|
Что обо мне подумают люди: о страхе социальной оценкиАвтор статьи: Кристина Вячеславовна Гореликова
Страх социальной оценки образует цепочку из мыслей об опасности, негативных эмоций и дисфункционального поведения в ситуациях взаимодействия с людьми. Разберем эту цепочку по звеньям. Предположим, у Вас в голове зреет идея какого-то интересного проекта. И ее реализация связана с выходом к людям. Это может быть продажа изделий, которые Вы делаете своими руками. Или проведение презентации. Первое звено. Это наши мысли. Они могут быть по поводу ситуации, людей, самого себя в ситуации и в контакте с людьми. О чем Вы думаете, когда боитесь социальной оценки? - А вдруг надо мной будут посмеиваться? - Меня раскритикуют и этим все закончится. Зачем тогда что-то начинать. - Я провалюсь. Это же так стыдно. - Если и делать что-то, то так идеально, чтобы никто не смог ни к чему придраться! - Меня не примут и я этого не переживу. - Мне суждено быть отвергнутым. - Это еще раз докажет, что я никчемный… Изобразим то, что творится в голове, схематично. Второе звено. Это эмоции. Обычно тревожного спектра. Волнение, беспокойство, тревога, страх, паника, ужас. И/или смущение, стыд. Их интенсивность индивидуальна и зависит от восприятия ситуации. Третье звено. Это поведение и реакции. Инстинктивных, неосознанных поведенческих реакции на страх три. Это нападение, бегство или замирание. Человек воспринимает ситуации с социальными оценками угрожающими. И стремится их избежать. Или саботирует деятельность, связанную с ними. Или сам начинает нападать там, где опасности, как таковой, нет. В свою очередь, такое поведение может спровоцировать у людей ответные реакции защиты. Если человек среагирует любым из этих способов, круг замкнется. Поскольку такое поведение только усилит мысли о провальности проекта и убеждения о собственной никчемности и судьбе всеми отвергнутого. Откуда же берутся мысли и убеждения о ситуациях социальной оценки и о себе в них? Особенности личности. Предрасположены к развитию таких страхов тревожные люди. Стиль воспитания. Ребенок усваивает родительское отношение к разным ситуациям, проявлению себя в них. Этот стиль отражается в человеке внутренними фигурами или режимами. Например, постоянные упреки, негативные характеристики и строгие наказания при биологической предрасположенности сформируют мощную критикующую внутреннюю фигуру. «Ты никчемный!», «Руки не из того места растут!», «Ничего тебе нельзя доверить!». Негативный опыт социального взаимодействия. Часто такой опыт оказывается травматичным для личности, если получен в подростковом возрасте. Почему так? Потому что под удар попадает ведущая для подростка потребность – быть принятым, признанным в группе сверстников. Психика подростка сенситивна к ситуациям, связанным с социальными оценками. То, на что не среагирует маленький ребенок или взрослый, для подростка воспринимается катастрофой. У ребенка при взаимодействии с родителями сформируется представление о себе: «хороший или плохой». У подростка при взаимодействии со сверстниками – «признанный – не признанный, принятый – отвергнутый». Страх оценки уходит корнями в те далекие времена, когда непринятие племенем могло повлечь социальную изоляцию или агрессию со стороны соплеменников. А это означало для человека гибель. Как строится психологическая работа со страхом оценки? Шаг 1. Работа с мыслями и убеждениями, которые запускают и поддерживают страх оценки. Хоть они и зародились в прошлом, работа ведется в настоящем. То есть с теми мыслями и убеждениями, которые у человека есть именно сейчас. И анализ их ведется в ситуациях, которые возникают в настоящем. Шаг 2. Работа с внутренними фигурами и режимами. Вместо излишней самокритики клиент учится проявлять заботу о себе и поддерживать себя в ситуациях социального взаимодействия. Шаг 3. Поведенческая терапия. Она направлена на переосмысление негативных убеждений по поводу социального взаимодействия, получение нового опыта, изменение старых привычек. Хорошие результаты дает групповая работа при условии создания в группе атмосферы взаимной поддержки.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|