Музыкальная терапия с особыми детьми.

Пол Нордофф и Клайв Роббинс в свое время создали уникальное направление в музыкальной терапии - подход Нордофф-Роббинс.

В свое время они брались за детей, от которых отказывались все школы и педагоги. Все ставили на них крест - дети необучаемы, с ними невозможно установить контакт и, как следствие, невозможно проводить никакие занятия. 

Но Нордофф и Роббинс решили попробовать найти "мостик" к этим детям через музыку. 

При этом авторы подхода неоднократно говорили о том, что для каждого ребенка должна быть создана своя собственная музыкальная терапия, каждое упражнение и метод должны быть адаптированы к запросам и возможностям ребенка. 

Так же они записывали каждую сессию на видео, чтобы проанализировать ход работы, увидеть то, что могли упустить в процессе взаимодействия, сделать выводы. 

Да, сейчас мало кого удивишь индивидуальным подходом к особому ребенку, но дело было в ХХ веке, и тогда подобные идеи были новшеством. Хотя и сейчас много ли найдется специалистов, снимающих на видео свои сессии и анализирующих их? 

В общем, Пол Нордофф и Клайв Роббинс брались за дело основательно, тратили кучу времени на подготовку к каждой конкретной сессии с каждым конкретным ребенком.

Но в чем же заключался их подход? 

Пожалуй, самый сложный вопрос. Ведь с одной стороны - все просто.

В работе участвуют два специалиста, один импровизирует на фортепиано (именно на фортепиано) и поет, второй помогает ребенку освоиться с простыми музыкальными инструментами. При этом импровизация является "музыкальным зеркалом" каждого действия ребенка. Своеобразная обратная связь, или же реакция на стимул, если выражаться в терминах поведенческой психологии. 

Таким образом выстраивается невербальная коммуникация с ребенком, устанавливается "музыкальный контакт". 

Но с другой стороны - попробуйте это повторить. 

Попробуйте в течении 40 минут импровизировать на фортепиано и петь, отражая то, что делает ребенок. При этом быстро переключаясь с одного темпа на другой, с одной гармонии на другую и т д. Ведь ребенок не сидит на месте. Он может бегать, а затем внезапно замереть. Может громко кричать, а потом начать улыбаться. 

Это не так уж просто, скажу я вам. 

Нордофф и Роббинс отмечали, что специалист, играющий на фортепиано, должен быть виртуозным музыкантом с отличными навыками импровизации. Даже не так, не просто музыкантом, а Музыкантом с большой буквы.

Сейчас обучение музыкальной терапии по методу Нордофф-Роббинс является самым продолжительным и трудоемким из всех остальных подходов мт. 

У читателя может возникнуть вполне резонный вопрос: "А может ли ребенок, с тяжелыми психическими и физическими нарушениями воспринимать музыку?".

Ответ - да, может. Авторы данного подхода утверждали, что внутри каждого ребенка есть music child (музыкальный ребенок) - способность воспринимать и играть музыку, которая сохраняется вне зависимости от диагнозов/особенностей. Исключение, пожалуй, составляет амузия. 

И задача специалиста - найти "дорогу" к music child.

В заключении поделюсь мыслью, которую Нордофф и Роббинс сказали в одном интервью. Перевод вольный и не дословный, но идея сохранена.

Если ребенок на наших занятиях улыбается, если он смеется и ему комфортно - это уже огромный результат для нас. 



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Что ребенок может "сям"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Я подумаю об этом завтра. А сейчас…" Причины прокрастинации и что с ней делать.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Чем опасно обманывать себя? Ведь так все " хорошо"
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Быть не "как все". Притча " Иной ход"
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь