|
Азы семейного воспитания глазами специалиста психолога.Автор статьи: Денисова Светлана Викторовна
-Есть ли в вашей семье правила? -Конечно. -Назовите, пожалуйста. -…Надо подумать. Семья – организованное сообщество людей, поэтому важно иногда на семейном собрании за чашкой чая их проговорить, внести поправки и изменения. Человек находится в постоянном развитии, он меняется. Постоянно меняются наши дети: не только внешне, но и внутренне. Лучше обсуждать правила 1-н раз в квартал или за полгода. Правила должны быть четкими, понятными, не исключающими друг друга. Это нормы общежития должны быть одинаковыми для всех членов семьи. 1.Бытовые правила: гигиена, порядок в личных вещах, предметах, а также общий порядок в доме; 2.Правила приема пищи; 3.Правила дневного распорядка или семейный режим на каждый день (обязанности каждого и время на отдых); 4.Правила этики (Как общаться друг с другом) 5.Правила семейного отдыха; 6.Правила приема гостей; 7.Правила общего семейного реагирования на стрессы, конфликты, проблемы, тяжелые жизненные ситуации; Иногда родители считают « правила, конечно, есть, просто они не гласны, не написаны». Когда потом они пишут, оказывается, что это не так просто: появляются разногласия, дополнения, новые необходимые правила. Важно позволить детям принимать участие в Совете – они принесут свежие идеи. Им это даст более ответственный и самостоятельный взгляд на организацию жизни в семье. Самой важной Традицией, которую называют большинство семей – это, конечно, «быть вместе на праздниках, особенно, на Новый год». Правда не всегда это значит, что для детей тоже устраивается торжество: игры, конкурсы с призами, причем дети любят играть вместе с родителями, конкурс между семьями, общее творчество и т.т. 50% семей имеют в виду общее застолье. Бывает так, что родители устали, им некогда придумывать что-либо. Традиция – это общее приятное и полезное время, проведенное всей семьей. Что это может быть? Семейный ужин при свечах, когда на десерт подается не только сладкое, а еще похвала каждому за поступок в течение 3 дней или недели. 1 раз в 2 недели или в месяц всей семьей вы посещаете культурное, развлекательное место, ездите на природу, в поход. Вы об этом договариваетесь заранее и каждый готовится. Лучше точно договориться и сделать совместное мероприятие 1 раз в месяц, чем вы обещаете ребенку часто, а у вас не получается. Следующий вопрос, который специалист задает семье: «Как вы радуете друг друга?» Умение радовать друг друга каждый день – это большое искусство, которое требует усилий от человека. Есть хорошее психологическое упражнение – сказать: какие сюрпризы вы делаете для своих родных и какие вы могли бы сделать. Причем ребенок может делать не меньше, чем его родители, например, после работы принести папе чай, разогреть кушать; купить маме красивую открытку - просто так. Конечно, важно учить детей приносить людям тепло и радость простыми искренними способами и самим взрослым повторять и придумывать новые способы. Кто главный в вашей семье? Какова система Иерархии в семье? Иерархия – распределение ролей в группе. Главное, чтобы главным был папа или мама, а не ребенок. Для того, чтобы быть уверенным в своем авторитете задавайте этот вопрос ребенку хотя бы 1-н раз в полгода и в кризисных ситуациях не послушания и капризов - это будет самое объективное видение. «Да, все его балуют» - улыбаясь, говорит мама, он же пока маленький, 2,5 года. Знаете, что-то болеет часто и говорит мало, помогите нам». Во-первых, задайте себе вопрос, зачем вам это нужно, что мешает вам быть со своим ребенком не только ласковой, но и строгой?. Как можно приучать ребенка правилам улыбаясь и с расслабленной интонацией? Не большая строгость в голосе и собранность – вот, что нужно для привлечения ребенка в социальную жизнь. Зачем ребенку говорить, если мама с полуслова его понимает, можно только звуки издавать. Если родители не приучают ребенка к режиму, к зарядке; прогулкам обязательным, а не когда у него настроение есть; если, они не могут привить ему правила в еде, не знают, как начать закаливание, часто пребывают в неуверенности и тревогах – это готовый рецепт для часто болеющего малыша. «Панибратские отношения» с ребенком ни к чему, - можно быть для него товарищем и в тоже время оставаться взрослым, показывать четкие и твердые ориентиры в жизни. Необходимо быть лидером, то есть уметь распределять ответственность и спрашивать и с себя и с остальных членов семьи. Известно, что «каждый на своем месте» - это основной закон семейной и психологической гармонии. Потребность в безопасности – фундаментальная потребность человека. Типологии стилей воспитании помогают увидеть и распознать черты Ваших отношений «родитель- ребенок», а это уже шаг вперед к полезному и гармоничному пути взаимоотношений. Попустительский, авторитарный и демократичный стиль всем известны, поэтому мы посмотрим другие типологии современных семейных психологов. Типы матерей: Царевна- несмеяна: главная задача- не избаловать ребенка, частые нотации(нельзя, не надо, перестань), мама всегда права, редко улыбается. Снежная королева: при общении с ребенком соблюдает определенную дистанцию, она умеет повелевать и правит. Не умеет проявлять близость и доброту. Спящая красавица : живет в плену своих фантазий, грез наяву, не замечая потребностей и желаний ребенка, его любви . Он для нее – живая кукла Унтер-пришибеев: генерал в юбке, ребенок для нее солдатик, живущий по ее приказам, если неподчинение- наказание. Наседка: ребенок у нее на привязи, не дает и шага ступить самостоятельно Типы пап: Папа-мама: функции мамы берет на себя, а это не всегда удается и тогда он вспыльчив и зол. Ребенок под прессом его настроения. Мама-папа: ребенку все дозволено и все прощается, ребенок сидит не только на « шее», а очень часто на « голове». Крепкий орешек: признает лишь правила без исключения, никогда не идет на компромиссы, даже если он не прав. Карабас Барабас: злой и жестокий папа, ребенок постоянно в страхе раба, угнетенного, неполноценного. Попрыгунья-стрекоза: папа не чувствует себя отцом, его жизнь должна протекать без забот, приходящий папа. Рубаха-парень: он ребенку и брат и друг. Много общается, забывает о семье, в семье постоянные конфликты. Подкаблучник: папа под каблуком жены, даже в самые тяжелые моменты Не перейдет на сторону ребенка, чтобы не испортить отношения с женой. Любая типология не может охватить все особенности, так, например, есть родители, которые постоянно на работе и им некогда заниматься ребенком – это так называемая гипоопека (недостаток опеки). Есть родители, которые во всех бедах сознательно или бессознательно обвиняют ребенка , и тогда он на самом деле начнет делать вред для семьи или замкнется в себе, вплоть до психического заболевания. Умение строить полезные и гармоничные отношения с ребенком –это не так просто, но и не так сложно, если родители понимают, что воспитание детей – это процесс и результат их личного развития, это характеристика зрелого отношения к себе и к миру. Есть ли у ребенка личное пространство? Позволяется ли ему говорить о своих желаниях, выбирать себе одежду, говорить о своих чувствах, иметь собственное мнение? Ребенок в 3-и года в первый раз осознает, что он отдельный, что он «Сам», что его тело- это только его тело. Необходимо помогать ему в этом развиваться. К 3-м годам ребенок окончательно отдельно спит, имеет свою комнату или четко очерченную территорию. Даже, если люди живут в стесненных условиях, можно что-то придумать, иначе это быстро скажется на темпе развития ребенка. Ребенок отвечает за свои вещи, игрушки, имеет свои первые маленькие обязанности. Вы учите его также уважать и чужую территорию, чужие вещи, уважать желания и чувства другого. По мере того, как ребенок взрослеет важно позволить ему иметь свои секреты, принимать решения. Родитель не должен и не сможет все знать о своем ребенке, полностью понимать и не ждите от него того же. 2-е методики, которые я часто применяю на первых консультациях, кроме обсуждения описанных 4-х тем – это известный многим «Рисунок семьи», причем интересно, когда рисуют все члены семьи, каждый свой, обязательно в красках и лучше в действии, а потом мы обсуждаем. 2- игра в ассоциации, ребенок или вся семья придумывают на какое животное, птицу, растение, цвет, персонаж из сказки, мультфильма похожи все члены семьи.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|