|
Как наши дети становятся такими и что с этим делатьАвтор статьи: Евдокимова Евгения Владимировна
«Делай, как я» или «делай, как я говорю». Почувствуйте разницу. Мы тратим много времени на то, чтобы выдолбить на лбу у собственного ребенка прописные истины. Вагон предписаний, нравоучений, оценок, мнений, похвал, обвинений, примеров, увещеваний, убеждений, постулатов, принципов, который мы обрушиваем на детей в период их взросления, очень эффективен. Правда, эффективен для достижения совсем не тех целей, которые мы ставим перед детьми. В благополучной семье, где родители активно общаются между собой и с детьми, эффективно преодолевают конфликты и решаю проблемы, ребенок обретает достаточный опыт для того, чтобы не нуждаться в нравоучениях. Фактически, формирование личности почти полностью заканчивается к 5-6 годам жизни ребенка. И то, что ребенок усваивает с первых дней жизни, в доречевой период развития – это опыт родителей. Как они взаимодействую с ним, как они взаимодействуют между собой. Восприятие является непосредственным, «напрямую». Есть такое выражение, что дети «впитывают как губка». Даже во взрослой жизни до 70% информации мы получаем по невербальному каналу – не через смысловое содержание речи, а через интонации, тембр, громкость голоса, позы, мимику, жесты и так далее. Размер мозга ребенка за первые годы жизни увеличивается почти втрое, в это время происходит наиболее активное формирование нейронных связей, максимальное усвоение входящей информации. 1. Сценарные ограничения. Будущего младенца в этом мире ждут 2 человека (в лучшем случае) с очень ограниченным набором паттернов поведения, мышления, реагирования, которые являются схожими или дополняющими друг друга (что в целом одно и то же). Ребенок заранее обречен на небольшой и бедный спектр моделей взаимодействия. 2. Жизнь внутри. Мама вступает в игру на этапе подготовки к беременности. Случайная или запланированная? Желанный или не желанный? Готова или передумала? Жилищные, материальные проблемы, эмоциональная незрелость и некомпетентность матери, отсутствие поддержи со стороны отца ребенка и других близких, состояние здоровья – эти и многие другие факторы определяют настрой матери и состояние ребенка. Роды раньше или позже срока не только оказывают существенное влияние на состояние ребенка при рождении, но и могут быть определены состоянием матери. Неосознанное нежелание иметь детей, или, наоборот, сильный страх потерять ребенка – такие состояния могут вызвать угрозу прерывания, преждевременные роды, «перехаживание». Любое чрезмерно выраженное эмоциональное состояние матери – это стрессовый фон развития для ребенка. 3. Жизнь сразу после. Формирование эмоций. 4. Двойные послания. Если в остальное время у мамы не возникает потребности демонстрировать любовь, только под гнетом вины во время приступов ненависти, у ребенка закрепляется устойчивая взаимосвязи «меня любят, когда ненавидят», «чтобы меня любили, я должен вызывать ненависть». Двойные послания дезориентируют ребенка, делают восприимчивым к скрытой враждебности, способствуют формированию самых деструктивных и примитивных защитных механизмов. Что происходит: мы своим собственным примером научили ребенка делать то, что он делает, а теперь объясняем ему, что так нельзя. В зависимости от текущего состояния ребенка это или вызывает агрессию и дальнейшее усиление нежелательных проявлений, если ребенок все еще верит в себя и борется за свои интересы. Если ребенок в раннем детстве уже принял решение «я – не ок» – со мной что-то не так, я не достаточно хорош для своих родителей, он не будет протестовать. Но его состояние будет ухудшаться. Он будет становиться все более подавленным, замкнутым, бестолковым, неуспешным. 7. Родительские послания. Всего выделено 12 типов родительских посланий, среди которых «не будь ребенком», «не будь собой», «не будь счастливым», «не будь близким», «не чувствуй», «не думай», о которых довольно много информации в сети. 8. Драйверы. 9. Переход на личность. 10. Невнимание. 11. Перекос ценности родительского влияния. В случае, когда один из родителей полностью исключен из жизни ребенка, в его сознании формируется некий идеальный, парадоксальный образ отсутствующего родителя, наделенный всеми качествами, которых не хватает в реальном родителе. Если мама, которая растит ребенка одна, ничего не рассказывает об отце, ребенок его выдумает сам и будет руководствоваться своими ожиданиями и иллюзиями относительно отца. Если же ребенок слышит много негативных рассказов об отсутствующем родителе, это также оказывает существенное влияние на его развитие. Идеализация равно как и намеренное формирование негативного образа отсутствующего родителя травмируют психику ребенка. Типичные проблемы детей и родителей. Сразу оговоримся, что следует различать такие понятия как «проблемы» и «симптомы проблем». А так же «проблемы, существующие у ребенка» и «проблемы, доставляющие беспокойство родителям». Практика показывает, что большинство родителей не вполне адекватно оценивает состояние собственных детей. Нормативные возрастные кризисы и их проявления могут вызывать тревогу и опасение родителей, тогда как подавленное состояние, неактивное поведение, замкнутость могут быть расценены как послушание, спокойствие и прилежность. Для того, чтобы понять, все ли в порядке с вашим ребенком, в идеале неплохо иметь «шапочное знакомство» с возрастной психологией и понимать, каковы нормативные проявления, характерные для детей разных возрастных категорий. Эмоциональная созависимость ребенка с родителем – не менее опасная проблема, чем эмоциональное отвержение, пренебрежение нуждами ребенка, психологическое и физическое насилие, о которых достаточно много написано в различных источниках. Ребенок, который живет «душа в душу» с одним из родителей, чаще с матерью – фактически становится донором. В детстве мама закрывает глаза на его проблемы в общении со сверстниками, главное, что он «такой хороший», однако мама не сможет всю жизнь заменять ребенку социальное окружение. И в будущем его, подающего большие надежды, талантливого, единственного могут ждать другие виды зависимостей, такие, как алкоголизм, наркомания, игромания. Выделяют до 10 различных стилей родительского воспитания (авторитарный, отвергающий, либеральный, гиперсоциальный и так далее) однако степень вреда или полезности каждого из них можно определить только индивидуально - исходя из степени выраженности тенденций, статуса семьи, состояния общества и прочих факторов. Целесообразнее оценивать воспитание с точки зрения индивидуальной ситуаций развития ребенка. Выделено 4 типа ситуаций, которые представляют опасность: пренебрежение нуждами ребенка, психологическогое насилие, физическое насилия, сексуальное насилие. При кажущейся очевидности того, что самый большой вред может нанести явное насилие - действия сексуального характера или побои, практика показывает, что наиболее травматичное влияние на ребенка может оказывать скрытое воздействие, неочевидная для ребенка враждебность. Такие являения, как гиперопека, сверхзабота, пронзительная любовь матери и ее бесконечное беспокойство по поводу ребенка обладают всеми признаками психологического насилия. Если ребенок не может познавать этот мир, блокируются любые его попытки что-то сделать самостоятельно, ему все приносят, подают, чтобы не плакал; наряжают-переодевают, чтобы был красивым; следят за чистотой, чтобы не заболел; ограничивают передвижение, чтобы не упал - рано или поздно количество таких ограничений перерастает в "качество". Что происходит? В норме ребенок только ближе к школе начинает осознавать, что другие люди - это самостоятельные личности, которые обладают тем же набором прав, что и он сам. Для маленького ребенка весь мир - это продолжение его эго. Поэтому он отнимает чужие машинки в песочнице и говорит старшему брату "это моя мама". Весь доступный для восприятия мир - его собственность. Каждый раз, когда мама вопреки желанию ребенка складывает игрушки на полку, она претендует на эту собственность. Каждый раз, когда бабушка ругает за грязные руки, вытертые о майку, она дает понять, что эта майка, надетая на ребенка, на самом деле принадлежит бабушке. У ребенка с гиперзаботливыми родительскими фигурами постепенно, по кусочку отнимают весь мир. Ему больше ничего не принадлежит, он не может ничем управлять, ему некуда стремиться, нечего добиваться - ведь у него ничего нет. А главное, в чем его убеждают - это все для его же блага, потому что "мы тебя так любим, мы о тебе заботимся, это то, что тебе нужно". Зачастую явная агрессия, побои, оскорбления, наказания, наносит в разы меньше вреда, чем такая забота. Как проявляются проблемы у ребенка? Абсолютное послушание или приступы злости и агрессии, кристальная честность или ложь и воровство, гиперактивность или гипоактивность, проблемы с питанием как и полное их отсутствие, проблемы с общением или «все одноклассники мои друзья», проблемы со сном, с засыпанием, физические недомогания, в том числе недержание мочи и кала, частые или хронические заболевания или полное отсутствие жалоб на здоровье, ненормальное поведение, например, побеги из дома или «идеальное» поведение. В сети чрезвычайного много информации о детских проблемах и их проявлениях. Большинство источников посвящены тем проблемам, которые доставляют беспокойство родителям, а не тем, которые действительно являются серьезными для ребенка. Помните! Если ребенок доставляет вам хлопоты и беспокойство проблемным поведением, значит все не так плохо - он борется и бунтует против того, что ему не подходит. Гораздо хуже, если он "смирился". Любые крайности могут служить сигналом тревоги. Ребенок растет, развивается, он должен в нормативных пределах падать, ломать, портить, капризничать, грубить, пачкать, терять и так далее. Если ваш ребенок не создает проблем и не доставляет беспокойства, это уже повод для беспокойства. Едва ли не больший, чем когда ребенок «создает проблемы» и доставляет беспокойство. Прислушайтесь к себе. Готовы ли вы услышать мнение «со стороны»? Сама мысль о том, что кто-то выскажет критические замечание по поводу вашего ребенка и его воспитания вызывает у вас тревогу? Дискомфорт по поводу чужого мнения может свидетельствовать о том, что проблемы все же есть, но вы не готовы их признавать. Но лучшим помощником для первичной самодиагностики станут ваши природные инстинкты и чуткость. Посмотрите на себя и вашего ребенка. Попробуйте почувствовать и понять, насколько ему и вам комфортно в той жизненной ситуации, в которой вы находитесь. Как вы видите его и ваше будущее, какую роль вы отводите ему в вашей и его собственной жизни, как вы видите его взрослую жизнь без вас. Если у вас не возникают трудности при ответах на эти вопросы, тогда все ок!
Будьте родителями и наслаждайтесь этой ролью! Пусть ваши дети приносят вам и радости, и хлопоты, и тревоги, и заботы. Большинство проблем поддается решению, даже самые серьезные можно корректировать и сглаживать. Если у вас есть вопросы по теме, проблемы, о которых вы хотели бы поговорить, пишите [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|