|
Сновидение в жизни человека часть2Автор статьи: Анашкина Елена Владимировна
Итак, какую же роль играет сновидение в жизни человека. Возвращаясь к экспериментам со сном человека, выяснилось, что сновидения, по-видимому, играют колоссальную роль для физического и психического состояния. Если будить человека во время БДГ-фазы в течение всей ночи и на протяжении нескольких суток, у человека наступает резкие негативные изменения в его самочувствии и состоянии организма. То же происходит, если человек просто не будет спать несколько суток. Если лишить человека возможности видеть сны, происходят нарушения личности. Редко, кто выдерживал более семидесяти двух часов без сновидений. А у тех, кто выдерживал, в итоге начинались галлюцинации. Данные свидетельствуют о том, что наиболее тяжелым моментом в лишении сна оказывается отсутствие БДГ-фазы. Некоторые специалисты даже полагают, что наибольший вред, приносимый человеку бессонницей, состоит в том, что она лишает его сновидений. Следующим интересным моментом является практика, так называемых «вещих снов». С самых древних времен существует традиция во сне спрашивать совета у некоторых Высших сил. Детали могут различаться, но общим моментом является убеждение, что дневная и ночная реальности связаны между собой выгодным для человека образом. Иными словами, существует возможность разрешить дневные проблемы за счет происходящего с человеком ночью. В Древнем Египте, Греции, Индии, Китае «страждущие и недужные» ложились спать в святилище или в храме, чтобы получить от Богов исцеления или совет в разрешении дневных затруднений. В других традициях сны толковали с целью предсказания, чтобы увидеть, что произойдет в будущем. Это означало толкование сна не для того, чтобы заглянуть внутрь, а чтобы увидеть что-то за пределами сновидца. Осознанное сновидение — это сон, во время которого человек активно сознает, что ему снится сон. Во время такого сна, где осознание отделено от содержания сна, человек даже начинает манипулировать сюжетом и персонажами, чтобы создать желаемую ситуацию. Например, при неприятной ситуации во время сна тот, кто видит сон, может подумать: «Я не должен мириться с этим» — и затем изменить сон или, по крайней мере, выйти из него. Созерцательное сновидение — это сон, при котором вы находитесь в состоянии спокойной, мирной внутренней осознанности или в состоянии подобном бодрствованию и при этом не вовлекаетесь в сновидение, отделены от него. И конечно же, наиболее яркий пример таких вдохновляющих снов - решение творческих задач во сне, среди которых могут быть и познавательные, и духовные, и научные, и художественные решения. Широко известными историями в этой сфере являются приснившиеся творческим людям решения занимавших их вопросов: например, Менделееву – таблица периодических элементов, Кекуле – формула бензельного кольца, Скрябину – Поэма экстаза. Юнг и юнгианцы. Карл Юнг был поистине оригинальным мыслителем, чьи идеи до сих пор остаются в значительной степени неизвестными или непонятыми. Он не всегда был прав, это свойственно первооткрывателям. Его взгляд на реальный мир настолько отличался от бытовавшего мировоззрения, что коллегам – психологам и ученым – зачастую трудно было понять, что он хотел сказать. Однако с течением времени его идеи становятся все более и более актуальными, обретая новую форму, интерпретацию и область применения. Юнг считал, что «С помощью работы со сновидениями мы выражаем темную сторону жизни полнее, чем это возможно во внешнем мире со всеми его социальными и этическими ограничениями». В числе теоретических для него особенно интересны следующие вопросы: может ли сновидение (не как конкретная цепочка образов, а как явление человеческой жизни) что-то нам подсказать в отношении понимания природы мира и человека? Может ли та реальность, в которой мы пребываем, когда спим и видим сон, что-то рассказать нам о той, в которой мы живем, когда бодрствуем? Анализируя сновидческую реальность и ее отношение с объективной (внешней реальностью), можем ли мы попытаться понять мир человека как более целостный, как имеющий еще одно измерение, которое связано с реальностью, часто именуемой «подлинной», «изначальной», «конечной», «альтернативной», «глубинной»? «Сновидение дает более целостную картину нас самих, включая в себя как положительные качества и величайшие мгновения нашей жизни, так и темную сторону нашей души» (Юнг). Сновидение в аналитической психологии рассматривается как естественный, регулирующий психический процесс, аналогичный компенсаторным механизмам телесной деятельности. Если «Фрейд сделал «Эдипов комплекс» краеугольным камнем своей теории, так как для него это был единственный наиболее значимый психический элемент, лежащий в основе развития мужчины. Юнг обнаружил в открытии Фрейда нечто более удивительное: идею о том, что все древние мифы до сих пор живут внутри каждого из нас. В истории Эдипа Фрейд нашел описание всего процесса духовного становления личности, а Юнг – только один пример многочисленных психических инвариантов, существующих внутри каждого человека.» (Д.Дейч) Согласно последователю Юнга аналитика Менегетти, для определения позитивности или негативности сновидения нужно ответить на вопрос: какую реальную пользу этот образ несет для сновидца с психологической и, прежде всего, с биологической точки зрения? Хорошо все то, что увеличивает здоровье и прибыль сновидца, тогда в сновидениях появляются образы фруктов, молока, прозрачной воды, рыб, вкусной еды и т. д. Плохо все то, что ухудшает его благополучие, такими символами будут бумага, мундиры, насекомые, туалет и т. п. Для психического становления ночь имеет большее значение, нежели день; тот кто становиться владыкой своей ночи, обретает власть и над собственной жизнью. Работа со сновидениями может быть глубокой духовной дисциплиной, источником психологического самосознания, творческого вдохновения и энергии. Во многом это просто различные способы описания одного и того же процесса – процесса возрастающей индивидуации, в терминологии Юнга». Сон как разговор разума с душой. Юнг был учеником Фрейда, однако со временем разошелся с ним во взглядах на перспективы развития психоаналитической теории. Юнг полагал, что сексуальное влечение несомненно играет важную, но отнюдь не определяющую роль в сновидениях. По его мнению, объекты реального мира и символы сновидений соответствуют друг другу. Так, приснившаяся змея символизирует змею, а не фаллос. Юнг считал, что сны – это более чем просто отпечаток неосуществленных и подавленных желаний и страхов. Для этого необходимо понять, что сновидение – это сложный психофизиологический процесс. Он происходит в несколько этапов. Сначала информация из сознательной и бессознательной сферы личности переводится в образы, затем происходит их отображение, но при этом некоторая информация подается не прямо, а символично. Хиллман предостерегает, что работа со сновидениями должна ограждать те глубины, из которых поднимаются сновидения – сферу души, и все скрытое и невидимое, что управляет нашей жизнью. Он отмечает тот факт, что обычно, интерпретируя сновидение, сосредоточиваются на их значимости для обычной жизни, в них ищут, прежде всего, тот смысл, который они имеют для сознательного ума, Эго. Хиллман же доказывает, что сновидение важно само по себе. И действительно, наше традиционное представление о снах базируется на их восприятии повседневным умом. На самом же деле (с точки зрения Сновидения с большой буквы) содержательная сторона снов – не главное. В первую очередь, они представляют собой образы развертывающихся сил, бесформенных тенденций и тайн. Сновидения – это символическое отображение нашего сознание, поэтому, по ним можно судить о том, что окружает человека, что его интересует, привлекает и пугает. Но, в то же время, сны являются и проявлением бессознательного Я личности, по этому, по символам сновидения, можно узнать о тайных желаниях, причинах расстройств личности, страхов и прочем. Нашими противниками в сновидениях становятся любые персонажи или ситуации, воспринимаемые как противоположные или разрушительные. Ночные кошмары — пример таких сновидений. Кошмаром можно считать любое сновидение, заставляющее нас проснуться с чувством страха. Обычно в этих сновидениях мы подвергаемся нападению каких-то противников, вызывающих чувство страха у сновидящего «эго», которое стремится избежать такой ситуации и пробуждается. Чтобы скрыться от противника, мучающего нас в кошмарном сновидении, мы пробуждаемся в обычную реальность. Однако в большинстве случаев наш страх связан лишь с возможной, а не с действительной утратой. Получается, мы боимся потенциального, а не действительно происходящего! Почему мы боимся того, что на самом деле не существует? Может быть потому, что во снах мы знаем, что происходящее там реально. Сновидение – это другая реальность, не такая материальная как наша дневная жизнь. «Таким образом, каждый отчетливо запомнившийся сон представляет собой еще одно неопровержимое доказательство того, что наша жизнь проходит не только в физической реальности. Каждую ночь от рождения и до самой смерти мы проводим в нематериальном мире.» [Боснак] Но не материальное, не значит не реальное. Что о личности расскажут ее сновидения. Самая заветная цель и самое сильное желание каждого человека состоят в том, чтобы дать раскрыться той целостности своего бытия, которую обозначают понятием личность. Личность – это не зародыш в ребенке, который развивается лишь постепенно, благодаря жизни или в ее ходе. Без определенности, целостности и созревания личность не проявится. «Причина существования сознания и стремления к его расширению и углублению очень проста: отсутствие сознания осложняет жизнь» К. Юнг. Целостность и внутреннее здоровье могут прийти только тогда, когда человек принимает все и находит всему положительное разрешение. Сновидения даны нам не для того, чтобы устрашать нас, вынуждая потом оставаться со своим страхом, — они мотивируют нас иметь дело со всем тем, что мы обычно отвергаем в нашей дневной жизни. «Только тогда, когда в обществе появится сильный интерес к внутренней работе, его можно будет назвать действительно цивилизованным. Качество сознания, а не технология является действительным признаком зрелой культуры.» Потребность в исцелении имеет чисто духовный характер. Предназначением сновидений, по Юнгу, является компенсация, то есть способ, в котором бессознательное в символической форме выражает «стремление психики к равновесию в качестве реакции, восполняющей однобокую позицию рассудка». Сновидение, таким образом, рассматривается как неотъемлемый компонент непрерывного процесса психологического регулирования личности. Как «разговор» между нашим дневным сознанием и ночной, более целостной и всеобъемлющий душой. Наше дневное сознание ограничено и загнанно в тиски материального существования, подлинную духовную работу проводят редкие люди. Единственная возможность для обыкновенного человека, «сознательно» не занимающегося духовной работой встретиться со своим «духом» - это сновидение. В большинстве исследовательских школ, работающих со сновидениями и их интерпретациями, преобладает мнение, что сновидения представляют собой подлинное самовыражение личности, а не только результат ее маскировки. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|