|
Авторская комплексная программа по профориентации старшеклассников "Кем быть?"Автор статьи: Сидельникова Валерия Александровна
Аннотация Сегодня, когда мы проводим треть своей жизни на работе, поэтому особенно важно любить то, чем вы занимаетесь. Геронтолог-психиатр Гэри Кеннеди утверждает, что поиск новых занятий и вообще занятость в жизни поможет вам надолго сохранить здоровье. ПО некоторым статистическим данным срок жизни увеличивается до 15 лет. 102-летний Истон преподавал в Гарвардском университете, а затем в 1948 году стал деканом инженерного факультета в Рутгерском университете. Он говорит, что его работа давала ему «глубокое удовлетворение». [1] Глава профильного комитета Рады Лилия Гриневич считает, что только 30% выпускников вузов имеют достаточные навыки для получения работы по профессии. То есть 70% украинских выпускников не соответствуют квалификации, указанной в дипломах. При этом "теоретически» проходят производственную практику 100% выпускников [2] В Украине почти 70% выпускников ВУЗов не работают по специальности, потому, что разочаровались в своем первоначальном выборе. Осознание ошибки, как правило, приходит после 3-го курса ВУЗа и им приходится доучиваться, чтобы не огорчать родителей за бездарно потраченные деньги и годы жизни. К тому же это наносит колоссальный вред обществу, поскольку мы не получаем специалистов на подготовку которых потрачены большие государственные деньги, а получаем армию непрофессионалов, с дипломами о высшем образовании, работающих не по профилю. Это в целом снижает качество трудового ресурса Украины. Кроме того человек, вынужденный выполнять нелюбимую работу, почти всегда «плохой работник» и к тому же несчастлив. А это очень плохо и для него, и для производства, и для общества. Целью данной работы было желание авторов комплексно подойти к данной проблеме и разработать такую программу, которая бы помогала не только решить проблему выбора профессий старшеклассника, но и «увидеть» его личность со всех сторон, помочь более глубоко оценить свои возможности и перспективы, наметить путь для дальнейшего личностного, эмоционального, физического, нравственного развития. Мы постарались максимально использовать имеющиеся в современном арсенале средства диагностики, как в психологическом, так и в медицинском и спортивном блоке. Соответственно после апробации нашей программы, она будет изменяться, достраиваться. На этот процесс также будут влиять современные социальные тенденции, появления новых диагностических методик. Описание программы:
Программа рассчитана на всестороннее исследование Программа представляет собой авторский подход к профессиональной ориентации подростков, который опирается на современные исследования, связанные кадровым социальным институтом, изменением системы образования и увеличением количества доступных профессий.
Задачи, которые помогает решить программа:
Программа делится на несколько этапов. Каждый этап, как и блоки внутри этапов самодостаточны, и могут быть использованы отдельно. Этапы:
- 1 этап: Первичная диагностика. В первую встречу родителям и старшекласснику выдаются анкеты. Анкеты заполняются отдельно. В анкету ребенка входят общие сведения о нем, увлечения начиная с раннего детского возраста, его оценки за последние 3 класса, отношение к работе и учебе, желаемые для получения профессии. В анкету родителей также входят общие сведенья о семье, профессиях, узнается желаемая профессия для ребенка и т.д. Все эти данные позволяют выявить социальный статус семьи, получить представления о будущем ребенка, узнать взгляд старшеклассника на себя и взгляд родителей на него. Их оценка личности старшеклассника. Так как старшеклассник является еще несовершеннолетним, то у родителей берется письменное разрешение на диагностику, проводится инструктаж о правилах психодиагностики. Проводится собственно диагностика.
На данном этапе программа включает в себя три диагностических блока:
Особенности психологической диагностики на данном этапе. Так как старшеклассник является еще несовершеннолетним, то у родителей берется письменное разрешение на диагностику, проводится инструктаж о правилах психодиагностики. Проводится собственно диагностика. -2 этап: Первичные результаты диагностики и рекомендации
На этом этапе семье показываются итоги проведенной диагностики. Выдается на руки документ, содержащий в себе короткие результаты диагностики, написанные без употребления сложной научной терминологии, выводы, а также рекомендации.
В зависимости от целей и возможностей семьи программа переходит на следующий свой этап. Но также программу можно остановить на этом этапе.
-3 этап: Развивающий
На основе полученных данных старшекласснику разрабатывается программа, которая поможет ему укрепить достигнутые результаты, а также раскрыть в себе потенциал. Например: для желаемой профессии, были выявлены проблемы, мешающие ей овладеть: низкий уровень коммуникативных навыков, слабое логическое мышление и низкие показатели общего здоровья. Соответственно для повышения коммуникативных навыков старшеклассник будет направлен на тренинг, повышение логическое мышления будет достигнуто с помощью разработанных коррекционных занятий, а врачи разработают программу по укреплению здоровья.
-4 этап: Повторная диагностика
Проводится диагностика по тем параметрам, над которыми работали на 3 этапе программы. Также профориентационная диагностика для просмотра динамики изменений полученных на 2 этапе программы.
-5 этап: Итоговая диагностика и итоговые рекомендации
Схож со вторым этапом, только в итоговом заключении прописывается полученная динамика от 2 до 4 этапа, а также даются заключительные рекомендации
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|