|
Пространство образования и гендерАвтор статьи: Артюхова Татьяна Юрьевна
Процесс формирования, становления личности – длительный и трудный. Быть личностью – значит быть свободным человеком, обладать свободой выбора, нести через всю жизнь это бремя, осуществлять такой выбор в соответствии со своими желаниями и убеждениями, отвечать за последствия сделанного выбора перед собой и обществом. Быть личностью – это постоянно строить самого себя и воздействовать прямо или косвенно на других. Поскольку личность является категорией половой принадлежности, то современные приоритеты образования открывают перспективы возрождения и развития дифференцированного подхода к организации обучения и воспитания детей разного пола. Современное образование уже немыслимо без его психологического обеспечения. Психологическое сопровождение воспитания и обучения, понимаемых как педагогически ориентированных и рациональных систем, направлено на обеспечение условий для развития личности и индивидуальности ребенка. С этой целью необходимо решить задачи, заключающиеся в следующем: социализация личности; освоение личностью основ культуры; создание воспитательно-образовательной среды, развивающего пространства. Какой должна быть образовательно-воспитательная среда, чтобы она способствовала более полному раскрытию индивидуальных особенностей подростков и юношей? Какие методы обучения и воспитания должны быть основополагающими, чтобы отражали специфику гендерного подхода? Как указывает В.Е. Клочко, необходимо «выйти за пределы концепции воспроизведения», чтобы речь шла именно о гуманизации образования, а не его подмене. В процессе социализации, в том числе и гендерно-ролевой, пространство «очеловечивается», являя многомерность человеческого развития. Когда говорят о становлении человеческого в человеке, как отмечает профессор В.Е. Клочко, «становление мира человека определяет становление определенного образа жизни. Становясь суверенной личностью, обладающей всей полнотой координат многомерного мира, человек получает возможность менять образ жизни, стимулируя тем самым дальнейшее развитие собственного мира» [7, 156]. Так называемым «продуктом» деятельности образовательного учреждения выступает выпускник как человек со сформированными компетентностями, активный коммуникатор, человек с высоким чувством ответственности, гражданин своей страны. Хотя, в целом, этот результат будет зависеть и от других факторов, в частности, наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др. И он будет проявляться в последующем поведении, деятельности, образе жизни человека. Это опосредствованное временем влияние педагогического воздействия образовательного учреждения не всегда может контролироваться непосредственно. Достижение определенного результата осуществляется путем включения учеников в образовательное пространство, учебную деятельность, педагогическую деятельность. Под образовательным пространством понимается та сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности. В рамках образовательного пространства реализуется производство социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала нового общества, наращивание человеческого капитала. Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося. Собственно взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование человека, отражает понятие «образовательная среда». В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (с обучающимся). Если задаться вопросом, какое из этих двух понятий в большей мере соответствует идее гуманитаризации образования, которая состоит в "обращении" образовательного процесса к потребностям человека в общекультурном и общегуманитарном смысле, то ответ очевиден. Когда речь идет об образовательной среде, то имеется в виду влияние условий образования на обучающегося, точно так же, как и влияние обучающегося на условия, в которых осуществляется образовательный процесс. Это обратное влияние по существу задает гуманитарную направленность образовательной среды через включение значимых для человека знаний и использование комфортных, принимаемых воспитанниками технологий обучения. Смысл понятия "гуманитарная образовательная среда" богат тем, что включает не просто общую гуманитарную направленность образовательного пространства, но и личностно-ориентированный, точнее личностно-порождающий, образовательный процесс, который реализует более мощный гуманитарный потенциал. Как отвечает А.Г. Асмолов, воплощенная в 90-е гг. идея вариативности и выбора в образовании в реальность, позволила перейти от унитарной системы к развивающему, личностно-порождающему образованию. Личностно-порождающая (субъект-субъектная) модель образования опирается на внутренние факторы развития личности – активность, направленность, эмоциональная гибкость, устойчивость, мотивационная готовность к творческой деятельности, рефлексия, потребность в самореализации и др.) [1]. Именно в рамках описанной модели становится возможным реализация идеи организации образовательного пространства с учетом особенностей развития мальчиков и девочек. Сложность образовательного процесса заключается в том, что он занимает значительное место в жизни человека: и при этом не дает ощутимо зримого сразу результата по его завершению. В образовательный процесс вплетен процесс взросления человека – мальчика-юноши-мужчины, девочки-девушки-женщины. Под взрослением понимается процесс прогрессивного изменения, происходящий стечением времени, независимо от капризов жизни, болезней и неожиданных социальных изменений. С точки зрения физиологии это прогрессивный, необратимый процесс, основные биохимические механизмы которого чрезвычайно сложны и мало изучены. В подростковый период происходит основная линия взросления – возникает чувство взрослости как новообразование, оформляется половая идентификация, определяются профессиональные предпочтения и др. Для осуществления эффективного педагогического руководства в период взросления мальчиков и девочек подросткового возраста необходимо владеть информацией об особенностях их взросления и активно применять ее на практике [12]. Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. Возрастные границы данного периода в последнее время определяются такими границами - от 10 до 15 лет. Все педагоги и психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями: • сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку; • меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально - личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте; • появляются физиологические и психологические новообразования,обеспечивающие процесс взросления. Устойчивые трудности, возникающие при осуществлении учебно-воспитательного процесса среди подростков обусловлены рядом как объективных, так и субъективных факторов. В большей степени при осуществлении воспитательных воздействий нет должного внимания к полу, культуре, социальным и индивидуальным отличиям подростков. При организации и осуществлении педагогической деятельности необходимо учитывать следующие особенности взросления мальчиков и девочек подросткового возраста . Во-первых, на первое место выступают особенности физического развития подростков. Факт интенсивного роста установлен многими исследователями: рост достигает своего пика у девочек около 12 лет, а у мальчиков - около 14 лет. Усиленный рост и непропорциональность развития заставляет подростков чувствовать себя неловко, дискомфортно. И у мальчиков, и у девочек появляется тревога, озабоченность по поводу происходящих изменений. Они постоянно исследуют физические изменения, сравнивая свои характеристики с характеристиками сверстников. Физическое развитие подростков осуществляется в соответствии с определенными закономерностями и последовательностью изменений, однако темпы и характер роста индивидуальны у каждого подростка. Педагоги могут ожидать, что подростки испытывают серьезные, зачастую дискомфортные физические изменения. Подросткам характерны тревожность, эмоциональная напряженность как результат переживаний физических изменений, что влияет на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на учебной деятельности. Во-вторых, отмечаются особенности социального развития. Важной характеристикой является то, что в подростковом возрасте формируются полноценные дружеские отношения на фоне повышения активности в социальном взаимодействии. Педагоги должны понимать важность дружбы, которая является одним из условий полноценного развития подростков, оказывать поддержку и помощь социально изолированным учащимся. Спецификой возраста становится перенос внимания от взаимоотношений с родителями и учителями на сверстников, которые становятся законодателями главных стандартов в поведении, стремление к свободе и независимости от влияний, авторитета взрослых. Деятельность подростков меняет их самовосприятие, что, в свою очередь, также воздействует на их поведение и самочувствие. У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Для нормального развития самооценки ученики нуждаются в стабильности, объективности оценок и требований. В-третьих, необходимо учитывать особенности познавательного развития подростков: претерпевает значительное изменение содержание мышления, происходит переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций в развитии мышления, оно становится абстрактным, критическим, гипотетическим, рефлексивным. У девочек наблюдается несколько более высокий уровень вербальных способностей, а у мальчиков - пространственно-технических. Учителям необходимо избегать содействия этим отличиям, советуя подросткам заниматься в различных областях. Как отметили ряд исследователей, подростковый возраст весьма сензитивен к различного рода вредностям окружающей среды. Ситуации осознания конструктивного поведения могут значительно снизить вероятность их возникновения. При организации образовательного пространства необходимо учитывать, что для подростков наиболее значимыми являются такие потребности, как потребность быть отличным от других; потребность в компетентности и успешности потребность в самоизучении и самоопределении; потребность в развитии и стабильности потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами; потребность в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми; потребность в физической активности. Особенности поведения могут зависеть от психологических особенностей личности. Так, у младших подростков появляющееся чувство взрослости, повышение уровня притязаний, эмоциональная неустойчивость опосредуют возможность возникновения конфликтов и ощущения неудовлетворенности собой. Это может стимулировать обращение к компенсаторному эффекту нарушений поведения. У старших подростков борьба за право на самостоятельность, развитие мировоззрения, определение психосексуальной ориентации, поиск способов самореализации и самоутверждения также создают благоприятные условия для отклоняющегося поведения. Таким образом, на протяжении всего подросткового периода (пока механизмы саморегуляции не действуют в полную силу) наблюдается высокая вероятность поведенческих отклонений. Безусловно, достижение поставленной цели – формирование «заявленной» личности сопряжено с двумя взаимосвязанными процессами – обучением и воспитанием. Воспитательная деятельность должна иметь такое же конкретное содержание, как и учебная деятельность. Наличие целостной воспитательной концепции, компетентная и гибкая позиция учителя будут способствовать более позитивному принятию подростками меняющихся требований и форм работы. Учет особенностей развития мальчиков и девочек способствуют их эффективному взрослению в образовательном пространстве. С.Л Братченко считает, что характеристика образовательной среды должна опираться на « ... критерии благополучия и развития ребенка как личности. Они становятся исходной точкой и инвариантом в анализе любой педагогической системы – вне зависимости от заявляемых конкретных воспитательных и образовательных целей. Смысл такого анализа состоит в выявлении реального влияния данной педагогической практики на ребенка как личность, на его личностный рост, в определении – какой «личностной ценой» достигаются все иные результаты, не вредят ли они психическому и личностному развитию ребенка... По сути, речь идет об экологии личности – о необходимости обеспечить защиту ребенка как личности от дидактогений (негативных последствий педагогических ошибок), которые появляются не только под действием явных унижений и скрытых манипуляций, но и под напором нарастающей педагогической экспансии – новых технологий, интенсификации, компьютеризации, «религизации» и т.д.» [2]. Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|