|
Возможности иппотерапии в коррекции представлений о собственном телеАвтор статьи: Завертяева (Мишурова) Анна Александровна
Основу всего развития ребенка составляют представления о собственном теле, в частности представления о схеме тела. Благодаря данным развитым качествам, у детей в дальнейшем формируются пространственные представления о расположении предметов, углубляются знания об окружающем мире, расширяется сфера практической деятельности. Схема тела – это отражение в сознании человека сложного обобщенного образа собственного тела, представление о расположении конечностей и отдельных частей тела; индивидуальный опыт ощущения, восприятия и переживания тела; установки на восприятие собственного тела; эмоционально-ценностное отношение к своему телу. Нами был проведен эксперимент, имеющий своей целью исследование особенностей представлений о собственном теле у детей старшего дошкольного возраста с сочетанной патологией. По результатам обследования мы выявили следующие особенности у детей с множественными нарушениями: - представления о собственном теле у детей развиваются неравномерно, зависят от структуры дефекта; - дети не узнают себя в зеркале, на фотографиях, не дифференцируют себя по половому признаку, не откликаются на свое имя; - у большинства детей с множественными нарушениями возникают трудности с распознаванием основных частей тела и лица, определением их месторасположения, определением их простейших функций (80% детей не знают расположение частей тела, их функции); - у детей возникают трудности при анализе частей собственного тела, анализе положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга (70% детей не справились с заданием); - у большинства детей не сформированы пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела; - практически у всех детей нет отражения схемы тела в сознании(90%); Исходя из диагностики, мы видим необходимость коррекционной работы с такими детьми. Для экспериментальной группы нами были выбраны 4 ребенка с низким уровнем развития и 1 ребенок со средним уровнем развития. В качестве средства коррекции мы использовали специально организованные занятия по верховой езде. Занятия проводились индивидуально, один раз в неделю, длительность занятий не превышала 35 минут. Всего за время эксперимента с каждым ребенком было проведено 12 занятий. Главным принципом является последовательность и постоянство, умеренность воздействия. Хорошо спланированное и организованное занятие обеспечивало максимально продуктивное использование рабочего времени. Учитывались особенности памяти детей с множественными нарушениями, особенности мышления: инструкции давались короткие, четкие, неоднократно повторялись. Во время занятий к каждому ребенку относились с особым вниманием, тщательно избегали переутомления, постепенно усложняли нагрузку, ориентировались на индивидуальные особенности состояния каждого ребенка. Структура формирующего эксперимента включала следующие этапы:
На втором этапе – активной деятельности всадника – занятия имели свою структуру: - 5 минут – поглаживание лошади, посадка на лошадь - 5 мин – пассивное катание до момента расслабления и выпрямления спины - 15 мин – упражнения направленные на коррекцию представлений о собственном теле у детей - 5 минут – релаксирующий момент - 5 минут - слезание с лошади, угощение лошади. Рассмотрим методику формирования представлений о собственном теле у детей с множественными патологиями. Сначала ребенку показывается, где находятся его отдельные части тела. Закрепляются эти знания посредством вопросов, повторений и показов. Затем ребенку предлагаются игры – дотронься до своего уха (носа, руки и т.д.), дотронься до уха лошади, сравни свое ухо и ухо лошади по размеру. Закрепляются знания о функциональном назначении. Так же использовались следующие упражнения - что выше (ниже): голова или плечи?; глаза или нос? и т. п. - какая часть лица выше (ниже) всех остальных? и т. п. - какая часть тела находится над (под) шеей? и т.п. - что находится между глазами и ртом?; между плечом и кистью? и т.п. Ребенка просят выполнить задания: - подними руки выше головы; опусти руку ниже коленки; и т.п. - дотронься пальцами до лица выше бровей; ниже рта; и т. п. - хлопни руками над головой. - ребенку предлагается посмотреть вверх, назвать окружающие предметы, находящиеся выше него (лампочки, окна, крыша – в манеже; фонари, верхушки деревьев, летящие птицы и т.п. – на улице). - сравнить себя и лошадь по высоте; - акцентировалось внимание на работе различных частей тела лошади, их расположении; на направлениях при выполнении лошадью различных фигур. В ходе релаксационной части дети ложились спиной на спину лошади, что давало им возможность прочувствовать свою спину, почувствовать спину лошади, ощутить работу своих мышц. Акцентировалось внимание на том, что дети лежат своей спиной на спине лошади. В ходе формирующего эксперимента мы увидели следующую динамику – у большинства детей улучшились представления о собственном теле. Они начали лучше ориентироваться в частях тела, их функциональных назначениях. Работа велась на основе ощущений ребенка от внутреннего мира тела, на основе ощущений от проприоцептивных рецепторов, на основе ощущений от взаимодействия тела с лошадью. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|