Характерологические особенности подростков, склонных к аддиктивному поведению

Автор статьи: 404

Подростковый возраст - самый важный период в жизни человека, в плане насыщенности эмоциями и становления личности. В подростковом возрасте выражены те отрицательные особенности возрастного кризиса, когда формируется, в большинстве, отклоняющееся поведение.

 Как результат такого поведения - одиночество и замкнутость подростков,  психологическая беспомощность, в связи с этим,  они осуществляют уход от реального решения жизненных проблем к искусственному изменению психического состояния посредством приема различных психотропных веществ, для поддержания интенсивных эмоций, что приводит к возникновению устойчивого аддиктивного поведения. Выявление в самом раннем возрасте проблем подростков и своевременное оказание качественной психологической помощи являются приоритетными для психологов учебных заведений.

Изучением проблемы характерологических особенностей аддиктивного поведения и психологической профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди подростков занимались многие ведущие ученые. В частности, Н.Ю.Максимовой [6, 49] основательно разработаны основные формы, содержание, принципы и направления превентивного образования несовершеннолетних и их родителей. Т.И.Губиной и Н.М.Тищенко [4] проведено изучение системы факторов формирования здорового образа жизни подростков и юношей. Д.И.Балагутой [5] - изучен психологический аспект асоциального поведения в старшем школьном возрасте, П.П.Горностаем [2] - психологическая проблема готовности личности к самореализации. а профилактическая работа со студенческой молодежью по здоровому образу жизни - И.Г.Цемрюк [6]. Значимыми в этой области также являются исследования: И.М.Бушай, Н.А.Видолоб [1], А.В.Дубчак, А.И.Кацюбы, О.Р.Охременко, Л.А.Подкорытовой, А.М.Прищепы, К.В.Савченко, И.Д.Щербан, О.Р.Щепановской, Н.О.Яцюк [3]. В общем объеме современных психологических исследований упомянутая проблематика достигает 16% всех опубликованных результатов исследовательской работы в Украине. Значимо их внедрение в форме учебно-методических пособий, материалов исследований, рекомендаций, сборников нормативно-правовых документов психологической службы образования Украины.

Следует отметить, что, не смотря на значительный объем исследований этой проблемы, понимание характерологических особенностей позволит продвинуться на пути к решению проблемы саморазрушающего поведения у детей и подростков, будет способствовать эффективности профилактической и коррекционной работы с ними.

С точки зрения психологии эта проблема весьма актуальна и требует своего дальнейшего исследования.

Объект исследования: подростки в возрасте от 13 до 16 лет.

Предмет исследования: характерологические особенности подростков с аддиктивным поведением.

Цель исследования состоит в теоретическом изучении и эмпирическом  обосновании характерологических особенностей аддиктивности в подростковом возрасте.

В ходе исследования нужно решить следующие задачи:

  1. Выполнить теоретический анализ исследований психологии аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
  2. Провести эмпирическое исследование характерологических особенностей подростков с аддиктивным поведением.

Методы: анализ научной литературы, тестирование, наблюдение; беседа; сравнительный анализ; статистический анализ эмпирических данных.        

Гипотеза исследования: существуют общие (обусловленные негативным влиянием макро- и микросреды) характерологические особенности аддиктивных подростков, а именно: повышенный уровень тревожности, высокий уровень невротизации и высокий уровень тенденции к физической, вербальной, косвенной агрессии, аутоагрессии, негативизму и обиде, склонность к депрессии.

Общая характеристика исследования

Исследование, направленное на изучение характерологических особенностей аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте, проводилось в период  с апреля 2014 года по апрель 2015 года.

Для выполнения поставленных задач было обследовано две группы подростков (одна группа склонных к аддиктивному поведению, вторая группа обычных подростков - не склонных к аддикциям и ведущим здоровый образ жизни) по 34 человека в возрасте 13-16 лет (учащихся учебно-воспитательного комплекса №5 им. Н. Бойко города Донецка, получающих среднее образование. Общий объем выборки составил 64 человека.

Для изучения личностно-характерологических особенностей аддиктивного поведения были выбраны методики:

  1. Тест - опросник Г. Айзенка ЕРI.
  2. Методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда.
  3. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
  4. Методика измерения уровня тревожности Спилбергера.
  5. Шкала депрессии.

Таблица 1

 

Результаты исследования по методике Айзенка-Русалова

 

Шкалы

M 1

M 2

t-value

df

P

 

1

Интроверсия

14,02

12,47

2,33

92

0,02

2

Нейротизм

17,77

14,38

4,61

92

0,00

 

М 1 – экспериментальная группа;

М 2 – контрольная группа;

p – уровень достоверности;

df – степень свободы;

t-value – показатель критерия Стьюдента для независимых виборок

 

По шкалам интроверсии и нейротизма (табл.1) в экспериментальной и контрольной группе есть достоверные различия. Статистически достоверными являются показатели интроверсии и нейротизма, они выше в экспериментальной группе,  что доказывает: подростки склонные к аддиктивному поведению более интровертированны и имеют высокую эмоциональную нестабильность, в отличие от подростков, которым это поведение не свойственно.

По методике Леонгарда-Шмишека статистически значимимым являются различия по гипертимному типу. В экспериментальной группе показатель гораздо ниже, чем в контрольной. Вывод: подростки, склонные к аддиктивному поведению преимущественно имеют эмотивный, экзальтированный и циклотимный типы акцентуации. Гипертимный тип акцентуации, не свойственен им, так как его преимущественно имеют люди с сангвиническим типом темперамента со средней и высокой эмоциональной стабильностью.

По результатам шкалы депрессии и критерия Стьюдента (табл.2) мы видим, что они достоверны и значимо отличаются в экспериментальной и контрольной группах.

 

Таблица 2

Результаты исследования по методике  "Шкала депрессии"

 

Шкалы

M 1

M 2

t-value

df

p

1

Шкала депресии

59,8

44,7

8,58

92

0,00

 

В экспериментальной группе показатели депрессии значительно выше, чем в контрольной, это и является следствием того, что для поведения в состоянии депрессии характерны: пассивность, безинициативность, быстрая утомляемость – все это приводит к резкому  падению жизненного тонуса, в результате чего снижается аппетит, физическая активность, наступает апатия ко всему; подросток часто отказывается от общественно-полезной деятельности, запускает учебу; снижается интерес к внешнему миру; замыкается в себе, желание общения с позитивно-направленными подростками практически исчезает. Вследствие этого появляются аддикции - чтобы снизить уровень депрессии, тогда настроение приобретает другой характер и мир видится уже в более ярких красках.

Отсюда вывод:  подростки, склонные к аддиктивному поведению, имеют повышенный уровень депрессии, депрессивные состояния, которые ведут к снижению физической и учебной деятельности, замкнутости, чем отличаются от остальной массы подростков, не имеющих такого поведения.

 

Таблица 3

Результаты исследования по методике Басса-Дарки

 

 

 

 

Показатели и формы агрессии

 

M 1

 

M 2

 

t-value

 

df

 

P

 

1

ф

4,89

3,49

4,40

92

0,00

2

к

4,60

4,30

0,86

92

0,39

3

п

7,49

5,79

4,43

92

0,00

4

н

3,57

3,70

-0,55

92

0,58

5

о

5,30

4,81

1,60

92

0,11

6

п

5,02

4,53

1,68

92

0,10

7

в

5,51

4,94

1,47

92

0,15

8

с

5,36

5,23

0,45

92

0,65

9

Іа

20,98

18,32

2,91

92

0,00

10

Ів

11,23

9,53

3,79

92

0,00

 

Полученные результаты по методике Басса - Дарки (табл.3) свидетельствуют, что статистически достоверной является разница между показателями физической агрессии, раздражительности, обиды, индексом агрессии и индексом враждебности. В экспериментальной группе они значительно выше, что доказывает: высокая агрессивность - показатель вероятности направления деструктивных действий на себя - в частности аддикций. Такие подростки имеют и повышенную раздражительность- склонность к проявлению агрессии при малейшем возбуждении негативной чувствительности - становятся импульсивными, резкими, грубыми, как следствие - частые конфликты в классе, драки. Чувство обиды за принесение вреда себе наркотическими средствами, алкоголем и никотином - обнаруживает убежденность подростка в том, что он плохой человек и совершает зло по отношению к себе, указывает на наличие у него угрызений совести. Вывод: характерологическими особенностями подростков, склонных к аддиктивному поведению, являются: высокий уровень физической агрессии, повышенная раздражительность, обида и высокий уровень враждебности.

 

Таблица 4

Результаты исследования по методике Спилбергера

 

 

Шкала

M 1

M 2

t-value

df

p

1

Ситуативная тревожность

38,72

31,09

6,73

92

0,00

2

Личностная тревожность

41,47

29,51

9,01

92

0,00

 

По методике Спилбергера (табл.4) мы получили достоверные результаты. Статистически значимой является разница по шкалам ситуативной и личностной тревожности в группах. В экспериментальной группе эти показатели значительно выше.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность представлять большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Ситуативная тревожность характеризуется напряжением, волнением, нервозностью. Это доказывает, что: в состоянии высокой ситуативной тревожности груз учебной нагрузки, гормональные подростковые всплески,  негативные факторы, желание выделиться в среде подростков заставляет употреблять психоактивные вещества - т.е прибегать к аддикциям.

Вывод: подростки, подверженные аддиктивному поведению имеют высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. Методика диагностики тревожности Спилберегера и критерий Стьюдента доказывают - разница в ситуативной и личностной тревожности у аддиктивных подростков и не имеющих такого поведения, является статистически достоверной. Это является свидетельством того, что подростки, склонные к аддикциям более склонны к появлению состояния тревоги, менее уверены в себе.

ВЫВОДЫ

Применяемая нами серия методик позволила сделать выводы, что гипотеза подтвердилась полностью: подростки, склонные к аддиктивному поведению имеют общие характерологические особенности: высокую эмоциональную нестабильность, высокую интроверсию, преимущественно меланхолический тип темперамента, высокий уровень физической агрессии, раздражительности, индекс враждебности, депрессивные состояния, высокую ситуативную и личностную тревожность, неустойчивую эмоциональную сферу.

  1. Подростки, склонные к аддиктивному поведению более интровертированны, чем подростки не склонные к аддикциям, имеют высокую эмоциональную нестабильность, преимущественно меланхолический и холерический тип темперамента, высокую эмоциональную нестабильность. Это показывает методика Айзенка. Вероятность ошибки по критерию Стьюдента не превышает 5%.
  2. Согласно результатам методики Леонгарда-Шмишека: подростки, склонные к аддиктивному поведению преимущественно имеют эмотивный, экзальтированный и циклотимный типы акцентуации.
  3. По методике Басса-Дарки на определение агрессивности статистически достоверные отличия между подростками, склонными к аддиктивному поведению и не склонными к нему, были обнаружены по четырем факторам: физической агрессии, раздражительности, индекса агрессивности, индекса враждебности.
  4. Результаты по методике диагностики тревожности Спилберегера показывают - подростки, склонные к аддикциям более склонны к появлению состояния тревоги, менее уверены в себе.
  5. Результаты по шкале депрессии свидетельствуют, что подростки, склонные к аддиктивному поведению, имеют повышенный уровень депрессии, депрессивные состояния, которые ведут к снижению физической и учебной деятельности, замкнутости, чем отличаются от остальной массы подростков, не имеющих такого поведения.

Результаты проведенного исследования могут иметь прикладное значение в психопрофилактике, психокоррекции и психотерапии зависимого поведения для центров социальной, психологиче­ской психофизиологической реабилитации, наркологических диспансеров. На основе полученных данных можно создать тренинговую программу по профилактике аддиктивности и формированию здорового образа жизни.

 

Литература

  1. Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1993.
  2. Болтівець С.І. Психологічне обґрунтування заходів профілактичної роботи в навчальних закладах з метою профілактики наркоманії, токсикоманії, алкоголізму // Практична психологія та соціальна робота №12, 2004. Київ.
  3. Губіна ТІ., Тищенко 11.М. Вивчення системи чинників формування здорового способу життя підлітків та юнаків // Проблеми загальної та педагогічної психології: 36. наук, праць / За ред. С.Д.Максимснка. - К.:Ін-т психології Ім, Г.С.Костюка АШІ України, 2004. -Т. VI. - Вин. 2. - С 89-95.
  4. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты.— Минск: Беларусь, 1988.—208 с.
  5. Максимова Н.Ю."Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособ. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 384 с.
  6. Максимова Н.Ю. Психокорекція як форма профілактики алкоголізму та наркоманії // Формування навичок здорового способу життя п дітей і Підлітків. - К.: Ніка-Цептр, 2001. - С 7-85.
  7.  МануйленкоК. И., доклад научной конференции, Донецкий национальный университет



Просмотров: 390
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности подростков, склонных к деструктивному поведению
  • Принципы психологической профилактики аддиктивного поведения у подростков в ОУ
  • Процессуальный подход к аддиктивному поведению
  • Ксенофобия и склонность к террористическому поведению. Из опыта психотерапии ксенофобии у подростков.
  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Авитальная активность как форма аутодеструктивного поведения подростков
  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Психологические факторы девиантного поведения подростков
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Результаты исследования распространенности депрессии среди пациентов соматических стационаров.
  • ЯЗЫК ПОДРОСТКОВ. Почему подростки и родители не понимают друг друга.
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/
  • Особенности нарушений пищевого поведения в подростковом возрасте
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • Часть 2. Профессия "Консультант по быстрому решению проблемного поведения подростков"
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • Эмпирическое исследование особенностей представлений о смерти у современных подростков
  • Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.
  • О причинах отклоняющегося поведения подростков из полных семей
  • Трансформация расстройств пищевого поведения друг в друга: анализ, исследования
  • Возможности коррекции агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.
  • Ложные ценности и депрессивные состояния у подростков и молодежи
  • Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь