|
Заметки психолога в системе образованияАвтор статьи: Суслов Денис Андреевич
Итак, уже четвертый год в трудовой книжке значится «педагог-психолог». На данный момент работаю в техникуме, параллельно продолжая обучение на второй ступени гештальт-подхода и совершая шаги в частной практике.
Давайте сразу проясним, что эта статья не будет нытьем в стиле «невозможно работать, просят много, платят мало, перспектив нет» и так далее, этого «добра» в Сети навалом. Разумеется, ограничения есть, куда без этого. Но мне здесь хочется поделиться моментами и находками, которые являются основными и значимыми на моем пути становления психологом-практиком. Возможно, будет интересно тем, кто только планирует окунуться в этот океан, под названием «практическая психология». Как сейчас помню своего первого клиента. Акустика в учреждении была прекрасной, и фраза «может тебе к психологу?» была слышна через дверь кабинета очень хорошо. Вышел, сам пригласил и понеслось… Наивности и очарования после факультета психологии было вагон. «Я - психолог!» Почему-то в голове была фантазия, что будут приходить девочки и жаловаться на несчастную любовь. И знаете что? Ни разу ничего подобного не было. Приходили люди с действительно глубокими проблемами. И их действительно не с кем было обсудить или просто поделиться на худой конец. А возможность поделиться переживаниями, увидеть и почувствовать заинтересованность другого уже целебна. Рад, что на этом этапе хватило мозгов не пуститься в экспериментирование различными психотехниками. Вроде как даже удалось сохранить человечность. И уже затем, ретроспективно, вынес очень важный момент. Что можно назвать себя психологом. И сказать об этом человеку. И высидеть время полноценной консультации. Думаю, со мной согласятся многие — в начале практики это жутко страшно. Тут я даже рад, что клиенты мне не платили, думаю, ужаса и стыда было бы на порядок больше :) Здесь еще какой-то простой и трогательный для меня момент: школьники и студенты хорошо умеют прощать. А в выражении чувств могут быть хоть и не очень умелыми, но весьма искренними. Об этом моменте всегда думаю с теплом и благодарностью. В начале практики стыда и так до черта, а если еще и ошибся, с чем-то обошелся неаккуратно, что задело клиента, и сам это заметил — совсем караул. Главное здесь — не убежать. Хотя бы физически, да. Не думаю, что ко мне ходили, потому что я был «знатоком человеческих душ». Мне чаще возвращали, что у меня получается относиться по-человечески, непредвзято. Для меня было открытием, что этого бывает достаточно. Хотя амбиции были не в восторге, хе хе. Ну что поделать, опыт, опыт :) Еще один ресурс при работе с детьми в образовании — вас, скорее всего, не обойдут групповые виды работы. Какие-то просветительские встречи, уроки, тренинги, может дисциплину какую дадут, неважно. И вот перед вами порядка 30 человек, и с ними надо что-то делать. Основной момент для психолога (да и для любого преподавателя вообще) — это профилактика неадекватности и напыщенности. Еще раз — дети весьма искренни и открыты. И если вы ведете себя как кретин, о, они вернут. В 30-кратном объеме. Это уже более взрослое новообразование — затаить обиду. Дети в группе дают мгновенную обратную связь. И здесь весьма легко озлобиться, сам попадал в эту ловушку. Поначалу было весьма тяжело корректироваться, и сложнее всего, наверное, было обходиться со своей злостью. Но, как мы знаем, человек в искренней и продуктивной злости может быть весьма красив, так что пришлось осваивать и эту часть. О чем, собственно, тоже не жалею. Еще один значимый момент — профилактика чувства всемогущества. Для вчерашнего выпускника с дипломом психолога и кучей энтузиазма столкнуться с ограничениями работы с несовершеннолетними в системе образования было сродни катастрофе. Как??? Как родители не хотят менять свой уклад жизни??? Как классный руководитель не понимает??? Ну и так далее :) Сейчас об этом вспоминаю с улыбкой, но тогда это казалось страшно возмутительным и несправедливым. Я же знаю, как правильно! Я же книжки умные читал, Выготского там, Эльконина… Отсюда вынес еще важный урок — работа в рамках существующих ограничений. Ограничения, рамки — часть объективной реальности. А переть против реальности — себе дороже. На нее можно обижаться, быть несогласным, но реальности-то глубоко плевать, она просто есть. И другой нет. И тут очень смешной и тонкий момент. Можно очень сильно разозлиться на родителей ребенка, на учителей, на здоровье, что угодно, за то, что, внимание, они все мешают мне подводить клиента к моей картине мира! А не работать с ним, и адаптировать его к его реальности. Тоже такое себе осознание, не из приятных. Но заземляет — ух! Разумеется, можно много дискутировать об отечественной системе образования, и как в ней работается. Но, как мне кажется, для психолога это прекрасный старт. Очень много людей, все разные, с разными историями, разными ситуациями — практикуйся ради Бога! Психология — это про отношения, отношенческого опыта будет вагон. А если есть много страхов оказаться в свободном полете, то чего у системы образования не отнять — так это жесткой структуры. А это сразу позволяет снять с себя много ответственности) Главное, не привыкать сильно, затягивает. Буду честен. Для меня работа в системе образования — ни разу не предел мечтаний. И сложностей хватает. Но завтра я не уволюсь. И с кем-нибудь поругаюсь. И чем-то буду недоволен. Но еще какое-то время точно поработаю :) Спасибо, что были со мной в этом путешествии! Для меня это был важный опыт пересмотра и структурирования пройденного пути. Надеюсь, что найдутся те начинающие психологи, кому мои открытия помогут с чуть большим оптимизмом взглянуть вперед. До новых встреч! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|