7% детей демонстрируют признаки клинически значимой социальной тревожности (РСТ) — они избегают общения с незнакомыми людьми, публичных выступлений и отказываются от занятий / общения со сверстниками / походов в школу, чтобы не сталкиваться с дистрессом. Этиология РСТ неясна, но когнитивная модель предполагает участие родителей. Немецкие психологи смогли продемонстрировать, как матери с РСТ делают своих детей предрасположенными к развитию проблем с тревожностью.
Ученые предположили, что мать заставляет ребенка переоценивать угрозы через поощрение избегающего поведения и наказание контактирующего поведения. Для проверки гипотезы психологи пригласили 54 матерей (27 с РСТ, 27 без РСТ) с детьми в возрасте 9-13 лет и предложили детям решать сложные головоломки на скорость (имитация работы над домашним заданием и школьными проектами) в присутствии мамы. Родителям не запрещали и не предлагали помогать детям. Экспериментаторы наблюдали за поведением матерей и оценивали количество непрошеной помощи, ее навязчивость и количество прикосновений к пазлу от 0 (совсем не было) до 8 (постоянно).
Анализ данных показал, что матери с РСТ сильнее вмешиваются в деятельность своих детей (6.7 балла из 8 по шкале прикосновений к пазлу для группы РСТ и 5.4 балла из 8 для группы контроля; t(51) = −1.92, p = .01, d = −0.54), несмотря на отсутствие различий в беспомощности между детьми из двух групп. В тоже время, дети матерей с РСТ демонстрируют меньшую удовлетворенность работой и чаще сопротивляются действиям родителя (F(6,46) = 2.67, p = .05, η^2 = .23). Результаты согласуются с предположением, что матери лишают ребенка возможности проявить себя (решать головоломку) и поощряют избегающее поведение (сидеть и ждать, пока мама разберется), делая своих детей уязвимыми к тревожным расстройствам.
Работа не объясняет другую важную проблему тревожных расстройств — почему избегающее поведение по отношению к объективно безопасным ситуациям не угасает? Процедура, которую матери с РСТ чаще применяли к своим детям, называется дифференциальным наказанием другого поведения (DRO) — испытуемый систематически получает наказания за активность и пассивное наблюдение за тем, как мать собирает пазл, это единственная доступная альтернатива. Избегающее поведение предотвращает контакт с наказаниями и не исчезает, потому что лишает ребенка возможности проверить, действительно ли вслед за активностью все еще следует наказание. Поведенческие эксперименты и экспозиционная терапия восстанавливают контакт с последствиями действий, что объясняет их эффективность в устранении последствий процедуры DRO.
Работа опубликована 18 января в Cognitive Therapy and Research.
Готовность пойти на риск помогает двигаться к мечтам. Помогаю жить полной жизнью со страхом и сомнениями. 2000 руб. / неделя, Skype, запись через раздел "Консультация".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.