Принятие чувств как ресурс жизнестойкости: арт-терапевтическая техника

В последнее время очень много публикаций посвящено стрессу и стрессоустойчивости. Эти феномены понятны почти каждому человеку. При этом термин «жизнестойкость» только начинает пробивать себе дорогу.

Под жизнестойкостью ученые (Сальваторе Мадди, Дмитрий Леонтьев, Елена Рассказова и другие) понимают способность человека успешно справляться с жизненными трудностями и противостоять ударам судьбы.

 

Жизнестойкость (hardiness) включает в себя три составляющие, которыми должна овладеть личность, чтобы успешно преодолевать трудные жизненные обстоятельства:

  • интерес к жизни - активность личности, вовлеченность в отношения с другими людьми (вместо пассивности и отчуждения);

 

  • контроль над собой и обстоятельствами своей жизни, проявляющийся в ответственности за свои действия в преодолении трудностей, в продуктивном влиянии на события собственной жизни (вместо бессилия, инфантильности, выученной беспомощности); 

 

  • принятие риска – мудрое отношение к жизненным вызовам и «выход из зоны комфорта» (вместо стремления к безопасности и избеганию усилий по преодолению трудностей).

 

Однако человеку может не хватать собственных внутренних ресурсов для конструктивного преодоления трудностей, и тогда он ищет помощи извне. Психологи в индивидуальной или групповой работе с клиентами взращивают субличность ответственного, верящего в себя «Взрослого», усиливают внутреннюю позицию заботливого и критического (контролирующего) «Родителя», а также естественного «Ребенка», умеющего радоваться жизни. В целом, речь идет о восполнении недостающих ресурсов для мудрого решения жизненных проблем.

 

Resourсe(ресурсы) – это внутренние запасы мотивации и энергии, отдых и развлечение, находчивость, изобретательность и оригинальность, а также прочие имеющиеся средства, способствующие успешному преодолению проблем.

 

Основными ресурсами человека являются энергия, знания, умения, навыки, его Величество опыт, образование, здоровье, сильные личностные качества, деньги и материальные блага, а также ближайшее окружение, формирующее стратегии совладания личности.

 

Таким образом, ресурсы – это внутренние опоры для совладания. Актуализации личностного ресурса могут помочь: психологически компетентное профессиональное консультирование, коучинг, групповой психологический тренинг, поведенческие методы и техники саморегуляции (аутогенная тренировка, психомышечная релаксация, медитация и др.), креативные техники и развитие творчества, методы транзактного анализа, приемы арт-терапии (терапии средствами искусства) и пр. Раскрытию ресурсов человека могут также помочь естественные способы нивелирования стресса: общение с друзьями и близкими, красивые уголки природы, запахи и звуки, вкусная еда, полноценный отдых и медитация, секс, хобби и творчество, путешествия, субъективно значимые вещи… Так, ношение талисмана, особенно изготовленного своими руками, вызывает чувство спокойствия и, следовательно, может влиять на поведение человека в новых обстоятельствах.

 

С целью принятия собственных чувств (как позитивных, так и негативных), осознания человеком имеющейся проблемы, а также поиска стратегий для преодоления трудностей и обретения ресурсов жизнестойкости можно использовать технику «Принятие чувств как ресурс жизнестойкости», неоднократно апробированную автором в работе с мужчинами и женщинами разного возраста, социального и профессионального статуса (например, на Ежегодном саммите психологов «Технологии успеха» в Санкт-Петербурге в 2012 году).

 

Для работы необходимо приготовить 3 белых листа формата А4, половинку ватмана (или кусок обоев), клей и ножницы, акварельные краски или гуашь, кисти, пастельные карандашики или фломастеры, журналы с картинками, рекламные буклеты таких магазинов, как Магнит, Лента, Стандарт (и другие), прочую полиграфическую продукцию (например, ненужные Вам открытки).

 

Процесс арт-терапевтической техники «Принятие чувств как ресурс жизнестойкости» состоит в следующем:

  1. Нарисуйте на альбомном листе красками свои чувства (состояние) в детстве. Расскажите, что происходит на рисунке? 

 

 2. На другом листе - свои чувства (состояние) в подростково-юношеском возрасте. Расскажите, что происходит на рисунке.

 

 3. На третьем листе – чувства (состояние), которые испытываете сейчас (во взрослом периоде). Расскажите, что происходит на рисунке?

 

4. Сфотографируйте все три свои «шедевра».

 

 5. Порежьте эти три работы на любое количество частей (можно порвать на кусочки разной формы или вырвать лишь значимые образы и символы), а затем наклейте кусочки на половинку ватмана так, как Вам нравится, или как душе угодно, как они «просятся на ватман лечь»... Если уж не захочется клеить все кусочки – сожгите некоторые из них или выбросьте; однако допустимо сделать их нижним слоем работы, тем самым приняв все чувства - они же Ваши! Расскажите, что теперь отражено на рисунке?

 

 6. Сфотографируйте эту работу, интегрирующую в себе эмоциональные состояния детства, подросткового периода и взрослости. Осознайте все чувства, связанные с прошлыми воспоминаниями и актуальными переживаниями; это обеспечит их принятие.

 

7. Полистайте красивые глянцевые журналы, просмотрите прочую полиграфическую продукцию, отберите понравившиеся Вам 3-4 картинки (можно и больше, конечно), вырежьте их, а также слова или фразы, привлекшие Ваше внимание. Прислушайтесь к своим чувствам, доверьтесь своему подсознанию и наклейте эти картинки и фразы на свой «шедевр». (Можно изготовить и что-то объемное, прикрепив его к своей работе, например, конфету, салфетку, коробочку с подарком и др.).

 

8. Сфотографируйте заключительную работу. В ней найдут отражение актуальные состояния, эмоции и чувства – как позитивные, так и негативные.

 

9. Заключительная беседа по выполненной работе с разбором образов и символов. (Для этого могут использоваться словари образов и символов, практическое руководство по имагогике (от «имаго» - образ), трактовка образов из символдрамы, нумерология, тест Люшера для интерпретации цвета в рисунках и пр. При этом следует обращать внимание не только на классическую интерпретацию образов и символов, но и на их индивидуальное значение для клиентов).

 

Пример рисунков женщины 43 лет (учитель):

1. Детское состояние. Она рассказываето жизни в селе, купании в реке и рыбалке; черные птицы напоминают ей об умерших дедушке и бабушке.

Принятие чувств как ресурс жизнестойкости арт терапевтическая техника

  2. Подростковое состояние. Клиентка рассказывает о школьной любви с одноклассником, который стал ее мужем. Однако несколько лет назад он умер…(Пронзенное стрелой сердце – стандартный образ любви; холмик и черная туча подсказывают нам переживания, связанные со смертью. Символ горы может свидетельствовать о проблемах во взаимоотношениях с матерью, а коричневый цвет - говорить об отношениях зависимости и психосоматических нарушениях. После уточняющих вопросов узнаём, что на ее руках - больная мать).

 3. Взрослое состояние. Любимая семья и работа. (Изображение воды символизирует женскую сексуальную энергию. Черная «стена-туча» справа говорит, что процесс горевания еще продолжается).

 4. Коллаж (с использованием частей из всех трёх рисунков). Фрагментарность на коллаже может говорить о дезинтеграции и рассогласовании частей личности, о внутреннем конфликте. Причем черную тучу она наотрез отказалась убирать из коллажа.

 

  5. Коллаж с дополнительными образами. Здесь актуализировались значимые потребности: чтобы у детей была радостная жизнь, внук и внучка росли здоровыми, чтоб мы все были как одна большая дружная семья (образ тигрицы с тигрятами). Заметим, что картинки приклеены так, что они оказались в центре работы, что говорит об ассоциации частей личности и интеграции «Я». 

 Итак, в ходе работы выявились проблемы клиентки, состоялось отреагирование эмоций и принятие чувств, стала понятной символика бессознательного, были осознаны значимые потребности, появился «вкус к жизни».

 

Можно сделать вывод, что благодаря подобной арт-терапевтической работе клиент обретает способности к контролю чувств и саморегуляции эмоциональных состояний; это ведет к интеграции частей личности и, следовательно, к обретению целостности и тождественности (идентичности) как основы жизнестойкости.

 

Расширенную версию данной статьи с дополнительными примерами работ участников тренингов вы можете прочитать на моем сайте: 

http://n-maisak.ru/2014/09/11/acceptance-of-feelings-for-hardiness/

 

Подробнее о стресс-менеджменте, совладающем поведении и методах работы по обретению жизнестойкости, включая арт-терапевтические, можно прочитать в следующих работах автора:

  1. Майсак Н.В. Стресс-менеджмент как способ профилактики отклонений в поведении личности: Методические рекомендации. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», –2008. – 18 с.
  2. Майсак Н.В. Превенция деформаций, деструкций и девиаций специалистов социономических профессий: Методические рекомендации. - Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО «АИКПК», 2012. – 24 с.
  3. Майсак Н.В. Психосоциальная помощь специалистам стрессогенных профессий: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2011. – 158 с.
  4. Майсак Н.В. Профилактика личностных деформаций и деструкций специалистов стрессогенных профессий: учебно-методическое пособие для студентов вузов. - Москва: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. – 288 с., илл.

 

Я в Skypen-maysak

Другие публикации автора вы сможете прочитать также на моем сайте: 

Психолог-консультант в Астрахани

 



Просмотров: 672
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возвращение утерянных частей личности. Пример условной работы.
  • Заимствованные чувства (2) — ты не обязан чувствовать также, как другие
  • Психологическая практика «Возвращение утерянных частей личности. Активация выключенных ресурсов.»
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Обретение целостности. Как происходит процесс интеграции личности?
  • Как с помощью эфирных масел можно определить психологическое состояние человека?
  • Что можно сделать, чтобы не подавлять возникающие чувства?
  • Можно ли сделать так, чтобы враждебные чувства не возникали?
  • Безусловное принятие как основной ресурс ребенка в его взрослой жизни.
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Как убеждения влияют на нашу жизнь и можно ли стать хозяином своей судьбы благодаря работе с ними?
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Интеграция частей личности. Исцеление состояний. Полезная методика на опыте одной сессии.
  • Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3. Шпионские страсти: найти и обезвредить…(техники работы)
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Состояние потока-еще один ресурс нашей жизни.
  • Состояние потока как лучший ресурс в моей жизни
  • Мой опыт работы с «особенными» людьми: в первую очередь уважение и принятие
  • Само-принятие как источник внутренних ресурсов
  • Принятие себя как необходимое условие присутствия в своей жизни
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Познание и принятие разных сторон своей личности: история одного занятия
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида и Прощение.
  • Про принятие, границы, выражение чувств и собственную уникальность
  • Модели дисфункциональных частей конкретных расстройств личности
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Что такое эмоции, чувства и состояние? В чем их магическая сила?
  • Развитие жизнестойкости у подростков средствами гештальт-консультирования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь