Аффективные расстройства и психологические защиты у девочек-подростков

      Изучение особенностей формирования у девочек-подростков злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) имеет большую актуальность в связи с проблемой их будущего материнства. Дети больных алкоголизмом родителей составляют группу высокого риска развития, не только алкоголизма, но и различных психических заболеваний, психологических и поведенческих проблем (Малыгин В.Л. и соавт., 2004). Особое внимание ученые обращают на наблюдаемую в таких семьях интенсивную психологическую травматизацию, негативно отражающуюся на широких эмоционально-личностных структурах девочек (Дозорцева Е.Г. с соавт., 2004), что будущем будет дезинтегрировать их взаимодействие со своим ребенком. По мнению большинства исследователей, депривация со стороны матери играет решающую роль в развитии девиантного поведения детей. (Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г., 2002 и мн. др.). Таким образом, употребление ПАВ матерями порождает порочный круг воспроизводства психопатологических отклонений и употребления ПАВ в последующих поколениях.

      Предметом данного исследования являлись особенности функционирования механизмов психологической защиты (МПЗ) и условия формирования дезадаптивного стиля защиты у девочек-подростков с аддиктивным поведением (АП) и химической зависимостью (ХЗ). Объектом для исследования послужили 201 человек женского пола в возрасте от 12 до 18 лет, жителей Н.Новгорода и Нижегородской области. Согласно «Структурной теории защит Эго» Р.Плутчика (1979), МПЗ являются производными эмоций, и недоразвитие одной из базисных эмоций, по мнению Каменской В.Г. (2005), может положить начало патологии поведения, большая роль в которой принадлежит механизмам защиты. Анализ литературы показывает, что выраженность каждой из МПЗ способствует проявлению тех или иных психопатологических симптомов и симптомокомплексов и, наиболее дезадаптивными и связанными с аффективной патологией являются такие механизмы как, «замещение» и «регрессия».

        В ходе исследования было обнаружено, что общим признаком для девочек с АП  и ХЗ являются интенсивное функционирование «регрессии» (p<0,001) и «замещения» (p<0,001) и возбудимые черты личности (р<0,001). Лицам с данными показателями характерны импульсивность, непредсказуемость, неуправляемость, раздражительность, агрессивность, неадекватность эмоциональных реакций, смена настроения без каких либо видимых внешних мотивов, отсутствие самоконтроля, некритичность  к своему поведению и нетерпимость критики. Наиболее ярко аффективные нарушения проявлялись у девочек с ХЗ, что оказалось серьезным препятствием в налаживании необходимого для продуктивного психотерапевтического лечения долгосрочного контакта. Кроме отмеченных МПЗ характерным признаком этой группы являлась высокая напряженность такого механизма защиты, как «вытеснение» (p<0,001) и рост выраженности в защитном поведении к 17-18 годам «проекции» и «реактивного образования».

     Анализ образования, динамики и взаимодействия психологических защит у девочек с ХЗ показывает, что в результате неблагоприятных условий жизни и неадекватного воспитания вытеснению в сенситивные периоды онтогенеза подвергались не только социально неприемлемые, с точки зрения родителей, черты характера и паттерны поведения ребенка, но и необходимые для развития индивида способности. Следствием чего является то, что в стрессовых ситуациях девочка-подросток не может полагаться на свои внутренние резервы, так как они для нее недоступны. Это порождает избегающее или неадекватное ситуации поведение. Потеря контроля над проблемой стимулирует регрессивное, снимающее ответственность, зависимое поведение. В результате психологическое развитие ребенка останавливается и даже оборачивается вспять. Имевшее место в анамнезе жесткое подавление любых форм протеста и агрессии в онтогенезе исключает возможность конструктивного ее использования для девочек данной группы. Весь гнев и агрессия, контролируемые «замещением» направляются не на исправление существующего положения, а на более слабый объект, которым все чаще становиться сама девочка. Практически каждый адаптационный акт для нее становиться неуспешным, самоуничижающим и снижающим самооценку, что требует еще более активного использования «вытеснения». Интенсивно функционирующая «проекция» приписывает вытесненные недостатки, слабости, чувства, желания и страхи окружающим, а «реактивное образование» создает иллюзию обладания противоположными вытесненным качествами. В результате у девочки формируются сверхценные идеализированные представления о себе, которые активно оберегаются или полным отрицанием противоречащей этим представлениям информации или различными оправдывающими рационализациями. Указанная структура стиля защиты девочек с ХЗ блокирует осознание своей болезни, однако позволяет безошибочно идентифицировать ее у других.

        Таким образом, адаптационную систему подростка группы ХЗ можно сравнить со средневековой крепостью, попасть в которую можно только с помощью терпеливой осады или военной хитрости. Простое информирование с целью переучивания или рациональная психотерапия – неэффективны, поскольку могут восприниматься как нападение и вызвать еще большее сопротивление в виде обострения аффективной патологии. Как показало наше исследование, наиболее эффективными для этой цели являются психотерапевтические техники, направленные на стабилизацию эмоционального фона.

 



Просмотров: 459
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказки для девочек. Или рекомендации для тех, кто мечтает встретить Принца на белом коне.
  • Как я ходила на сайт знакомств (только для девочек))...
  • Мифы: «Психотерапия - для слабых девочек» или «Мужик должен справляться сам»
  • Сказка для малышей, которые боятся темноты ( вариант для девочек )
  • Нимфомания девочек-подростков: что делать?
  • «Что такое «Гипноз повседневности» или сказки про потерявшихся мальчиков и девочек».
  • Ошибки хороших девочек или что мешает послушным девочкам быть счастливыми
  • Диета для послушных девочек.
  • Сказка для взрослых девочек
  • Еда—наркотик для хороших мальчиков и девочек.
  • В поисках секса на Тиндере (для взрослых девочек)
  • Лисяшка-всеуспевашка: сказка для больших девочек
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • О неожиданном нарушении поведения и агрессии девочек.
  • Маленькая волшебница (сказка для девочек, испытывающих трудности в общении)
  • Ответственность или воспитание девочек
  • Прощай, оружие! Или как из мальчиков делают девочек
  • Почему уходят? Причины суицида у девочек - подростков
  • Как и для чего преодолевать психологические защиты ребёнка?
  • "Некрасивые" красавицы. Сказка для больших девочек.
  • Что наш мозг прячет от нас? или Зачем нужны механизмы психологической защиты?
  • Обучение мальчиков и девочек раздельно — благо или....
  • Особенности воспитания мальчиков и девочек
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Нетипичное поведение мальчиков и девочек (глава из книги)
  • Сбежавшая невеста, или об инфантилизме и дороге к зрелости некоторых невзрослых девочек
  • Инициация девочек или зачем Красная Шапочка пошла одна в лес?
  • Про хороших мальчиков и девочек или «почему у меня ничего не получается?»
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Как воспитывать девочек



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь