Причины психогенной аменореи у девочек

Одной из особенностей развития организма является неравномерность, когда рост и развитие имеет определенные «скачки» - этапы. Организм ребенка словно накапливает ресурсы для определенных изменений, потом замирает, осваивая их. Ростовые скачки ознаменуются, резким изменением пропорций тела.
1. Период первого вытягивания (первый «скачок») – от рождения до 1 года. Рост в этот период происходит преимущественно за счет удлинения туловища.
2. Период второго вытягивания («полуростовой скачок») – с 5 до 7 лет. Рост преимущественно происходит за счет удлинения конечностей.
3. Период третьего вытягивания (пубертатный «скачек») – с 11-12 до 15-16 лет. Данный скачок в темпах физического развития обуславливается гормональной перестройкой организма (увеличение в крови половых гормонов), которая наблюдается в подростковом (пубертатном) возрасте. Рост происходит как за счет увеличения длины туловища, так и за счет удлинения конечностей.
Ростовые изменения происходят одновременно во всех тканях и органах, усложняя и совершенствуя их работу, что являться большой нагрузкой на организм.
Ростовые скачки сопровождаются изменениями в психики. То есть психика развивается волнообразно, сменяя периоды «лизиса» периодами «кризиса».
Сензитивные периоды характерны повышенной чувствительностью, ранимостью психики. На этих этапах ребенок переживает возрастные кризисы, знаменующие новые этапы жизненного цикла, когда перестраивается организм и приобретаться новые способы поведения.
Пожалуй, самыми глубокими переменами сопровождается пубертатный период. В физиологических изменениях в организме девочки-подростка участвуют половые гормоны эстрогены, вырабатываемые яичниками. Они обеспечивают созревание половых органов и развитие молочных желез. Частично в половом созревании девочек принимают участие гормоны андрогены. Под воздействием половых гормонов формы тела округляются, увеличивается грудь, таз становится шире плечевого пояса. Внешние проявления полового развития девушек охватывают период от 9 до 17 лет. Первая менструация наступает между 9 и 15 годами.
Половые гормоны активизируют нервные клетки коры головного мозга и как следствие наблюдаются изменения в характере и поведении подростка.
Сензитивность – сопровождает период перестройки организма и психики, порой делая подростка излишне чувствительным к новым ситуациям и событиям. Девочки-подростки, начинают проявлять робость, низкую самооценку, критичность к собственной внешности и достижениям. Впечатлительны и долго проживают неурядицы и негативные события.
Сензитивность может быть особенностью нервной системы, (более чувствительны; холерики, меланхолики), либо продиктована моделью воспитания, спровоцирована травмой головного мозга, стрессовыми ситуациями, которые редко удается избежать подросткам, сталкивающимся с насилием в семье, напряжением в учебе, с техногенными и природными катастрофами, вооруженными конфликтами.
Сензитивность провоцирует страх перед новыми ситуациями, осложняет знакомства с людьми. Сензитивному подростку мир кажется враждебным и предвзято воспринимающий его личностные особенности.
В период пубертатных изменений к сверхчувствительности вчерашнего ребенка присоединяется капризность, обидчивость и быстрая переменна настроения. Нарушения сна и правильного питания способствуют лабильности нервной системы.
Лабильность может быть, как патологическим состояние нервной системы, так и явлением, вызванным гормональным дисбалансом, характерным для пубертатной перестройки организма, стрессами, психологическими травмами и характеризовать период становления личности и сложностями с социальной адаптацией.
Лабильность проявляется в резкой смене настроения по незначительным событиям в снижение самоконтроля, в импульсивных действиях с актами насилия, в истериках, и повышенной внушаемости.
И хотя лабильность может быть предвестницей патологического состояния в подростковом возрасте, она чаще всего корректируется путем нормализации режима отдыха и сна, освоением методов саморегуляции.
Подростки склонны болезненно реагировать на изменения в своем теле. Наличие дисгармонии в развитии у девочек, например, может, проявляется в высоком росте. Этому способствует накопление антимюллерового гормона провоцирующего ростовой скачек, который привлекает внимание сверстников, выраженное в колких замечаниях, насмешках.
Дисморфомания, в разной степени выраженности распространенное явление среди подростков. Она включает в себя идею физического не достатка, проблем в межличностных отношениях и общий депрессивный фон настроения. Проявляется она в усиленном внимании к своей внешности, к регулярным попыткам сравнить себя с другими сверстниками и найти недостатки как реальные, так и мнимые. Найдя, изъян во внешности девушка начинает думать, что все его видят и обсуждают. Это приводит к суицидальным мыслям, заниженной самооценки, неверию в свои силы и привлекательность. Такие тенденции в сочетании с аффективной ригидностью могут привести к созданию сверхценных идей и маниакальной одержимостью ими.
Пожалуй, самым распространенным результатом искаженного восприятия своего тела (дисморфомании) является синдром нарушения пищевого поведения. Резко выросшей девочке, сложно принять свой новый образ, и она хочет быть меньше, соответствовать модным тенденциям прославляющим хрупкость и тонкость в женской красоте.
Для этого прибегает к корректировке своего питания, к ограничениям в употреблении важных для ее растущего организма веществ. Начинает активно заниматься спортом.
В некоторых случаях, может прибегать к удалению из организма уже съеденных продуктов, к необдуманной и неумеренной стимуляции метаболизма сомнительными препаратами. Такое пищевое поведение может привести к сложно обратимому процессу потери веса - анорексии.
Этот диагноз ставится, если отклонения от стандартной массы тела превышает 15%, вес более не набирается, рост замедляется или вовсе останавливается. Прерываются все важные в пубертатный период процессы, направленные на дальнейшее зачатие и вынашивание ребенка. Возникает аменорея, молочные железы не развиваются.
Самое опасное в этой ситуации, что юная девушка до конца не осознает всех пагубных для ее репродуктивного здоровья последствий. Демонстрирует психологический инфантилизм, отказываясь осознавать последствия, угрожающие будущему материнству. Рассматривает сопутствующую экстремальному сбросу веса, аменорею, как «облегчение».
Связанно это с тем, что изменения, происходящие с ее телом, настолько реактивные, что она не успевает к ним адоптироваться. Осознать важность происходящего, освоить новые паттерны поведения связанные с пробуждающейся сексуальностью.
Эмоциональная и физическая нагрузка может усилить правления инфантилизма, приводя к психологическому регрессу.
В таком состоянии сложно выполнять интеллектуальную работу, анализировать свои действия и предвидеть возможные последствия, брать ответственность за свои поступки, иметь собственное, не зависимое от окружающих мнение.
Организм ребенка, затем и подростка формируется по принципу опережающего развития, это «страховочная система» задуманная природой, на случай если что-то пойдет не так. Например, сосательный рефлекс у ребенка появляется еще задолго до рождения, когда этот навык еще не нужен, но в случае преждевременной родовой деятельности может спасти ему жизнь.
Так и у девочки с начавшейся формироваться грудью, с наступившими менархе, зачастую нет ощущения ценности происходящего. Нет должного внимания к своему женскому здоровью и бережного отношения к репродуктивной функции.
Хорошо, если рядом есть взрослые готовые оказать грамотную информационную и эмоциональную поддержку.
Взрослым может быть сложно, найти общий язык со вчерашним покладистым ребенком. Но нужно принять тот факт, что этап взросления, принятия своего нового образ, не возможен без процесса сепарации. Это период, когда взрослеющий человек начинает искать собственные ответы на вопросы, изучает себя, формировать собственную уникальную картину мира и ценности себя в нем.
Помимо сложного процесса самоидентичности, девочке подростку нужно освоить новые навыки коммуникации со сверстниками, и взрослыми. Научиться справляться с сильными, и порой пугающими эмоциями, такими, как влюбленность и влечение, иными словами, приспособиться к половой зрелости.
Возрастает социальная ответственность, выбор профессии и поступление в учебное заведение увеличивает нагрузку, связанную с освоением новых знаний и навыков.
И все это на фоне, бурных физиологических изменений. Конечно, есть подростки, которые успешно справляются с новыми для себя задачами и без проблем осваивают новые роль. Но если на внутренние кризисные процессы накладывается стресс от неприятности в школе и со сверстниками. Отсутствие взаимопонимания с родителями, девочка-подросток подвергается физическому и эмоциональному насилию. Становится участницей, либо является свидетелем насилия, неправомерных действий, военного конфликта, катастроф. Переживает утрату и горе, подрывающие принципы безопасности и доверия к миру. Все эти «не детские» испытания, провоцируют замедление пубертатного становления и могут привести к пониженному настроению, пессимистическому взгляду на жизнь, к тоске и унынию.
Подросток склонен переживать по поводу упадка своих сил, не возможности достигнуть и реализовать задуманное. Маскировать сниженное настроение истериками, фобиями, нервозностью.
Повышенная тревожность может возникнуть на фоне длительного напряжения в общении со сверстниками и в семье, либо как модель воспитания, требующая максимального контроля над действиями ребенка.
Повышенный уровень тревоги мешает получать удовольствия от любо вида деятельности, так как подросток предает слишком большое значение всему происходящему с ним. Сопровождаться головокружением, головной болью, учащенным пульсом, плохим сном, расстройством пищеварения.
Преодолеть тревожность можно с помощью медитативных практик направленных на расслабление и аутотренингов, игровой терапии, корректировка восприятия мира.
Возможно лечения седативными препаратами, а так же лекарствами на травяной основе.
В особенной зоне риска девочки с астеническим телосложением, вызванным скачком антимюллерового гормона. У них меньший запас прочности, и малейший стресс в совокупности со стремлением ограничивать себя в питании может привести к косметической аменорее. Но гораздо опасней, когда резкого снижения массы тела на 5-10% , становиться причиной возникновения вторичной аменореи.
Острый психоэмоциональный стресс, характеризуется апатией, головной болью, повышенной утомляемостью и раздражительностью, а также ухудшением памяти и общих когнитивных способностей, что усиливает переживание собственного бессилия.
Психика подростка очень уязвима и случайно сочетание таких факторов, как эмоциональное истощение, физическая усталость, и стресс могут спровоцировать психогенную аменорею.



Просмотров: 239
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Семья в период рождения первого ребенка
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • Причины кризисных явлений в семье в период появления ребенка. Рекомендации по преодолению кризиса.
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Предречевой период в развитии ребенка.
  • Недоласканность девочек в детстве может привести к проституции
  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Весна. Период изменений. О состоянии, нужном для изменений.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Подростковый период. Физиологические и психологические изменения. Рекомендации родителям.
  • Чем может быть полезен стресс?
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Стресс может быть как единовременным, так и продолжительным.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь