|
Процессуальный подход к аддиктивному поведениюАвтор статьи: Агеева Людмила Геннадьевна
Процессуально ориентированная психология – направление психологии, решающее проблемы глобального, внутриличностного, межличностного и группового характера посредством достижения глубокого осознавания надуманных и реальных психологических процессов. Процессуально ориентированная психология сочетает в себе групповые процессы, психотерапию, нейролингвистическое программирование и личностный рост. Данное направление психологии характеризуется широкой сферой практического применения – от индивидуальной работы, помощи в улучшении взаимопонимания в семьях, достижения личностного роста человека, до работы с большими коллективами и организациями для повышения эффективности работы и совершенствования знаний. Процессуальная работа развилась во всестороннюю психотерапевтическую систему, предназначенную для работы со всем спектром человеческого опыта со своими внутренними переживаниями, с хроническими симптомами, зависимостями и экстремальными состояниями, разрешением конфликтов, работа со взаимоотношениями, бизнес-структурами и организациями. Процессуальная психология базируется на положениях, разрабатывавшихся в последние тридцать лет Арнольдом и Эми Минделл, а также их коллегами в Швейцарии, США, и других странах. Уходя корнями в аналитическую психологию К.Г. Юнга, даосизм и физику, процессуальная работа исходит из положения, что решение проблемы содержится в самом нарушении, которое она вызывает. Она обеспечивает практическую основу, посредством которой отдельные люди, пары, семьи, и большие и малые группы, могут достигать большего осознавания и творчества. Основной теорией, интересующей А. Минделла, проанализированной в трудах К.Г. Юнга, являлась взаимосвязь телесных переживаний человека и их выражение в снах. Он был абсолютно убежден в том, что когда человек осознавал собственное сновидение, его тело бессознательно производило сигналы, которые впоследствии проявлялись в процессе коммуникации человека с другими индивидами. Осознание человеком подобных сигналов могло в корне изменить весь процесс общения. В процессе изучения сновидений и их влияния на человека А. Минделлом было предложено понятие «сновидящее тело», которое трактовалось как абсолютная копия тела сновидящего. Несмотря на многочисленные мнения относительно невидимости для человека своего дублирующего тела, А. Минделл уверен в том, что сновидящее тело не менее реально чем все то, с чем сталкивается человек в своей жизни. Сновидящее тело является переживанием, случающимся с первичным телом человека. Например, если человек ощущает боль в желудке, он начинает ее переживать. Боль и является ничем иным, как переживаниями сновидящего тела. По мнению А. Минделла, во время сновидения человек может найти отражение любого симптома, ощущаемого реальным телом. Когда человек концентрирует свое внимание на переживаниях, они со значительной вероятностью отразятся в сновидениях, и это произойдет до появления соответствующих переживанию симптомов. Сновидящее тело является неким расстройством реального тела человека. В основе сновидений человека представление тела человека в определенной ситуации либо в качестве определенного персонажа, посредством которых человек бросает вызов своим собственным самоотождествлениям. После ощущения переживаний в сновидениях, человек может ощутить их в реальной жизни при общении с другими людьми. Именно благодаря сновидениям человек способен найти решения в самых сложных и, на первый взгляд, неразрешимых ситуациях, а также избавиться от физической боли посредством отождествления себя со своим дублирующим телом. По своей сущности процессуальная работа является одной из практик осознания, подход, имеющий своей целью оказание помощи и поддержке людям и организациям поддерживать взаимоотношения и организовывать работу, а также разрешать внутриличностные конфликты, открывать скрытые внутри себя способности, разрешать личные телесные проблемы. Одним из основных преимуществ процессуальной работы является ее общедоступность для каждого человека. Проблема зависимого (аддиктивного) поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости, начиная от сладостей, желания погрузиться в грохот тяжёлого рока и заканчивая никотиновой, алкогольной и наркотической. Стандарты современного потребительского общества посредством рекламы требуют поддержания самых различных видов зависимостей. Аддикция - это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни. Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела. Зависимости - это психологические причины личных катастроф, разрушений и заболеваний. Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций. С точки зрения процессуальной психологии зависимости можно понимать, как большое сновидение, содержащее в себе ключ к достижению целостности, поскольку она представляет собой то, чего не хватает в повседневной жизни и чего человек жаждет. В этом смысле зависимость — это духовный процесс. Зависимости есть у каждого – вопрос в том, насколько они представляют опасность для настоящего или содержат разрушающие тенденции для будущего. В процессуальном подходе зависимости часто называют «тенями города». Это то, что люди не хотят замечать, так как в этом есть тенденция к безысходности. Часто зависимости являются проявлением уязвленных частей нашего «я», которые не хотят, чтобы их проявляли на свет. Они — словно нелюбимые дети в семье. Зависимости и их тенденции это то, что признается, но старательно прячется даже от самого себя! В основе зависимостей всегда присутствует страстная потребность в каких-либо состояниях сознания, к которым у человека нет безопасного и экологичного доступа. Например, проблема алкоголизма находится в состоянии трезвости, так как именно выпивая, челок стремиться уйти от общепринятой и «трезвой» обыденности. Это попытка уйти от каждодневного состояния, и помочь тут могут только духовные изменения. Психотерапевты, использующие процессуальный подход, пришли к убеждению, что в основе любой зависимости лежит один духовный процесс – поиск целостности, личной или коллективной завершенности, и стремление к трансперсональному единству, выходящему за личностный уровень. Духовная практика, с точки зрения процессуально-ориентированного подхода, это стремление «найти недостающие части реальности» (Минделл, 1993) и сознательно проживать их для того, чтобы стать целостными [2]. Как отмечает Р. Хаузер, на уровне личности наркотические и алкогольные измененные состояния сознания (ИСС) компенсируют однобокое мироощущение и помогают человеку получать доступ к отвергаемым и неизвестным аспектам его личности. «В ИСС мы можем открыть свои высокие сны о самих себе, своих взаимоотношениях и свои мечты о жизни в целом. В измененных состояниях мы также можем встретиться с теми частями нас самих, которые мы потеряли или от которых отреклись в детстве. Если насилие и подавление заставляли нас испытывать боль, пустоту и ощущение никчемности, мы можем обратиться к еде, наркотикам или другим видам зависимостей, чтобы достичь ощущения полноценности и вернуться к своей естественной целостности» [3]. На уровне семьи и культуры измененные состояния сознания являются отражением того, что находится на периферии или за пределами принятого и допустимого в культуре или семье. Так называемый «идентифицированный пациент» отражает то, что отвергается в семье, в то время как маргинализированные группы проживают то, что подавляется обществом, и таким образом отвергаемое лицо выражает лик культуры. А. Минделл (1988) назвал маргинализированные личности и группы «тенями города», поскольку они выражают то, что сознательно не проживается в культуре мейнстрима [1]. Выражая отвергаемые аспекты культуры мейнстрима, тень города противостоит статусу кво, существующему положению вещей и привносит отвергаемые способы бытия в сознание мейнстрима. Некоторые измененные состояния сознания – это реакции против социальных, политических, экономических и духовных условий, которые лишают права голоса и подавляют людей. Эти ИСС несут в себе послание об альтернативных возможностях для общепринятой культуры. Список литературы 1. Минделл, А. Процессуально ориентированная психология. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://telo.by/bodytherapy/arnold_mindell_protcessualno_orientirovannaya_psihologi/ (Дата обращения 05.10.2014) 2. Mindell А. The shaman`s body. Harper, San Francisco 1993. 3. Хаузер, Р. Послание в бутылке. Процессуально-ориентированная психология в работе с зависимостями. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.psyoffice.ru/article/message_in_the_bottle/ (Дата обращения 05.10.2014) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|