|
Страх оценкиАвтор статьи: Татьяна Ильина
Пару дней назад в ВК у Шалвы Амонашвили я нашла заметку о том, что цвет чернил влияет на восприятие ребенка, вспомнила истории о системе зеленой ручки в зарубежных школах и решила немного поразмышлять об этом феномене. Концентрация на недостатках VS Концентрация на ресурсах. Красная ручка выделяет ошибки в тетрадях учеников. Более того, бывает, что работа, в которой нет грамматических/пунктуационных/математических ошибок, всё равно сияет красным цветом — учитель выделяет помарки, неточности написания букв и другие мелкие погрешности, которые ошибками не являются, а это вдвойне обидно, ты ведь всё правильно написал. Зелёной ручкой предлагают выделять то, что сделано особенно хорошо, где нет ошибок и написано красиво. Зелёная ручка показывает, что ты молодец, а вот здесь и здесь — просто замечательно получилось, хорошо постарался! Из года в год дети получают тетради, где огромное внимание уделяют их ошибкам, и очень редко отмечают достоинства, правильно написанные крючки и правильно выделенный квадратный корень из десяти. Из этих детей вырастают взрослые, которые не умеют ценить себя, плохо знают свои сильные стороны и очень боятся внешней оценки. (Пока молчу о том, что некоторые родители даже пятерки воспринимают как данность и не считают нужным своего ребенка за пятёрку похвалить, это отдельная тема для разговора.) Итак, все мы (многие из нас) хорошо умеем концентрироваться на своих ошибках и неудачах, замечательно. Такое отношение в детстве накладывает отпечаток на самооценку взрослого человека. Оно может вызвать страх публичных выступлений, страх начать новое дело из опасения накосячить и провалить начатое. Любите держать себя в ежовых рукавицах без права на ошибку? Доведенная до крайности, эта способность превращается в ад, когда вообще невозможно начать что-то делать. Страшно взяться за новое дело, потому что сделать без ошибок сразу вряд ли получится. Процесс овладения навыком предполагает много попыток, первые попытки будут провальными (ничего не поделать, это нормально), будет не получаться, но постепенно, после нескольких повторений будет получаться всё лучше и лучше, число неудач сменится числом удачных попыток. Страшно слышать, как родители кричат свои маленьким детям: "Ты не умеешь это делать, сейчас всё развалится/сломаешь/насоришь, убери руки, я сам сделаю!" А как, извините меня, ребёнок научится, если сейчас он это делать не умеет, а потренироваться нельзя? Страх ошибиться рождает большое внутреннее напряжение. А ошибаться нельзя. А научиться новому, не совершая ошибок, практически невозможно. Чувствуете конфликт? В этом месте легко зависнуть и не сдвинуться с места. В жизни невозможно не совершать ошибок совсем, на то она и жизнь — непредсказуемая, не всё мы можем контролировать даже огромными усилиями. Будьте чуть добрее к себе. Возьмите ручку с зелёной пастой в свою жизнь. Выделяйте свои достижения, даже маленькие. Важно замечать свои успехи и знать свои сильные стороны, попробуйте, вам понравится. Этот подход также можно использовать в отношениях с вашими детьми/мужем/женой/родителями/друзьями, им будет приятно. Спасибо, что дочитали до конца! Желаю вам хорошего дня! С уважением, Татьяна Ильина, психолог. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|