Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

Автор статьи: Мария Кузнецова

       За последние годы можно отметить, что повысилось внимание среди учёных к проблемам детско-родительских отношений. Это обусловлено изменением социальной обстановки в российском обществе — снижение материального уровня семьи, рост разводов, снижение рождаемости, ухудшение состояния здоровья детей и родителей (физического и психического).

       На сегодняшний день в России отмечается увеличение разнообразных практик и форм взаимодействия родителей и детей. В результате чего происходит «размывание» принятого образа воспитания и родительства в семье. Можно предположить, что на представление о семье у подростков оказывает влияние уровень эффективности и успешности реализованных родительских практик, которые приняты в семье. Именно в подростковый период происходит обострение кризиса отношений между взрослым и ребёнком. В процессе ситуации развития у подростка изменяются требования и ожидания, которые он предъявляет по отношению к другим. Со стороны окружающих тоже меняются отношения, и требования, предъявляемые к подрастающему поколению. Вследствие чего, молодежь вынуждена приспосабливаться к этим условиям, но результат не всегда успешен.

       Развитие ребенка во многом зависит от благополучной ситуации в его семье и адекватного участия родителей в его становлении, как в физическом, так и в нравственном.

Именно семья знакомит ребёнка с традициями, нормами, принятыми в обществе, этот возраст является сенситивным периодом для формирования ценностей и мировоззрений.

       «Проблемные», «трудные», «непослушные» подростки — это результат неправильно сложившихся взаимоотношений в их семьях. Отчужденность ребёнка от семьи приводит к повышенной тревоге, внутренней напряженности, неуверенности, страху, неуверенности, чувству одиночества, обиде и пр. В большинстве случаев, подобные переживания могут привести к деструктивным проявлениям в поведении подростков.

Одно из важнейших условий формирования благоприятного климата — это эмоциональное принятие ребёнка родителями (любовь, забота, уважение).

          В силу того, что подростки не обладают навыками самостоятельного преодоления стрессовых ситуаций и выработки стиля без отклоняющихся форм поведения, то они поступают как «принято и модно». Актуальность проблемы состоит ещё в том, что в настоящее время, в информационном обществе высокий уровень влияния индивида на социум, а, следовательно, последствия деструктивных действий могут быть совершенно непредвиденными.

        Анализ специализированной литературы позволил установить, что условия становления личности современного человека изменились кардинально, в подростковом возрасте формируются своеобразные личностные отношения к себе, к миру, к окружающим людям. Деструктивное поведение имеет негативную социальную значимость для семьи, школы и общества в целом.

        Ряд учёных (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Э. Эриксон) рассматривают подростковой возраст, который включает период жизни с 11 до 15 лет. Этот возрастной период имеет такие названия как «трудный» или «переходный», происходит переход от детства к взрослости. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неустойчивым и нестабильным. Подростку необходимо постоянно адаптироваться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать гормональные изменения. Эти изменения в организме имеют влияние на реакции подростка по отношению к себе и к окружающим, и находят свое отражение в формировании личности. Результат анализа литературы установил, что подростковому возрасту свойственны следующие особенности:

  • эмоциональная незрелость, резкие колебания настроения, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение;
  • соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей;
  • повышенная внушаемость,повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • желание самоутвердиться и стать взрослым;
  • категоричные суждения по отношению к окружающим.

       В этом возрасте дети менее предсказуемы, они чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. Особенно на это влияют условия формирования личности подростка.

Так, например, в ситуациях, где происходят конфликты с родителями, имеются неудовлетворительные отношения со сверстниками, неадекватный уровень самооценки, может наблюдаться рост асоциальных, деструктивных проявлений в поведении подростка.

         Деструктивное поведение у подрастающего поколения является неодобряемым со стороны общества, такое поведение сопровождается негативными эмоциями, тревожными и эмоциональными расстройствами, а также агрессией и депрессией. Большинство учёных рассматривают подростковый возраст наиболее рискованным для развития отклоняющегося поведения.

          Необходимо отметить, что на развитие личности подростка оказывает деструктивное влияние семьи. За деструктивным поведением, как правило, стоят искаженная картина мира и асоциальные установки в морально-психологическом плане. Для того, чтобы установка соответствовала поведению, необходимо, чтобы установка личности подростка была чёткой. В случае, если родители воспитывают ребёнка в семье с амбивалентными и слабыми установками, то в результате будет происходить несоответствие между установкой и поведением подростка. Важно отметить значимость такого фактора как ситуация. Если ситуация имеет сильное давление на подростка, то установка может и не сработать.

           В результате анализа специализированной литературы можно выделить особенности, характерные деструктивным подросткам: высокий уровень тревожности, агрессии, враждебности, стресса, конфликтности, дефектность ценностной системы, склонность к угрозе жизни, неадекватная самооценка.

         Подобные проявления в поведении затрудняют общение таких подростков с со взрослыми и сверстниками, а также создают значительные сложности при их воспитании. Семья занимает одно из центральных мест в структуре ценностей подрастающего поколения. Взаимоотношения в семье в ходе взросления личности меняются. Происходит перенос центра социализации из семьи в группу сверстников, в результате чего эмоциональная связь с родителями ослабевает. Многие учёные отмечают, что в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Во многих семьях родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он, в свою очередь, старается избежать этой опеки.

         Поэтому взаимоотношения родителей и детей имеют следующие особенности: не сформированность границ морально-нравственного поведения, повышенная конфликтность, критичность по отношению к мнениям взрослых, изменение характера отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства.

         При нарушении детско-родительских отношений повышается степень опасности формирования деструктивного поведения, тревожных и эмоциональных расстройств у подростов, воспитывающихся в данных условиях. Пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к интересам ребёнка, всё это может вызвать в нем озлобленность и агрессивно-эмоциональную реакцию. В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.

Подростки в семьях, с нарушением детско-родительских отношений, чаще всего чувствуют себя дискомфортно, они нуждаются в теплых отношениях, защите, желают достичь понимания со стороны родителей к изменениям.

          Когда подросток чувствует, что в семье ему недостаточно уделяют внимание, ему не хватает заботы и любви, то у него вступает в силу защитный механизм — отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими, эмоциональная нестабильность, невротические реакции, повышенная уязвимость.

         Для подростка деструктивное поведение является адекватной реакцией на ненормальные для него условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался. Важно отметить, что такие реакции подростка, как отказ или протест, являются, как правило, результатом эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. Исследования учёных показывают, что в таких семьях нарушены условия социализации, подросток часто пребывает в  стрессовых ситуациях, присутствуют случаи физического и психологического насилия, в некоторых семьях дети вовлечены в преступную деятельность, в результате которого формируется делинквентное поведение.

       В качестве вывода можно отметить, что деструктивное поведение свойственно подросткам, которых отклонил социум, у них нарушены взаимоотношения с родителями, с учителями, со сверстниками.

Противоестественно, что в некоторых случаях семья является фактором деструктивного развития личности и социальной дезадаптации. Напротив, семья должна быть фактором эффективной социализации личности и социальной адаптации.

         Некоторые агрессивные подростки не могут разрешать конфликт иным способом, потому что не имеют знаний и конструктивном решении возникшей трудной ситуации. Важно отметить, что потребность в любви и уважении является для человека одной из главных потребностей. Именно в семье подросток усваивает поведенческие паттерны разрешения различных жизненных ситуаций (деструктивный или конструктивный способ решения проблемы).

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками склонными к деструктивному поведению



Просмотров: 511
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях
  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Поведение подростка – последствия родительских ошибок.
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • Сексуальные отношения подростка со взрослым: что предпринять родителю и как разговаривать с ребенком?
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Различение: главная движущая сила развития личности подростка
  • Как Это (коммуникация с психологом) происходит и что в результате
  • Границы подростка: о том, что не касается родителей
  • 7 правил для родителей подростка или как стать ближе к своему ребенку
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Что происходит в душе подростка?
  • Сколько консультаций необходимо для улучшения поведения подростка
  • Что "бесит" подростка при общении с родителями.
  • Конфликты в семье как ресурс для развития отношений.
  • Что значит постоянное «НЕТ!» в устах подростка? И как с этим быть родителю?
  • Сексуальные отношения подростка со взрослым: что предпринять родителю? (продолжение)
  • Попытка воспитать «удобного» ребенка или Что нужно знать об агрессии родителю подростка?
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Подростковый период как главная предпосылка для становления Личности.
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Развитие личности: от подростка до взрослого.
  • Развитие личности: от младенца до подростка.
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Что важно помнить родителям и другим взрослым, у которых дети входят в подростковый возраст.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь