|
В чем сложность определения понятия «сновидение»?Автор статьи: Гордеева Юлия Анатольевна
Сформулировать точное определение понятие "сновидение" и в настоящее время достаточно сложная задача. Лишь немногочисленные справочники содержат такое определение. Учитывая, что не все сновидения носят зрительный характер (в частности, это касается сновидений слепых от рождения людей), можно обобщенно классифицировать сновидение как перцептивное переживание, периодически возникающее во время естественного или искусственного сна. Идя издалека, стоит сказать, что уже с древнейших времен людей волновало, что представляет собой сновидение, в чем его смысл. Люди прибегали к сновидениям в сложные и неопределенные моменты жизни, чтобы найти в них ответы на волнующие вопросы. Известны ассирийские глиняные таблички III тысячелетия до н.э. с толкованиями сновидений. В архаичных культурах были характерны представления о сновидениях как о поле деятельности для духов предков, душ других спящих людей, а также как возможность для встречи с душами умерших людей. Далее, в исторической перспективе и в зависимости от культуры общества, понятие сновидения и его функции трактовалось совершенно по-разному. Культура и религиозные представления данного конкретного сообщества определяли то, как рассматривалось сновидение и как к нему относились. Для древнего человека сновидение означало встречу с мистическим божественным началом как в его позитивных, так и в негативных проявлениях. В религиозной традиции сновидения могли рассматриваться как проявление воли богов, как советы и подсказки свыше, или же, наоборот, как искушение демонов, злых духов, дьявола. Но в любом случае, сновидение всегда сообщало какой-то смысл человеку, несло важную информацию, акцент находился на провидческой функции сновидения. С развитием человечества и зарождением научного мировоззрения появлялись новые попытки понять смысл сновидений. В Древней Греции сновидения использовались для диагностики и лечения различных телесных недугов. Затем сновидения пытались классифицировать на разные категории, т.е. представления о функциональном значении сновидений расширялось. Понимание природы сновидений и толкование их определялось господствующими в данной культуре представлениями, мифами, ценностями. В частности, религиозные концепции Запада и Востока по-разному оценивают феномен сновидения, если восточные концепции рассматривают сновидение как нечто позитивное, позволяющее вступать в контакт с высшей силой, то христианство рассматривает сновидение как скорее негативный и нежелательный элемент, несущий опасность быть искушенным во сне. Существующие в настоящее время религиозные и философские концепции понимания сновидений весьма различны и в этом смысле природа сновидения ускользает для нас. Другая сложность определения понятия "сновидение" связана с субъективностью переживания сновидения каждым отдельным человеком. Кстати, некоторые люди снов вообще или не видят, или не запоминают. То есть, сновидение - принципиально неверифицируемый индивидуальный опыт, для описания которого мы используем не вполне адекватные языковые средства, и поэтому мы не можем отождествлять само сновидение и то, что рассказывает о нем сновидец (Н.Малькольм). Т.е. это явление, которое происходит не в состоянии бодрствующего сознания, а в состоянии сна, а исследование сновидения предполагается в опыте бодрствования. То есть, способ понимания феномена сновидения и его трактовки определяется не только типом культуры, но также и внутренними установками человека, его внутренней картиной мира. Я думаю, что здесь также важна и коммуникативная функция сновидения – рассказывая свое сновидение кому-то, человек таким образом вступает в бессознательную коммуникацию и создает поле смыслов, обсуждая свой сон. Это межличностный коммуникативный процесс. Таким образом, можно видеть, что в системе научного знания проблема сновидений на протяжении истории постепенно превращалась из мистически-религиозной в естественно-научную, философскую и психологическую. Однако до ХХ века отсутствие необходимых психологических и физиологических знаний не позволяло приблизиться к разгадке этого явления. Современные успехи в гуманитарных и естественнонаучных сферах, а также появление новых методов исследования, позволяют вновь вернуться к этой проблеме. На сегодня сложилось представление о том, что состояние сна тесно связано с интенсивной психической деятельностью и сновидение не является случайным эпифеноменом. Успехи сомнологии, открытие фазы «быстрого сна», выявление физиологических механизмов, сопровождающих сновидения, позволяет по новому оценить и понять происходящее в сновидении. Все более отчетливые черты приобретает методическая сторона исследования феномена сновидения, появляются современные методы и средства как физиологического исследования (полисомнографический полиграф), так и новые методы фиксации сновидении с возможностью их последующей формализации и анализа; появились также и новые психологические методы. Тем не менее, несмотря на все эти сложности, существуют культурные пространства, в которых сновидение может быть исследовано и где может раскрываться его творческая природа – это области, связанные с художественным творчеством, философия, лингвистика, антропология, психология и, конечно же, психотерапия. Чаще всего сновидения являются предметом исследования в психотерапевтической практике, точнее – в различных глубиннопсихологических школах и прежде всего в психоаналитическом, юнгианском направлении и школе гештальт-психологии, хотя даже здесь варианты понимания смысла сновидений могут быть весьма разнообразны. Раскрытие терапевтического потенциала сновидений в индивидуальной и групповой работе представляется мне наиболее интересной современной областью практической психологии. Обучение анализу сновидений с сентября 2019 г — Гордеева Юлия - к.ф.-м.н., преподаватель, психоаналитический терапевт (ЕКПП), групп-аналитик (EGATIN), супервизор (IGA) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|