Введение
В общении с коллегами о методе шаманской практики часто возникает вопрос о том, можно ли психологу общаться с Духами. Сразу нужно отметить, что ответ на этот вопрос очень зависит от той парадигмы, в которой работает психолог и от экзистенциальной позиции психолога. Дать однозначный ответ типа «да» или «нет» на этот вопрос фактически невозможно, по причине отсутствия единой теоретической и терминологической базы в психологии.
О проблемах научных терминов психологии я писал здесь:
https://www.psyoffice.ru/article/problems_of_scientific_terms_in_psycholo/
Однако, с точки зрения факта употребления термина «Дух» и факта наличия в некоторых методах психотерапии практики общения с духами, нужно сказать, что в психологии «это есть».
Относительная редкость употребления термина «Дух» в академических источниках делает этот термин несколько экзотичным. Многие психологи вообще удивляются, что такой термин существует в психологии.
Больше всего понятие «Дух», «Мир Духов» и «общение с Духами» употребляется в шаманской практике. Частично эти понятия присутствуют в трансперсональном подходе, процессуальной психотерапии А.Минлелла и расстановках Берта Хеллингера. Однако, в этой статье я решил рассказать о взгляде на этот вопрос с точки зрения юнгианского подхода. Я хочу сделать акцент именно на юнгианском подходе потому, что этот подход считается одним из классических методов психотерапии и в норме все коллеги знакомились с этим подходом в общем курсе обучения. Думаю, что обращение к классике вызовет у коллег большее доверие к обсуждаемому предмету.
Понимание термина «Дух» К.Г.Юнгом
Здесь сразу нужно оговориться, что Юнг в разных своих работах не сохраняет строгой последовательности своих взглядов. Поэтому, в среде практиков юнгианского подхода тоже нет однозначности понимания многих его терминов, включая и понятие «духа». Но с точки зрения фактического наполнения этого термина, лучше всего говорит о понимании Юнгом этого вопроса его практика общения с Духами.
Чтобы не уходить в толкование «писания Юнга» приведу несколько цитат на эту тему из работ Юнга.
«На прощальном ужине злой дух подступил к нашей больной и прошептал ей: «Сегодня ночью он будет один; с тобой должно что-нибудь произойти, чтобы ты попала в его дом». И это действительно произошло: посредством своего странного поведения она попала в его дом и достигла того, чего хотела». (стр. 22, Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: «АСТ», «Канон+», ОИ «Реабилитация», 1998 г.).
В данном отрывке можно еще предположить, что Юнг употребил слово «дух», как метафору. И подобных мест в его работах достаточно. Однако, в этой же книге Юнг дает свое объяснение понятию «дух»:
«Идея психической объективности отнюдь не открытие. Фактически это одно из самых ранних и всеобщих «достижений» человечества: речь идет об убеждении в конкретном существовании духовного мира. Мир духов, безусловно, был не изобретением в том смысле, в каком можно говорить об изобретении огня — добывании его путем трения, а результатом опытного восприятия или осознания некой реальности, нисколько не уступавшей материальному миру. Сомнительно, чтобы вообще существовали дикари, не знакомые с «магическим воздействием» или «магической субстанцией». («Магический» — просто другое слово, заменяющее «психический».) Вероятно также, что почти всем известно о существовании духов. «Дух» — это психический факт. Как мы отличаем нашу собственную телесность от телесности других, так и первобытные народы, если они вообще знают что-либо о «душе», делают различие между своими душами и духами, причем последние воспринимаются ими как чужеродные и не «принадлежащие им». Они суть предметы внешнего восприятия, в то время как собственная душа (или одна из нескольких душ, если предполагается множественность;, которой приписывается родство с духами, обычно не воспринимается в качестве предмета так называемого чувственного восприятия. После смерти душа (или одна из различных душ) становится духом, который переживает умершего, и притом частенько с некоторой порчей характера, отчасти противоречащей понятию о личном бессмертии. Батаки , живущие на Суматре, утверждают, будто люди, добрые при жизни, в качестве духов становятся злонамеренными и опасными. Почти все, что первобытные говорят о злых выходках, которые духи позволяют себе в отношении живых, является в общем и целом образом, развиваемым ими из представления о «призраках», и вплоть до последней детали соответствует феноменам, выявленным спиритическим опытом. И как из спиритических сообщений «потустороннего» становится ясно, что речь идет о проявлениях активности отщепленных фрагментов психического, так и эти первобытные духи суть проявления бессознательных комплексов». (стр. 186, Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: «АСТ», «Канон+», ОИ «Реабилитация», 1998 г.).
Из приведенной выше цитаты видно, что Юнг говорит не только о теоретическом представлении о духах, но и о практике общения с ними путем спиритического сеанса. На сколько серьезно Юнг относился к этим представлениям можно сделать вывод из описания его личной практики общения с духами:
«Если говорить в духе этого времени, я должен сказать: никто и ничто не может подтвердить то, что я должен вам объявить. Подтверждение для меня излишне, поскольку у меня нет выбора, но я должен. Я познал, что вдобавок к духу этого времени трудится и другой дух, а именно тот, что управляет глубинами всего современного. Духу этого времени понравится услышать о пользе и ценности. Я тоже так думал, и моя человечность все еще так думает. Но иной дух заставляет меня говорить, несмотря ни на что, превыше подтверждения, пользы и смысла.
Исполненный человеческой гордости и ослепленный предубежденным духом этих времен, я долго пытался удержать тот иной дух подальше от себя. Но я не предполагал, что дух глубин с незапамятных времен и навсегда обладает большей властью, нежели дух этого времени, что сменяется с поколениями. Дух глубин покорил всякую гордость и заносчивость силе справедливости. Он унес мою веру в науку, он лишил меня радости объяснять и упорядочивать вещи и дал преданности идеалам этого времени умереть во мне. Он принудил меня к последним и простейшим вещам.
Дух глубин взял мое понимание и все мое знание и поставил их на службу невыразимого и парадоксального. Он лишил меня речи и письма обо всем, что не служит ему, а именно сплавив вместе осмысленное и бессмысленное, что производит высший смысл». (стр. 4, Пролог. Путь того, кто грядет, Юнг К.Г. Красная книга. – М.: «Клуб касталия», 2011 г.).
Как видно из приведенного фрагмента, Юнг не просто из любопытства пообщался с духами. Данное общение содержит жизненно важные личные смыслы, которые определяют и направление мысли и направление деятельности.
А вот другой эпизод из той же книги (Глава «Некто красный»):
«Дверь Мистериума закрылась за мной. Я чувствовал, что воля моя парализована и что дух глубин владеет мной. Я ничего не знаю об этом. Таким образом, я не могу хотеть ни этого, ни того, поскольку ничего не показывает мне, хочу ли я того или этого. Я жду, не зная того, что я жду.
Но уже следующей ночью я чувствовал, что достиг основательного места.
Я нахожу себя стоящим на самой высокой башне замка. Воздух говорит
мне: я в далеком прошлом. Мой взгляд бродит по одинокой сельской местности. Сочетание полей и деревьев. На мне зеленая одежда. Горн свисает с моего плеча. Я часовой башни. Я гляжу вдаль. Я вижу там красную точку. Она приближается ближе по извилистой дороге, исчезая на время в лесах и появляясь снова. Это всадник в красном плаще, красный всадник. Он едет в мой замок. Он уже проезжает через ворота. Я слышу шаги на лестнице, ступеньки скрипят, он стучит: странный страх овладевает мной: там стоит некто красный, его длинная фигура целиком скрыта в красном, даже его волосы красные. Я думаю: «В конце концов, он превратится в дьявола».
Некто Красный: «Я приветствую тебя, человек на высокой башне. Я видел тебя издалека, смотрящего и ждущего. Твое ожидание позвало меня».
Я: «Кто ты?»
Н.К.: «Кто я? Ты думаешь, я дьявол. Не допускай суждений. Возможно, ты сможешь говорить со мной, не зная, кто я есть. Что ты за предрассудочный парень, который сразу думает о дьяволе?»
Я: «Если у тебя нет сверхспособностей, как ты мог чувствовать, что я стою и жду на моей башне, выглядывая неизвестное и новое? Моя жизнь в замке плоха, поскольку я всегда сижу здесь, и никто не поднимается сюда».
Н.К.: «Так чего же ты ждешь?»
Я: «Я жду всего что угодно и особенно я жду некой ценности мира, которой мы не видим, чтобы она пришла ко мне»
Н.К.: «Итак ты пришел абсолютно в правильное место. Я давно скитался по миру, ища тех, кто как ты сидит на высокой башне, выглядывая невидимые вещи»». (стр. 68, Глава «Некто красный», Юнг К.Г. Красная книга. – М.: «Клуб Касталия», 2011 г.).
Из этого эпизода хорошо видно, что Юнг входит в общение с духом в поиске ответов на волнующий его вопрос о «ценности мира», касающийся его личных переживаний поиска смысла.
Заключение
Приведенные цитаты из работ К.Г.Юнга конечно же не отражают полной картины его представлений о психике. Нужно сказать, что в разных работах Юнг по-разному описывает многие свои представления, в том числе и представления о духах. Это разнообразие описаний часто порождает недоумение даже у последователей Юнга. Однако, в этом плане очень полено обратить внимание именно на общение Юнга с духами. В «Красной книге» Юнг как раз и описывает конфликт между духами, который и проявляется в колебаниях его взгляда на жизнь вообще и на психику в частности. Разные духи периодически захватывают сознание Юнга и он под их влиянием меняет точку зрения. Это видно в таких фразах: «Но иной дух заставляет меня говорить, несмотря ни на что, превыше подтверждения, пользы и смысла» и «Дух глубин взял мое понимание и все мое знание и поставил их на службу невыразимого и парадоксального». Поэтому, если посмотреть на тексты Юнга с точки зрения выражения интересов определенных духов, то все становится на свои места – разница описания понимания тех или иных вопросов определяется теми духами, которые на момент написания работы захватывали его сознание.
Вывод
С моей точки зрения, чтобы избежать проблем, с которыми столкнулся К.Г.Юнг, лучше все же общаться с духами в контексте шаманской практики. В этом случае человек сразу получает защиту от Духа-покровителя и это предохраняет от проблем связанных с захватом сознания разными конфликтующими между собой духами, как это описано в Красной книге Юнга.
Как общаться с духами в контексте шаманской практики я писал здесь:
https://www.psyoffice.ru/article/shamanic_practices_for_a_healthy_lifesty/
Литература
1. Ахмедов Т.И. Практическая психотерапия.- М .: «ЭКСМО» 2008.
2. Басилов В.Н. Избранник духов. - М.: Политиздат, 1984.
3. Ингерман С. Возвращение души. - Киев: «София», 2001 г.
4. Метерлинк М. Синяя птица. Обручение. - М .: АСТ 2011.
5. Минделл А. Тело шамана. - М .: ООО «Издательство АСТ», 2004.
6. Сарангэрэл. Зов шамана. М .: «ФАИР-ПРЕСС», 2003.
7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М .: Издательство политической литературы, 1989. - 573 с.
8. Харнер М. Путь шамана. - М .: «Палантир», 1994.
9. Юнг К.Г. Красная книга. – М.: «Клуб касталия», 2011 г.
10. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: «АСТ», «Канон+», ОИ «Реабилитация», 1998.