Пол Нордофф и Клайв Роббинс в свое время создали уникальное направление в музыкальной терапии - подход Нордофф-Роббинс.
В свое время они брались за детей, от которых отказывались все школы и педагоги. Все ставили на них крест - дети необучаемы, с ними невозможно установить контакт и, как следствие, невозможно проводить никакие занятия.
Но Нордофф и Роббинс решили попробовать найти "мостик" к этим детям через музыку.
При этом авторы подхода неоднократно говорили о том, что для каждого ребенка должна быть создана своя собственная музыкальная терапия, каждое упражнение и метод должны быть адаптированы к запросам и возможностям ребенка.
Так же они записывали каждую сессию на видео, чтобы проанализировать ход работы, увидеть то, что могли упустить в процессе взаимодействия, сделать выводы.
Да, сейчас мало кого удивишь индивидуальным подходом к особому ребенку, но дело было в ХХ веке, и тогда подобные идеи были новшеством. Хотя и сейчас много ли найдется специалистов, снимающих на видео свои сессии и анализирующих их?
В общем, Пол Нордофф и Клайв Роббинс брались за дело основательно, тратили кучу времени на подготовку к каждой конкретной сессии с каждым конкретным ребенком.
Но в чем же заключался их подход?
Пожалуй, самый сложный вопрос. Ведь с одной стороны - все просто.
В работе участвуют два специалиста, один импровизирует на фортепиано (именно на фортепиано) и поет, второй помогает ребенку освоиться с простыми музыкальными инструментами. При этом импровизация является "музыкальным зеркалом" каждого действия ребенка. Своеобразная обратная связь, или же реакция на стимул, если выражаться в терминах поведенческой психологии.
Таким образом выстраивается невербальная коммуникация с ребенком, устанавливается "музыкальный контакт".
Но с другой стороны - попробуйте это повторить.
Попробуйте в течении 40 минут импровизировать на фортепиано и петь, отражая то, что делает ребенок. При этом быстро переключаясь с одного темпа на другой, с одной гармонии на другую и т д. Ведь ребенок не сидит на месте. Он может бегать, а затем внезапно замереть. Может громко кричать, а потом начать улыбаться.
Это не так уж просто, скажу я вам.
Нордофф и Роббинс отмечали, что специалист, играющий на фортепиано, должен быть виртуозным музыкантом с отличными навыками импровизации. Даже не так, не просто музыкантом, а Музыкантом с большой буквы.
Сейчас обучение музыкальной терапии по методу Нордофф-Роббинс является самым продолжительным и трудоемким из всех остальных подходов мт.
У читателя может возникнуть вполне резонный вопрос: "А может ли ребенок, с тяжелыми психическими и физическими нарушениями воспринимать музыку?".
Ответ - да, может. Авторы данного подхода утверждали, что внутри каждого ребенка есть music child (музыкальный ребенок) - способность воспринимать и играть музыку, которая сохраняется вне зависимости от диагнозов/особенностей. Исключение, пожалуй, составляет амузия.
И задача специалиста - найти "дорогу" к music child.
В заключении поделюсь мыслью, которую Нордофф и Роббинс сказали в одном интервью. Перевод вольный и не дословный, но идея сохранена.
Если ребенок на наших занятиях улыбается, если он смеется и ему комфортно - это уже огромный результат для нас.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.