Возможности иппотерапии в коррекции представлений о собственном теле

Основу всего развития ребенка составляют представления о собственном теле, в частности представления о схеме тела. Благодаря данным развитым качествам, у детей в дальнейшем формируются пространственные представления о расположении предметов, углубляются знания об окружающем мире, расширяется сфера практической деятельности.

Схема тела – это отражение в сознании человека сложного обобщенного образа собственного тела, представление о расположении конечностей и отдельных частей тела; индивидуальный опыт ощущения, восприятия и переживания тела; установки на восприятие собственного тела; эмоционально-ценностное отношение к своему телу.

Нами был проведен эксперимент, имеющий своей целью исследование особенностей представлений о собственном теле у детей старшего дошкольного возраста с сочетанной патологией.

По результатам обследования мы выявили следующие особенности у детей с множественными нарушениями:

- представления о собственном теле у детей развиваются неравномерно, зависят от структуры дефекта;

- дети не узнают себя в зеркале, на фотографиях, не дифференцируют себя по половому признаку, не откликаются на свое имя;

- у большинства детей с множественными нарушениями возникают трудности с распознаванием основных частей тела и лица, определением их месторасположения, определением их простейших функций (80% детей не знают расположение частей тела, их функции);

- у детей возникают трудности при анализе частей собственного тела, анализе положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга (70% детей не справились с заданием);

- у большинства детей не сформированы пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела;

- практически у всех детей нет отражения схемы тела в сознании(90%);

Исходя из диагностики, мы видим необходимость коррекционной работы с такими детьми. Для экспериментальной группы нами были выбраны 4 ребенка с низким уровнем развития и 1 ребенок со средним уровнем развития. В качестве средства коррекции мы использовали специально организованные занятия по верховой езде. Занятия проводились индивидуально, один раз в неделю, длительность занятий не превышала 35 минут. Всего за время эксперимента с каждым ребенком было проведено 12 занятий.

Главным принципом является последовательность и постоянство, умеренность воздействия. Хорошо спланированное и организованное занятие обеспечивало максимально продуктивное использование рабочего времени.   Учитывались особенности памяти детей с множественными нарушениями, особенности мышления: инструкции давались короткие, четкие, неоднократно повторялись.

Во время занятий к каждому ребенку относились с особым вниманием, тщательно избегали переутомления, постепенно усложняли нагрузку, ориентировались на индивидуальные особенности состояния каждого ребенка.

Структура формирующего эксперимента включала следующие этапы:

  1. Адаптационный этап – на этом этапе происходила активизация знаний детей о лошади, знакомство с лошадью, пассивное катание ребенка на лошади;
  2. Этап активной деятельности всадника – на данном этапе основной задачей было при помощи различных игр и упражнений на лошади скоррегировать представления о собственном теле у детей с множественной патологией;
  3. Заключительный этап – закрепление полученных навыков и знаний.

На втором этапе – активной деятельности всадника – занятия имели свою структуру:

- 5 минут – поглаживание лошади, посадка на лошадь

- 5 мин – пассивное катание до момента расслабления и выпрямления спины

- 15 мин – упражнения направленные на коррекцию представлений о собственном теле у детей

- 5 минут – релаксирующий момент

- 5 минут - слезание с лошади, угощение лошади.

Рассмотрим методику формирования представлений о собственном теле у детей с множественными патологиями. Сначала ребенку показывается, где находятся его отдельные части тела. Закрепляются эти знания посредством вопросов, повторений и показов. Затем ребенку предлагаются игры – дотронься до своего уха (носа, руки и т.д.), дотронься до уха лошади, сравни свое ухо и ухо лошади по размеру. Закрепляются знания о функциональном назначении.

Так же использовались следующие упражнения

- что выше (ниже): голова или плечи?; глаза или нос? и т. п.

- какая часть лица выше (ниже) всех остальных? и т. п.

- какая часть тела находится над (под) шеей? и т.п.

- что находится между глазами и ртом?; между плечом и кистью? и т.п.

Ребенка просят выполнить задания:

- подними руки выше головы; опусти руку ниже коленки; и т.п.

- дотронься пальцами до лица выше бровей; ниже рта; и т. п.

- хлопни руками над головой.

- ребенку предлагается посмотреть вверх, назвать окружающие предметы, находящиеся выше него (лампочки, окна, крыша – в манеже; фонари, верхушки деревьев, летящие птицы и т.п. – на улице).

- сравнить себя и лошадь по высоте;

- акцентировалось внимание на работе различных частей тела лошади, их расположении; на направлениях при выполнении лошадью различных фигур.

В ходе релаксационной части дети ложились спиной на спину лошади, что давало им возможность прочувствовать свою спину, почувствовать спину лошади, ощутить работу своих мышц. Акцентировалось внимание на том, что дети лежат своей спиной на спине лошади.

В ходе формирующего эксперимента мы увидели следующую динамику – у большинства детей улучшились представления о собственном теле. Они начали лучше ориентироваться в частях тела, их функциональных назначениях. Работа велась на основе ощущений ребенка от внутреннего мира тела, на основе ощущений от проприоцептивных рецепторов, на основе ощущений от взаимодействия тела с лошадью. 



Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности работы по формированию представления схемы собственного тела у детей с ДЦП.
  • Развитие представлений о собственном теле у детей старшего дошкольного возраста
  • Особенности границ тела матерей, имеющих детей с хроническими соматическим заболеваниями
  • Исследование границ тела матерей, имеющих детей с хроническими соматическими заболеваниями
  • Работа с отвергаемой частью тела как частный случай терапии образа тела
  • ...переселять людей целиком в чужие тела... Душа есть вне тела?
  • Подростки: образ тела и представления о сексуальности
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Потеря массы тела у ребенка. Причины. Лечение.
  • Лошадь сдохла-слезь с лошади. Про отношения
  • Особенности женского тела. Секреты сексуального удовольствия.
  • Самопомощь при непринятии своего тела
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Как изменить настроение при помощи тела?
  • То, как мы думаем - формирует наши контуры лица и пластику тела.
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • Стыжусь своего тела. Что делать
  • Внимание: SMS тела!
  • Исследование своего тела
  • Представления о смерти у детей
  • Что же это за реальность «ВНЕ ТЕЛА»?
  • Изменение температуры тела при ВСД
  • Упражнения с мокрым песком для детей с нарушениями развития
  • Когда душа говорит с нами на языке тела
  • Борьба с собой при нарушенном образе тела
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Схема тела и ее отображение в рисунке человека
  • Что такое психология тела?
  • Представления об идеальной семье у детей-сирот
  • Образ тела :: Как я себя вижу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь