|
Поколение «Как бы» (психологическое эссе)Автор статьи: Слугин Виктор Владимирович
Обувь от Christian Louboutin здесь совсем не причём. Мир стремительно меняется. Вслед за рухнувшими идеалами Страны Советов «о всеобщем равенстве и братстве», в образовавшемся вакууме проросло нечто уродливое и фальшивое. Классовое расслоение общества, где имущественный ценз стал индикатором успешности, формирует у молодых людей ложные представления о счастье. Мы живём в эпоху социальных сетей, где уже не столь важно кто ты есть на самом деле. Умение «себя продать», т.е. – красиво наплести о себе в резюме, а вовсе не фактические знания и опыт, становится определяющим для успешного трудоустройства «специалиста». Взгляните на странички соцсетей! Там не найти обычных людей: студентов, простых мальчиков и девочек. Сплошь креативные фотографы, гламурные писатели, «руководители стартапов», концептуальные художники или, на худой конец, организаторы свадеб, дизайнеры причёсок, визажисты и создатели «хенд-мейд бижутерии». Все и всё - «как бы»! Фальшивые сумочки Louis Vuitton, контрафактные айфоны, фото с дорогими чужими авто, позирование на фоне чужих же интерьеров… Имитация собственной «успешности». Ложь и игра, подрывающие веру в себя тех, кто ни распознавать чужую фальшь, ни «красиво врать о себе» - не научился. Сегодня наш собеседник – Виктор Владимирович Слугин, доцент кафедры психологии, руководитель психологической службы МГУ им Н.П. Огарёва. Разговор будет о ложных системах ценности, неуверенности в себе и ненужных поступках. Виктор Слугин: - Это – лишь вершина айсберга. Истинные причины неуверенности в себе, чувства собственной ущербности и несостоятельности лежат гораздо глубже. Они – в самой сути общества и самоощущении молодыми людьми собственного места в «табели о рангах» на этой ярмарке тщеславия. В социальной психологии известен закон «относительной депривации»: это переживание человеком чувства несправедливости, ущемлённости. Человеку плохо не когда он чего-то лишён, а тогда, когда он лишён этого по сравнению с другими людьми. Скажем, во время войны были трудности и лишения, но они коснулись подавляющего большинства, и потому у людей не было глобальных причин друг другу завидовать. Напротив: существовала определённая временная перспектива улучшения жизни для каждого. Потому-то люди всей страной с надеждой смотрели в завтрашний день. Сейчас люди, особенно молодые, находятся в процессе постоянного критического сравнивания себя с другими. На первый план выходят желания признания, самоутверждения, самореализации и новых впечатлений. Чем хуже удовлетворены эти потребности, тем менее стабильно психологическое состояние человека. Практически сформирован тип потребителя. И если оно не такое комфортное, как у другого, возникает чувство неуспеха, ущербности. И процесс жизни, человеческое бытие для такого несостоявшегося потребителя начинает утрачивать свою ценность. (Мама не купила мне телефон как у друга, значит, я в его глазах неудачник. Как с этим жить?) Самое страшное, когда молодой человек, задавая себе вопрос, «Кто я среди людей?», - отвечает: «Никто». И, вместо того, чтобы исправить положение, идёт самым лёгким и эгоистичным путём, решая навсегда оставить этот мир. К сожалению, система ценностей у многих людей изменена. Успешность свою они определяют возможностью потребления неких материальных благ. И чем больше человек может себе это позволить, тем успешнее он считает себя. Но есть, к счастью, и другая молодёжь. Приведу пример: скоро весна и на наших улицах появится много молодых людей, которые станут убирать дворы, красить ограды, разгружать вагоны и т.д. Они устраиваются на работу сами. И рассчитывают на свои силы. Многие из них не сравнивают себя с теми, кто «проедает» деньги родителей, сидя «у них на шее». Они трудятся, а не «оплакивают» свою неудавшуюся жизнь. Им некогда думать о глупостях, а свой успех они измеряют не «количеством айфонов и лабутенов», а реальными собственными реальными достижениями. Они не потребители, а созидатели. На мой взгляд, наше общество, в первую очередь, страдает от отсутствия идеологии и общей системы истинных ценностей. Сегодня не существует единого портрета современной молодёжи. Расслоение общества очень велико, и для одних детей их родители выстелили «золотую дорожку», другим же приходится рассчитывать только на себя, что далеко не всегда может привести к желаемому результату. Ведь ни для кого не секрет, что для детей из небогатых семей, не имеющих личных связей с «нужными людьми», почти нереально получить бесплатное (тем более платное) образование, рассчитывать на достойное место работы и более-менее сносную жизнь. Ролан Быков, известный актёр и режиссёр, в 2000 году сказал о детях нуворишей: «Серость перестала быть серостью. Более того, она ведёт себя достаточно агрессивно». Глядя на них, то есть на тех, у кого вся дальнейшая жизнь уже предопределена и расписана вне зависимости от их способностей, знаний, умений и навыков, у остальных детей, возможно, более талантливых и образованных, но не имеющих достаточных возможностей самореализации, начитает «рвать крышу». Я призываю родителей и самих молодых людей присмотреться к себе и друг другу… Вот несколько проявлений, которые должны вас насторожить: Демонстративность – стремление человека быть на виду, стремление к любой известности, славе. Актёрствование - игра в некие «личности» образы, роли напоказ. Эпатажное поведение, стремление к необычному имиджу, поведению. Уникальность – видение себя человеком, выделяющимся из толпы, неповторимым, ярким, с необычными свойствами личности. Максимализм – перфекционизм (человек считает себя достойным только успеха), первого места во всём, и очень тяжело переживает, когда этого не происходит. Аффективность – преобладание эмоций над интеллектом, т.е. человек сначала действует, потом думает. В некоторых ситуациях «подумать потом» для таких людей становится физически невозможным... Социальный пессимизм – отношение к миру и окружающим людям как к враждебным, несущим в себе угрозу, опасность, противодействие. Слом культурных барьеров – происходит подмена ценностей жизни культом смерти. Интерес ко всему, что с ней связано. Отсутствие временной перспективы – неясное будущее, отсутствие цели в жизни, фатальное представление о грядущем. Нужно понимать: человеку, будь то молодому или старому, одинокому или семейному, нельзя оставаться один-на-один с окружающей, для многих – суровой, действительностью. Опираясь на исследования специалистов современной России, США и других стран, могу сказать, что для любого человека очень опасно выпадение из системы социальных связей. С самого раннего возраста у ребёнка нужно вырабатывать чувства коллективизма, взаимопомощи, поддержки. Дети, не чувствующие себя членами общества, коллектива, группы, могут оказаться в группе риска (по самым разным основаниям). В советской системе образования была заложена прочная система социальных связей: ребята занимались в кружках, секциях, вели общественную (пионерскую и комсомольскую) работу, помогали ветеранам и т.д. Кроме того, у каждого ребёнка была совершенно чёткая и ясная временная перспектива. Каждый бесплатно мог получить желаемое образование, медобслуживание и крышу над головой, устроиться на работу и т.д. Были мечты, а не тревога о завтрашнем дне, отсутствовали социальный пессимизм и другие негативные проявления нестабильной личности. На мой взгляд, основной задачей любого государства, заинтересованного в здоровой нации, является обеспечение социальной защищённости для всех категорий граждан. Я имею в виду доступное образование, медицину, рынок труда и уверенность молодых в завтрашнем дне. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|