Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.

Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.

                                                                      

             В последнее время суицидальное поведение подростков все чаще становится темой обсуждения среди педагогов, родителей, представителей правоохранительных органов. Дети и подростки наносят себе увечья, бездумно расстаются с жизнью, чтобы выразить обиду или что-то доказать взрослым.

Бродяжничество, стремление к риску, нежелание учиться, противоправные поступки – это не полный перечень проблем, сопровождающих подростков из неблагополучных семей. У этих ребят наблюдается широкий спектр личностных деформаций в эмоционально-волевой сфере: нарушение поведения и общения, плаксивость, агрессивность, резкие перепады настроения, самовольные уходы из дома, суицидальные наклонности.

Как выявить среди них, замкнутых, не идущих на контакт, тех, кто может шагнуть в открытое окно, провести бритвой по венам?

Специалисты предлагают множество диагностических методик, позволяющих определить степень склонности к суицидальным действиям, но они не всегда дают достоверную информацию о душевном состоянии подростка. Часто, отвечая на вопросы какого-то теста, подростки дают социально-приемлемые ответы. Результат может быть размытым и не насторожить специалиста.

Проективный метод Роршаха необычайно чувствителен по отношению к переживаемой подростком тревоге. Он выявляет минимальные ее проявления задолго до появления в поведении подростка, раскрывает чувства, стремления, мысли, действия, которые говорят об интеллекте, самочувствии, отношении к социальному окружению, позволяет объективно оценить степень принадлежности подростка к контингенту суицидоопасных лиц. Так же с помощью данного метода можно проконтролировать эффективность психотерапии и выявить изменения, происшедшие вследствие ее проведения.

Проведение процедуры исследования требует соблюдения некоторых правил:

-стимульный материал должен быть выполнен из качественного материала, иметь эстетический вид, одинаковый размер, цветовую гамму, задуманную автором.

-психолог должен сидеть сбоку от испытуемого, но не напротив, чтобы уменьшить влияние на процесс отбора ответов.

-испытуемого необходимо подготовить, чтобы он понял суть задания и не проявлял защитных реакций.

Подготовка к исследованию складывается из трех этапов:

1.Предварительная беседа, в ходе которой психолог устанавливает с подростком отношения сотрудничества и доверия, снимает защитные установки, получает общее представление о личности испытуемого.

2.Ознакомление подростка с методом для предотвращения негативного отношения к исследованию.

3.Разъяснение цели, сути и хода исследования завершает подготовку подростка к исследованию.

Все эти этапы проводятся последовательно, и ни одним из них не стоит пренебрегать.

                                       Процедура исследования:

Подростку предъявляют набор карт с пятнами, напоминающими чернильные кляксы. Одновременно с инструкцией в руки подростку дается карта № 1 лицевой стороной вверх. Текст инструкции звучит так: «Что это может быть?»

Больше никаких дополнительных слов произноситься не должно. Если подросток задает много вопросов, можно еще раз повторить: «Просто скажи мне, что это может быть». Оптимальный вариант, если подросток дает по 3-5 ответов на каждую карту.

После ответов на карту № 1 подросток самостоятельно откладывает ее в сторону лицевой стороной вниз и берет следующую карту. Процедура исследования проводится до последней карты включительно.

Поведение психолога в процедуре исследования должно быть доброжелательным, поддерживающим, нейтральным.

Психолог, проводящий исследование, не должен быть ориентирован на получение каких-либо определенных ответов. Мимические движения, жесты и позы психолога в процессе исследования влияют на качество ответов испытуемого.

Во время исследования психолог ведет протокол, подробно записывая ответы подростка.

         После того, как исследование окончено, психолог приступает к анализу полученного материала и последующему его кодированию, которое представляет собой самый важный этап обработки данных.

Каждый ответ анализируется с пяти точек зрения:

1.С точки зрения пространства, которое подросток интерпретирует (говорит ли он обо всем пятне, о его большей и меньшей части). Если в ответе используется все пятно целиком, оно кодируется символом W. Мелкие детали кодируются символами Dd. Малое количество целостных ответов W свидетельствует о плохом самочувствии подростка, депрессии, сниженной способности к созданию планов на будущее, повышенной чувствительности к критике.

Много мелких деталей Dd говорят о состоянии тревоги, излишней нервозности, страхе.

2. С точки зрения детерминанты, т.е. фактора, который в основном и обуславливает ответ (форма пятна, его цвет, тени). Ахроматические цвета кодируются символом С, диффузные (дымчатый, смутный, неясный, туманный) символом F. Чем больше ответов С, тем сильнее импульс к действию с целью изменения ситуации, вызывающей тревогу, тем сильнее тенденция к поспешному, неуравновешенному решению, навлечению на себя опасности, вплоть до самоубийства. Чувство враждебности, присущее подросткам с большим колличеством подобных ответов, направляется не столько на других, сколько на самого себя. Ответы символизируют не только стремление к рискованным действиям, но и чувство неполноценности и самообвинения, характерные для суицидоопасных лиц.

3. С точки зрения уровня формы (пятно полностью соответствует возникшему в сознании образу; соответствует в малой степени, совсем не соответствует. Усматривается ли в пятне движение). Кодируется:

М - движение человека. Обращается внимание на психическую активность человека (думает, переживает, испытывает какие-то эмоции и чувства). Символом М обозначается действие, присущее только человеку, даже если оно выполняется животным. При достаточном количестве чистых «цветных» ответов, связанных с большим количеством человеческих движений, замеченных подростком в пятне, можно говорить о переживании травмирующей ситуации, отрицательных чувствах и эмоциях. При таком положении вещей эмоциональные разрядки случаются не часто, но они внезапны и опасны.

FМ –движение животного, присущее только животному, но не человеку (птица летит). Обращается внимание на позу животного, статистическое напряжение и готовность к движению.

m – движение неодушевленного предмета. Обращается внимание на наличие статистического напряжения: настораживают ответы, где предмет подвергается влиянию какой-то силы. В ответе –ковер лежит на полу – символ m не используется.

4. С точки зрения содержания (в пятне просматриваются предметы, люди, животные и т.д.) Малое количество или отсутствие человеческих фигур свидетельствует о явном нарушении контакта с другими людьми, незаинтересованности во взаимоотношениях, направленности на собственные переживания.

5. С точки зрения разных других элементов, которые проявляются непостоянно, время от времени, как дополнительные факторы. Обращается внимание на агрессивные ответы: рука, занесенная для удара, драка и т. д.

Психолога должна насторожить реакция подростка на красные пятна, если он дает ответы типа: это кровь, брызги крови, рана.

Дальнейшая работа с тестом хорошо видна на примере.

Светлана М. 15 лет. Результаты первичной диагностики эмоционально-волевой сферы указали на необходимость проведения исследования по методу Роршаха.

-темперамент (методика Айзенка) холерический, уровень экстраверсии – 24, интроверсии – 22 (оба показателя значительно выше подростковой нормы), что свидетельствует о импульсивности, склонности к истерико-психопатическим реакциям в ситуации стресса.

-самооценка (методика Дембо-Рубинштейна): заниженная. Высокая разница между самооценкой и уровнем притязаний указывает на инфантильность, социальную незрелость,

-уровень агрессивности (методика Басса-Дарки) указывает на чувство обиды, направленную на себя агрессию.

-уровень нервно-психической напряженности (цветовые выборы Люшера): высокий. Суммарное отклонение от аутогенной нормы – 30, вегетативный коэффициент – 3,2. Показатели указывают на нервную истощенность, психическую неустойчивость, неготовность к напряжению и адекватным действиям в стрессовых ситуациях.

         Результаты исследования по методу Роршаха подтвердили склонность девочки к суицидальному поведению. Представляю часть протокола обследования с кодированием результатов.

                            

                            Протокол № 17 от 05.06. 2015 года.

         проведения процедуры обследования по методу Роршаха.

Испытуемый: Светлана М. 15 лет.

Цель обследования: уровень склонности к суицидальному поведению.

 

Карта №

Ответы   испытуемой.

Описание   изображения: действия, переживания, направленность на себя или другого.   Цветовые пятна, тени.

Кодирование.

Карта №1

1.Две птицы.

 

 

2.Жук.

3.Маска.

 

1.Две птицы дерутся,   что-то отнимают друг у друга. Они черного цвета, злятся, хотят причинить боль   друг другу.

2.Жук приготовился   кого-то укусить.

3.Маска   страшного человека. Белые пространства   - глазницы. Сама маска черная.

W, С, М, FM

Карта №2.

1.Два клоуна

 

 

2.Два медведя.

 

1.Два клоуна   схватили друг друга за грудки и хотят повалить на землю. Их одежда грязного   цвета в крови, всюду брызги крови.

2.Два медведя   стараются достать подвешенные куски мяса. С мяса капает кровь на медведей.   Медведи черные.

 

W, F, М,

 

 

FM, С

Карта №3.

1.Домик.

 

2.Пожар.

 

 

3.Два   человека.

1.Крыша,   окошки. Перед домом лужайка. Озеро освещено белым светом внизу. Свет   вливается в дом (белое пространство внутри).

2.Два человека   в черной одежде хватают вещи, чтобы вынести из огня. Вокруг летят огненные   головешки.

3. Два   человека спорят из-за какой-то вещи, спор переходит в драку.

Dd,   W, F

 

                                   Заключение:

Данные исследования кроме суицидальной склонности испытуемой дали много материала, характеризующего ее личность и внутренний мир.

Так– ответы с кодом «С» говорят о эмоциональной импульсивности девушки, утрате контроля над эмоциями в ситуации стресса.

Ответы, с кодом «FM» указывают на тревогу, поспешные, неадекватные решения, враждебность, направленную на себя.

Наличие «С» - ответов в сочетании с высоким уровнем экстраверсии свидетельствует о предрасположенности к реакции по типу «короткого замыкания» в виде неконтролируемой разрядки аффекта. Девушка склонна быстро принимать решения, целиком полагаясь на эмоциональную оценку и поверхностный взгляд на ситуацию.

Шок черного цвета на большинство предъявленных карт говорит о переживании стремления испытуемой к рискованным действиями и торможении тревогой, что порождает чувство неполноценности и самообвинения, которые характерны для суицидоопасных лиц.

Нельзя не обратить внимание на большое количество движений, замеченных девушкой в пятне, носящих явно угрожающий характер (люди дерутся, птицы что-то отнимают друг у друга, жук кусает и т.д.), а так же брызги крови, пожар. Это свидетельствует о переживании травмирующей ситуации, отрицательных чувств и эмоций, сопряженных с ней.

Имеют место и искажения в восприятии и трактовке событий социального характера, что выражается в игнорировании социальных условностей, существующих в обществе правил.

Все эти данные говорят о склонности   Светланы М. к суицидальному поведению, так как выделенные показатели позволяют определить черты личности, характерные для контингента суицидоопасных подростков.

                                                                      

 

 



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает человека здоровым и счастливым. Данные одного исследования
  • Исследования. Что же все-таки не так?
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Трансформация расстройств пищевого поведения друг в друга: анализ, исследования
  • Типы автоматических ответов родителей и что слышат в них дети.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Быть внутри или быть снаружи. Две точки зрения.
  • Особенности виртуальной зависимости у подростка с точки зрения психологии.
  • Ответы - здесь вы найдете проф. ответы на многие вопросы. Может и свои.
  • Что дают человеку путешествия с психологической точки зрения.
  • Что значит быть родителем с точки зрения психологии. Факторы влияющие на формирование родительства.
  • Почему психолог не дает ответы, а задает вопросы?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Ответы, которые мы получаем. Про что они?
  • Как быть успешным за минимальное время с точки зрения психологии?
  • Пятна Роршаха на руках, напоминают всего лишь о том, что пора помыть руки
  • Что такое зависимости и какие они бывают с точки зрения психотерапевта?
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • Ответы на вопросы: Что делать, если мне достался ленивый муж?
  • Нескучные родители, какие они? Семь ответов.
  • Орторексия - что это такое? Ответы на вопросы
  • Из ответов удаленным клиентам. Физические наказания. Что «лучше»: срываться или бить осознанно?
  • Вопросы, на которые не найти ответов
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • 5 часто задаваемых вопросов и ответов о непослушном ребенке.
  • 5 книг для родителей, где есть все ответы
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Ответы на популярные вопросы родителей подростков
  • Результаты исследования распространенности депрессии среди пациентов соматических стационаров.
  • Шесть ответов для противостояния хамству!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь