|
Зачем нужны дети. Результаты исследования.Автор статьи: Иванова Александра
В период зима-весна 2018 года мы с коллегой проводили исследование на тему детско-родительских отношений Приняло участие 60 родителей. Было предложено 5 вопросов. Вопросы «Что вам нравится в вашем ребенке», «Что вам не нравится в вашем ребенке», «Каким вы видите будущее вашего ребенка», «Опишите ваши страхи, опасения или тревогу, связанные с вашим ребенком», «Как вы считаете - зачем нужны дети». В этой статье хотела бы поделиться некоторыми наблюдениями. Наблюдение 1 У существенной части родителей отмечается неприятие такой черты как лень, леностность и не усидчивость ребенка это выделили 25 % участников. При этом 32 % поощряют такие черты как активность, упорство, интерес. Такую позицию можно трактовать, как нацеленность на результат, стимулирование активной деятельности, культ успеха. Здесь приведу примеры ответов на вопрос «каким видите будущее ребенка» - звезда в своей области, каким-нибудь профессором, будет высокоинтеллектуальным, успешным офисным работником, успешным, добьется многого. Современные наблюдения за учебной деятельностью школьников отмечают падение интереса, нежелание учится – это же нередкая жалоба и у родителей. Появляется какой феномен как мотивация учебы. Причиной здесь может быть перенятая ребенком нацеленность на результат, а не на процесс. А если результат далек и неконкретен, но никакой детской мотивации не хватит – из под палки – хватает не на долго. Кроме того, когда родитель сосредоточен на собственных ожиданиях, он может стать менее восприимчивым к индивидуальности ребенка – появляется риск создания навязанной картины будущего.
Наблюдение 2 касается исключительной роли в ощущении счастья, полноценности жизни. Приведу примеры ответа на вопрос «зачем нужны дети» - «для полноценной, счастливой жизни», «не вижу себя без детей они мое счастье», «дети это смысл жизни, счастье, любовь», «дети это жизнь», «они нужны что бы семья стала полноценной», «что бы вернуться в свое детство и радоваться жизни». Складывается ощущение, что без ребенка человек не может быть счастлив. Такой родитель может столкнуться со сложностями отделения ребенка. Трудно переносить отъезд повзрослевших детей, так называемый феномен «пустого гнезда». – вот развернутые размышления на этот же вопрос - «для жизни..когда их нет (уезжают летом в деревню) жизнь останавливается. Мы с мужем ни кушаем почти, ни г8отовим кушать, не прибираемся, никуда не ходим…скукота. А с ними мы постоянно шевелимся». Наблюдение 3 основано на анализе ответов на вопрос «опишите ваши страхи, опасения, тревоги, связанные с Вашим ребенком». Тема страхов оказалась достаточно сложной – кто-то из родителей не ответил на вопрос, или формулировал обобщением «как и у всех родителей», «обычные родительские страхи». Содержание страхов, которыми делились родители, понятны и ожидаемы. Это страхи за жизнь и здоровье; и страхи, что ребенок может попасть под дурное влияние – «боюсь, что свяжется с дурной компанией», «плохая компания, наркотики», «боюсь, что ее обидят», «интерес к подростковым наклонностям», «уличным молодежным слабостям». Другие опасения связаны с будущим, с нереализованностью. Встречаются такие ответы – «не сможет занять высокооплачиваемую должность», «не сможет реализовать себя», «не захочет чего-то достигать, будет довольствоваться малым». Такая позиция отражает высокие ожидания родителей. Ребенок чувствителен к переживаниям родителей. И, как правило, подобные тревоги легко воспринимаются и могут стать платформой для формирования неуверенности, ощущения небезопасности.
Наблюдение 4 Для части родителей характерно испытывать страх за будущее. При этом более открытый вопрос, касающийся будущего «каким вы видите будущее Вашего ребенка» вызывает растерянность, ответы неуверенные, расплывчатей – «туманным», «очень туманным», «не могу ответить, страх за будущее». Словно родители более склонны отождествлять будущее со своими тревогами, нежели рассуждать в ресурсном направлении. Хотя, конечно для многих родителей будущее пусть и не имеет конкретики, но воспринимается позитивно – ответы «светлым, «счастливым», «радужным», «достигнутым» не могут не обнадеживать.
Заключение. Дети занимают огромную роль в жизни. Могу сослаться на высказывание американского психотерапевта Ирвина Ялома – что родительство можно рассматривать как своеобразное стремление к символическому бессмертию. Как видно из исследования практически для каждого родителя характерно придавать большое значение роли детей в жизни. Однако ребенку сложно справиться с такой смыслообразующей ролью. И родителям нельзя забывать, что у детей есть своя жизнь, а у родителей своя.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|