Психологические портреты родителей детей с особыми образовательными потребностями

   Для педагогов любого детского сада крайне актуальна проблема построения работы с семьями детей с проблемами в развитии. Благотворное влияние родителей на больного ребенка широко и успешно использовали клиницисты 19в. В СССР эти подходы были утеряны. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей в социум предполагают активное участие семьи в процессе развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
 
   На поведение, глубину переживаний и даже образ жизни родителей детей с ОВЗ влияют выраженность, стойкость, длительность и необратимость нарушений в развитии. В любом случае, заболевание ребенка является психотравмирующим фактором для всех членов семьи. Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии, оказывается более глубокой в том случае, если они сами здоровы. Родители, которые сами подвержены заболеванию, идентифицируют себя и ребенка с подобным заболеванием, воспринимают его отклонения как норму. В зависимости от специфики отклонений ребенка, родители могут характеризоваться теми или иными психологическими и поведенческими особенностями.
 
   Умственная отсталость
  Умственная отсталость ребенка в целом исключает возможность полного выздоровления. Т.о. интеллектуальный дефект ребенка является для близких тяжелым и длительным психотравмирующим фактором. Возникает стена между окружением и семьей с таким ребенком. Родители стыдятся диагноза, (т.к. все еще существует устойчивый стереотип негативного восприятия умственно отсталого человека), используют возможности изменить его на более «щадящий» РДА (ранний детский аутизм), ДЦП и т.д. 
Отношение матерей к УО детям противоречиво: с одной стороны они проявляют жалость, опекают, контролируют, с другой - проявляют усталость, раздражение, желание наказать ребенка, игнорируют его интересы в силу их примитивности. Эмоциональное состояние, присущее родителям ребенка с проблемами интеллекта: депрессия, вина, горе, стыд, страдание - родители проявляют низкую социальную активность, стремятся быть «в тени».
 
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)
Фрустрирующие психику родителей детей с ДЦП факторы:
 – внешние проявление двигательных расстройств (заметная неприглядность, гримасы, фигура, модуляции голоса) привлекают внимание окружающих
- обездвиженность, трудности при передвижении
– необходимость по стоянной физической помощи, ухода, дополнительные материальные затраты
- низкий темп передвижения, возможность нанесения вреда со стороны свободно передвигающихся людей
- сопутствующие речевые расстройства.
 
Аутичные дети
Травмирующие фактор для близких:
 – нарушение способности к установлению адекватного контакта с социумом и с ними лично.
- необходимость создания специальных условий для жизнедеятельности (ребенок пугается резких звуков, голосов, малейших замечаний)
- недостаточность энергетического потенциала травмирует личность родителя и повышает его собственную ранимость, превращает в эмоционального донора.
 
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
Возможная «обратимость» нарушений при условии коррекции, временный характер трудностей делает таких детей наиболее перспективной для сознания родителей.
Фрустрирующие факторы:
-психопатоподобные расстройства поведения как тенденция к аномальному развитию личности
- упрямство, грубость, злобность, эгоизм (как следствие-чувство безысходности, )
 
Экспериментальные исследования В.В.Ткачева (1999, 2005) позволили выделить 3 психологических типа родителей детей с ООП (типология личностных деформаций):
 
1. Авторитарный
- родители этого типа руководствуются только своими собственными утверждениями, занимают активную жизненную позицию:
А) отказываются от ребенка в роддоме, узнав о дефекте ребенка
Б) проявляют стойкое желание найти выход из ситуации, их позиция характеризуется феноменом «вытеснения» негативных переживаний, связанных с проблемой ребенка.
 
Характеристики положительные:
- поиски лучшего врача, больницы, метода лечения, целителей
- уверены, что с их ребенком когда-то произойдет чудо
- преследуют цель адаптации, оздоровления, социализации ребенка, обучения (создают ассоциации)
 
Характеристики отрицательные:
- неумение сдерживать гнев, импульсивность
- откровенное противопоставление себя социальной среде, не принявшей их ребенка
- отстраненность от проблем ребенка, неравномерный характер применения воспитательных мер.
- часты жесткие формы наказания (сами родители не испытывают угрызений совести)
- у ребенка формируется низкая самооценка, могут возникать тики, энурез
- выдвигают к ребенку неадекватные требования
- отказ замечать особенности развития ребенка, чрезмерная опека не позволяет увидеть реальные перспективы развития ребенка
 
2. Невротичный тип
Родители этого типа занимают пассивную жизненную позицию: «Что есть, то и есть»:
- Отмечается чрезмерная фиксация родителей на отсутствии выхода из ситуации
- Нет стремления к преодолению проблемы
- Оправдывают собственную бездеятельность отсутствием прямых указаний со стороны специалистов
- Педагогическая несостоятельность
- Стремление оградить ребенка от всех проблем, даже тех, которые он сам может решить
- Слабость характера, отсутствие требовательности, строгости
- Непоследовательность в применении поощрения и наказания - непослушание ребенка
- Отказ от решения проблем
- Скрывают дефект ребенка
- Истерики, подавленное настроение, примитивизация социального поведения
 
3. Психосоматический тип
Самая многочисленная категория родителей, сочетает черты 2-х предыдущих типов.
Характерные особенности:
- Тенденция к доминированию+ аффективное реагирование на стресс не выноситься на первый план
-В поведении проявляется нормативность, иногда замкнутость
- Проблема ребенка переживается изнутри, что проявляется в нарушениях психосоматической сферы
- Склонность к гиперопеке
- Родители кладут свое здоровье на алтарь жизни ребенка, не умеют отдыхать, изнуряют себя
- Стремятся найти лучших специалистов и сами ими становятся
 
Все особенности являются основополагающими для определения позиции родителя по отношению к больному ребенку. На них наслаиваются мировоззренческие, культурные, социальные и др.характеристики.
 
МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ООП
1. гиперопека (ребенок в тепличных условиях)
2. противоречивое воспитание
3. воспитание по типу повышенной моральной ответственности – хроническое перенапряжение ребенка, ребенок неуспешен, низкая самооценка.
4. авторитарная гиперсоциализация – переоценка возможностей ребенка
5. воспитание в культе болезни (мнительный ребенок)
6. симбиотический тип (растворение в проблемах ребенка, неполные семьи, ребенок-эгоист)
7. тип воспитания «маленький неудачник» (родители стыдятся ребенка, «крест» на всю жизнь)
8. гипоопека (семьи с низким социальным статусом; семьи, где ребенок с отклонениями не имеет ценности)
9. отвержение ребенка (незрелость личностной сферы матери, несформированность материнского инстинкта)
 
Подготовил: педагог-психолог Халус М.Н., Ирк.обл, 2012 г.


Просмотров: 467
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • Как убить желания и интересы у ребенка. Анти инструкция для родителей.
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Родители как светофор для ребенка
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • 7 правил для родителей бунтующего ребенка
  • 10 подсказок для родителей 3-летнего ребенка
  • Памятка для родителей от лица ребенка
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Мотивация ребенка к учебе. Рекомендации для родителей.
  • Выбираем будущее для ребенка. Ошибки родителей
  • Как повысить у ребенка мотивацию к учебе. 9 СОВЕТОВ для занятых родителей
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь