|
Поколение «немотивированных»Автор статьи: Лазарев Александр Сергеевич
Присказки «а вот раньше было», «мы в детстве по гаражам ползали и в гусеницу палкой тыкали», «сейчас дети не то, что раньше» обретают свою силу, когда тебе переваливает за 27. Особенно, если ты на работе уже бывалый, а пришел новый сотрудник после института или студент на практику. Однако эта статья не для тех, кому 27, эта статья для тех, кто пару-тройку лет назад окончил школу, и для их родителей. Сразу скажу, что и родители, и их немотивированные дети скорее всего здоровые «нормальные» люди, однако социальный контекст привносит в их жизнь свои коррективы. Так сложилось, что дети в России – недееспособные или ограниченно дееспособные члены общества по закону. Что это означает? По своей сути это означает лишь одно – много, в том числе жизненно важных, решений принимают не дети, а их родители. Для их реализации люди прибегают к использованию речи: то есть родители что-то говорят детям, а дети обычно находятся в положении отвечающего или спрашивающего. «Мама можно мне остаться у подруги?» «Тебе нельзя пропускать школу!» «Ты пойдешь учиться на юридический; другой профессии, приносящей деньги, нет». И главный минус здесь в том, что этот репертуар родительского императива и детского прошения становится закоснелым, как говорят психологи – ригидным. Здесь стоит оговориться, и дети СССР, как и дети России, были недееспособными членами общества. Конструкция детско-родительских отношений почти не изменилась. Однако все мы понимаем, что мир со времен СССР изменился очень сильно. В статье мы перечислим только три основных вектора таких изменений, хотя на самом деле их, естественно, больше. Одна из них – тенденция к личностной индивидуализации. Эта тенденция не пришла из космоса; она возникла в том числе и на почве появления и развития уважения частной собственности, законного закрепления прав человека. Вторая тенденция – расширение ассортимента для выбора практически во всем: от еды, профессии до выбора супруга. Эта тенденция также воспроизводится в определенном социальном и экономическом контекстах. Сексуальная революция подорвала гендерный дисбаланс, инновации в промышленности позволили большему количеству людей иметь доступ к большему ассортименту продукции. Появились новые инфраструктуры, которые внедрились в нашу жизнь, – СМИ, социальные сети, услуги, дизайн, психотерапия и т.д. Третья тенденция – переход от стремления к неизменности и стабильности к направленности на креативность, адаптивность и управление рисками. Эта тенденция в достаточной степени описана в книге «Бизнес в стиле фанк» Кьелла А. Нордстрема и Йонаса Риддерстрале. Кроме того, коротко тенденцию можно описать малопонятной для русского человека тенденцией: в США считается чем-то хорошим, если наемный работник меняет организацию или имеет качественные карьерные изменения не реже чем раз в 3 года. Считается нормальным, если человек меняет профессию 2-3 раза за свою жизнь. Весь парадокс сводится к одному: за недееспособных детей практически все решают родители, а главной задачей родителей является обеспечение безопасности ребенка. Проще всего это добиться стремлением контролировать и стабилизировать. Тенденция к стабилизации, закоснению в современном мире идет вразрез с тенденциями его развития. Это естественно, что родители испытывают тревогу за судьбу своих детей. Еще нужно понимать, что родители беспокоятся за свою судьбу, т.к. в условиях российского пенсионерства она будет зависеть от детей. Однако эти беспокойства не делают правильными и единственно возможными авторитарное и авторитетное воспитание. Авторитарное воспитание лишает детей возможности НАУЧИТЬСЯ: — самим принимать решения, — самим адаптироваться к нестабильности и неопределенности; — принимать ответственность за сделанный выбор. Воспитание, в котором родитель – авторитет, почти божественная истина, не даст ребенку в нужной мере полагаться на собственное мнение, чувствовать собственную компетентность, осознавать свои желания и предпочтения. Проблема немотивированности современной молодежи в России – это не проблема отдельных молодых людей и их родителей, это результат системного процесса. На удивление участниками этого системного процесса являются не только дети и их родители, но и различные институты. Так, например, современная система образования в России направлена на подгонку учеников под средний образец человека из прошлого. По всем предметам должны быть хорошие оценки, но поступать ты будешь на определенную специальность. Часов физической культуры в среднем больше, чем часов иностранного языка, а на физической культуре оценивается не твой прогресс в научении чему-то, а то, что ты с чего-то вдруг внезапно должен уметь пробежать 60 метров за 10 секунд, хотя никто тебя этому не обучал. Уроки труда не разнообразны. На уроке истории ты должен выучить и принять за истину мнение учебника и учителя. Уроков философии для детей нет, как и уроков критического мышления. Дети могут высчитать квадратный корень, но не выплаты по ипотеке. Детей не обучают бытовым психологическим компетенциям: как успокоиться, как расслабиться, как закончить ссору и помириться, как почувствовать уверенность. Сексуальное образование отсутствует. Среднее специальное образование – это плохо, нужно только высшее. Эти примеры можно продолжать бесконечно. Государственная пропаганда семейности и брака буквально порождает чувство неполноценности у тех молодых людей, которые не планируют заводить детей в ближайшее время. Такая пропаганда вынуждает молодые пары принимать обязательства по совместной выплате ипотеки и воспитанию детей, хотя до этого эти молодые люди имели собственное мнение и выбор лишь в исключительных случаях. Но тут возникает ряд вопросов: как научиться слушать свое мнение и понять, какая нужна профессия, если истинно мнение родителя и учителя, а не твое? Как помыслить о смене профессии, если тебя 15 лет готовили на переводчика? Как иметь мотивацию, если ты не чувствуешь собственных желаний? Как пережить разочарование и фрустрацию, если тебя только ругают за ошибки? В общем-то, проще ничего не хотеть, чтобы не расстраиваться; проще ничего не хотеть, чтобы избежать ответственности, т.к. ты не научился ее принимать; лучше плыть по течению, т.к. любые твои попытки сделать что-то «корявое свое» пресекаются. Однако в наших силах менять взгляды и начать готовить себя и детей к жизни в меняющемся мире, в обществе, где необходимо обретать и перестраивать себя, во времена, где выбор так велик, что трудно решиться на него. В наших силах помочь детям научиться совершать собственные ошибки, понять их и не потерять желание жить дальше. В наших силах увидеть, что современный мир – это не только мир, где кто-то кому-то что-то должен; это мир, где люди могут сами понять свою сопричастность друг к другу, где можно увидеть в проблеме отдельного человека проблему целой системы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|