Консультативный пункт для родителей и детей с особыми образовательными потребностями"

«Вмешаемся в проблему раньше, чем она вмешается в счастье ребенка»

Л. В. Львова, канд. биол. наук.

  Сегодня инклюзия - одно из самых перспективных направлений на всех ступенях обучения детей с особыми образовательными потребностями. Для повышения педагогической компетентности родителей  и детей с особыми образовательными потребностями был организован консультативный пункт. Основание для создания консультативного пункта являются нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольной организации.

Целью работы консультативного пункта является обеспечение государственных гарантий прав ребенка с особыми образовательными потребностями  на общедоступное  качественное дошкольное образование.
         В своей работе используем 3 формы работы: индивидуальное, коллективное консультирование родителей и проведение совместных мероприятий – родители и дети.

  В первой индивидуальной встрече работы  консультативного пункта очень важно вызвать доверие со стороны родителей, стать для них как бы родным человеком, чтобы приходили, спрашивали, поэтому  используем разные формы работы, до мелочей продумываем нетрадиционные формы общения. Применяем «Технику сэндвича», т. е. начать с хорошего, продолжить сложным и неприятным, закончить хорошим.  Находим такие образы, которые  интересные детям. В этом помогает упражнение с метафорическими ассоциативными картами «Роботы»  -  «Я – мамин, я – папин, я - неповторимый». Предлагаем маме и папе наугад вытянуть карты (голова, туловище, ноги) [1,с.15] . Карточки переворачиваются, и из них составляется изображение робота. И тут мама говорит, что голова досталась моему ребёнку от меня – он сообразительный, умный. А папа говорит, что от него досталось тело – он сильный, как я. Еще используем такое упражнение, как  «В прошлом, настоящем и будущем». Предлагается инструкция: представь, что нужно создать робота, который был бы похож на тебя такого, какой ты сейчас. Теперь тебе нужно создать робота, который был бы  похож на тебя такого, каким ты был раньше. А теперь создай робота, который был бы похож на тебя такого, каким бы ты хотел стать в будущем. Созданный образ может быть главной точкой для дальнейшей коррекционной работы. Подумай, как он живёт, чем он занимается, общается ли он с миром людей, какой у него характер? Получаю «обратную связь» и вырабатываем с родителями рекомендации.

  Как правило, родители после ППМК очень тревожны, беспокойны за своего ребёнка и на помощь мне приходят «Позитивные мотиваторы», которые побуждают  родителей к позитивному настрою, а самое главное к действию. Например, "Единственные препятствия к достижениям наших целей являются наши сомнения", "Пропускайте сквозь пальчиков весь негатив и тогда в ладошках останутся радость и счастье".

 Коллективное консультирование родителей  проводится не менее 2 раз в месяц, оно помогает нам  выстроить верную педагогическую стратегию. Провели семинар – практикум «Территория игры для развития вашего ребёнка». Разъяснили и продемонстрировали  коррекционно - развивающие настольные игры  «Ходилки» для  развития внимания, мышления. Проблема нашего времени – развитие эмоционального интеллекта. Для родителей показали мультфильм «Головоломки» - по сюжету которого существует пять основных эмоций – Радость,  Печаль,  Гнев, Брезгливость, Удивление, Страх, которые «управляют»  нашим поведением. В  первые годы жизни ребёнка его поведением управляет Радость – центр управления, находящийся в голове  детей. И если будут управлять другие эмоции, то ребёнок с особыми образовательными потребностями может впасть в апатию – ситуация прескверная. Ученые утверждают, что апатия – это как раз тот период, когда за нашим «пультом» никого нет, или им управляют совершенно не те эмоции, к которым мы привыкли. Для этого создали интерактивный мобильный лэпбук   эмоций для развития эмоционального интеллекта, чтобы родители  могли его брать с собой домой и  играть с детьми, а также выпустили  арт – терапевтический альбом  «Волшебный мир эмоций», где родители и дети выполняют интересные задания от забавного и весёлого Ер-Тостика.

  Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею». И на помощь в консультативном пункте приходят совместные мероприятия родителей с детьми с ООП в  виде игровых сеансов,  так как  игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, чтобы родителям и детям было интересно.  В процессе игры ребенок свободен, т. е. он определяет свои поступки, исходя из своего «Я» (Л. С. Выготский). Это актуально для ребенка с особыми образовательными потребностями.

  Особое значение в консультативном пункте для детей с особыми образовательными потребностями уделяется сенсорному развитию, так как это основа  развитие мыслительных процессов и речи. Темная сенсорная комната любимое место детей и родителей - это  мир здоровья.  Предлагается задание  - «Посмотрите, наступила ночь, появились маленькие звездочки, соберите их в подарок своим мамам, поиграйте с ними».          Или  пузырьковая колонна с рыбками - Сколько рыбок поднимается вверх? Сколько рыбок опускается вниз? Сколько рыбок красного цвета?           Или предлагаю расчесать волшебные волосы  Рапунцель, что бы они стали красивыми [2,с.43].  Дети гладят, расчесывают фиброоптические волокна "Звёздный дождь". Это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, заставляет забыть страхи, успокаивает. Светлая сенсорная комната для консультативного пункта - это среда, в которой родители с детьми взаимодействует с различными модулями при дневном свете – лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, слушая успокаивающую музыку, ребенок — да и взрослый — сам становится героем сказки [3,с.23]. 

Интегрируются технологии рисования песком – метод Sand-art – и игровые технологии, которые направлены на коррекцию личности дошкольника.

В нашем консультативном пункте организована Лекотеку IQ – игры на формирование предпосылок к учебной деятельности. Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями  применяем игры из натуральные материал - дерева.  Натуральный материал обладает природной энергетикой, теплом для  тактильных ощущений ребенка. Широко применяем на занятиях консультативного пункта работа с шерстью - фелт-терапия - терапия с шерстью. Это удивительный экоматериал, заключающий в себе живую энергию.  Предлагаем ощупать, понюхать, а затем выложить каракули на картинке с изображением овец. Усложнённый вариант – выложить шерстью мандалы. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром. Карл Густав Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Так как одной из задач консультативного пункта  является социализация наших воспитанников, мы установили тесные связи с общественным объединением Центром координации и информации по экологическому образованию «ЭкоОбразом», которые осуществляют  партнёрский  проект  «Интеграция молодых людей в общество через экологическое образование». 

Коррекционную работу с родителями и с детьми ведём на  экологической  тропе.  Слушаем биение сердца дерева,  идём на «охоту за сокровищами с «фоторужьём» – листья, птицы, насекомые, цветы всё имеют свои запахи, звуки, формы и цвета. Опять работают все 5 чувств и подключается концентрация внимания.       А затем с родителями создаёам фотоколлаж  «Чудный миг с природой», родители приносят видеоотчёты - видеоролики о совместной работе.

Все наработанные методики стараюсь применять в работе с родителями и детьми с особыми образовательными потребностями   для достижения ожидаемых результатов.

  При таком подходе консультативный пункт  становится центром обучения родителей в достижении главной цели  детского сада – обеспечении равных прав ребенка  на качественное дошкольное образование.

  Благодаря  консультативному пункту сняты психологические барьеры взаимодействия с родителями. Родители не бояться встречи с психологом, с удовольствием принимают участие в работе консультативного пункта.   Для них наши встречи – это реальная поддержка  в успешном развитии ребенка с особыми образовательными потребностями.        

Литература:

  1. Копытин А. И. Основы арт – терапии. – Санкт – Петербург, 2003.
  2. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб, 2000г.
  3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. – Москва, 2006.


Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические портреты родителей детей с особыми образовательными потребностями
  • Музыкальная терапия с особыми детьми.
  • Работа с особыми детьми - особый вид бизнеса?
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Особенности коммуникации с особыми детьми
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Авторитет родителей и современные дети. Из опыта работы с родителями
  • Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (опыт работы в ЦИПР)
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Метод символдрамы в работе с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей
  • дети в поисках родителей, родители в поисках детей
  • Лучшие игры для развития взаимопонимания между детьми и родителями
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Разрешение конфликта в паре, связанного с желаниями и потребностями (упражнение).
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Занимательные игры для детей и их родителей
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь