|
Характерологические особенности подростков, склонных к аддиктивному поведениюАвтор статьи: 404
Подростковый возраст - самый важный период в жизни человека, в плане насыщенности эмоциями и становления личности. В подростковом возрасте выражены те отрицательные особенности возрастного кризиса, когда формируется, в большинстве, отклоняющееся поведение. Как результат такого поведения - одиночество и замкнутость подростков, психологическая беспомощность, в связи с этим, они осуществляют уход от реального решения жизненных проблем к искусственному изменению психического состояния посредством приема различных психотропных веществ, для поддержания интенсивных эмоций, что приводит к возникновению устойчивого аддиктивного поведения. Выявление в самом раннем возрасте проблем подростков и своевременное оказание качественной психологической помощи являются приоритетными для психологов учебных заведений. Изучением проблемы характерологических особенностей аддиктивного поведения и психологической профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди подростков занимались многие ведущие ученые. В частности, Н.Ю.Максимовой [6, 49] основательно разработаны основные формы, содержание, принципы и направления превентивного образования несовершеннолетних и их родителей. Т.И.Губиной и Н.М.Тищенко [4] проведено изучение системы факторов формирования здорового образа жизни подростков и юношей. Д.И.Балагутой [5] - изучен психологический аспект асоциального поведения в старшем школьном возрасте, П.П.Горностаем [2] - психологическая проблема готовности личности к самореализации. а профилактическая работа со студенческой молодежью по здоровому образу жизни - И.Г.Цемрюк [6]. Значимыми в этой области также являются исследования: И.М.Бушай, Н.А.Видолоб [1], А.В.Дубчак, А.И.Кацюбы, О.Р.Охременко, Л.А.Подкорытовой, А.М.Прищепы, К.В.Савченко, И.Д.Щербан, О.Р.Щепановской, Н.О.Яцюк [3]. В общем объеме современных психологических исследований упомянутая проблематика достигает 16% всех опубликованных результатов исследовательской работы в Украине. Значимо их внедрение в форме учебно-методических пособий, материалов исследований, рекомендаций, сборников нормативно-правовых документов психологической службы образования Украины. Следует отметить, что, не смотря на значительный объем исследований этой проблемы, понимание характерологических особенностей позволит продвинуться на пути к решению проблемы саморазрушающего поведения у детей и подростков, будет способствовать эффективности профилактической и коррекционной работы с ними. С точки зрения психологии эта проблема весьма актуальна и требует своего дальнейшего исследования. Объект исследования: подростки в возрасте от 13 до 16 лет.Предмет исследования: характерологические особенности подростков с аддиктивным поведением.Цель исследования состоит в теоретическом изучении и эмпирическом обосновании характерологических особенностей аддиктивности в подростковом возрасте. В ходе исследования нужно решить следующие задачи:
Методы: анализ научной литературы, тестирование, наблюдение; беседа; сравнительный анализ; статистический анализ эмпирических данных. Гипотеза исследования: существуют общие (обусловленные негативным влиянием макро- и микросреды) характерологические особенности аддиктивных подростков, а именно: повышенный уровень тревожности, высокий уровень невротизации и высокий уровень тенденции к физической, вербальной, косвенной агрессии, аутоагрессии, негативизму и обиде, склонность к депрессии. Общая характеристика исследования Исследование, направленное на изучение характерологических особенностей аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте, проводилось в период с апреля 2014 года по апрель 2015 года. Для выполнения поставленных задач было обследовано две группы подростков (одна группа склонных к аддиктивному поведению, вторая группа обычных подростков - не склонных к аддикциям и ведущим здоровый образ жизни) по 34 человека в возрасте 13-16 лет (учащихся учебно-воспитательного комплекса №5 им. Н. Бойко города Донецка, получающих среднее образование. Общий объем выборки составил 64 человека. Для изучения личностно-характерологических особенностей аддиктивного поведения были выбраны методики:
Таблица 1
Результаты исследования по методике Айзенка-Русалова
М 1 – экспериментальная группа; М 2 – контрольная группа; p – уровень достоверности; df – степень свободы; t-value – показатель критерия Стьюдента для независимых виборок
По шкалам интроверсии и нейротизма (табл.1) в экспериментальной и контрольной группе есть достоверные различия. Статистически достоверными являются показатели интроверсии и нейротизма, они выше в экспериментальной группе, что доказывает: подростки склонные к аддиктивному поведению более интровертированны и имеют высокую эмоциональную нестабильность, в отличие от подростков, которым это поведение не свойственно. По методике Леонгарда-Шмишека статистически значимимым являются различия по гипертимному типу. В экспериментальной группе показатель гораздо ниже, чем в контрольной. Вывод: подростки, склонные к аддиктивному поведению преимущественно имеют эмотивный, экзальтированный и циклотимный типы акцентуации. Гипертимный тип акцентуации, не свойственен им, так как его преимущественно имеют люди с сангвиническим типом темперамента со средней и высокой эмоциональной стабильностью. По результатам шкалы депрессии и критерия Стьюдента (табл.2) мы видим, что они достоверны и значимо отличаются в экспериментальной и контрольной группах.
Таблица 2 Результаты исследования по методике "Шкала депрессии"
В экспериментальной группе показатели депрессии значительно выше, чем в контрольной, это и является следствием того, что для поведения в состоянии депрессии характерны: пассивность, безинициативность, быстрая утомляемость – все это приводит к резкому падению жизненного тонуса, в результате чего снижается аппетит, физическая активность, наступает апатия ко всему; подросток часто отказывается от общественно-полезной деятельности, запускает учебу; снижается интерес к внешнему миру; замыкается в себе, желание общения с позитивно-направленными подростками практически исчезает. Вследствие этого появляются аддикции - чтобы снизить уровень депрессии, тогда настроение приобретает другой характер и мир видится уже в более ярких красках. Отсюда вывод: подростки, склонные к аддиктивному поведению, имеют повышенный уровень депрессии, депрессивные состояния, которые ведут к снижению физической и учебной деятельности, замкнутости, чем отличаются от остальной массы подростков, не имеющих такого поведения.
Таблица 3 Результаты исследования по методике Басса-Дарки
Полученные результаты по методике Басса - Дарки (табл.3) свидетельствуют, что статистически достоверной является разница между показателями физической агрессии, раздражительности, обиды, индексом агрессии и индексом враждебности. В экспериментальной группе они значительно выше, что доказывает: высокая агрессивность - показатель вероятности направления деструктивных действий на себя - в частности аддикций. Такие подростки имеют и повышенную раздражительность- склонность к проявлению агрессии при малейшем возбуждении негативной чувствительности - становятся импульсивными, резкими, грубыми, как следствие - частые конфликты в классе, драки. Чувство обиды за принесение вреда себе наркотическими средствами, алкоголем и никотином - обнаруживает убежденность подростка в том, что он плохой человек и совершает зло по отношению к себе, указывает на наличие у него угрызений совести. Вывод: характерологическими особенностями подростков, склонных к аддиктивному поведению, являются: высокий уровень физической агрессии, повышенная раздражительность, обида и высокий уровень враждебности.
Таблица 4 Результаты исследования по методике Спилбергера
По методике Спилбергера (табл.4) мы получили достоверные результаты. Статистически значимой является разница по шкалам ситуативной и личностной тревожности в группах. В экспериментальной группе эти показатели значительно выше. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность представлять большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Ситуативная тревожность характеризуется напряжением, волнением, нервозностью. Это доказывает, что: в состоянии высокой ситуативной тревожности груз учебной нагрузки, гормональные подростковые всплески, негативные факторы, желание выделиться в среде подростков заставляет употреблять психоактивные вещества - т.е прибегать к аддикциям. Вывод: подростки, подверженные аддиктивному поведению имеют высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. Методика диагностики тревожности Спилберегера и критерий Стьюдента доказывают - разница в ситуативной и личностной тревожности у аддиктивных подростков и не имеющих такого поведения, является статистически достоверной. Это является свидетельством того, что подростки, склонные к аддикциям более склонны к появлению состояния тревоги, менее уверены в себе. ВЫВОДЫ Применяемая нами серия методик позволила сделать выводы, что гипотеза подтвердилась полностью: подростки, склонные к аддиктивному поведению имеют общие характерологические особенности: высокую эмоциональную нестабильность, высокую интроверсию, преимущественно меланхолический тип темперамента, высокий уровень физической агрессии, раздражительности, индекс враждебности, депрессивные состояния, высокую ситуативную и личностную тревожность, неустойчивую эмоциональную сферу.
Результаты проведенного исследования могут иметь прикладное значение в психопрофилактике, психокоррекции и психотерапии зависимого поведения для центров социальной, психологической психофизиологической реабилитации, наркологических диспансеров. На основе полученных данных можно создать тренинговую программу по профилактике аддиктивности и формированию здорового образа жизни.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|