|
Психологические портреты родителей детей с особыми образовательными потребностямиАвтор статьи: Халус Марина Николаевна
Для педагогов любого детского сада крайне актуальна проблема построения работы с семьями детей с проблемами в развитии. Благотворное влияние родителей на больного ребенка широко и успешно использовали клиницисты 19в. В СССР эти подходы были утеряны. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей в социум предполагают активное участие семьи в процессе развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На поведение, глубину переживаний и даже образ жизни родителей детей с ОВЗ влияют выраженность, стойкость, длительность и необратимость нарушений в развитии. В любом случае, заболевание ребенка является психотравмирующим фактором для всех членов семьи. Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии, оказывается более глубокой в том случае, если они сами здоровы. Родители, которые сами подвержены заболеванию, идентифицируют себя и ребенка с подобным заболеванием, воспринимают его отклонения как норму. В зависимости от специфики отклонений ребенка, родители могут характеризоваться теми или иными психологическими и поведенческими особенностями. Умственная отсталость Умственная отсталость ребенка в целом исключает возможность полного выздоровления. Т.о. интеллектуальный дефект ребенка является для близких тяжелым и длительным психотравмирующим фактором. Возникает стена между окружением и семьей с таким ребенком. Родители стыдятся диагноза, (т.к. все еще существует устойчивый стереотип негативного восприятия умственно отсталого человека), используют возможности изменить его на более «щадящий» РДА (ранний детский аутизм), ДЦП и т.д. Отношение матерей к УО детям противоречиво: с одной стороны они проявляют жалость, опекают, контролируют, с другой - проявляют усталость, раздражение, желание наказать ребенка, игнорируют его интересы в силу их примитивности. Эмоциональное состояние, присущее родителям ребенка с проблемами интеллекта: депрессия, вина, горе, стыд, страдание - родители проявляют низкую социальную активность, стремятся быть «в тени». Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) Фрустрирующие психику родителей детей с ДЦП факторы: – внешние проявление двигательных расстройств (заметная неприглядность, гримасы, фигура, модуляции голоса) привлекают внимание окружающих - обездвиженность, трудности при передвижении – необходимость по стоянной физической помощи, ухода, дополнительные материальные затраты - низкий темп передвижения, возможность нанесения вреда со стороны свободно передвигающихся людей - сопутствующие речевые расстройства. Аутичные дети Травмирующие фактор для близких: – нарушение способности к установлению адекватного контакта с социумом и с ними лично. - необходимость создания специальных условий для жизнедеятельности (ребенок пугается резких звуков, голосов, малейших замечаний) - недостаточность энергетического потенциала травмирует личность родителя и повышает его собственную ранимость, превращает в эмоционального донора. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Возможная «обратимость» нарушений при условии коррекции, временный характер трудностей делает таких детей наиболее перспективной для сознания родителей. Фрустрирующие факторы: -психопатоподобные расстройства поведения как тенденция к аномальному развитию личности - упрямство, грубость, злобность, эгоизм (как следствие-чувство безысходности, ) Экспериментальные исследования В.В.Ткачева (1999, 2005) позволили выделить 3 психологических типа родителей детей с ООП (типология личностных деформаций): 1. Авторитарный - родители этого типа руководствуются только своими собственными утверждениями, занимают активную жизненную позицию: А) отказываются от ребенка в роддоме, узнав о дефекте ребенка Б) проявляют стойкое желание найти выход из ситуации, их позиция характеризуется феноменом «вытеснения» негативных переживаний, связанных с проблемой ребенка. Характеристики положительные: - поиски лучшего врача, больницы, метода лечения, целителей - уверены, что с их ребенком когда-то произойдет чудо - преследуют цель адаптации, оздоровления, социализации ребенка, обучения (создают ассоциации) Характеристики отрицательные: - неумение сдерживать гнев, импульсивность - откровенное противопоставление себя социальной среде, не принявшей их ребенка - отстраненность от проблем ребенка, неравномерный характер применения воспитательных мер. - часты жесткие формы наказания (сами родители не испытывают угрызений совести) - у ребенка формируется низкая самооценка, могут возникать тики, энурез - выдвигают к ребенку неадекватные требования - отказ замечать особенности развития ребенка, чрезмерная опека не позволяет увидеть реальные перспективы развития ребенка 2. Невротичный тип Родители этого типа занимают пассивную жизненную позицию: «Что есть, то и есть»: - Отмечается чрезмерная фиксация родителей на отсутствии выхода из ситуации - Нет стремления к преодолению проблемы - Оправдывают собственную бездеятельность отсутствием прямых указаний со стороны специалистов - Педагогическая несостоятельность - Стремление оградить ребенка от всех проблем, даже тех, которые он сам может решить - Слабость характера, отсутствие требовательности, строгости - Непоследовательность в применении поощрения и наказания - непослушание ребенка - Отказ от решения проблем - Скрывают дефект ребенка - Истерики, подавленное настроение, примитивизация социального поведения 3. Психосоматический тип Самая многочисленная категория родителей, сочетает черты 2-х предыдущих типов. Характерные особенности: - Тенденция к доминированию+ аффективное реагирование на стресс не выноситься на первый план -В поведении проявляется нормативность, иногда замкнутость - Проблема ребенка переживается изнутри, что проявляется в нарушениях психосоматической сферы - Склонность к гиперопеке - Родители кладут свое здоровье на алтарь жизни ребенка, не умеют отдыхать, изнуряют себя - Стремятся найти лучших специалистов и сами ими становятся Все особенности являются основополагающими для определения позиции родителя по отношению к больному ребенку. На них наслаиваются мировоззренческие, культурные, социальные и др.характеристики. МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ООП 1. гиперопека (ребенок в тепличных условиях) 2. противоречивое воспитание 3. воспитание по типу повышенной моральной ответственности – хроническое перенапряжение ребенка, ребенок неуспешен, низкая самооценка. 4. авторитарная гиперсоциализация – переоценка возможностей ребенка 5. воспитание в культе болезни (мнительный ребенок) 6. симбиотический тип (растворение в проблемах ребенка, неполные семьи, ребенок-эгоист) 7. тип воспитания «маленький неудачник» (родители стыдятся ребенка, «крест» на всю жизнь) 8. гипоопека (семьи с низким социальным статусом; семьи, где ребенок с отклонениями не имеет ценности) 9. отвержение ребенка (незрелость личностной сферы матери, несформированность материнского инстинкта) Подготовил: педагог-психолог Халус М.Н., Ирк.обл, 2012 г. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|