Что обо мне подумают люди: о страхе социальной оценки

Страх социальной оценки образует цепочку из мыслей об опасности, негативных эмоций и дисфункционального поведения в ситуациях взаимодействия с людьми. Разберем эту цепочку по звеньям.

Предположим, у Вас в голове зреет идея какого-то интересного проекта. И ее реализация связана с выходом к людям. Это может быть продажа изделий, которые Вы делаете своими руками. Или проведение презентации.

Что обо мне подумают люди о страхе социальной оценки

Первое звено. Это наши мысли. Они могут быть по поводу ситуации, людей, самого себя в ситуации и в контакте с людьми. О чем Вы думаете, когда боитесь социальной оценки?

- А вдруг надо мной будут посмеиваться?
- Меня раскритикуют и этим все закончится. Зачем тогда что-то начинать.
- Я провалюсь. Это же так стыдно.
- Если и делать что-то, то так идеально, чтобы никто не смог ни к чему придраться!
- Меня не примут и я этого не переживу.
- Мне суждено быть отвергнутым.
- Это еще раз докажет, что я никчемный…

Изобразим то, что творится в голове, схематично.




Второе звено. Это эмоции. Обычно тревожного спектра. Волнение, беспокойство, тревога, страх, паника, ужас. И/или смущение, стыд. Их интенсивность индивидуальна и зависит от восприятия ситуации.

Третье звено. Это поведение и реакции. Инстинктивных, неосознанных поведенческих реакции на страх три. Это нападение, бегство или замирание. Человек воспринимает ситуации с социальными оценками угрожающими. И стремится их избежать. Или саботирует деятельность, связанную с ними. Или сам начинает нападать там, где опасности, как таковой, нет. В свою очередь, такое поведение может спровоцировать у людей ответные реакции защиты.

Если человек среагирует любым из этих способов, круг замкнется. Поскольку такое поведение только усилит мысли о провальности проекта и убеждения о собственной никчемности и судьбе всеми отвергнутого.

Откуда же берутся мысли и убеждения о ситуациях социальной оценки и о себе в них?

Особенности личности. Предрасположены к развитию таких страхов тревожные люди.

Стиль воспитания. Ребенок усваивает родительское отношение к разным ситуациям, проявлению себя в них. Этот стиль отражается в человеке внутренними фигурами или режимами. Например, постоянные упреки, негативные характеристики и строгие наказания при биологической предрасположенности сформируют мощную критикующую внутреннюю фигуру. «Ты никчемный!», «Руки не из того места растут!», «Ничего тебе нельзя доверить!».  

Негативный опыт социального взаимодействия. Часто такой опыт оказывается травматичным для личности, если получен в подростковом возрасте. Почему так? Потому что под удар попадает ведущая для подростка потребность – быть принятым, признанным в группе сверстников. Психика подростка сенситивна к ситуациям, связанным с социальными оценками. То, на что не среагирует маленький ребенок или взрослый, для подростка воспринимается катастрофой.

У ребенка при взаимодействии с родителями сформируется представление о себе: «хороший или плохой». У подростка при взаимодействии со сверстниками – «признанный – не признанный, принятый – отвергнутый».

Страх оценки уходит корнями в те далекие времена, когда непринятие племенем могло повлечь социальную изоляцию или агрессию со стороны соплеменников. А это означало для человека гибель.

Как строится психологическая работа со страхом оценки?

Шаг 1. Работа с мыслями и убеждениями, которые запускают и поддерживают страх оценки. Хоть они и зародились в прошлом, работа ведется в настоящем. То есть с теми мыслями и убеждениями, которые у человека есть именно сейчас. И анализ их ведется в ситуациях, которые возникают в настоящем.

Шаг 2. Работа с внутренними фигурами и режимами. Вместо излишней самокритики клиент учится проявлять заботу о себе и поддерживать себя в ситуациях социального взаимодействия.

Шаг 3. Поведенческая терапия. Она направлена на переосмысление негативных убеждений по поводу социального взаимодействия, получение нового опыта, изменение старых привычек. Хорошие результаты дает групповая работа при условии создания в группе атмосферы взаимной поддержки.

 



Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Страх оценки и что с этим делать?
  • Навязчивый страх плохой оценки: что делать?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Почему возникает страх оценки и как с ним быть?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Предпубертат. Что важнее - мечты или оценки?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что обо мне подумают, если я начну это делать?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Быть богатым или быть бедным — это наш личный выбор! Что выбираете Вы?
  • «Татуировки» подростка или уроки, которые мне были так нужны
  • «Окно Джохари» или чем может быть полезна работа в группе.
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • Как убрать зависимость от внешней (социальной) оценки
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Страх плохой оценки
  • Платить ребёнку деньги за хорошие оценки или нет?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «Ничего не хочу. Может быть работа - это не мое?»
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • Страх оценки. Как избежать "наказания"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь