|
Интернет и дети.Автор статьи: Егоров Игорь Иванович
"Близкое отношение" между детьми и компьютером в последнее время дает всё больше поводов для самых мрачных прогнозов о будущем новых поколений. Такие пессимистические мысли наполняют умы взрослых, когда обнаруживается, что дети прекрасно ориентируются в Сети. Можно подумать, что Интернет - это верный путь к неграмотности, да еще и опасная "няня" без фильтров и цензуры. Все бьют тревогу и никто не задастся вопросом о том, что, может быть, отступая от привычных воспитательных схем и пробуя себя в "новом" мире, дети питают свою фантазию и развивают ум. Как неисправимые ренегаты, не признающие любой новой формы познания, так и немногие любители нового, никогда ни в чем не сомневающиеся, - все они одержимы идеями, основанными больше на ощущениях, чем на сколь-нибудь внушающих доверие. Сейчас во всех школах есть компьютеры, пусть даже не очень много. Они используются в явно педагогических целях. Но телеинформатика становится времяпрепровождением и все больше захватывает жизнь ребенка. И детский мозг интенсивно подвергается подобным вещам. Это происходит вследствие того, что удовольствие от манипуляции объектами и от изменения зрительного пространства входит во взаимодействие с экстраординарной способностью ребенка фантазировать. Детские мысли "синкретичны", основаны на наложении разных вещей друг на друга. Виртуальный мир, который своими очень разнообразными проявлениями напоминает метафоры мира снов, очень близок детской восприимчивости. И сноровка ребенка при использовании компьютера объясняется этим глубинным "волшебством", желанием трогать и переделывать, влиять на реальность, даже если она виртуальна. Безусловно, есть определенная тоска взрослых по отношению к тому, что они не могут контролировать. То же самое происходило, например, с умением писать: большинство родителей боялись обучать маленьких детей письму или чтению. Непонятная позиция, если вспомнить о том, что в иудейской традиции дети трех-четырехлетнего возраста учились читать и писать, без всякого негативного эффект. Настоящая проблема в другом: каким образом и сколько времени дети могут спокойно проводить в Интернете. Если взрослый предоставляет ребенку только видео, оставляя его без игрушек, без какого-либо общения со взрослыми и детьми, то сеть начинает выполнять опасную функцию пассивации. Интернет никаким образом не может заместить отношения привязанности, дружбы, необходимые для всех нас, и особенно для детей. По причине того, что отношения между людьми стоят в основе эмоционального и познавательного развития ребенка, и эмоции - это интерпретация реальности, и поэтому необходимый элемент психического роста. Это верно как с филогенетической (видовая память), так и с онтогенетической (наше существование в мире) точек зрения. "Древнейшая" часть нашего мозга, отвечающая, в частности, за привязанность и агрессивность, построена на функции интерпретации реальности. И с самого начала наших дней функция наших эмоций состоит в фильтрации того, что мы узнаем из реальности. Ум ребенка глубоко связан со способностью испытывать и переживать эмоции. В таком случае, хорошо, если рядом с ребенком, сидящим у компьютера, есть "значимый" взрослый, и очень хорошо, если группа детей таким образом играет и что-то узнает. И плохо, если ребенок закрывается в своей комнате и часами просиживает за компьютером: это знак дискомфорта в семье, это означает, что ребенок не общается с родителями и ищет убежище от невыносимой ситуации - та же функция, что и, например, у дневника. Даже самые конструктивные технологии не могут заменить живого отношения между матерью и ее ребенком, между родителями и их детьми. Вот в чем дело. К сожалению, у нас нет никакой культуры здоровья, связанной с использованием компьютера, который вредно действует на сетчатку и утомляет глаза, подобно тому как излишняя нагрузка на руку может привести к боли в суставах и воспалениям. Это очень серьезный вопрос, и тем серьезнее, чем младше ребенок, сидящий у компьютера. Дети теперь стремятся использовать сеть как огромную и глобальную игру в их распоряжении. И это может иметь позитивное значение. Такие дети будут стоять на шаг впереди остальных, но в том случае, если эти дети, даже самые маленькие, будут с помощью взрослых учиться активно использовать компьютер, а не только как хранилище, из которого можно пассивно что-то доставать - такое отношение приводит к безразличию. Но воспитательный процесс только тогда может сделать качественно позитивный скачок, когда мы сможем объединить виртуальный мир с традицией памяти и письменности, в противном случае нам придется столкнуться с процессом опустошения, с тяжелейшим упадком и деградацией в будущем. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|