|
Как управлять своими чувствамиАвтор статьи: Чекмарева Юлия Владимировна
Человек настолько сложно устроенная система, что изучением процессов, которые происходят внутри него и выражаются вовне, занимаются ученые со всего мира уже многие десятилетия. А тема эмоций человека вызывала бурный интерес исследователей ещё со времён Чарльза Дарвина. Множество теорий, разных гипотез и подходов. И то, что мы имеем сейчас - признание факта, что эмоции человека имеют огромное значение во всех сферах жизни. Подход к человеку как к машине остался в прошлом, и сейчас всё больше внимания уделяется вопросам познания самого себя. И так как эмоции и чувства это то, что вплетается во всю нашу физиологию, то вопрос про управление своими состояниями - это то, к чему каждый из нас приходит в какой-то момент своей жизни. Почему я так сильно из-за этого переживаю? Как мне себя сейчас успокоить? Как контролировать свои эмоции? Что сделать, чтобы больше никогда этого не чувствовать? На возникновение наших эмоций могут влиять как внешние, так и внутренние факторы. Важно их замечать и различать. Построение эффективной системы вряд ли возможно без предварительного аудита. Поэтому первое с чего важно начать - перестать игнорировать свои эмоции и попробовать замечать все возникающие чувства, телесные ощущения и не пытаться их блокировать. Некоторым людям сложно признавать в себе злость, зависть, ненависть, отчаяние, смятение, беспомощность, боль, одиночество. Этот список индивидуальный и его можно продолжать. Однако всё, что испытывает человек, возникает не просто так. Эмоции это то, что не существует отдельно от нас, это то, что создано нашим организмом ради нас самих. Они защищают нас, направляют нас, говорят с нами для того, чтобы мы могли сориентироваться и прийти к тому, что для нас действительно важно. Неспособность чувствовать какие-то эмоции, отрицание человеком в себе каких-то чувств, игнорирование и блокирование переживаний - это то, чему человек научается в течение жизни. И эти способы, с помощью которых человек привыкает “справляться” со своими эмоциями, оказываются порой единственно возможными на тот момент времени конкретно для него. Например, подросток уже имеет свое мнение насчет той музыки, которая ему нравится, знает как ему хочется одеваться и пробует какие-то новые, более взрослые формы поведения. Родитель может оказываться против чего-то и запрещать. Ребенок злится, ему не хочется делать так, как ему говорят. Но в семье существуют жесткие правила, есть авторитет в лице отца, и если он запрещает, то решение обсуждению не подлежит. И сколько бы подросток не приводил аргументов, его отказываются слышать. А злость и агрессию, например, пресекают наказаниями, запретами и санкциями. Что происходит с ребенком - он решает, что вариантов нет, его негативные чувства приводят к последствиям. И он выбирает справляться со своей злостью внутри и больше ее никогда не проявлять рядом с отцом. Это частный пример, на котором я хотела Вам показать, как человек в определенный период жизни научается отказываться и блокировать свои чувства. Вариантов и примеров может быть множество. Думаю, что, читая этот текст, вы начали вспоминать что-то про себя. Поэтому сейчас предлагаю вам задать себе небольшой вопрос, чтобы понять насколько вы в контакте с собой. Ответьте себе на вопрос: “Что я сейчас испытываю, какие чувства и эмоции?” Вы наверняка сможете вспомнить, чем вызваны те или иные переживания, а какие-то возможно для вас окажутся незаметными или непонятными. Самый действенный способ управления эмоциями - это их осознание. И если какие-то переживания вызывают у вас дискомфорт, то избавиться от них будет возможно либо устранив проблему, либо удовлетворив нужную потребность. Наши эмоции напрямую связаны с мыслями. И изменение настроения часто сопряжено с тем, как мы себе объясняем происходящее. Разобраться в себе достаточно эффективно помогают техники когнитивно-поведенческой терапии. Своим клиентам, которые испытывают сложности с пониманием своих эмоций, я в качестве домашнего задания предлагаю вести дневник эмоций. Я прошу вечером вспомнить какую-нибудь ситуацию, произошедшую в течение дня. Это может быть ситуация с интенсивными эмоциями, и это может быть ничем не примечательная повседневная ситуация, не заряженная какими-то особенными эмоциями. В общем, ситуация может быть любой, по Вашему усмотрению. Выпишите на бумагу слова, с помощью которых Вы можете описать свое внутреннее состояние в этой ситуации. Следите, чтобы Ваше описание включало в себя именно эмоции, а не мысли или желание как-то действовать. После того, как Вы описали свое эмоциональное состояние в выбранной Вами ситуации, подумайте, какие эмоции Вы испытываете на момент «здесь и сейчас». Зафиксируйте свои мысли на бумаге. Если Вы не привыкли отслеживать свое внутреннее состояние, пользуйтесь списком эмоций. Поначалу многим людям бывает нелегко это сделать. Однако если такой дневник эмоций Вы будете вести каждый день хотя бы в течение двух недель (а лучше месяца), Вы увидите, что стали значительно лучше понимать себя, и Вам стало легче управлять теми эмоциями, которые у Вас возникают. Схема ведения дневника Опишите ситуацию. Прислушайтесь к телесным ощущениям, которые возникают при воспоминании ситуации. Опишите свои ощущения на бумаге. Какие эмоции скрываются за телесными ощущениями? Запишите. Какие потребности скрываются за эмоциями? Каковы были мои действия? Сделал(а) ли я что-то, чтобы позаботиться о себе и удовлетворить потребность? Или я проигнорировал(а) свою потребность? Пример ниже Следует понимать, что от единичного прописывания ситуации мало что изменится. Но вот если Вы будете вести дневник регулярно, Вы начнете замечать определенные закономерности: типичные ситуации и свои типичные реакции. Обычно эти реакции не осознаются настолько ярко и проходят фоном. Ведение дневника помогает раз за разом осознавать то, что обычно совершенно нами не замечается. И это осознание является источником серьезных изменений. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|