Особенности границ тела матерей, имеющих детей с хроническими соматическим заболеваниями

 

В последнее время отмечается значительное    ухудшение  состояния  здоровья детей, характеризующиеся ростом  заболеваемости,   изменением   возрастной структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. По оценкам Миздрава за 2005 г. хронические заболевания имеют около 60% больных детей.[1]

В наше время в психологических работах, посвященных  проблеме  хронически больных детей, в основном анализируются их психологических особенностей и влияние болезни на развитие личности ребенка.

Многими исследованиями также показано,  что тяжесть и нозология имеющегося у ребенка заболевания оказывают непосредственное влияние на успешность социально-психологической адаптации к школе. Чем «тяжелее» заболевание, тем труднее и длительнее происходит процесс социально-психологической адаптации больного ребенка к условиям школьной жизни.

Хроническое заболевание, в нормальный ход онтогенеза ребенка, создают условия его развития, новую, осложненную жизненную ситуацию. Эта ситуация обусловлена  взаимодействием актуального психического и телесного состояния ребенка, внутренних психических и органических процессов и внешних средовых факторов,  прежде всего таких как взаимоотношение с окружающими.[3]

Представляемое исследование проведено на базе Детской Кинической Больницы им. Филиппского Г.К. г. Ставрополя.

В исследовании участвовали 49 матерей в возрасте от 41 до 18 лет, где 33 матери с детьми с хронически соматическими детьми и 16 матерей со здоровыми детьми.

Так же дети возрастом от 1 до 10 лет, с диагнозами: аллергия, острый бронхит и бронхиальная астм, пневмония, пониженный гемоглобин, гайморит, гломерулонефрит.

Для исследования границ тела матерей, и имеющих детей с хронически соматическими заболеваниями использовано следующие методики:

1.      Методика «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» для исследования особенностей вербализации внутреннего телесного опыта (А. Ш. Тхостов, О.В. Ефремова); [4]

2.      Тест геометрические фигуры (А. Ш. Тхостова, Д. А. Бескова); [3]

3.      Тест – опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).[2]

При полученных данных аналируется последовательность выбираемых фигур по методики «Тест геометрические фигуры», матери ставящие на первое место фигуры с наличием углов с «плохой» формой или не замкнутой контуром (8,9) у них выявляется высокий показатель по шкале «кооперация» и «симбиоз» было обнаружена у 50% матерей, это свидетельствует,  о что, они щепетильно относятся к своим детям и делая при этом зависимыми от себя. Однако сравнение средних показателей (5; 4,8)симбиотическое отношения по группам выявило, что меньше всего они выражены в группе нормы.

По шкале «отношение к неудачам ребенка» чаще всего относятся матери с хронически соматическими детьми.

Те, матери которые выбирали, в качестве идеальной фигуры с множеством углов обладают высокими значениями по школе «симбиоз». Это можно объяснить тем, что множество углов свидетельствует на поиске дополнительных точек соприкосновение. Эти матери находят искомое в сокращении в психологической дистанции со своими детьми, т.е. в симбиозе. У большинства матерей соматическими заболеваниями с высоким показателем «симбиоз», наблюдалась завышенное количество дескрипторов интрацептивных ощущений, это связано с тем, что  переживают болезненные ощущения ребенка как свои, по сравнению с группой матерей имеющих здоровых детей.

Проводилось сравнение матерей выбравших в качестве идеальной фигуры с наличием углов или разомкнутые с показателями по методике «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» для исследования особенностей вербализации внутреннего телесного опыта (А. Ш. Тхостов, О.В. Ефремова), было выявлено, что у большинства матерей завышен показатель выбора дескрипторов интацептивных ощущений. Это связана с тем, что у этих матерей более богатый внутренний опыт проживания интрацептивных ощущений, из-за чего изменяется нормальная граница тела в сторону разомкнутого или с наличием углов.

По итогам, можно сделать следующие выводы:

1.      Выраженность таких родительских позиций, как «симбиоз», «кооперация» и «отношение к неудачам ребенка», больше присуще матерям с больными детьми, чем матерям здоровых детей.

2.      Выявлена взаимосвязь  между границами тела и дескрипторов интацептивных ощущений, матерей с хронически соматическими детьми.

Таким образом, матери, чьи дети страдают хроническими соматическими заболеваниями, формируют свое собственное отношение к болезни ребенка, они испытывают стрессогенные психоэмоциональные состояния и чувства по поводу болеющего ребенка.

 

Список литературы:

1.      Зерницкий О.Б.//семейная психология и семейная терапия №3, 2005г.

2.      Макушина О. П. Тенькова В.А. Методы психодиагностической работы с семьей. Издательство:полигрофический центр. – В.: ВГУ, 2008.

3.      Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. 3-63  В.П. Зинченко, Т.С. Леви. — М.: ACT: ACT МОСКВА, 2007.— 733с.

4.      Тхостов А.Ш., Елшанский С.П. Методическое пособие по применению теста «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» для исследования особенностей вербализации внутреннего опыта. М., 2003.

 



Просмотров: 586
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Исследование границ тела матерей, имеющих детей с хроническими соматическими заболеваниями
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Типы токсичного поведения матерей: влияние на личность ребенка
  • Типы матерей: женщины больше, чем матери
  • Проблемы детей матерей-одиночек
  • Гиперопека со стороны матерей заставляет детей переоценивать угрозу
  • Дочки холодных матерей. Выбор не тех мужчин.
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Дети бессердечных матерей
  • Дети депрессивных матерей
  • Дети матерей неспособных на любовь
  • Отношения матерей и дочерей
  • Шпаргалка для матерей, чьи дети готовятся к свадьбе
  • Отношения матерей и их взрослых дочерей.
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Что происходит с дочерьми несчастных матерей?
  • Почему матерей ненавидят?
  • О самооценке матерей в декрете
  • Кризис новорождённых матерей
  • Дочери несчастных матерей
  • Страхи одиноких матерей
  • 5 типов матерей и их детки
  • 5 типов токсичных матерей, калечащих жизни своих дочерей
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми
  • Типы матерей и последствия их воспитания
  • Хватит кидать камнями в матерей!
  • Чувство вины у дочерей нарциссических матерей.
  • Ошибки матерей в вопросах полового воспитания девочек
  • Ходят ли к психологам дочери любящих матерей? Опрос



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь