Навязчивый страх плохой оценки: что делать?

В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что дети и взрослые так сильно акцентируют внимание на результате, что в итоге страдает сам процесс. И в случаях со школьными оценками происходит "поломка" мотивации - вместо учебы ради знаний и открытий, чувства компетентности и уверенности в себе получается учеба ради мнения, ранга и статуса. Загвоздка еще в том, что на оценку влияют разные факторы, многие из которых ребенку не подвластны (подготовка учителя, его настроение, шум в классе и т.д.). Такое отношение только усиливает чувство беспомощности, зависимости и ведет к невротизации. А здесь, как говорил герой к/ф "Асса", главное не стёкла, главное — ощущать себя зрячим человеком.

Хорошо помню удивление 8-летнего мальчика в разговоре об оценках. Из-за страха получить "не то", он затягивал выполнение домашних заданий, некоторые и вовсе не записывал в дневник, стал более рассеянным на уроках. Успеваемость закономерно ухудшалась. На мой вопрос, что же такое оценка, он не нашел, что ответить и сильно задумался. Тогда я предложила взгляд на оценку как на показатель того, как человек постарался и чему еще надо уделить внимание. (Это не умаляет ее значимости, но передает ответственность и возможности ученику). "Мне еще никто такого не говорил", - радостно и удивленно сказал мальчик. На следующих сессиях он стал более активным и спонтанным, а репетитор, которого собиралась нанимать мама, не понадобился. С мамой мы тоже говорили об отношении к оценкам.

Детский страх оценки - это всегда продолжение тревог и ожиданий взрослого. И, говоря о детях, я говорю для взрослых.

Изначально, они не боятся оценки, они боятся реакции взрослых. Особенно младшие школьники, которые только начинают этот путь, целиком сливаясь с тем,что они делают. "Я настолько хорош/плох, насколько хорошо/плохо ты реагируешь на то, что у меня получается" - вот ведущая установка этого возраста. Чтобы лучше понять состояние ребенка, спросите у себя:

  • Насколько вам важно мнение собственных родителей, начальника, коллег и друзей?
  • Что вы чувствуете, когда понимаете, что совершили ошибку?
  • А что при этом делаете?
  • Насколько вы способны удерживать напряжение, когда вас критикуют или сравнивают с другими?

Если родители вовремя не скорректируют свое отношение к процессу обучения и успеваемости, то страх получить неугодную оценку примет генерализированную форму и начнет "жить свой жизнью" - в виде навязчивых движений, соматических симптомов, утрате интереса к учебе или, наоборот, чрезмерном застревании на своих школьных успехах и неумении принять проигрыш.

Как в этом случае помочь ребенку? Поделюсь идеей упражнения, которое возникло спонтанно в работе с мальчиком (9 лет, 4 класс) и его мамой, ожидающей от сына 10 баллов (для продолжения обучения в престижной гимназии необходимо сдать экзамены и предъявить безупречный аттестат). И мальчик вроде бы способный, и  учиться ему интересно, и надежд столько на него возложено родителями и учителями. Только цена такого аттестата - невроз навязчивых движений. Сам факт оценки вызывает у него напряжение.

Я предложила ему... превратиться в оценку. В 8 баллов, например, ведь они уже нежелательны дома. И станцевать два танца - "Танец деревянной восьмерки" и "Танец восьмерки из желе". Если танцевать трудно, то пройтись по комнате в этих образах, побегать, постоять на месте. Предлагая, я исходила из соображения, что, "превратившись" и "оживив" цифру, ребенок вернет себе напряжение, которое проецирует на нее и выразит его через игру и движения. А изображая "врага" в разных физических состояниях - от твердого до желеобразного, чередуя процессы возбуждения-торможения,  снимет мышечное напряжение. К тому же это повод проявить фантазию: придумать свой вид оценок (из чего сделаны) и поуправлять ими...

Вот так из совместного творчества родилось терапевтичное упражнение.

Говоря из собственного опыта ученика (два диплома с отличием) и преподавателя - важно понимать, что оценка есть не буфер в общении между двумя людьми, а отражение меры совместных или личных усилий.

Навязчивый страх плохой оценки что делать



Просмотров: 535
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь