|
Представления об идеальной семье у детей-сиротАвтор статьи: Деменева Анна Евгеньевна
А.Е.Деменева, А.Г.Мехоношина, Пермский государственный университет
В последнее десятилетие усилился кризис семьи как социального института. Одной из значимых характеристик неблагополучия современной семьи является сокращение количества рождающихся детей. Массовая «однодетность» семьи приводит к тому, что социализация ребенка проходит через «монополию» наставничества родителей при отсутствии социализации в группе братьев и сестёр. В наши дни семья к тому же перестала быть единственной средой, в которой воспитывается и развивается ребёнок [2]. Появляются разнообразные типы детских учреждений – от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других дети проживают пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В третьих дети пребывают постоянно, и лишь немногих из них изредка и ненадолго навещают родственники. Эти учреждения называются закрытыми [3]. В детской психологии давно показано, что недостаток родительской любви и ласки может определить наличие у детей эмоциональной депривации, которая в последствии становится фактором деформации личности [1]. Наша работа посвящена исследованию представлений об образе идеальной семьи у детей-сирот, находящихся в закрытых детских учреждениях. Идеальный образ семьи ребенка-сироты во многом определяет характеристики его развивающейся личности – будущего члена общества XXI века. Этому вопросу, на наш взгляд, до сих пор уделялось недостаточно внимания, а так же невелико количество работ, посвященных проблеме образа семьи у детей, воспитывающихся в детских учреждениях закрытого типа - этим и обусловлена актуальность и новизна нашей работы. Цель настоящего исследования – изучить особенности представлений об образе идеальной семьи у детей – сирот младшего подросткового возраста. Объект исследования – представления об образе идеальной семьи у детей. Предмет исследования – особенности представлений об идеальной семье у детей – сирот младшего подросткового возраста (в сравнении с детьми, воспитывающихся в семьях). В исследовании приняли участие дети из государственного учреждения системы социальной защиты населения «Областной центр для несовершеннолетних «Дом надежды» г.Перми и дети«5а» и «5б» классов гимназии № 4 имени братьев Каменских г.Перми. Возраст испытуемых 11-14 лет. Количество респондентов:
Методы и методики исследования В исследовании представлений об образе идеальной семьи у детей – сирот были использованы следующие методики:
Результаты были обработаны с помощью метода контент - анализа, а так же φ – критерия углового преобразования Фишера. Для проверки правомерности выделения эмпирических индикаторов категорий была проведена процедура экспертного оценивания. Основные результаты исследования В результате применения процедуры контент - анализа сочинений были выделены следующие категории:
10. «Общие выражения». Итак, по результатам прямого ассоциативного теста были получены достоверные различия по двум категориям:
Таким образом, у сирот идеальная семья чаще ассоциируется с целостностью семьи, полнотой её членов. Так же делается акцент на отсутствие «негатива» – желание, чтобы в семье не обижали, не кричали, не били, не издевались и т.д. В результате применения процедуры контент - анализа рисунков были выделены следующие категории:
Методика «Рисунок семьи» показала достоверные различия так же по двум категориям:
Часто встречающиеся рисунки домов говорят о потребности детей в доме как месте, куда можно придти, жить, чувствовать себя защищенным, а также это говорит о том, что дети избегают рисовать людей, с которыми в этом доме они могли бы жить, – членов семьи. Также дети – сироты чаще рисуют на части листа, внизу слева или по центру. Рисунки в основном схематические, не детализированные. Это может свидетельствовать об отсутствии у детей полного, четкого образа семьи, изолированности самих детей от социального окружения. Их образ семьи размыт, диффузен, не несет эмоциональной нагрузки. Дети же, воспитывающиеся в семье, чаще всего рисуют на полный лист, по центру, прорисовывая персонажей, что говорит о большей уверенности в себе и своем окружении, о чувстве защищенности, принадлежности и эмоциональной стабильности. Таким образом, гипотеза исследования о существовании значимых различий в представлениях об идеальной семье у детей – сирот и детей, воспитывающихся в семье, в целом нашла свое подтверждение. Библиографический список:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|