Личностные особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях

Личностные особенности подростков воспитывающихся в неполных семьях

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Влияние семьи на психическое развитие ребенка подчеркивается всеми педагогами и психологами. Все большую актуальность в современном обществе занимают проблемы, связанные с семьей. За последние десять лет наблюдается стабильный рост показателя разводов, что приводит к появлению большого числа неполных семей и детей, воспитывающихся только одним из родителей.

Много говорят и пишут о проблемах неполной семьи. Но наличие полной семьи не дает никаких гарантий хорошего воспитания, а неполная семья не означает, что в ней обязательно будут возникать проблемы. Дети в полных и неполных семьях развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на них распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанная разница заключается в том, что на одной стороне более благоприятные условия развития, чем на другой. Жизнь ребёнка только с матерью или только с отцом развивает в нём такие качества, которые невозможно найти у других детей. Приведут ли они к хорошему или плохому результату, зависит от целого ряда факторов. 

В научном плане остаются невыясненными психологические механизмы воздействия условий неполной семьи на душевный мир ребенка, возможности целенаправленной коррекции поведения у подростков из неполных семей и другие актуальные вопросы.



Подростковый возраст является периодом наиболее интенсивного развития личности (самосознания, личностной зрелости, самоопределения), представляет собой переходный этап от детства к взрослости, когда закладываются основы будущего психологического благополучия и личностной зрелости, исследование развития личности подростков в семьях разного типа представляется актуальной и пока недостаточно решённой задачей. Имеются ли различия в личностных характеристиках подростков из полных и неполных семей?

Как пишет В. С. Мухина [1], в подростковом возрасте получает новое развитие механизм идентификации-обособления, обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.

Поискам ответов на ряд поставленных вопросов посвящено проведённое нами исследование, выборочные результаты которого представлены далее. Исследование проводилось в русле количественного и качественного методологических подходов, принятых в современной психологии [2].



Цель исследования: выявление личностных особенностей подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

Общая гипотеза исследования: существуют личностные особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

Исследование личностных особенностей проводилось с помощью четырех стандартных методик.

  • Экспресс-методика исследования самоэффективности личности У. Гроб и К. Мааг Мерки (адаптация Ступиш С.В.) предназначена для оценки уровня общей самоэффективности личности. Тест состоит из 5 утверждений, степень своего согласия с каждым из которых испытуемый оценивает по 6-балльной шкале. Вопросы касаются уверенности в себе в различных ситуациях.
  • Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера (адаптирована Бажиным Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткиндом А.М.) предназначена для изучения уровня субъективного контроля испытуемых. Она состоит из следующих шкал: общей интернальности, в области достижений, в области неудач, в семейных отношениях, в области производственных отношений, в области межличностных отношений, в отношении здоровья и болезни.
  • Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха предназначен для диагностики уровня личностной зрелости. Выделяют 5 аспектов, составляющих личностную зрелость: мотивация достижений, отношение к своему «Я» («Я» - концепция), чувство гражданского долга, жизненная установка, способность к психологической близости с другим человеком. 
  • Тест-опросник самоотношения, разработанный В.В.Столиным и С.Р. Пантилеевым [3]. Самоотношение является составляющей самосознания человека и характеризует эмоциональные переживания относительно собственного “Я”: своих достижений, способностей, характера и других черт личности. Оно оказывает существенное влияние на поступки, стиль и способы поведения человека. С ним тесно связано то, как человек отражает и интерпретирует окружающую действительность.



Исследование проводилось на базе таких учреждений образования, как: ГУО «Гимназия №3 г. Барановичи», ГУО "Средняя  школа №13 г. Барановичи", ГУО "Средняя  школа №21 г. Барановичи" в 2016 году. Итоговая выборочная совокупность составила 120 подростков. Возраст обследованных по выборке варьировал от 14 до 16 лет. Выборку составили учащиеся 8-11-х классов в количестве 120 человек. Из них 65 девочек и 55 мальчиков в возрасте 14-16 лет. Из полных семей 60 подростков (33 мальчика и 27 девочек) и 60 подростков из неполных семей (28 мальчиков и 32 девочки).

Количественно-качественный анализ полученных первичных результатов показал следующие личностные особенности, обнаруженные у подростков из неполных семей:

  • низкая самоэффективность;
  • интернальный локус контроля по общей шкале интернальности, по шкале в области достижений, по шкале интернальности в семейных отношениях, по шкале в области межличностных отношений, по шкале интернальности в отношении здоровья и болезни;
  • экстернальный локус контроля по шкале интернальности в области производственных отношений;
  • низкий уровень личностной зрелости;
  • неудовлетворительный уровень по шкале мотивация достижений;
  • низкий уровень «Я-концепции»;
  • низкий уровень по шкале Чувство гражданского долга;
  • высокий уровень по шкале способность к психологической близости с другим человеком
  • низкий уровень самоотношения, самоотношения по шкале самоуважение, по шкале аутосимпатия, по шкале ожидаемое отношение от других, по шкале самоинтерес, по шкале самоуверенность, по шкале отношение других, по шкале самопринятие, по шкале самообвинение, по шкале самопонимание
  • высокий уровень по шкале самопоследовательность (саморуководство)

    Проведённое исследование позволило выявить личностные особенности подростков из неполных семей по таким компонентам самосознания, как самоотношение, самоэффективность, личностная зрелость, уровень субъективного контроля. Результаты исследования подтвердили присутствия статистически достоверных различий по описанным показателям между подростками из полных семей и подростками из неполных семей. Поэтому, можно утверждать, что происходит негативное влияние неполной семьи на личностное развитие, которое подчёркивается многими психологами, социологами и педагогами. Описанные характеристики самоотношения и образа Я, показатели механизмов идентификации и обособления можно рассматривать в качестве показателей нормативного психического развития, они могут служить основой для оценки развития личности и благополучия подростков из неполных семей в рамках практической психологической работы с семьями данного типа.

Список использованных источников:

    1. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В. С. Мухина // Екатеринбург: ИнтерФлай, 2007. – 1072 с.
    2. Янчук, В. А. Методы и методология психологического исследования в психологии и социальных науках / В. А. Янчук // Минск: АПО, 2011. – 376 с.
    3. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантилеев // М.: МГУ, 1991. – 100 с.


Просмотров: 653
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности локус контроля у подростков из полных и неполных семей
  • Можно ли измерить стресс? О сравнительной шкале стрессов
  • Проблема неполных семей.
  • О причинах отклоняющегося поведения подростков из полных семей
  • Воспитание ребёнка в неполной семье. Нарушение половой идентификаци в неполных семьях.
  • Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях
  • Психологические последствия воспитания женщин в неполных семьях (без отца).
  • О теме сепарации подростков от семьи, развитие их самостоятельности и психологической зрелости
  • Проблемы подростков из неблагополучных семей
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Особенности формирования самосознания подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Влияние личности взрослого и сверстников на формирование Я-концепции у подростков
  • Эмпирическое исследование особенностей представлений о смерти у современных подростков
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Психологические особенности подростков (13-14 лет)
  • исследование эмоциональных отклонений у подростков
  • Психологические Особенности Внутрисемейных Отношений У Девиантных Подростков
  • Некоторые особенности детей из неблагополучных семей на примере сериала "Бесстыжие"
  • Психологические особенности младших подростков (10-12 лет)
  • Психологические особенности старших подростков (15-16 лет)
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Психологические причины отклонения в поведении “трудных” подростков и пути коррекции их личности
  • Характеристики хорошей семьи. Взгляд подростков
  • Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Психологические особенности семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь