Особенности коммуникации с особыми детьми

Рассуждения о том, почему ребенок не идет на контакт, как наладить контакт с ребенком в том или ином возрасте часто можно встретить в различных статьях печатных изданий и на просторах интернета. В статьях описываются довольно четко структурированные действия в соответствии с возрастными особенностями, типом темперамента и, даже, есть рекомендации, написанные в контексте ряда заболеваний и особенностей развития. Казалось бы, возник у родителя вопрос, открыл он (родитель) книгу или страницу в интернете, прочитал инструкцию, сделал как написано и – все счастливы, контакт налажен, все друг друга понимают. Однако, не все так просто. Анализ множества различных источников показывает, что все эти разнообразные и действительно эффективные инструкции (рекомендации) рассчитаны исключительно на детей, обладающих хотя бы мало-мальски развитым восприятием, сознанием, пониманием, мышлением, речью.

Как же быть с ОСОБЫМИ пациентами?

Под ОСОБЫМИ подразумеваются дети – пациенты с ДЦП (детский церебральный паралич), эпилепсией, тяжелыми органическими поражениями ЦНС, различными последствиями неблагоприятного течения беременности и родовой травмы. Важно отметить, что речь идет не о заболеваниях с классическим книжным течением заболевания, а о сложных сочетаниях различных нарушений, оказывающих усугубляющее воздействие друг на друга. Каждый ребенок с таким заболеванием уникален. Корень всех этих нарушений кроется в незрелости структур головного мозга и нейронных связей. А на поверхности мы получаем нарушение мозговой организации поведения человека во всем его многообразии.

Но мы не будем здесь говорить о симптомах, о том, как сложно дифференцировать одно заболевание от другого, выяснять, что первично, а что вторично, на что воздействовать в первую очередь, а что можно оставить на потом.

В данной статье ответы на вопросы о том:

1. Возможен ли вообще контакт с ребенком, который не фиксирует взгляд, не понимает или частично понимает обращенную к нему речь, не откликается на имя, не говорит, эмоционально отстранен; не осознает себя как целое, в пространстве; имеет двигательные нарушения различной степени тяжести; не проявляет интерес к развивающим играм, увлечен аутостимуляцией; тревожен, испытывает страх; постоянно громко кричит или плачет и прочее?

2.  Как понять, с какого момента этот контакт начинается?

3.  Что делать, чтобы наладить коммуникацию с таким ребенком (или может быть все оставить, как есть)?

         

Итак, будем разбираться.

В первую очередь, важно понимать, что, несмотря на обширный диапазон нарушений у таких детей, они, тем не менее, остаются живыми людьми. Да, у них нарушено зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Да, у них нарушена система пространственных представлений, моторные функции. Да, у них нарушено воображение, способность мыслить и понимать. Но. У них работает, пусть искаженная, но своя система координат.

Важно понимать, что, в отличие от детей, все функции у которых развиваются соответственно возрасту, у НАШИХ детей развитие всех функций рассогласовано. Так, например, у ребенка 9 лет развитие слухового и зрительного восприятия может быть на уровне полугодовалого ребенка, речевое развитие – на уровне годовалого ребенка, эмоциональное развитие – на уровне 3-хлетнего, физическое – на уровне 5 лет и т. д. Они как инопланетяне в незнакомой системе координат; как иностранцы, попавшие в иную культуру, в среду, отличную от их понимания. Поэтому, несмотря на фактический возраст, взаимодействие с таким ребенком необходимо выстраивать соответственно особенностям. Наладить контакт возможно, но первый шаг, конечно, должен делать сознательный взрослый.

Ошибочно думать, что раз ребенок не реагирует на вас, не смотрит и прочее, то контакта нет. Как только вы входите в комнату с ребенком, подходите, смотрите на него, уже начинается контакт. Контакт начинается сразу, как только вы попадаете в зону личного пространства ребенка (до 120 см), возможно даже в зоне социального пространства (примерно, 3,5 метра). Кроме того, контакт – процесс взаимный. Он точно вас воспринимает, но может не иметь ресурса, чтобы верно обработать полученную информацию и, тем более, адекватно отразить. А возможно, вы просто «говорите на разных языках» друг с другом.

Вероятность того, заговорите ли вы с ребенком на одном языке, зависит от сознательного взрослого. Очень важно понимать, что у такого ребенка не сформированы навыки. Никакие или многие. Самостоятельно он приобрести навык не может. Для этого требуются зрелые функции (восприятие, воображение, способность к повторению, логическому мышлению, зрелая мотивация и прочее). Поэтому главной задачей родителя дать своему ребенку эти навыки. То есть, показать, как; повторить много-много раз одно и то же действие; научить повторять, затем использовать навык самостоятельно и т. д.

Важно отметить, что положительная динамика в развитии ОСОБЫХ детей, в той или иной степени, зависит от длительности и интенсивности реабилитационных занятий, а также от степени нарушений (в данном случае мы не касаемся вопросов медицинского вмешательства). Для родителя становится особенно актуальным вопрос о том, как сохранить положительную динамику, «не откатиться» назад. Наиболее важно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Будьте внимательны к своему ребенку. Наблюдайте за ним. Только так вы сможете отследить малейшие изменения. Не только плохие, но и хорошие. Ведь вы стремитесь именно к этому.

2. Не отвергайте своего ребенка. Наши дети не так много могут делать, но очень тонко чувствуют.

3. Будьте готовы к тому, что изменения будут наступать не так быстро и не так явно, как хотелось бы. Не спешите. Наберитесь терпения. Помните, что для того, чтобы научиться хорошо говорить, здоровому ребенку требуется несколько лет. Чтобы научиться читать, от месяца до года. Чтобы получить среднее образование, мы учимся 11 лет. Чтобы получить профессию, требуется от нескольких месяцев до нескольких лет. А в случае, когда есть нарушение, прежде чем приобрести навык, требуется еще время на то, чтобы исправить это нарушение и адаптироваться к новым условиям.

4. Объясняйте то, чему вы хотите научить ребенка, не только на словах, но и руками. Например, если ваш ребенок не умеет играть в мяч (не умеет его ловить, бросать, не понимает вообще, зачем все это), надо дать ему возможность не только понять, как это делать, но и почувствовать. То есть, начните с имитации игры. Встаньте напротив ребенка, чтобы быть в поле зрения. Вложите мяч ему в руки, зафиксируйте (подержите), проговорите «лови мяч». Затем сделайте его руками бросковое движение, разожмите его руки, бросьте его руками мяч, произнесите «бросай». Хорошо делать это под музыку. И так повторите столько, сколько необходимо. Через некоторое время (несколько дней) ваш ребенок обязательно попытается сначала сам держать мяч, затем наступит момент, когда он сможет его поймать, а спустя еще некоторое время и бросить. И обязательно наступит момент, когда вы увидите, что это ему начинает нравиться, он улыбается, начинает демонстрировать свои эмоции.

5. Показывайте разные эмоции. Проявлять эмоции – это тоже навык. НАШИМ детям особенно важно показать, как и когда можно сердиться, когда плакать, когда смеяться, когда проявить ласку и пожалеть.

6. Говорите с ребенком. Вступайте в любой диалог (пусть он даже будет на первых порах монологом). Через некоторое время ребенок вам обязательно ответит. Может быть сначала не словом, а взглядом или интонацией.

7. Трогайте ребенка. Важно показать ему, что тактильный контакт не всегда бывает опасным.

8. Развивайте у ребенка спонтанность, экспрессию. И ДА! Это тоже надо показать. Например, вы идете по улице, гуляете или с иной целью. Возможно, есть некий привычный темп, с которым вы двигаетесь. Или вы всегда держитесь за одну и ту же руку. Или вы всегда ходите строго по одному и тому же пути. Прекрасно. Возьмите и неожиданно смените темп на более медленный или более быстрый (не надо долго, кардинально, всего несколько шагов). Смените руку. «Сбейтесь с пути», хотя бы на несколько секунд. И ДА! Возможно, ребенок будет сначала протестовать, кричать и плакать. Но, поверьте, постепенно он примет новые правила игры. Все то же самое можно делать и дома. Например, доползти или дотанцевать в ванную, чтобы почистить зубы.

9. Играйте с ребенком. Бо́льшая часть навыков легче приобретается и закрепляется через игру.Вовлекайте ребенка по мере возможностей в элементарную бытовую деятельность.

Игровая деятельность – универсальное средство для формирования и укрепления взаимопонимания в коммуникации, а также для достижения результатов и сохранения стабильной положительной динамики в реабилитации.



Просмотров: 301
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему так важно родителям поддерживать хороший контакт с ребенком?
  • Важно научиться терять время, чтобы потом его приобрести...
  • Что происходит, когда теряется контакт со своим внутренним ребенком?
  • Я хочу наладить контакт с ребенком
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Принцы и принцессы Несмияны. Когда ребенок не идет на контакт – немного об элективном мутизме.
  • Что обязательно нужно делать с ребенком, чтобы..
  • Для того, чтобы наладить отношения со своим ребенком – необходимо исцелить собственное детство.
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Первые шаги к тому, чтобы наладить хорошие отношения с ребенком
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Телесность и контакт в развитии ребенка.
  • Часть 1. Хотите чтобы ребенок стал успешным и счастливым? Научите его понимать эмоции!
  • 8 шагов, чтобы сформировать полезный навык у ребенка
  • Контакт и контракт. Важно ли? Почему?
  • Про контакт с ребенком
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • контакт с ребенком-подростком
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Протест ребенка на контакт
  • Контакт с ребенком. Случай из практики
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • В контакте с ребенком. Как устанавливать и поддерживать контакт
  • Почему с маленьким ребенком важно разговаривать обо всем, а о неприятных вещах особенно?
  • Упражнение «Панель»: когда очень важно услышать друг друга
  • Контакт? Есть контакт!
  • Есть контакт? Нет контакт....
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь