|
5 часто задаваемых вопросов и ответов о непослушном ребенке.Автор статьи: Иверова Марина Валерьевна
“5 самых часто задаваемых вопросов о непослушном ребенке”.
Что такое непослушание? Это когда ребенок не выполняет наших требований, просьб? Когда мы в ответ слышим “нет” или вообще не получаем ответной реакции? Маша, помой руки - не хочу. Дима, убери игрушки - не буду. Ваня, нельзя обижать - а я все равно буду и т.д. и т.п.
Тема непослушания своеобразна в каждом возрастном этапе. Период от 3 до 7 лет - это довольно емкий и насыщенный период развития. Ребенок научается ориентироваться в мире, в котором живет, начинает понимать закономерности общения с членами семьи, с мало знакомыми людьми, чужими, со сверстниками. Он осваивает и примеряет на себя множество социальных ролей, играя с другими детьми. Ведь игра - это его основное занятие сейчас. Активно развивается его воображение. А бурное развитие интеллекта - это тема для отдельного громадного разговора. Ребенок окончательно осваивает речь и начинает ею пользоваться наравне с нами. Сейчас у ребенка очень высокая познавательная потребность. А сколько навыков он приобретает! Начинает читать, конструирует дома, склеивает динозавров, лепит кота из глины, собирает машинку, управляет вертолетом на пульте, считает все проезжающие мимо машины, еще и безошибочно называет их марки, ходит на бальный танцы, учится игре на гитаре и т.д.
А вокруг взрослые, няни, воспитатели, бабушки, тетя в автобусе, дети в саду, дети на детской площадке. Каждый говорит свое и каждый по-своему: что правильно, что не правильно, как хорошо, как плохо, за что осуждают, за что хвалят и т.д. И столько соблазнов, и столько всего хочется, а тут мама со свои можно - нельзя, делай так, а не как-то иначе. Вот это все обрушивается на ребенка сплошным нескончаемым потоком. И во всем надо разобраться, запоминать и начать следовать куче норм и правил, всевозможных “но”.
Конечно на фоне всего этого, ребенок нуждается в маме, в ее поддержке и, безусловно, внимании. Что является жизненно необходимым для него. Но тут тоже возможны трудности - к этому времени у мамы декретный отпуск закончился, она уже работает. Малыши в основном в детском саду, у бабушек. И на совместное времяпрепровождение остается пару часов между работой и отходом ко сну. Все упирается во время - нам не разорваться. Но я думаю, что здесь главное не количество, а качество, хотя количество тоже очень важно.
В какие минуты и почему нам хочется, чтобы дети были послушны? Да всегда практически. Верно? Ведь мы стараемся из лучших побуждений: прививаем нормы морали, например, что обижать нельзя, нельзя перебивать старших, стремимся приучить к правилам семьи, которые считаем верными и правильными, мыть посуду после еды, убирать игрушки, много не играть в компьютерные игры и т.д. Мы уверены в том, что знаем как лучше и эта уверенность подкрепляется тем, что мы конечно поступаем из лучших побуждений. Так то оно так, но в данном вопросе важно не только для чего и почему мы делаем, а важно как мы делаем, как воспитываем, как мы проявляем себя в этом воспитании, как себя при этом ведем, неся это самое благо для ребенка.
Плюс, у нас, у взрослых есть уверенность в том, что мы знаем как лучше, а вот дети пока в этом не так уверенны. Они любят все подвергать сомнению и проверять нас на прочность. Вспомните, когда мы приучаем ребенка к горшку. Вот он уже просится, все в порядке, мы расслабляемся и тут он снова начинает делать это в штаны. А потом опять все налаживается. И так нам устраивают проверку по многим правилам, ребенок проверяет нашу реакцию, на сколько эти правила непоколебимы.
Здесь я непроизвольно хочу вернуться к ставшей уже банальной простой истине - что дети уже личности со своими желаниями, и мир в их глазах выглядит не так как наш. И непослушание начинается тогда, когда дети приходят к тому, что их “хочу” может отличаться от “хочу” взрослого. Дети постоянно находятся во власти сиюминутных желаний и им пока не понятна какая-либо отсрочка в их исполнении.
Проходит немало времени прежде чем ребенок привыкает или можно сказать адаптируется к тому, что до исполнения его желания должно произойти что-то еще: прямо сейчас нельзя сесть рисовать красками, т.к. пора обедать, а потом собираться в бассейн, сейчас не получится дособирать конструктор потому, что пора идти спать и т.п.
Как быть? Но этот вопрос нельзя ответить одним коротким ответом. Это тема для длинного разговора или даже нескольких тренингов. У детей еще много поводов для непослушания - их обуревают возрастные кризисы, они так же как и мы стремятся к самоутверждению, всеми доступными им средствами добиваются нашего внимания и т.д. Каждая семья индивидуальна и в каждой семье свои причины для непослушания.
И тем не менее, в ответ стоит добавить, что для начала не стоит забывать, что мы взрослые. А что это значит, и какие у нас в связи с этим есть преимущества? Думаю, многие из вас уже пришли к выводу, что давлением, криками, руганью кардинально ситуацию не изменишь - это мы по себе знаем, когда по отношению к нам пытаются применить подобные методы, то мы готовы и на дыбы встать, вот так же и дети. Мы, взрослые, в отличии от детей, обладаем навыками самоконтроля, по крайней мере большинство из нас. Мы более или менее умеем совладать со своими эмоциями. Обладаем развитым самосознанием. И знаем особенности детского возраста, которые помогают нам понимать закономерности их поведения. А также взрослость характеризуется еще и несением ответственности. И мы несем ответственность не только за то, какими станут наши дети, какими мы их воспитаем, но и за то, какие мы родители.
И так, с одной стороны ответственность, с другой - необходимость воспитывать. Как же находить баланс? И какие мы родители? Как посмотреть на себя со стороны? Во многом, наши дети - это результат нашей деятельности, наших поступков, нашего отношения, даже нашего способа проявления любви. Представьте, что дети - это наше зеркало, в нем отражаются все наши проявления. И если в этом зеркале что-то не устраивает, то стоит посмотреть, а что же мы делаем не так, и как можно делать по-другому?
В закрутившемся водовороте жизни нам подчас некогда остановиться и подумать: да что ж такое происходит, не слушается совсем, того и гляди от рук отобьется. Нам остаются наши переживания и эмоции по этому поводу, они накапливаются и превращаются в ненужный груз. И все же мы останавливаемся, задумываемся, пытаемся разобраться и задаем самые простые вопросы о непослушании. А почему мой ребенок не слушается, что с этим делать, как быть со своими эмоциями, как наказывать, как влиять? Хотя вопросы и простые, да мы многое уже и сами знаем, разговор, как правила, все равно получается интересным.
В связи с чем, я с удовольствием приглашаю вас на бесплатный вебинар под названием "5 часто задаваемых вопросов и ответов о том, как справляться с непослушным ребенком" (жмите на название), где мы с вами сможем продолжить эту дискуссию и получить ответы на эти вопросы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|