Характеристики хорошей семьи. Взгляд подростков

Agneta Tinnfalt, Jennie Jensen and Charli Eriksson, 2015

School of Health and Medical Sciences, Orebro University, Orebro, Sweden

Перевод — Демидова А.А. Статья переведена в просветительских и образовательных целях. 

Цель этого исследования — изучить представление девочек и мальчиков подросткового возраста о том, какими должны быть родители и семьи. Было опрошено девятнадцать подростков. Для анализа материала интервью использовались описательный дизайн и качественный контент-подход.  Молодые студенты были привлечены в качестве партнеров. Они провели несколько экспериментальных интервью, и их выводы были использованы при планировании исследования. Результаты показывают, что подростки считают своих родителей и семью очень важными для них. Каждый член семьи несет за это ответственность, и важно проводить время вместе, то есть «заниматься семьей». Кроме того, у родителей есть особые обязательства; в частности, они обязаны обеспечить хорошее будущее для своих детей.

Согласно исследованиям в области общественного здравоохранения (Brown, Waterston, & Crowther, 2010) и Конвенции ООН о правах ребенка (United Nations, 1989), семья обеспечивает естественную среду и базу для ребенка. Но крайне мало данных, как молодые люди воспринимают свою семью и родителей, а дети и молодые люди имеют право быть услышанными по важным для них вопросам. В данном исследовании основное внимание уделяется взглядам шведских подростков на то, какими должны быть их матери и отцы и какими они хотят видеть свою семью.

Значение семьи и родителей для ребенка

 Большинство детей в Швеции в возрасте до 18 лет живут как с матерью, так и с отцом (статистическое управление Швеции, 2009 год). Однако в настоящее время все больше детей живут с матерью-одиночкой или отцом-одиночкой, или в семьях с другим составом, не из-за развода родителей, а потому, что все больше детей рождаются вне отношений и никогда не живут с обоими биологическими родителями во время взросления.

Важность условий жизни в детстве для развития здоровья в течение всей жизни была выявлена в исследованиях общественного здравоохранения. Отношения между ребенком и его родителями оказывают большое влияние на здоровье ребенка в детстве (Waylen, Stallard, & Stewart-Brown, 2008), а также позже во взрослой жизни (Stewart-Brown, Fletcher, & Wadsworth, 2005). Например, влияние родителей на алкогольное поведение подростков очевидно (Pettersson, 2010). Исследование, проведенное в Швеции, показывает, что семейные обстоятельств в детстве и социальный класс в детстве и во взрослом возрасте могут предотвратить риск ранней смерти (Fors, Lennartsson, & Lundberg, 2011). Семья обеспечивает самую важную поддержку, которую могут иметь дети (Werner & Johnson, 2004), и семья активно участвует в укреплении их здоровья в повседневной жизни (Christensen, 2004).

 Матери считаются более важными для ребенка, чем отцы (Hwang, 2005; Miller-Day, 2002). Роли матери и отца в семье различны; подростки чувствуют себя эмоционально ближе к матери, чем к отцу, считают, что мать знает их лучше. Подростки воспринимают общение с матерью, как более простое, и часто предпочитают говорить с ней о важных вещах (Levin & Currie, 2010). Согласно исследованиям, задачи отца состоят в том, чтобы играть с ребенком в более жесткой манере, а также брать ребенка на спортивные и другие прогулки (Ribbens McCarthy & Edwards, 2011). Но отец не  так вовлечен в  разговоры с ребенком, как мать, и дети больше доверяют своей матери, чем отцу. Однако отношение к роли отца, по-видимому, меняется, и отцы все активнее вовлекаются в жизнь своих детей. Обзорная статья содержит доказательства того, что психическое здоровье и социальная адаптация детей улучшаются, если отец занимается с ребенком (Sarkadi, Kristiansson, & Bremberg, 2008). Даже при том, что роли меняются, культурно и структурно, роль отца менее доминирующая, чем роль матери для ребенка. Но, Саркади и др. (2008) пришли к выводу, что очень важно вовлекать отцов, а также матерей в родительство; то есть оба родителя одинаково важны.

Изменения в окружающей ребенка среде будут отражаться на процессе его роста и развития. Для понимания важности родителей и семьи часто применяется социально-экологическая модель Бронфенбреннера (1979, 2000). Согласно этой модели, наиболее важной для развития и здоровья ребенка является диада между родителем и ребенком. Кроме того, важны и другие факторы, например, взаимоотношения между родителями и учителем ребенка или условия на рабочем месте родителей. И, наконец, на детей влияет их культура и социальная система, как это отражено, например, в Конвенции ООН о правах ребенка. Модель предполагает, что если система или элемент в системе изменяется, это повлияет на ребенка. Родители и семья являются наиболее важными элементами здоровья и развития ребенка в системе Бронфенбреннера.

 Родители оказывают значительное влияние на жизнь своих детей, но дети также влияют на своих родителей (Kerr & Stattin, 2003). Glatz и Stattin (2013) показывают, что родители иногда реагируют противоположным образом, чем от них ожидается, когда сталкиваются с проблемным поведением своих подростков. Когда родители обнаруживают, что их подростки пьют или ведут себя неприемлемо, вместо того чтобы реагировать решительно, они меняют свое отношение к ребенку и снижают свои ожидания относительно приемлемого поведения. Другие исследования показывают, что родители усиливают свои негативные стратегии и уменьшают позитивные (Glatz, Stattin, & Kerr, 2011), когда чувствуют, что их попытки изменить поведение своих детей не имеют никакого эффекта. Влияние детей на поведение их родителей имеет большое значение для здоровья и благополучия детей.

Воспитание включает в себя множество вопросов, включая отношение и поведение. В зависимости от прогноза, различные стратегии могут рассматриваться как имеющие различную ориентацию. Используя мотивационную структуру, родительство можно концептуализировать как автономную поддержку контроля, вовлеченности и структуры (степень, в которой родители обеспечивают четкие и последовательные правила поведения ребенка; Grolnick, Weiss, Mckenzie, & Wrightman, 1996). Основное внимание в нашем исследовании уделяется тому, чтобы дать подросткам возможность высказаться и проанализировать свои рассказы, с тем чтобы развить знания о семейной жизни и родительстве.

Восприятие молодыми людьми родителей

Подростки утверждают, что родители для них важны. Это можно увидеть в исследованиях по мониторингу вовлеченности родителей в проблемы детей. (Tilton-Weaver, Burk, Kerr, & Stattin, 2013). В ходе исследования отношения к родителям было обнаружено, что подростки очень позитивно относятся к своим матерям, но критически относятся к отцам, которые не общаются с ними (Paintal & Pandey, 1996). Несколько исследований посвящены восприятию подростками, например, родительского стиля (Nguyen & Cheung, 2009), родительского контроля (Kakihara & TiltonWeaver, 2009) и родительского действия (Nilsson, Weinehall, Bergstro m, Stenstro m, & Janlert, 2009). Исследуемые подростки поддерживали действия родителей, когда те пытались предотвратить курение (Nilsson et al., 2009), и они осознали, что зависели от помощи своей семьи, и оценили активное воспитание, то есть участие родителей в их жизни (Lamborn & Moua, 2008). Сильные стороны матерей, например, в том, что они способствуют академической успеваемости в школе, борятся против буллинга и конфликтов, предотвращают курение и употребление алкоголя (Beckert,Strom,Strom,Darre,&Weed,2008). Согласно исследованиям 13-16-летних девочек и мальчиков, наиболее важным фактором психического здоровья детей и подростков являются их взаимоотношения с родителями (Johansson, Brunnberg, & Eriksson, 2007). Также было изучено, как подростки чувствуют, что любимы родителями. Эмоциональная и дружеская поддержка, инструментальная поддержка, моральное руководство и советы, предоставление свободы и проявление уважения или доверия к подростку — все это было признано важным. Эмоциональная и дружеская поддержка включала в себя поощрение, привязанность, разговоры и слушание, а также совместные действия. Инструментальная поддержка включала в себя получение поддержки и помощи, а также образовательной помощи. Моральное руководство и советы включали в себя обучение правильному поведению и социальным нормам (McNeely & Barber,2010). Однако, существует мало исследований, посвященных восприятию подростками того, какими они хотят видеть своих родителей и семью.

Мнение подростков

Когда детей и подростков просят высказать свою точку зрения по вопросам, касающимся их самих, их точка зрения не всегда совпадает с точкой зрения взрослых. Чтобы обеспечить детям и подросткам их законную защиту и заботу, а также право быть услышанными (United Nations, 1989), важно прислушиваться к их представлениям и идеям. Чтобы поддержать развитие, благополучие и здоровье детей и подростков, мы должны понять их восприятие жизни и родительских обязанностей, поскольку родители — это люди, которые наиболее важны для них. По-видимому, недостаточно знаний о взглядах подростков на родительскую и семейную жизнь, и в этом исследовании мы не только выслушали молодых людей, но и включили их в планирование и выполнение работы.

Цель данного исследования — дать возможность девочкам и мальчикам-подросткам высказать свое мнение о том, какими должны быть родители и семьи.

Методы — в исследовании используется описательный дизайн и качественный контент-анализ (Graneheim & Lundman, 2004).

Данное исследование характеризуется подходом, основанным на широком участии, поскольку оно использует молодежь в качестве партнеров. Летом, после проведенных собеседований, четверо студентов, возраста 16 лет, были приглашены для участия в программе. Студенты провели несколько экспериментальных интервью, изучая, что молодые люди чувствуют по отношению к родительству и родительской поддержке. Их выводы были использованы при планировании исследования и интервью-руководства.

Участниками были 19 подростков (9 девочек и 10 мальчиков) в возрасте 16-17 лет из двух относительно небольших городов в средней Швеции. С директорами двух школ были установлены контакты, и они дали свое согласие на предоставление информации в школе. Все учащиеся одной школы, которые посещали последний год обязательного школьного обучения, были проинформированы и приглашены принять участие в исследовании. Учащиеся, которые были заинтересованы в участии, записывали свои имена и адреса, и им присылали письмо с согласием. В исследовании приняли участие пять девочек и шесть мальчиков. Четыре девочки и четыре мальчика в их первый год средней школы также приняли участие, и были приглашены аналогичным образом. Учащиеся обязательной школы были опрошены в школе двумя молодыми студентами из программы общественного здравоохранения Университета в рамках их академических заданий. Восемь учеников средней школы были опрошены одним из членов исследовательской группы. Интервью записывались на пленку и расшифровывались дословно. У руководства по интервью была одна главная просьба: пожалуйста, опишите, какой, по вашему мнению, должна быть хорошая семья. Последующие пункты были посвящены тому, какими должны быть хорошие мать, отец и брат, что подростки считают трудным для родителей и как быть хорошим родителем.

 Анализ 19 интервью следовал инструкциям, описанным Graneheim и Lundman (2004). Одно интервью за раз анализировалось путем выбора смысловых единиц, которые затем сгущались и кодировались. После этого были созданы подкатегории, категории и темы. Три интервью проанализировали индуктивно, в то время как остальные интервью были проанализированы дедуктивно в соответствии с ранее установленными категориями. Эти категории обсуждались в исследовательской группе, и был достигнут консенсус. После предварительного анализа исследовательская группа провела диалоговый семинар, на котором четыре ученика, участвовавшие в создании руководства для интервью и планировании исследования, обсудили результаты с исследовательской группой. Кроме того, в обсуждении приняли участие четыре родителя и четыре муниципальных представителя. Комитет по этике в Упсале одобрил исследование.

Результаты

Результаты исследования описываются по двум темам: семья и родители. В своих ответах и обсуждениях подростки значительно различались в представлениях о том, что важно в семье как единице, а что важно в родителях (Таблица 1).

Подростки видят семью как единое целое и считают, что все члены семьи несут общую ответственность. Семьи могут выглядеть по-разному, но самое главное — это чувство солидарности и «заниматься семьей».

Большинство подростков заявили, что семья, состоящая из матери, отца и детей, является наиболее естественной и желательной, хотя то, что составляет семью, не столь важно.

 

ТАБЛИЦА 1

ТемыКатегорииПодкатегории
Семьясостав семьиИз кого состоит семья

 Отношения между сиблингами

 «заниматься семьей»совместное выполнение семейных обязанностей

 общая система ценностей

активное общение родителей

стремление подростков к общению

Родителиродительская рольмать и отец одинаковые

мать и отец разные

проявление любви

ролевая модель

 родительская ответственностьвоспитание детей

Правила

родительская ответственность за семью

 родительское поведениежелаемое поведение 

нежелательное поведение

 И девочки, и мальчики хотели бы, чтобы их родители жили вместе, и чтобы вся семья держалась друг друга.

Ну, я думаю, что проще иметь, ну, семью получше, если в семье есть и мать, и отец (Джонатан, 17 лет).

Однако не очень важно, что представляет собой семья; могут быть мачехи, и этого может быть достаточно. В этом случае мать или отец-одиночка должны взять на себя роль обоих родителей. Один из наших учатников также упоминал двоюродных братьев как часть семьи.

Это действительно не имеет значения, пока у вас есть родители, которые заботятся (Габриэлла, 16 лет).

Сиблинги — очень важные люди для подростков. Они могут быть хорошими друзьями и людьми, с которыми можно весело провести время. Важно, чтобы к братьям и сестрам относились одинаково, а не сравнивали их друг с другом. Никто не должен быть любимчиком у родителей. Старшие братья и сестры имеют больше опыта и должны помогать младшим братьям и сестрам. Сиблинги должны проявлять уважение и быть добрыми друг к другу.

Хотя я знаю, что у многих есть сиблинги, которые доверяют своим братьям и сестра, говорят о разных вещах, помогают друг другу, но есть и другие, противоположные, которые всегда борются, всегда конкурируют друг с другом. Где-то посередине, я думаю, лучше всего, когда есть кто-то, с кем вы можете весело провести время, но с кем можно обсудить и серьезные темы, кто понимает вашу ситуацию (Габриэль, 16 лет).

«Заниматься семьей»

Что действительно важно в семье, по мнению подростков в этом исследовании, так это чувство солидарности. Это значит делать что-то вместе, проводить время вместе и иметь общую систему ценностей. Это также предполагает общение между родителями и детьми. В целом, это вопрос, как «заниматься семьей».

Важно встречаться и делать что-то всем вместе. Необязательно заниматься какими-то особенными вещами; достаточно поужинать или вместе посмотреть телевизор. Другие примеры — это приготовление пищи и совместная работа по дому. Родители и дети могут помочь друг другу по хозяйству. Подростки также хотят весело провести время с остальными членами семьи, и возможно, путешествовать. Им важно чувствовать себя счастливыми дома.

… Как будто каждая мелочь — это нечто. Вы можете делать все, что вам нравится, вместе; вы можете делать уборку вместе, мыть посуду, делать все дома; это происходит очень быстро, но вы все же делаете что-то вместе (Изабель, 16 лет).

Общая система ценностей в семье — это то, на что можно положиться, и это связывает семью воедино. По мнению подростков, важно иметь крепкие отношения в семье, иметь чувство солидарности. Они также говорят, что каждый член семьи несет за это ответственность. Все должны поддерживать друг друга, проявлять уважение и заботиться друг о друге. Вы также должны защищать свою семью. Каждый член семьи так же важен, как и любой другой, и дискуссии должны проходить на равных. Каждый должен иметь право голоса при принятии решений.  Доверие важно, и взрослые должны доверять своим детям. Семья — это очень важно.

Итак, семья — это самое важное, что у вас есть, поэтому очевидно, что вы должны относиться друг к другу с величайшим уважением … как, просто подумай об этом … у тебя может быть куча друзей, но у тебя только одна семья. Если вы потеряете друга, у вас может остаться еще пятнадцать, но если вы потеряете семью, у вас ее больше не будет … так что ты должен заботиться о своей семье … (Феликс, 15 лет).

Подростки хотели общаться со своими родителями, и они хотели, чтобы их родители принимали активное участие в этом общении. Родители должны быть полезными, слушать, оказывать поддержку и давать советы. Они оба должны действовать, когда возникают проблемы в школе, и оба должны поддерживать своих детей. Они должны сделать все возможное для своих детей.

Хорошая мать … Должно быть, так оно и есть … Помогающая… Она должна быть рядом, когда понадобится. Ты должен уметь говорить с ней о разных вещах … и так далее (Альберт, 15 лет).

Что он поддерживает меня и помогает мне, когда, ну, со школьными заданиями и тому подобными вещами. И если бы я попала в какую-нибудь сложную ситуацию, то он бы мне помог (Ханна, 16 лет).

У подростков появилось желание общения, возможность поговорить с родителями о самых разных вещах, о чувствах, друзьях, школе. Есть некоторые различия в том, о чем они хотят говорить со своими родителями. Хорошо, если родители могут дополнять друг друга, тогда вы можете поговорить с матерью или отцом.

Я думаю, что вы должны быть в состоянии говорить с вашей матерью обо всем, но есть некоторые вещи, о которых вы не хотите говорить с ней … (Алиса, 15 лет).

Родители

У подростков было много взглядов на то, какими они хотели бы видеть своих родителей. Родительская роль очень важна, и родители несут ответственность за своих детей и за семью в целом. Есть поведение родителей, желательное по мнению подростков. И поведение нежелательное.

Родительская роль

По мнению отвечающих подростков, матери и отцы должны быть в чем-то похожи, но есть и некоторые различия в представлении подростков, какими должны быть мать и отец. Оба родителя должны проявлять любовь, и оба могут быть примером для подражания. Очень часто, но не во всех отношениях, подростки в этом исследовании думали, что их собственные родители были такими, какими они должны быть.

Во многих отношениях у матерей и отцов одинаковые роли и обязанности. Они должны воспитывать своих детей одинаково, они должны реагировать на одни и те же проблемы, и они должны иметь одни и те же мнения по самым разным вопросам. Если их родители разведены, подростки хотят иметь возможность общаться с обоими родителями. Подросткам важно, чтобы родители действовали точно так же, когда возникают конфликты.

Ведь, несмотря ни на что, у них обоих есть дети, поэтому они должны воспитывать их одинаково. Вот что я думаю (Изабель, 16 лет).

Но между матерями и отцами должны быть какие-то различия. Родители могут дополнять друг друга. Родители должны учить чему-то  — матери о чувствах, об уборке дома и о том, как себя вести. Одна девочка сказала, что связь с матерью может быть сильнее, чем с отцом. Мальчики сказали, что они хотели бы поговорить о чувствах со своей матерью, в связи с отношениями или личными вопросами. Но говорить о девушках бывает трудно. Девочки также считали, что их мать — единственная, с кем можно поговорить, если тебе грустно или у тебя проблемы. «Девчачьи штучки» — это то, о чем нужно говорить с мамой. Но одна девочка сказала, что не хочет говорить с матерью о сексе или алкоголе. Лучше поговорить с отцом о практических вещах и о том, что… матери не понимают (Альберт, 15 лет). Может быть, отцы могут давать советы, когда есть проблемы с мальчиками, говорили некоторые из девочек, но они не хотят говорить с ними о сексе. Между сыновьями и отцами могут быть особые отношения; они могут делать «мальчишеские» вещи вместе. Отцы должны учить спорту и «знанию жизни». Отцы должны подталкивать и мотивировать вас, и именно с ними вам будет весело.

Мать всегда должна быть открытой и улыбчивой, поэтому, если у вас есть проблемы, вы всегда можете поговорить с ней. И… Да… Она должна быть, типа, ласковой, так что вы получите много объятий, это хорошая мать (Эрика, 15 лет).

С отцом — это нечто большее … как бы это сказать … это больше похоже на академические вещи, о которых вы говорите друг с другом, немного об обществе, школе, будущем и тому подобных вещах (Габриэль, 16 лет).

Родители могут проявлять любовь по-разному. Это можно показать по тому, как они себя ведут, или сделать с помощью объятий. В любом случае, это важная часть родительской жизни. Слово «любовь» использовалось многими опрошенными, как девочками, так и мальчиками. Для подростков было важно чувствовать, что их родители хотят для них самого лучшего. Важно чувствовать себя любимым и чувствовать себя в безопасности. Большинство подростков считали, что родители должны просто «быть рядом».

Кроме того, он всегда должен быть рядом. Они любят меня такой, какая я есть … Я больше ничего не прошу … (Эрика, 15 лет).

Кроме того, родители должны быть образцами для подражания. Они должны признать, что они сделали неправильно, и они не должны нарушать никаких правил. Подростки хотят иметь возможность доверять своим родителям, а родители могут быть как друзья и должны быть верны себе.

Я думаю, он должен быть кумиром своего сына. Да, образец для подражания (Гарри, 16 лет).

Родительская ответственность

По мнению подростков, родители несут главную ответственность за обеспечение того, чтобы их дети жили хорошо. Они должны хорошо воспитывать своих детей, учить их правилам, а также нести ответственность за семью как единое целое. Воспитывая детей, родители должны следить за ними, чтобы они не попали в беду. Родители должны следить за своими детьми и учить их хорошему поведению. Родителям позволено иногда злиться, но не следует быть слишком строгими. По мнению подростков, отцы несут в этом вопросе чуть больше ответственности, чем матери. Они могут быть и строже.

Ответственность! Хотя не настолько, чтобы это стало чрезмерной защитой; я думаю, что между ними есть тонкая грань (Габриэль, 16 лет).

Необходимо иметь правила, и родители должны отмечать, где лежат границы. Иногда им приходится говорить «нет», но наказания быть не должно.

Это как, ну, я не думаю, что у любого родителя есть какая-то особая роль, но оба они должны взять на себя ответственность и установить правила, если они думают, что это необходимо (Джонатан, 17 лет).

Родители несут ответственность за семью, чтобы она была сплоченной. Но они также несут ответственность за практические вещи в домашнем хозяйстве. Здесь наши подростки разделили обязанности между матерями и отцами. Матери должны готовить и заботиться о маленьких детях; отцы должны заботиться о практических вещах. Но у них есть общая ответственность.

Родительское поведение

Подростки приводили примеры желательного и нежелательного родительского поведения. Желаемое поведение — это когда родители добры, милы и обладают хорошим чувством юмора. Родители должны быть добрыми и счастливыми; матери должны улыбаться и иметь открытый ум. Матери могут быть «мягкими», а отцы — «жесткими».

Открытая. Ты должен быть в состоянии говорить с ней, о чем угодно. Счастливая и милая, приятная. Присматривает за семьей. Да (Ханна, 16 лет).

Думаю, что он должен сохранять спокойствие и не сердиться, а как бы смотреть на вещи с обеих сторон, как оба чувствуют или думают. И, да. Уважение. Очевидно, они должны уважать друг друга (Изабель, 16 лет).

Некоторые типы поведения нежелательны. Родители не должны использовать грубые слова, бороться, преувеличивать, быть злыми, быть слишком строгими или действовать инфантильно. Родители не должны быть наркоманами или иметь проблемы с алкоголем, и, самое главное, у них вообще не должно быть никаких проблем.

Обсуждение

Подростки, участвовавшие в этом исследовании, считали, что семья очень важна для детей и подростков. Они говорили о семье, как едином целом, и о своих особых пожеланиях по отношению к родителям. В качестве основных нитей выступают взгляды подростков на собственную роль в семье и взаимную ответственность за нее. Они выражают желание делать что-то вместе, разделять ответственность за взаимоуважительное поведение и общаться с матерью и отцом. Подростки хотят иметь семью, состоящую из матери и отца, а может быть, из братьев и сестер, хотя они также говорят, что отношения в семье — это самые важные вещи, независимо от состава семьи.

Подростки также считают родителей значимыми. Из анализа видно, что подростки различают родителей и семью. В этом исследовании респонденты-подростки заявили, насколько важно на самом деле проводить время вместе. «Заниматься семьей» — это общая ответственность. Подростки приводили примеры совместных путешествий и других интересных занятий, но, что более важно, они очень четко понимали, что должны быть и ситуации повседневной жизни, которые они разделяют. Одна из девушек привела пример мытья посуды как чего-то важного, что нужно делать вместе. Отношения между ребенком и его родителями обеспечивают наиболее важную основу для поддержки (Werner & Johnson, 2004) и оказывают большое влияние на здоровье ребенка (Waylen et al., 2008), что, очевидно, понимают подростки. В семьях происходят разногласия, и подросткам очень важно донести свои взгляды до родителей, чтобы они поняли их важность.

Подростки, участвовавшие в этом исследовании, по-видимому, были довольны своими родителями. Действительно, некоторые из них ссылались на своих собственных родителей и семью, когда обсуждали, что такое семья и родитель. В недавнем исследовании (Trifan, Stattin, & Tilton-Weaver, 2014), где сравнивались три поколения молодых людей и их восприятие своих родителей, было обнаружено, что современные молодые люди вполне довольны своими родителями. Подростки хотят воспитывать своих детей так же, как воспитывали их самих. В этом исследовании мы спрашивали подростков о «хорошей семье», то есть о том, какую семью они хотели бы иметь. Этот вопрос рассматривается с позитивной точки зрения, что может способствовать «самоутверждению» (Ghaye et al., 2008). Тем не менее подростки поддерживали действия своих родителей, когда те пытались предотвратить курение (Nilsson et al., 2009), и в этом исследовании подростки считали, что ответственность за установление правил и обеспечение того, чтобы их дети имели хорошую жизнь и хорошие перспективы в будущем, лежит на родителях.

 По мнению подростков, матери и отцы должны играть в семье в основном одинаковую роль. Они должны в равной степени участвовать в воспитании ребенка, проявлять любовь, быть хорошими образцами для подражания и оказывать как эмоциональную, так и практическую поддержку. Но различия во взглядах подростков на матерей и отцов все еще очевидны. Подростки выражали традиционные взгляды на мать как на улыбающегося, эмоционально поддерживающего человека, а на отца как на практического помощника и человека, с которым можно поговорить о спорте. Эти взгляды подтверждаются в исследованиях (Hwang, 2005; Miller-Day, 2002; Ribbens McCarthy & Edwards, 2011), но они интересны тем, что могут быть различия между размышлениями и ощущениями подростков. Подростки, участвовавшие в этом исследовании, вступили в период полового созревания и развивали свою идентичность как женщины и мужчины (Bailey, 2006). Кажется, что они хотят гендерного равенства, но должны уравновесить его с традиционными ролями. Молодые люди хотят говорить обо всем со своими родителями, но говорят, что есть некоторые различия между тем, о чем они хотят говорить с каждым из них. С матерью разговоры часто связаны с эмоциями и отношениями, и они могут чувствовать себя более раскованно. Когда речь заходит о практических вещах, таких как школа и социальные вопросы, молодые люди предпочитают говорить со своим отцом. В продолжающемся исследовании молодые девушки говорят, что их мать и подруги — это те, с кем они предпочитают говорить о проблемах, а отец — это их шестой по счету приоритет (Larsson, Pettersson, Skoog, & Eriksson, in preparation). Но психическое здоровье и социальная адаптация детей улучшаются, если воспитанием ребенка занимается отец (Sarkadi et al., 2008). Вовлеченность может включать в себя различные способы, с помощью которых родители вовлекают детей в общие дела,  и подростки в этом исследовании заявили, что отцы важны так же,  как матери. Они также хотели, чтобы их отцы взяли на себя такую же большую ответственность за всю семью, как и матери. Несмотря на это, представляется более трудным вовлекать отцов в усилия по воспитанию детей, например, в программы по сокращению потребления алкоголя в молодом возрасте (Pettersson, 2010). Возможно, важно поощрять отцов к тому, чтобы они вступали в те области, которые считаются специфическими для матерей.

Подростки, участвовавшие в этом исследовании, считали, что родители несут ответственность за обеспечение хорошего будущего для своих детей и что они должны научить их различать правильное и неправильное. Родители также должны устанавливать правила, но не должны быть слишком строгими или чрезмерно опекающими. Подростки хотят качественного общения с родителями. Качественное общение должно включать в себя поощрение, выслушивание и предоставление поддержки и советов. Кроме того, разговаривая с профессионалами, например, в школе или с другими взрослыми, подростки говорят, что самое важное — это доверие и что человек действительно слушает (Johansson & Ehnfors, 2006; Larsson et al., готовиться). Все взрослые, кто имеет дело с молодыми людьми, должны осознавать, насколько они для них значимы.

Подростки упоминали о нежелательном родительском поведении, например, о проблемах с алкоголем у родителей. Но они упоминали о них только «вскользь». Но мы знаем, что взросление в семье с алкогольными проблемами очень распространено; по оценкам, сделанным в Швеции, каждый пятый ребенок живет в таких условиях (шведский национальный институт общественного здравоохранения, 2008). Многие из них подвергаются жестокому обращению и / или пренебрежению, и в семье часто возникают другие проблемы, такие как проблемы с психическим здоровьем (Hjern & Manhica, 2013). Подростки, участвовавшие в этом исследовании, возможно, были набраны из благополучных семей. Или же подростки, оказавшиеся в разных обстоятельствах, могли искренне рассказать о своих взглядах на то, что такое хорошая семья, что сделало бы их репрезентативными. В нашей группе подростков мы, конечно, ожидали, что у некоторых из них будут проблемы в семье. Мы знаем, что дети алкоголиков лояльны к своим родителям и относятся к своим проблемам как к семейной тайне (Tinnfa lt, Eriksson & Brunnberg, 2011), отчасти потому, что они боятся, что их могут забрать из семьи. Можно ожидать, что все подростки, независимо от их семейного положения, считают семью и чувство солидарности в семье важными. Родители очень важны для детей, даже когда они ведут себя нежелательно.

Это исследование основано на интервью с подростками. Некоторые подростки также написали короткие эссе, которые были проанализированы в соответствии с обоснованной теорией (Linderborg, 2013). По-видимому, хорошая семья, согласно Линдерборговским 50 подросткам, характеризуется следующим: вовлеченные родительские роли, совместная семейная жизнь, хорошая атмосфера, цельная семья и хорошие стандарты. Эти результаты согласуются с результатами наших интервью. Кроме того, наши предварительные результаты были представлены на местном семинаре, который предложил как проверку достоверности, так и форму распространения среди участников, включая муниципальных специалистов, политиков и родителей.

 В социальной экосистеме диада между родителем и ребенком является ключом к развитию и здоровью ребенка (Bronfenbrenner, 1979). Подростки в этом исследовании согласились. Чтобы поддержать диаду, а также развитие и здоровье детей и подростков, родителям необходима поддержка общества. Родители говорят, что для них очень важны места встреч, облегчающие общение (Pettersson, Tinnfa lt, & Eriksson, in preparation). Поддержка родителей в период их родительства важна для повышения благосостояния детей и подростков и для предотвращения проблем со здоровьем (Wai Chu, Farruggia, Sanders & Ralph, 2012). Мнения родителей также были учтены в нашей исследовательской программе, посредством углубленных интервью и опроса родителей с подростками (Eriksson et al., 2014).

Все больше подростков испытывают ухудшение психического здоровья. В недавних шведских исследованиях (O rebro Country Council, 2014) почти 25% девушек в возрасте 15-17 лет заявили, что они часто испытывают депрессию. Около 5% подростков говорят, что чувствуют себя плохо или очень плохо, и что они недовольны своей жизнью. Прислушиваясь к тому, как молодые люди смотрят на родителей и их семьи, мы можем получить представление о том, как следует развивать поддержку будущих родителей, чтобы наилучшим образом принести пользу семье и молодым людям.

Сильной стороной данного исследования является то, что подросткам была предоставлена возможность выразить свои пожелания в отношении родителей и семейной жизни. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка (1989), детям должно быть разрешено высказывать свое мнение по вопросам, касающимся их самих. Тем не менее, дети и подростки не включены в него в той степени, как мы могли бы ожидать. Например, мы не смогли найти подобных исследований в литературе предыдущих лет. Исследование также имеет некоторые ограничения. Число опрошенных довольно невелико, и поэтому мы не можем быть уверены, что охватили все перспективы детей в различных типах семей и жизненных ситуациях. Соответственно, это исследование должно быть продолжено в дальнейшем, чтобы дать голос различным группам подростков.

Заключение

Подростки считают, что их родители и семья очень важны для них. Каждый член семьи несет за это общую ответственность. Важно проводить время вместе, т. е. ‘заниматься семьей’. Кроме того, у родителей есть особые обязательства; в частности, они несут ответственность за обеспечение хорошего будущего для своих детей.

 



Просмотров: 278
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Нервные расстройства у детей: что должны знать родители
  • Психологи не курят? Они должны быть идеальными? Как выбрать психолога?
  • О чем молчат подростки... Часть 4: о том, что они испытывают чувства.
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • Почему мы не говорим того, что должны, или как мы делаем друг друга несчастными во взаимоотношениях …
  • Дети и спорт: что должны знать родители. Рекомендации спортивного психолога.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • О подростковом кризисе. Что должны знать родители.
  • Ершистые подростки. Против чего они протестуют и что с этим делать?
  • О чем молчат подростки...Часть 5: о том, что им нужно ваше внимание, родители!
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Родители и подростки. Что мы знаем друг о друге.Советы специалиста.
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Родители не должны быть идеальными
  • ЯЗЫК ПОДРОСТКОВ. Почему подростки и родители не понимают друг друга.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • О чем молчат подростки... Часть 3: о том, чем они хотят заниматься.
  • Знаем ли мы своих детей? Знаем ли мы, что они ждут от нас всю жизнь?
  • 7 фраз, которые родители должны говорить своим детям
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Как родители делают своих детей (подростков) инфантильными.
  • Страх Жизни, или про то, что мне все должны



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь