Зачем нужны дети. Результаты исследования.

Автор статьи: Иванова Александра

В период зима-весна 2018 года мы с коллегой проводили исследование на тему детско-родительских отношений

Приняло участие 60 родителей. Было предложено 5 вопросов.

Вопросы «Что вам нравится в вашем ребенке», «Что вам не нравится в вашем ребенке», «Каким вы видите будущее вашего ребенка», «Опишите ваши страхи, опасения или тревогу, связанные с вашим ребенком», «Как вы считаете - зачем нужны дети».

В этой статье хотела бы поделиться некоторыми наблюдениями.

 Наблюдение 1

У существенной части родителей отмечается неприятие такой черты как лень, леностность и не усидчивость ребенка это выделили 25 % участников. При этом 32 % поощряют такие черты как активность, упорство, интерес. Такую позицию можно трактовать, как нацеленность на результат, стимулирование активной деятельности, культ успеха. Здесь приведу примеры ответов на вопрос «каким видите будущее ребенка» - звезда в своей области, каким-нибудь профессором, будет высокоинтеллектуальным,  успешным офисным работником,  успешным, добьется многого.

Современные наблюдения за учебной деятельностью школьников отмечают падение интереса, нежелание учится – это же нередкая жалоба и у родителей. Появляется какой феномен как  мотивация учебы. Причиной здесь может быть перенятая ребенком нацеленность на результат, а не на процесс. А если результат далек и неконкретен, но никакой детской мотивации не хватит – из под палки – хватает не на долго.

Кроме того, когда родитель сосредоточен  на собственных ожиданиях, он может стать менее восприимчивым к индивидуальности ребенка – появляется риск создания навязанной картины будущего.

 

Наблюдение 2 касается исключительной роли в ощущении счастья, полноценности жизни. Приведу примеры ответа на вопрос «зачем нужны дети» - «для полноценной, счастливой жизни», «не вижу себя без детей они мое счастье»,  «дети это смысл жизни, счастье, любовь»,  «дети это жизнь»,  «они нужны что бы семья стала полноценной»,  «что бы вернуться в свое детство и радоваться жизни».

Складывается ощущение, что без ребенка человек не может быть счастлив. Такой родитель может столкнуться со сложностями отделения ребенка. Трудно переносить отъезд повзрослевших детей, так называемый феномен «пустого гнезда». – вот развернутые размышления на этот же вопрос - «для жизни..когда их нет (уезжают летом в деревню) жизнь останавливается. Мы с мужем ни кушаем почти, ни г8отовим кушать, не прибираемся, никуда не ходим…скукота. А с ними мы постоянно шевелимся». 

Наблюдение 3 основано на анализе ответов на вопрос «опишите ваши страхи, опасения, тревоги, связанные с Вашим ребенком».

Тема страхов оказалась достаточно сложной – кто-то из родителей не ответил на вопрос,  или формулировал обобщением «как  и у всех родителей», «обычные родительские страхи». Содержание страхов, которыми делились родители, понятны и ожидаемы. Это страхи  за жизнь и здоровье; и страхи, что ребенок может попасть под дурное влияние – «боюсь, что свяжется с дурной компанией», «плохая компания, наркотики», «боюсь, что ее обидят», «интерес к подростковым наклонностям», «уличным молодежным слабостям».

Другие опасения связаны с будущим, с нереализованностью. Встречаются такие ответы – «не сможет занять высокооплачиваемую должность», «не сможет реализовать себя», «не захочет чего-то достигать, будет довольствоваться малым». Такая позиция отражает высокие ожидания родителей.

Ребенок чувствителен к переживаниям родителей. И, как правило, подобные тревоги легко воспринимаются и могут стать платформой для формирования неуверенности, ощущения небезопасности.

 

Наблюдение 4

Для части родителей характерно испытывать страх за будущее. При этом более открытый вопрос, касающийся будущего «каким вы видите будущее Вашего ребенка» вызывает растерянность, ответы неуверенные, расплывчатей – «туманным», «очень туманным», «не могу ответить, страх за будущее». Словно родители более склонны отождествлять будущее со своими тревогами, нежели рассуждать в ресурсном направлении.

Хотя, конечно для многих родителей будущее пусть и не имеет конкретики, но воспринимается позитивно –  ответы «светлым, «счастливым»,  «радужным», «достигнутым» не могут не обнадеживать.

 

Заключение. Дети занимают огромную роль в жизни. Могу сослаться на высказывание американского психотерапевта Ирвина Ялома – что родительство можно рассматривать как своеобразное стремление к символическому бессмертию. Как видно из исследования практически для каждого родителя характерно придавать большое значение роли детей в жизни. Однако ребенку сложно справиться с такой смыслообразующей ролью. И родителям нельзя забывать, что у детей есть своя жизнь, а у родителей своя.

 



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Будущее вашего ребенка. Ошибка родителей № 3
  • Выбираем будущее для ребенка. Ошибки родителей
  • Выбираем будущее для ребенка. Ошибки родителей, ошибка № 2
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Страхи и опасения родителей. Отношения с детьми, часть № 2.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Про телесные наказания детей. Ответ на вопрос родителей
  • Генетика или воспитание в первые годы жизни влияет на будущее ребенка?
  • Дети будущего: каким навыкам следует обучать ребенка уже сегодня?
  • Когда дети в качестве родителей или перепутанные роли
  • Обратная сторона вины родителей перед ребенком – злость и обида на собственных родителей
  • Влияние сексуальной жизни родителей на детей - маленькая заметка
  • Типы автоматических ответов родителей и что слышат в них дети.
  • Границы в жизни детей и родителей.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • дети в поисках родителей, родители в поисках детей
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Принципы здоровой жизни для родителей и детей
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Почему ребенок болеет? Ответ на вопрос родителей
  • Значимость родителей в жизни детей-подростков(мини статья).
  • Может ли развод родителей привести к психологической травме детей?
  • Небольшой диалог о сексуальном воспитании детей (ответы на популярные вопросы родителей).
  • Жизнь в тени (о том, как быть ребенком идеальных родителей)
  • Будущее вашего ребенка в ваших руках!
  • Когда будущее отношений оказывается под вопрос



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь