикулирую для усиления раппорта) Что она говорит при этом? (Предлагаю Марине исследовать собственный вербальный контекст в ситуации)

Марина: Она говорит: «Где ты был?» Не дожидаясь ответа начинает высказывать свои предположения. Она предъявляет претензии за то, что возможно было, а, возможно, нет. Он пытается оправдаться. Потом происходит обратная реакция. Марина успокаивается. Владимир начинает «выходить из себя». Начинает выплескивать свои эмоции…то, что накопилось внутри.

Коуч: (жестикулируя, и снижая скорость речи) А почему он это делает сейчас? (снижаю эмоциональную активность Марины для перевода в состояние размышления о причинах появления таких реакций Владимира)

Марина: Потому что обычно он держит себя в рамках приличия, а сейчас он расслаблен и не контролирует свои эмоции. Марина как бы кинула ему шар с негативом, он его поймал, надул его еще больше, и кинул ей обратно. И они теперь оба друг на друга обижены…

Коуч: (Говорю медленно, с паузами чтобы вывести Марину из эмоционального контекста) …А как ты думаешь…Почему обиделась Марина? (Проверяю, насколько осознает Марина причины своих реакций на поведение Владимира)

Марина: (продолжая жестикулировать) А потому-что он пришел поздно…А потому-что он по ее рассуждениям где-то пропадал, непонятно где…

Коуч: (медленно)Так…Ясно…А почему обижен Владимир? (Проверяю, насколько осознает Марина причины реакций Владимира на свое поведение )

Марина: (принимая задумчивую позу) А потому, что Марина не смогла его понять…И у меня сложилось впечатление, что Марина хочет, образно говоря, привязать его дома к батарее на поводок, чтобы он сидел рядом с ней…И она упрекает Владимира в том, что он живет на ее территории. Что у нее есть машина, квартира, ребенок, а Владимир там никто. Она прияла решение собрать вещи, чтобы он ушел. Она очень эмоциональна и порывиста в своих действиях. Но потом Марина остывает…А у Владимира из-за этого появляется обида…(пауза) (появляется осознание, что причина конфликтов Марины- наличие у нее мнения, как все должно быть, чтобы соответствовать ее ожиданиям)

00.18.35.

Коуч: (выдерживаю паузу, проверяю, не появится ли новая информация) Вставай на лист «метапозиция». Расскажи какой опыт ты получила относительно своей ситуации с позиции наблюдателя. (подвожу итоги, помогаю осознать  полученный Мариной опыт)

Марина: (улыбаясь) Нужно учиться анализировать ситуацию и стараться понять того человека, с которым ты живешь. Я поняла, что Владимир мне нужен, и у меня есть к нему чувства. И я не хочу, чтобы этот человек ушел из моей жизни.

Коуч: А что в этом для тебя самое  ценное? (фокусирую внимание на ценностных выводах Марины, сделанных в полученном опыте.)

Марина: Я поняла, что я провоцирую его на скандал. Даже не пытаюсь разобраться в причинах его позднего возвращения. Было немного странно наблюдать и за ним и за собой со стороны.

Коуч: Чем это для тебя полезно? (выясняю, как этот опыт может быть применен Мариной в дальнейшем)

Марина: Я поняла, что он меня ценит, и любит. И для моей ревности нет причин. Я сама себе напридумывала…(пауза)

Коуч: Что-то еще? (уточняю, есть ли невыявленный опыт, который может быть важен)

Марина: Мне кажется, все.

00.20.15

Коуч: Теперь вставай на лист «Я». Стоя на нем расскажи про ситуацию со своей точки зрения. Что ты видела, что слышала. Как реагировала. (настраиваю на восприятие ситуации с позиции Марины)

Марина: Я увидела пьяного мужа, который пришел не во столько, во сколько бы я хотела. В отличном настроении. Довольный, счастливый. А я из-за этого не спала всю ночь. Накрутила себя до такой степени, что решила: что раз он так поступает, это не мой человек. Я…я- женщина, у которой есть все: квартира, машина…как это все мне тяжело далось….Как я всегда говорю: моя квартира, моя машина и мой ребенок… Ты почему себе позволяешь так вести? Почему не делаешь так, как я хочу? (смеется)

Коуч (улыбаясь) : Какие действия с его стороны ты наблюдала? ( перевожу фокус внимания на  поведение Владимира)

Марина: Он меня успокаивает, говорит: «Ну что ты так волнуешься, все нормально! Я же постоянно был на связи! Ну что такого? Всех же нормально отпускают…Ну другие же жены понимают, что нам нужно общение…»Пытается меня обнять, поцеловать, как он это делает всегда, приходя домой. Меня это еще сильнее раздражает…

Коуч: Как ты восприняла то, что он говорит? (проверяю, насколько осознано восприятие Мариной слов Владимира)

Марина: Нет, я не слушаю.

Коуч: Ну раз ты это сейчас сказала, значит услышала? (акцентирую внимание Марины на воспроизведенной информации для закрепления осознания )

Марина: Да, услышала. Но мне это не важно. От того, что он что-то говорит, я еще сильнее распаляюсь. Я говорю: «Я уже в своей жизни это проходила! И я знаю, чем заканчиваются такие похождения с друзьями! Я больше не хочу снова переживать такие ситуации! Либо ты принимаешь мои условия, и делаешь так, как я тебе доношу информацию, либо…Я тебя на привязи не держу, и не мешаю встречаться с друзьями… Семья-это семья. Друзья- это друзья…Ну, пообщались вы до трех часов ночи, приди уже домой. Или предупреди, что задерживаешься…» Он мне говорит: « Ты вечно сравниваешь меня со своим первым мужем. Я хочу, чтобы у нас все было хорошо, а ты не хочешь, и вообще, это я должен в тебе сомневаться. Я тебе это говорю только когда совсем накипело… И вообще, ты ни с кем не считаешься, ставишь себя выше всех!»

Я уже в это время молчу, сижу на стуле и слушаю…

Коуч: Как ты считаешь, почему он это сказал? (акцентирую внимание на осознании Мариной возможных мотивов в поведении Владимира)

Марина: Чтоб обидеть меня, наверное…Или показать, что это ему не нравится и я это поняла…

Коуч: Чего ты хотела добиться своими словами и действиями в этой ситуации? (помогаю осознать собственные мотивы и цели в поведении) 

Марина: Закончить эти отношения. Выдворить его, и жить спокойно вдвоем с ребенком.

Коуч: Это в конце ситуации, так?

Марина: Да.

Коуч: А в начале?

Марина: Донести информацию…Пусть и на эмоциях. Чтобы он понял, что семья есть семья. Ты взял на себя ответственность, ты живешь с женщиной, у которой есть ребенок, пусть и от первого брака, и ребенок называет тебя папой, и если ты хочешь, чтобы у тебя была полноценная семья, значит, ты должен себя соответственно вести. Как взрослый здравомыслящий человек.

00.26.18.

Коуч: Хорошо. Теперь встань на метапозицию. Скажи, что ценного для себя ты сейчас получила, посмотрев на ситуацию со своей точки зрения? (подвожу итоги, помогаю осознать  полученный Мариной опыт)

Марина: (после паузы) Ничего не добилась на самом деле. Тем, что я закатила истерику, тем, что я себе накрутила все. На самом деле, он был постоянно на связи, я могла в любой момент позвонить ему, и услышать голоса, и понять, где они сидят- у друга, или в пивном баре…У нас под окнами, кстати.

Коуч: Я правильно понимаю, что это было недалеко отсюда? (закрепляю осознание того, что причина конфликта заложена в субъективной интерпретации Мариной ситуации )

Марина: Да, они сидели под окнами нашего дома…Но… Не тогда я должна была доносить информацию. Должна была подождать, пока он проспится, спокойно сесть на кухне, чтобы не слышал ребенок и поговорить.

Коуч: Скажи, пожалуйста, ориентируясь на свои внутренние ощущения, по шкале от одного до десяти, насколько ты в данной ситуации себя вела эффективно. (визуализирую положение Марины для осознания и понимания, на сколько нужно продвинуться в решении ситуации до десяти)

Марина: Единицу.

Коуч: Единицу…А если бы твое поведение в данной ситуации было на десять, то какие качества бы у тебя присутствовали? ( цель- поиск ресурсов для изменения ситуации)

Марина: Спокойствие..., уверенность.., рассудительность…ну и…и мудрость…

Коуч: Хорошо. Если бы у тебя были все эти качества: спокойствие, уверенность, рассудительность, мудрость, и все они присутствовали бы у тебя в ситуации, то какую цифру бы ты поставила своей эффективности? (цель-проверка состояния с приобретенными ресурсами)

Марина: Восемь.

Коуч: А что бы ты хотела добавить еще, чтоб твоя эффективность в ситуации была на девять? (цель-поиск недостающих ресурсов)

Марина: Уверенности в себе, в первую очередь…

Коуч: А если у тебя будет уверенность в себе, то что это тебе даст? (цель- согласовать названный ресурс с внутренним состоянием)

Марина: Если женщина уверена в себе, она никогда не будет ревновать мужчину. Соответственно, нужна еще уверенность и в нем.

Коуч: Хорошо. Давай представим, что в этой ситуации у тебя присутствуют спокойствие, уверенность в себе, уверенность в нем, рассудительность, мудрость. Какую ты оценку поставишь тому, насколько ты эффективна в  этой ситуации? (цель-перечисление ресурсов для согласования с внутренним состоянием, проверка удовлетворенности)

Марина: Десять

Коуч:  Вспомни, пожалуйста какой-то опыт из своей жизни, когда все эти качества у тебя были и проявлялись очень ярко? (помогаю вспомнить ресурсное состояние)

Марина: У меня не было таких ситуаций.

Коуч: Давай подумаем. Ты ведь можешь  спокойно, уверенно, рассудительно и мудро мыть посуду, например, или делать выкладку товара на полке? (перевожу от абстрактного мышления к конкретным ситуациям из жизни)

Марина: Ну,да…

Коуч: Можешь вспомнить такую ситуацию, пусть не самую серьезную, но где все эти качества проявились? Любую, которая сейчас всплывет в памяти. (помогаю зафиксировать состояние «сейчас»)

Марина: Ну, это была ситуация в семье. Вчера прихожу домой, улыбаюсь. Муж меня встречает, целует. Я иду готовить ужин, мы спокойно ужинаем, потом вместе проводим время. Спокойно ложимся спать. Ни у кого ни к кому нет претензий. Все довольны.

Коуч: И какие из качеств ты вчера чувствовала? (проверяю, насколько  осознает Марина присутствие ресурсов в приведенном примере)

Марина: Спокойствие, рассудительность, отсутствие нервозности, уверенность, мудрость.

Коуч: Хорошо. Тогда со всеми этими качествами, ощущая их в себе, встань сейчас на лист с названием «другой».(помогаю Марине закрепиться в ресурсном состоянии для моделирования ситуации и внесения корректировок в поведенческую стратегию)

00.32.05.

Коуч: Итак, Владимир возвращается домой. Его встречает Марина, которая мудра, рассудительна, уверена, спокойна. Что ты видишь, Владимир? (настраиваю на восприятие ситуации с позиции «другой», но с ресурсным состоянием клиента)

Марина: Я прихожу домой. Открываю ключом дверь. Раздеваюсь. Иду в душ. Ложусь спать. Утром Марина готовит завтрак. Я просыпаюсь, завтракаю. Ребенок занимается своими делами. Мы спокойно беседуем. Марина спросила, почему я так долго задержался. Я объяснил, что я не видел друзей два месяца, нам было, что рассказать друг другу. И я потерял контроль над временем. Но я всегда был на связи. Марина просит предупреждать о том, если я задерживаюсь. И я понял, что на самом деле я счастлив. У меня понимающая женщина. Я пообещал ей, что в дальнейшем, если я буду задерживаться, я буду предупреждать и смотреть за временем. Марина предложила приводить друзей к нам, а я ответил, что обстановка дома одна и та же каждый день, и хочется в общении с друзьями ее сменить. Марина сказала: «Давай попробуем друг друга понимать, чтоб в дальнейшем не было конфликтов.» Мы обнялись и инцидент исчерпан.

00.35.05.

Коуч: Хорошо, Марина. Встань на лист «метапозиция» и скажи, насколько ситуация, в которой ты была сейчас удовлетворяет твое чувство внутреннего комфорта? От одного до десяти.(проверяю, насколько внесенные изменения удовлетворяют Марину)

Марина: Девять баллов. У меня не появилась уверенность в нем. Пока есть кое-какие сомнения…

Коуч: Расскажи поподробней, что означает для тебя «быть уверенной в нем?» (проясняю значение недостающего ресурса)

Марина: Я хочу, чтоб у меня была уверенность в нем. Что он меня не предаст, как это сделал первый муж.

Коуч: А если б ты была в нем уверена, то как бы ты это поняла? (устанавливаю связь недостающего ресурса с его осознанием)

Марина: Я бы не переживала, что он отсутствует по ночам…Доверяла ему…

Коуч: И что бы ты при этом чувствовала, если бы ты доверяла ему? (устанавливаю связь ресурса с ощущениями Марины)

Марина: Покой. Отсутствие волнений, переживаний.

Коуч: А когда ты сейчас это говоришь, где ты это чувствуешь в теле? (закрепляю ресурс в теле в форме ощущений )

Марина: Нигде конкретно. Просто легкость во всем теле…

Коуч: Отлично. С этим ощущением легкости в теле встань на позицию наблюдателя и расскажи, что ты видишь со стороны, как пришел Владимир. У Марины есть чувство уверенности в нем, уверенности, что он не предаст. (настраиваю на восприятие ситуации с позиции «наблюдатель» с дополнительным ресурсом)

 00.38.08.

Марина: Владимир пришел домой рано утром. Лег спать. Утром Марина сделала завтрак. Владимир проснулся и позавтракал. Пока ребенок в комнате, Марина предлагает обсудить ситуацию. Она спокойно выслушивает его аргументы, и спокойно высказывает свои предложения.

Коуч: Каким тоном она это говорит? Какой у нее голос, какое выражение лица?  (фиксирую внимание Марины на собственных поведенческих реакциях с целью  осознания присутствия ресурсов)

Марина: Спокойный ровный голос. Уравновешенный. Она объясняет все простыми словами. Владимир соглашается.

Коуч: А как ты понимаешь со стороны, что Владимир это воспринимает именно так, как хочет донести Марина? (проверяю наличие связи между присутствием  ресурсов у Марины и  поведением Владимира)

Марина: По поведению. Он спокойно сидит. Смотрит в глаза. Спокойная мимика. Открытые жесты. Он анализирует то, что говорит Марина, спокойно реагирует. Соглашается, качая головой вперед. Они приходят к единому мнению.

Коуч: А какие еще качества помимо уверенности ты можешь видеть сейчас в Марине? (закрепляю приобретенные ресурсные качества через осознание.)

Марина: Спокойствие, уверенность, мудрость, уважение к своему мужчине, социальное равенство. Больше стало фраз «мы». Марина спокойна, рассудительна, доброжелательна. Раз она себя так ведет, значит, она уверена в себе. Значит, мужчина не будет бежать от нее, от тех конфликтных ситуаций, которые возникают… Они слушают друг друга, идут на взаимные уступки. Они доброжелательны по отношению друг к другу, спокойны. Видно, что эти люди уважают мнение, друг друга…

00.43.33.

Коуч: Спасибо. Сделай пожалуйста шаг назад на метапозицию. Скажи как наблюдатель (беру лист, куда выписаны запросы по сессии): если бы у них такие взаимоотношения были всегда, то была бы у них гармония?

Марина: Да

Коуч: А будет ли Марина испытывать страдания и переживания?

Марина: Нет, не будет.

Коуч: А будет ли доволен ее муж Владимир?

Марина: Да, будет.

Коуч: Будет ли ребенок Марины страдать из-за конфликтов в семье?

Марина: Тоже не будет.

00.44.23.

Коуч: Теперь представь, что ты-это вся ситуация, которая существует между Мариной и Владимиром, некое пространство, в котором они все живут. Что бы ты сказала Марине, чтобы такие отношения были у них всегда? Что нужно делать Марине для этого? (перевожу на абстрактное мышление для выработки стратегии поведения Марины, закрепления ресурсного состояния)

 Марина: Уметь совладать с собой, со своими эмоциями, со своими мыслями.

Коуч: Как она этому может научиться? ( помощь в выработке стратегии)

Марина: Ей нужно не накручивать себя, а сесть и спокойно подумать, проанализировать ситуацию. Разумно оценивать все факторы, а не впадать в эмоции.

Коуч: Какие качества Марине нужно в себе поддерживать и развивать для этого? (закрепление полученных ресурсов, поиск возможных новых)

Марина: Стабильное эмоциональное состояние. Спокойствие. Уверенность в себе и в нем… Мудрость…

Коуч: А какое из этих качеств ты бы посоветовала Марине развивать прежде всего? (акцентирую внимание на наиболее важных)

Марина: Уверенности в нем.

Коуч: Подскажи Марине, как она сможет это качество в себе развить? Что ей нужно для этого делать? ( поиск дополнительных стратегий и осознание необходимых навыков для дальнейших изменений )

Марина: Во-первых, отпустить ситуацию, которая происходила с первым мужем. Ей это мешает жить. Эта обида сидит в ней как ненужная ноша. Во- вторых, перестать сравнивать первого и второго мужей, они совершенно разные. И когда она отпустит ситуацию с первым мужем, она сможет быть уверена в Владимире. (у меня возникло понимание, что Марина осознала основную причину конфликтов с мужем)

Коуч: А что именно Марине нужно делать для этого? (помогаю конкретизировать действия)

Марина: … Спокойно анализировать ситуацию. Понимать и его тоже. А не слушать только себя. Поменьше фантазировать…И поменьше жалеть саму себя…

Коуч: Скажи, а ты как ей можешь помочь в этом? Если вдруг Марина забудет, то как ты сможешь напомнить ей о том, что сейчас говоришь? (поиск способов воссоздания ресурсного состояния при возможной утере)

Марина: Скажу ей написать на листочке все эти качества, которые она должна в себе воспитывать и когда она будет забывать о них, брать листочек и читать.

Коуч: И когда Марина должна это сделать? ( добавляю конкретику сроков выполнения в действие)

Марина: Сегодня…Сейчас сразу после того, как мы закончим.

Коуч: Отлично! Вставай на лист «Я»

00.51.51.

Коуч: Расскажи, Какой новый опыт ты приобрела в ходе нашей работы? (помогаю структурировать и осознать полученный опыт.)

Марина: (вздыхает) Я посмотрела на себя со стороны, побыла на месте мужа…Поняла, что есть не только я…Есть еще человек, и вообще другие люди с их потребностями, которые нужно учится уважать. И я понимаю, что как будет складываться дома, также будет и с друзьями и с коллегами, и вообще, в жизни. И главная проблема в том, что я всем навязываю стереотип, как должно быть. И не слушаю чужое мнение. Из-за этого конфликты и на работе, и в семье, и с мамой…А у меня на уме- только я, мое…

Коуч: Что ценного для тебя было в этой работе? ( помогаю осознать и закрепить ценности, приобретенные Мариной в ходе проделанной работы)

Марина: Я поняла, чтобы уметь разрешать конфликты, я должна быть спокойной и рассудительной. И включать свою женскую мудрость. Семейная жизнь- большой труд. Надо очень много работать над собой. Надо учиться понимать людей, с которыми ты живешь. И эта ситуация с первым мужем…Постоянно тянет меня назад. А все уже давно по- другому. Нужно научиться ее отпускать.

Коуч: Как ты будешь реализовывать полученный сегодня опыт? Если будут возникать конфликты? (помогаю осознать и закрепить выработанную  стратегию для внесения дальнейших изменений Мариной )

Марина: Выпишу на листок те качества, над которыми нужно работать. Буду ставить себя на место другого. И на место наблюдателя. Тогда картинка становится другой. Больше ясности. Объективности больше. Быть уверенным в себе. Когда ты уверен в себе, ты спокоен, рассудителен. Все проблемные ситуации решаются…Или не начинаются.

Коуч: В самом начале нашей работы мы определили, что ты хотела бы улучшить качество общения, научиться эффективно разрешать конфликтные ситуации и уменьшить их количество. Насколько мы продвинулись в этих запросах? (проверка соответствия запроса в начале сессии и на выходе)

Марина: Мне все стало понятно. Все как- будто разложилось по полочкам. Есть понимание всего, в чем я хотела разобраться.

Коуч: Ура?

Марина (смеется): Ура! Спасибо!   

00.53.52 Конец записи. Выводы по проведенной сессии:

Целью данной сессии было помочь клиенту выявить причины возникновения конфликтов, осознать их и выработать стратегии по улучшению качества общения в дальнейшем. А также  помочь определить незадействованные ресурсы, и помочь клиенту провести самокоррекцию в стратегии поведения. В процессе проведения работы у меня возникла гипотеза, что у клиента имеется несколько стереотипов поведения, под влиянием которых и возникают конфликты. В дальнейшем работа велась над их выявлением, осознанием с разных позиций. Важным было то, что клиент самостоятельно выявил и осознал эти стереотипы, что видно в подведении итогов сессии со слов клиента. 

В коуч-сессии использовался элемент системных расстановок, заместительского восприятия

Примечания

*контракт-элемент структуры коуч-сессии, в котором коуч помогает клиенту прояснить, уточнить запрос, и фокусирует внимание клиента на наиболее ценных результатах, которые клиент получит после работы с коучем. Формулируется вопросами коуча: «Что ты хочешь получить в результате нашей работы? Какие наиболее важные результаты ты хочешь получить? Что бы ты хотел(а), чтобы произошло в результате сессии?»  и т.д.

**метапозиция-элемент структуры психологических техник, находясь в которой можно диссоциироваться от собственных мыслей, поступков и взаимодействий обдумать, проанализировать их, с тем, чтобы прийти к новому пониманию и действовать более эффективно.

***раппорт-(фр. rapport, взаимосвязь, взаимопонимание) — термин в психологии и деловой коммуникации, имеющий несколько смежных значений. Подразумевает установление специфического контакта, включающего определённую меру доверия или взаимопонимания с человеком или группой людей, а также само состояние такого контакта. Один из важных инструментов создания атмосферы доверия в деловой коммуникации.Процесс построения и поддержания отношений взаимного доверия и понимания между двумя и более людьми. Позволяет резко сократить дистанцию общения и открыть доступ для построения позитивной, доверительной коммуникации. .

Коучинг изнутри Стенограмма коуч сессии







Просмотров: 668
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Новый человек родился. Марина
  • Как Марина кран чинила
  • Как не встретились Марина и Игорь.
  • Марина Цветаева дочь и мать
  • Марина Влади и ее лояльность к отцу
  • Как Марина избавилась от чувства вины и отверженности
  • Санта-Барбара по-русски. Счастливое замужество: Марина 45+
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Чтобы поставить цель не нужен коуч
  • Почему я не заявляю и никогда не заявлю о себе – коуч №1 в мире?
  • Почему Коуч?
  • Пример того, почему коуч - это исследователь, а коучинг - совместное исследование
  • Сам себе коуч
  • Пирамида логических уровней или закулисье коуч-сессии
  • Когда мама коуч, продолжение
  • Что такое коучинг? И кто есть коуч?
  • Сам себе коуч? - Легко!
  • Сам себе коуч (продолжение)
  • Женщина - психолог - генеративный коуч - ментор... О сути здесь и сейчас... в генеративном подходе.
  • Как и чем может быть полезен семье коуч по семейным отношениям.
  • Как и чем может быть полезен семье коуч по семейным отношениям.
  • Колесо баланса. Сам себе коуч.
  • Коуч и клиент: кто больше стремится к результату?
  • От каких профессиональных навыков зависит успех работы психолога. Почему психолог лучше чем коуч
  • «Коуч», как много в этом слове для сердца русского слилось…
  • Доступно о коучинге. Для чего вообще нужен коуч и о чем с ним разговаривать?
  • Коуч сессия – место встречи со своим внутренним мудрецом. Готовы?
  • Кто такой коуч
  • Кто такой коуч?
  • Кто такой коуч и зачем он нужен?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь