Иппотерапия как альтернативный метод реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями

Автор статьи: Кремнёва Елена

Проблема инвалидности занимает особое место в ряду социально-психологических проблем.

По оценкам ООН,каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 млн. В Беларуси насчитывается более полумиллиона инвалидов, причем многие из них нуждаются в технических средствах реабилитации. За последнее 10-летие наблюдается тенденция к увеличению численности инвалидов.

Оптимальным способом решения проблемы инвалидности, является реабилитация инвалидов. Для эффективного решения проблемы необходим поиск новых технологий реабилитационной деятельности социальных служб.

Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия.

О пользе верховой езды для восстановления больных и раненных, было известно с Античных времен. Гиппократ утверждал, что раненные и больные поправляются быстрее, если ездят верхом. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные».

У истоков современной иппотерапии стояли датчанка Лиз Хартел, врач-физиотерапевт из Норвегии Элизабет Бодикер и французский профессор Ю. Лаллери, который в 1960-1970 гг. всесторонне изучал теоретические аспекты воздействия лошади на течение заболеваний у людей и активно внедрял в лечебную практику результаты своих исследований. Ю. Лаллери дал определение иппотерапии как методу психосоматической терапии, цели и задачи которой – помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным адекватно реагировать на новые, изменяющиеся обстоятельства.

В США и Европе лечебная верховая езда практикуется с начала 1960-х гг. Показаниями служат полиомиелит, рассеянный склероз, эпилепсия, детский церебральный паралич, сколиоз, мышечная дистрофия. Хороший результат дают  прогулки верхом после операций на суставах, особенно на таком, как тазобедренный. Чрезвычайно эффективна иппотерапия при артритах (воспалениях суставов), полном и частичном параличах конечностей, мышечной атрофии, судорожных сокращениях мышц [1].

Центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира. В США сегодня работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп, в которых оздоравливаются более 26 тыс. человек. Во Франции занимаются подготовкой специалистов по иппотерапии: открыт факультет иппотерапии в Парижском университете спорта и здоровья. В Тбилиси в Грузинской медицинской академии открыта кафедра ЛФК и райттерапии.

Научной разработкой проблематики использования верховой езды и конного спорта в целях реабилитации больных занимаются с российские и зарубежные ученые Цверава Д.М., Лория М.Ш., Анаис Атмаджан, Роберт Н.С. и другие.

Иппотерапия, как одна из технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия это занятия инвалидов верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания наездника и задач, для решения которых используется иппотерапия.

Согласно определению доктора мед. наук профессора Цверава Д.М. иппотерапия – есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды.

В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого [3]. Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем. Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии. Так, при лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный. При лечении же постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический [2].

Во время занятий иппотерапией обеспечивается одновременное включение в работу всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку занимающийся инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все основные мышечные группы.

В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991г. в Москве детского экологического центра «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых для детей-инвалидов на базе отдыха «Зеленый огонек» под г. Луга. В Сергиев-Посаде организованы занятия иппотерапией на базе общественной организации «Старая школа» с детьми имеющих ампутацию конечностей, ДЦП и страдающими различными психическими патологиями.

Первопроходцем белорусской иппотерапии по праву можно считать Валентину Виноградову, которая в 1998 г. основала белорусское общественное объединение верховой езды и иппотерапии (БООВЕИ). В БООВЕИ проходят реабилитацию дети 5 - 15 лет преимущественно больные церебральным параличом (ДЦП 1-3 степени тяжести), а также эпилепсией и другими заболеваниями под научным руководством заведующего кафедрой детской неврологии БМАПО, Академика АМН, проф. Шанько Г.Г. при благословении Православной Церкви и молитвенной поддержке Митрополита Минского и Слуцкого Патриархшего Экзарха Всея Беларуси Филарета. БООВЕИ располагает для работы четырьмя разнотипными лошадьми разных пород. Занятия по иппотерапии проводятся в Минске на территории военного городка Колодищи. За период становления и деятельности была создана собственная методика ЛВЕ, написано 4 научных статьи в разных крупных научных изданиях. Из прошедших реабилитацию 206 детей более 10 начали передвигаться самостоятельно, у 15 снижена или снята степень инвалидности и 6 детей начали подготовку к конноспортивным соревнованиям по параолимпийской программе в категории выездка. Также на базе БООВЕИ было проведено два Международных семинара по иппотерапии: первый 20 - 23.11.2000 г. в г.Марьина-Горка с участием специалистов из Беларуси, России и Польши, а второй - совместно с Православным сестричеством во имя преподобной Ефросинии Полоцкой Храма иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость 17 - 18 апреля 2004 года в Минске с участием специалистов из Латвии, Польши, России и Беларуси.

В 6 км от МКАД в п. Ратомка находится Республиканский центр олимпийской подготовки конного спорта и коневодства. Здесь также проводятся занятия иппотерапии, можно заняться верховой ездой, просто покататься на лошадях.

В Минске в районе Сухарево ИП Стец проводит занятия по иппотерапии, обучает верховой езде.

Только индивидуальные занятия по иппотерапии,  верховые прогулки, обучение верховой езде взрослых и детей проводит сертифицированный и дипломированный специалист по лечебной верховой езде в спокойном и красивом месте в частной конюшне Минского р-н, д. Копище (3 км от МКАД).

Также обучение верховой езде и занятия по иппотерапии проводятся командой VIA по адресу: пос. Ратомка, ул. Озерная, д.50 (5 км от МКАД).

Количество таких центров иппотерапии по всей стране увеличивается с каждым годом, что свидетельствует об эффективности этого альтернативного метода реабилитации.

 

Список использованных источников

  1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство // В. Агафонычев. – СПб.: Наука и техника, 2006.
  2. Атмаджан, А. Умственная патология, страдающий индивид и лошадь // А. Атмаджан. – Париж, 1992.
  3. Лория, М.Ш. Медико-биологические основы райттерапии при диспластическом сколиозе: автореф. … дис. докт. мед. наук: 14.00.01 / М.Ш. Лория. – Тбилиси, 2000. – 23 с.


Просмотров: 512
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможности иппотерапии в коррекции представлений о собственном теле
  • Центр реабилитации детей-инвалидов
  • «Умная гимнастика» как эффективный способ социально-психологической реабилитации инвалидов.
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Иппотерапия как один из методов телесно-ориентированной психологии
  • Иппотерапия или другой вариант терапии
  • Почему индивидуальные занятия для детей ЛУЧШЕ групповых?
  • Развивающие занятия для детей от 1 до 3 лет
  • Развивающие занятия для детей. Детский нейропсихолог.
  • Развивающие занятия для детей 2-3 лет (Занятие 2)
  • Онлайн формат как образовательная среда для взрослых людей с ограниченными возможностями
  • Развивающие и коррекционные занятия для детей
  • "Психо-иппотерапия" или "Когда лошадь - психолог"
  • Программа психологической реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • Нейропсихология в постинсультной реабилитации больных.
  • Программа реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией. Часть 1.
  • Сказкотерапия в психологической реабилитации при тяжелых заболеваниях.
  • Опыт организации психосоциальной реабилитации лиц, находящихся на принудительном лечении
  • Конспект занятия-практикума с мамами, имеющих детей с ОВЗ
  • Методы активизации сознания у занимающихся АФК в рамках реабилитации больных остеохондрозом
  • Нейропсихологические занятия – что это и зачем нужно.
  • Коррекционно-развивающие занятия. Аутизм, ДЦП, умственная отсталость и т.д.
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Коучинг при подготовке занятия
  • Семейные тайны детей инвалидов
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как посещать занятия по раннему развитию с пользой. Правила для мам.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь