Азы семейного воспитания глазами специалиста психолога.

-Есть ли в вашей семье правила?

-Конечно.

-Назовите, пожалуйста.

-…Надо подумать.

Семья – организованное сообщество людей, поэтому важно  иногда на семейном собрании за чашкой чая их проговорить, внести поправки и изменения.

Человек находится в постоянном развитии, он меняется. Постоянно меняются наши дети: не только внешне, но и внутренне.

Лучше  обсуждать правила  1-н раз в квартал или за полгода.

Правила должны быть четкими, понятными, не исключающими друг друга. Это нормы общежития должны быть одинаковыми для всех членов семьи.

1.Бытовые правила: гигиена,  порядок в личных вещах, предметах, а также общий порядок в доме;

2.Правила приема пищи;

3.Правила дневного распорядка или семейный режим на каждый день (обязанности каждого и время на отдых);

4.Правила этики (Как общаться друг с другом)

5.Правила семейного отдыха;

6.Правила приема гостей;

7.Правила общего семейного реагирования на стрессы, конфликты, проблемы, тяжелые жизненные ситуации;

Иногда родители считают « правила, конечно, есть, просто они не гласны, не написаны». Когда потом они пишут, оказывается, что это

не так просто: появляются разногласия, дополнения, новые необходимые правила. Важно позволить детям принимать участие в Совете – они

принесут свежие идеи. Им  это даст более ответственный и самостоятельный взгляд  на организацию жизни в семье.

 Самой важной Традицией, которую называют большинство семей – это,

конечно, «быть вместе на праздниках, особенно, на Новый год».

Правда не всегда это значит, что для детей тоже устраивается торжество: игры, конкурсы с призами, причем дети любят играть вместе с родителями, конкурс между семьями, общее творчество и т.т.

50% семей имеют в виду общее застолье. Бывает так, что  родители устали, им некогда придумывать что-либо.

Традиция – это общее приятное и полезное время, проведенное всей семьей. Что это может быть?

Семейный ужин при свечах, когда на десерт подается не только сладкое, а еще похвала каждому за поступок в течение  3 дней или недели.

1 раз в 2 недели или в месяц всей семьей вы посещаете культурное,

развлекательное место, ездите на природу, в поход. Вы об этом договариваетесь  заранее и каждый готовится.  Лучше точно

договориться  и сделать совместное мероприятие  1 раз в месяц, чем вы обещаете ребенку часто, а у вас не получается.

   Следующий вопрос, который специалист задает семье: «Как вы  радуете друг друга?»

Умение радовать друг друга каждый день – это большое искусство,

которое требует усилий от человека. Есть хорошее психологическое упражнение – сказать:  какие сюрпризы вы делаете для своих родных и какие вы могли бы сделать. Причем ребенок может делать не меньше, чем его родители, например, после работы принести папе чай, разогреть кушать; купить маме красивую открытку  - просто так.

Конечно, важно учить детей приносить людям тепло и радость простыми искренними способами и самим  взрослым повторять и придумывать новые способы.

Кто главный в вашей семье?  Какова система Иерархии в семье?

Иерархия – распределение ролей в группе.

Главное, чтобы главным был папа или мама, а не ребенок. Для того, чтобы быть уверенным в своем авторитете задавайте этот вопрос

ребенку хотя бы 1-н раз в полгода и в кризисных ситуациях не послушания

и капризов - это будет самое объективное видение.

«Да, все его балуют» - улыбаясь, говорит мама, он же пока маленький, 2,5

года.  Знаете, что-то болеет часто и говорит мало, помогите нам».

Во-первых,  задайте себе вопрос, зачем вам это нужно, что мешает вам быть со своим ребенком не только ласковой, но и строгой?. Как можно приучать ребенка правилам улыбаясь и с расслабленной интонацией?

Не большая строгость в голосе и собранность – вот, что нужно для привлечения ребенка в социальную жизнь. Зачем ребенку говорить, если

мама с полуслова его понимает, можно только звуки издавать. Если  родители не приучают ребенка  к режиму, к зарядке;  прогулкам обязательным, а не когда  у него настроение есть; если, они  не могут привить ему правила в еде,  не знают, как начать закаливание, часто пребывают в неуверенности и тревогах  –  это готовый рецепт для часто болеющего малыша. «Панибратские отношения»  с ребенком ни к чему, - можно быть для него товарищем и в тоже время оставаться взрослым, показывать четкие и

твердые ориентиры в жизни.

 Необходимо быть лидером, то есть уметь распределять ответственность и спрашивать и с себя и с остальных членов семьи.

Известно, что «каждый на своем месте» - это основной закон семейной и психологической гармонии.

Потребность в безопасности – фундаментальная потребность человека.

   Типологии стилей воспитании помогают увидеть и распознать черты

Ваших отношений «родитель- ребенок», а это уже шаг вперед к полезному и гармоничному пути взаимоотношений.

Попустительский, авторитарный и демократичный стиль всем известны, поэтому мы посмотрим другие типологии современных семейных психологов.

Типы матерей:

Царевна- несмеяна: главная задача- не избаловать ребенка, частые нотации(нельзя, не надо, перестань), мама всегда права, редко улыбается.

Снежная королева: при общении с ребенком соблюдает определенную дистанцию, она умеет повелевать и правит. Не умеет проявлять близость и доброту.

Спящая красавица : живет в плену своих фантазий, грез наяву, не замечая потребностей и желаний ребенка, его любви . Он для нее – живая кукла

Унтер-пришибеев: генерал в юбке, ребенок для нее солдатик, живущий по ее приказам, если неподчинение- наказание.

Наседка: ребенок у нее на привязи, не дает и шага ступить самостоятельно

Типы пап:

Папа-мама: функции мамы берет на себя, а это не всегда удается и тогда он вспыльчив и зол. Ребенок под прессом его настроения.

Мама-папа: ребенку все дозволено и все прощается, ребенок сидит не только на « шее»,  а очень часто на « голове».

Крепкий орешек: признает лишь правила без исключения, никогда не идет на компромиссы, даже если он не прав.

Карабас Барабас: злой и жестокий папа, ребенок постоянно в страхе раба, угнетенного, неполноценного.

Попрыгунья-стрекоза: папа не чувствует себя отцом, его жизнь должна протекать без забот, приходящий папа.

Рубаха-парень: он ребенку и брат и друг. Много общается, забывает о семье, в семье постоянные конфликты.

Подкаблучник: папа под каблуком жены, даже в самые тяжелые моменты

Не перейдет на сторону ребенка, чтобы не испортить отношения с женой.

Любая типология не может охватить все особенности, так, например, есть родители, которые постоянно на работе и им некогда заниматься ребенком – это так называемая гипоопека (недостаток опеки).

 Есть родители, которые во всех бедах сознательно или бессознательно

обвиняют ребенка , и тогда он на самом деле начнет делать вред для семьи или замкнется в себе, вплоть до психического заболевания.

Умение строить полезные и гармоничные отношения с ребенком –это  не так просто, но и не так сложно, если родители понимают, что воспитание детей – это процесс и результат их личного развития, это характеристика зрелого отношения к себе и к миру.

 Есть ли у ребенка личное пространство? Позволяется ли ему говорить о своих желаниях, выбирать себе одежду, говорить о своих чувствах,

иметь собственное мнение?

Ребенок в 3-и года в первый раз осознает, что он отдельный, что он «Сам», что его тело- это только его тело. Необходимо помогать ему в этом развиваться. К 3-м годам ребенок окончательно отдельно спит, имеет свою комнату или четко очерченную территорию. Даже, если люди живут в стесненных условиях, можно что-то придумать, иначе это быстро скажется на темпе развития ребенка. Ребенок отвечает за свои

вещи, игрушки, имеет свои первые маленькие обязанности.

Вы учите его также уважать и чужую территорию, чужие вещи, уважать желания и чувства другого.

По мере того, как ребенок взрослеет важно позволить ему иметь свои секреты, принимать решения. Родитель не должен и не сможет все знать о своем ребенке, полностью понимать и не ждите от него того же.

2-е  методики, которые я часто применяю на первых консультациях, кроме обсуждения описанных 4-х тем – это известный многим «Рисунок семьи», причем интересно, когда рисуют все члены семьи, каждый свой, обязательно в красках и лучше в действии, а потом мы обсуждаем.

2- игра в ассоциации, ребенок  или вся семья придумывают на какое животное, птицу,  растение, цвет, персонаж из сказки, мультфильма похожи все члены семьи.

 

 

 

   



Просмотров: 416
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Правила безопасности детей на улице. Простые правила как обезопасить ребенка от незнакомцев.
  • Правила для умных родителей, чтобы ребенок вырос счастливым/часть 1
  • ...Когда в семье есть старший ребенок...
  • Без права быть собой: травмирующие правила нарциссической семьи
  • Правила для умных и любящих родителей, чтобы ваш ребенок вырос счастливым/часть2
  • Ребенок не слушается, что делать? 3 золотые правила для родителей
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Экология запретов или о том, почему трудно устанавливать правила с ребенком в семье. ЧАСТЬ 1
  • 2 правила, чтобы не отбить у ребенка желание заниматься
  • Главные правила богатства и инвестирования, которые должен знать каждый
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Деньги к деньгам. Какие правила должен знать каждый инвестор?
  • Если ребенок не говорит о своем страхе
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Правила вашей семьи
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Правила в жизни ребенка.
  • Зачем семье правила?
  • Хочешь быть всегда «при деньгах» — не нарушай эти 3 правила!
  • Как всегда «быть при деньгах». Четыре важных правила
  • Хочешь быть всегда «при деньгах» — соблюдай эти 3 правила!
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Чтобы быть СЧАСТЛИВЫМ. Правила счастья. Не поверите.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь