Исследование границ тела матерей, имеющих детей с хроническими соматическими заболеваниями

В настоящее время отмечается значительное    ухудшение  состояния  здоровья детей, характеризующиеся ростом  заболеваемости,   изменением   возрастной структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. По оценкам Миздрава за 2005 г. хронические заболевания имеют около 60% больных детей.[3]

За последние 5 лет соматическая заболеваемость населения Ставропольского края имеет тенденцию к росту: у детей – на 22%, подростков – на 35%.[4]

По статистике уже в первом классе у учащихся, отстающих в учебе, наблюдаются признаки болезненных состояний (высокая утомляемость, медленная переключаемость, низкий темп работы, выраженная невнимательность и т.д.).

В социальном аспекте хронические соматические заболевания приводят к трудностям адаптации детей в школе. В процессе социально-психологической адаптации дети, имеющие хронические соматические заболевания, в большей степени, чем их здоровые сверстники, испытывают дефицит организованности, трудности самоконтроля, повышенную утомляемость и сниженную работоспособность, а также двигательную расторможенность.[5]

Многими исследованиями также показано,  что тяжесть и нозология имеющегося у ребенка заболевания оказывают непосредственное влияние на успешность социально-психологической адаптации к школе. Чем «тяжелее» заболевание, тем труднее и длительнее происходит процесс социально-психологической адаптации больного ребенка к условиям школьной жизни.

В наше время в психологических работах, посвященных  проблеме  хронически больных детей, в основном анализируются их психологических особенностей и влияние болезни на развитие личности ребенка.

В последнее время появилось достаточно много работ, направленных на изучение психологических факторов, лежащих в основе тех или иных хронических заболеваний.

По исследованиям Булыгина М.В. признают, что большинство соматических симптомов ребенка вызваны аффективными или личностными нарушениями и психологическими факторами риска развития психосоматических заболеваний. Одним из таких существенных факторов является фон семейных отношений.

Дети настолько тесно связаны с родителями, что практически любое нарушение семейных отношений ставит ребенка на грань риска возникновения заболевания.  Так, с точки зрения психоаналитической теории, нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний. Представители системно-коммуникативного подхода настаивают на том, что симптом, болезнь или нарушение поведения одного из членов семьи следует рассматривать в качестве специфической коммуникации, выполняющей роль защиты, прагматически выгодной всем членам семьи.[2]

Средой развития ребенка в раннем онтогенезе является мать. Первую часть этого периода ребенок проводит в утробе матери, и материнский организм полностью обеспечивает все условия, в которых существует и развивается плод. После рождения ребенок связан с матерью физиологически и психически. В первые три года жизни влияние матери на его развитие практически перекрывает все остальные факторы, в дошкольном возрасте остается ведущим, а позднее — неравномерным, по отношению к различных аспектам физического и психического развития ребенка. Мать как среда развития ребенка является социальным существом, она включена во взаимодействие с внешним миром; ее реакции на этот мир зависят от ее ценностно-смысловой сферы, в частности, от ее адаптированное к миру: устойчивости к стрессам, способности к адаптации и т.п.[9]

Первичный носитель психосоматического феномена диада «мать-дитя», благодаря ему символический план изначально существует наряду с натуральным планом психосоматического феномена. В совместно-разделенных телесных действиях матери и ребенка мать выполняет функцию означивания и наполнения смыслом витальных потребностей и телесных действий ребенка. В диаде телесные действия ребенка изначально оказываются вписанными в психологическую систему «образа мира».

Можно предположить, что преобразование смысловой стороны психосоматических феноменов определяется этапами развития смыслового, интенционального компонента деятельности ребенка (смена ведущей деятельности, возникновение психологических новообразований). Так, фундаментом существования осмысленных психосоматических феноменов является коммуникация с матерью, мать не только означает телесный феномен для ребенка (словесно и поведенчески), но и раскрывает своим эмоциональным реагированием смысл и ценность каждого телесного явления. Так, боль до ее означения и наделения определенным смыслом ребенок не отличает от дискомфорта, а значит и не получает своего специфического поведенческого эквивалента реагирования.[5]

Николаева В.В., Арина А.Г. отмечают, что «восприятие собственного тела и система представлений о нём зависят от возраста, уровня вербального интеллекта, пола ребёнка и опыта болезни. Восприятие своего тела детьми опирается, главным образом на аффективный компонент, а с возрастом повышается значение когнитивной составляющей телесного и болевого опыта, происходит расширение категориальной структуры телесного опыта и постепенное субъективное разделение эмоциональных и соматических феноменов на вербальном уровне представлений. Постепенно формируется категория целостного тела, что способствует преодолению субъективной изолированности, фрагментарности телесных феноменов».

Психосоматическое развитие ребенка сквозь призму культурно-исторического подхода Л. С. Выготского можно рассматривать как процесс закономерного становления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов. Содержание этого процесса является основание знаково-символических форм регуляции, трансформирующей природы заданные потребности (пить, есть и др.), телесные функции (дыхание, реакция боли) или создающей новые психосоматические феномены (образ тела, образ боли, самочувствие). Формами внедрения психологической регуляции в телесные феномены являются телесные действия (имеющие план открытого поведения и потому формирующиеся по социально заданному эталону), когнитивные средства (системы означений в интацепции и боли), смысловые структуры и эмоциональные переживания (отношение к телесному феномену).[6]

Появление нового направления исследований - психологии телесности, активно развивающейся в настоящее время в отечественной науке (Николаева В.В. (1987,1991,1993,1995,2003,2004), Соколова Е.Т. (1989,1991,1995,2000), Тхостов А.Ш. (1989,1990,1991,1993,1994,2002), Арина Г.А. (1990,1993,2003,2004) Рупчев Г.Е. (1997,1998,1999,2001), Мотовилин О.Г. (2001,2004) и др.), способствует значительному прогрессу теоретических представлений по проблеме соматоформной патологии. Изучение соматоформных расстройств с точки зрения нарушения психосоматического функционирования, исследование не тела-организма, а телесности как интегрального психофизического феномена позволяет выявлять особенности структуры телесности, характеристики телесного опыта, нарушения психосоматического развития.

Границы тела – это область, где баланс субъективных и объективных влияний достигает величины, при которой она же не может рассматриваться как «моя», но еще не может быть отнесена ко «мне-непренадлежащему».

Телесность – структур, формирующая внутреннее пространство, оказывается «вложенной» именно в этот моделируемый внешний мир. Между внешним пространством и пространством внутренним проходит граница, задающая субъект-объектное членение реальности.

Согласно представлениям А.Ш. Тхостова, механизм становления границы телесности и место ее локализации связаны с изменением автономности/предсказуемости  объекта, его управляемости/независимости: «…свое феноменологическое существование явление получает постольку, поскольку обнаруживает свое непрозрачность и упругость…».

Телесная болезнь, особенно хроническая, создает особые условия как биологической, так и психологической жизни, и тем самым провоцирует изменение нормального пути развития и в целом бытия человека. В литературе, посвященной психическому онтогенезу, для характеристики сложного и неразрывного сочетания ребенка широко используется термин «социальная ситуация развития» (ССР), выделенный Л.С. Выготским. Именно по таким сочетаниям складывается в результате хроническое соматическое заболевания.

В рамках понятия ССР биологические факторы (имеющие в случае телесного заболевания особого значение) рассматриваются преимущественно в контексте их влияния на социальную жизнь ребенка.

Хроническое заболевание, в нормальный ход онтогенеза ребенка, создают условия его развития, новую, осложненную жизненную ситуацию. Эта ситуация обусловлена  взаимодействием актуального психического и телесного состояния ребенка, внутренних психических и органических процессов и внешних средовых факторов,  прежде всего таких как взаимоотношение с окружающими.[8]

В исследованиях показало роль матери к ребенку как физиологически, так  и психически. В первые три года жизни влияние матери на развитие  ребенка, практически перекрывает все остальные факторы, в дошкольном возрасте остается ведущим, а позднее — неравномерным, по отношению к различных аспектам физического и психического развития ребенка.

 Около 80% родителей детей с соматическими болезнями реализуют стиль семейного воспитания по типу гиперопеки. Жизнь ребенка замыкается внутри семьи, а общение ограничивается общением с матерью.

К болезни должны приспосабливаться вся семья, и всем приходится иметь дело с сильнейшими эмоциями и чувствами. Многие семьи испытывают страх смерти ребенка. Роль семьи чрезвычайно важна для поддержки ребенка с ограниченными возможностями в плане его развития, образования и поведения: во-первых, семья является для ребенка самым значимым и надежным ресурсом развития; во-вторых, родители являются экспертами по поводу больного своего ребенка, а также семейной культуры и экологии. Наконец, родители обладают уникальной информацией о культуре и экологии своей семьи, в том числе о семейных ценностях и целях, повседневных обычаях, ресурсах, социальных поддержках и стрессов.

Почти всем матерям детей с соматическими болезнями присуще «отвергающее с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации» родительское отношение: матери эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его личностные качества, видят его более младшим по сравнению с реальным возрастом, иногда приписывают ему дурные наклонности. На поведенческом уровне такое отношение проявляется либо в постоянном одергивании ребенка, либо в чрезмерной опеке и постоянном контроле любого действия ребенка.[1]

Качественно иной характер развития соматически больного ребенка во многом обусловлен личностными особенностями ребенка (их выраженность, в свою очередь, зависит от особенностей влияния микросоциальной среды), его субъективными знаниями и ощущениями, а также имеющимся у больного ребенка эталоном здоровья, а не объективной тяжестью заболевания. Все это определяет своеобразное адаптивное поведение ребенка в ситуации болезни.

Развитие ребенка происходит в процессе взаимодействия с матерью. Эти взаимоотношения осуществляются на физиологическом и психическом уровне, соотношение которых и их роль в регуляции материнско-детского взаимодействия изменяются в онтогенезе.

 В целом соотношение этих уровней проходит следующие этапы (конкретные границы в настоящее время еще не полностью изучены и не должны рассматриваться как окончательно установленные):

• сначала взаимодействие осуществляется на физиологическом уровне (в первой части пренатального периода);

• затем взаимодействие осуществляется на психофизиологическом уровне (неразделенность физиологии и психики) (с середины пренатального периода до конца периода новорожденное);

• постепенно происходит разделение физиологического и психического уровней взаимодействия, которое происходит неравномерно в отношении различных линий развития ребенка (младенчество — ранний возраст);

• взаимодействие осуществляется на психическом уровне (после трех лет).[9]

 Таким образом, матери, чьи дети страдают хроническими соматическими заболеваниями, формируют свое собственное отношение к болезни ребенка.

Дети с хроническими соматическими заболеваниями непосредственно влияет на успешность социально – психологической адаптации к школе, их успеваемость и взаимоотношение с родителями. Границы тела матерей и детей формируется в процессе осознания своего собственного внутреннего пространства, ребенок и мать – находятся под одним (материнским) покровом, т.е. ребенок еще не вполне четко дифференцирует себя, других людей и мир предметов.

 

Список литературы:

1.                  Бажли Е.Ф., Гнездилов А.В. Психогенные реакции у онкологических больных. Методические рекомендации. Л., 2003г. с.30.

2.                  Булыгина М.В. Особенности коммуникации в семьях детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы // Психологическая наука и образование. 2005. №4.

3.                  Зерницкий О.Б.//семейная психология и семейная терапия №3, 2005г.

4.                  Информация о соматической заболеваемости населения Ставропольского края по итогам ведения социально-гигиенического мониторинга [Электронный документ], (http://www.stavrpn.ru/ond/sgm/869/ 12.07.2010).

5.                  Лешин. В.В. Учебная деятельность учащихся с тяжелыми формами соматических заболеваний// Вопросы психологии, 2008, №6.

6.                  Николаева В.В., Арина А.Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности.// Психологический журнал, 2003, том 24, №1, С 119-126.

7.                  Николаева В.В., Арина Г.А.. От традиционной психосоматики к психологии телесности. // Вестник Московского университета. –1996.-№2.

8.                  Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. 3-63  В.П. Зинченко, Т.С. Леви. — М.: ACT: ACT МОСКВА, 2007.— 733с.

9.                  Филиппова Г.Г. Психосоматические особенности ребенка в раннем онтогенезе // Перинатальная психология и психология родительства, 2004 г., №2.

 



Просмотров: 558
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Мать-основа развития ребенка
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Врач сказал - у вашего ребенка задержка психического развития.
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь