|
Рассуждения психолога образования.Автор статьи: Владимирова Елена Валерьевна
Почему же никто не сказал этой молодой маме, что она будет испытывать не только Радость, Любовь, но и Злость, даже возможно Ярость, а еще Раздражение, чувство беспомощности, а еще иногда Печаль о тех днях, когда она не была мамой. Почему все эти чувства связаны с осуждением окружающих? Молодая мама оказывается совсем не знакома с реальностью, когда впервые встречается со своими настоящими чувствами. Она пугается их, и не знает что с ними делать. Первое, что приходит ей в голову, «засунуть» все эти чувства подальше вглубь себя и ни за что их не проявить. До меня эта женщина доходит уже в достаточно не живом, напряженном состоянии. А с собой она приводит своего малыша…. Какого Вы думаете? Правильно! Не живого напряженного, местами истеричного! Почему, спросите Вы? А потому что «не живая», напряженная и испуганная мама во-первых не может научить своего ребенка быть живым, настоящим, естественным, не напряженным и довольным жизнью. А во вторых потому, что о маминых чувствах ребенок догадывается по сжатым губам, напряженной улыбке, растерянному молчанию… Но ведь у него еще нет достаточно развитого социального интеллекта и достаточного опыта. И поэтому малыш думает, что мама его не любит. Или любит не достаточно сильно….. Бывает к сожалению другой случай….. Мама не может сдержать накопившиеся чувства и в один прекрасный день нечаянно сильно их выражает, испытывая после сильное чувство Вины и Стыда… И этот случай для развития отношений с малышом тоже не хорош…… И что же делать? Как же маме быть с гневом, печалью, беспомощностью, яростью? ……Дело в том, что даже такие чувства маме рекомендуется осознавать, принимать и проявлять. Да, да. Проявлять, НО…. Не разрушая себя и окружающих людей. Особенно ребенка. Ведь он -то точно еще не имеет опыта встречи с чувствами и эмоциями других людей и со своими чувствами тоже. Для того чтобы уметь грамотно проявлять и выражать свои чувства, маме как раз и стоит сходить к психологу. У этого специалиста Вы встретитесь в безопасной для себя обстановке с самыми сильными и неожиданными своими эмоциями и состояниями и с помощью специалиста найдете хороший и правильный способ их выражать. Иначе Вы – мама, никогда не сумеете научить малыша справляться со своим чувственным опытом и проживать его во всей своей полноте! Итак, живая и настоящая мама, какие бы она чувства сейчас не испытывала, гораздо лучше и правильней напряженной, не живой. Мама, которая иногда плачет, сердится или ошибается, гораздо прекраснее идеальной, потому что она естественна. В этом мы, кажется, разобрались….Но есть еще несколько вопросов, которые мне часто как психологу задают мамы ( а иногда и папы): 1.Что делать, если он сильно плачет, когда расстается со мной в детском саду? Ведь каждое утро это превращается для меня в пытку!
Нас никогда не учили сталкиваться с чувствами, которые во всех этих ( и других похожих) ситуациях возникают ( Ведь все, что мы об этом знаем, это : « Не ной», «не плачь» и «успокойся, вед ты взрослый» , и, ведь мало у кого из нас есть правильный пример и опыт сочувствия другому человеку в проживании утраты и горя, или опыт права испытывать злость). Как мне кажется, все эти вопросы про то, как нас не учили сталкиваться со своими чувствами. Нас не учили сталкиваться и правильно проживать их. И теперь мы не знаем, как научить этому своих детей….. Это про то, как мы не умеем встречаться со своей агрессией, как природным инстинктом и обращать его себе на пользу. И поэтому мы сильно пугаемся, когда пришла пора встретиться с агрессией своих детей… ….Самое обидное, что большинство из тех людей, кто в силу своей профессии призван помогать детям и их родителям гармонично проживать свой чувственный опыт, сами им не обладают. Я сейчас говорю о педагогах и воспитателях. И тем более обидно, что большинство из них, имея хорошую возможность бесплатно получить этот опыт у психолога, который находится при школе или дошкольном учреждении всячески избегают это делать…. Вот и получается, что часто некому у нас научить молодую маму и ее малыша правильно обращаться с собой и своими чувствами. А ведь школа, детский сад- это место, куда молодые родители в первую очередь приходят за помощью и поддержкой! Я всегда очень радуюсь, когда встречаюсь с жадными до психологических знаний и практического опыта педагогами и учителями. Радуюсь, когда наблюдаю, как они грамотны в своих контактах с детьми и родителями после обучающих тренингов и своих индивидуальных консультаций. Мне приятно, когда педагог спрашивает так: « Я не справилась сегодня с ребенком. Я кажется, сделала что то не так…. Я так злилась, что даже не смогла с этим чувством справиться!» Для меня это значит, что я имею дело с живым и настоящим человеком, желающим отталкиваться от своих естественных чувств и переживаний во взаимодействии с ребенком, а не обвинять того, у кого гораздо меньше опыта. Мне интересно с педагогом, жаждущим менять себя и свою реакцию, а не поведение ребенка. Я испытываю удовольствие встречаться с учителем или воспитателем, желающим сталкиваться со своими трудными чувствами и учиться с этими чувствами взаимодействовать. Для меня это значит, что педагог активно осваивает путь к педагогической грамотности, и он способен научить детей и родителей тому, что хорошо и правильно. Мне на таких педагогов часто везло…. Но, к сожалению, были и другие! И от этого у меня появилась мечта: я мечтаю, чтобы все руководители школ и детских садов задались целью помочь педагогу получить самые лучшие и глубокие практические психологические знанияЮ необходимые для педагогическог мастерства высокого уровня. Чтобы и педагоги, и их руководители, все до одного были убеждены в том, что без этих знаний невозможно работать с детьми и их родителями ни единого дня! А Вы согласны, что без осознанного и полного знания себя как Человека во всех своих проявлениях невозможно работать с ЛЮДЬМИ, маленькмим и большими?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|