Представления об идеальной семье у детей-сирот

А.Е.Деменева, А.Г.Мехоношина, Пермский государственный университет

 

В  последнее десятилетие усилился кризис семьи как социального института. Одной из значимых характеристик неблагополучия современной семьи является сокращение количества рождающихся детей. Массовая «однодетность» семьи приводит к тому, что социализация ребенка проходит через «монополию» наставничества родителей при отсутствии социализации в группе братьев и сестёр. В наши дни семья к тому же перестала быть  единственной средой, в которой воспитывается и развивается ребёнок [2].

Появляются разнообразные типы детских учреждений – от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других дети проживают пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В третьих дети пребывают постоянно, и лишь немногих из них изредка и ненадолго навещают родственники. Эти учреждения называются закрытыми [3].

В детской психологии давно показано, что недостаток родительской любви и ласки может определить наличие у детей эмоциональной депривации, которая в последствии становится фактором деформации личности [1].

Наша работа посвящена исследованию представлений об образе идеальной семьи у детей-сирот, находящихся в закрытых детских учреждениях.

Идеальный образ семьи ребенка-сироты во многом определяет характеристики его развивающейся личности – будущего члена общества XXI века. Этому вопросу, на наш взгляд, до сих пор уделялось недостаточно внимания, а так же невелико количество работ, посвященных проблеме образа семьи у детей, воспитывающихся в детских учреждениях закрытого типа - этим и обусловлена актуальность и новизна нашей работы.

Цель настоящего исследования – изучить особенности представлений об образе идеальной семьи у детей – сирот младшего подросткового возраста.

Объект исследования – представления об образе идеальной семьи у детей.

Предмет исследования – особенности представлений об идеальной семье у детей – сирот  младшего подросткового возраста (в сравнении с детьми, воспитывающихся в семьях).

В исследовании  приняли участие дети из государственного учреждения системы социальной защиты населения «Областной центр для несовершеннолетних «Дом надежды» г.Перми  и  дети«5а» и «5б» классов гимназии № 4 имени братьев Каменских г.Перми. Возраст испытуемых 11-14 лет. Количество респондентов:

  • 25 детей – сирот (11 девочек и 14 мальчиков);
  • 25 детей, воспитывающихся в семье (15 девочек и 10 мальчиков).

Методы и методики исследования

В исследовании представлений об образе идеальной семьи у детей – сирот были использованы следующие методики:

  • Прямой (свободный) ассоциативный тест с инструкцией «Напиши слова, которые приходят тебе в голову при словах «идеальная семья»; 
  • Проективная методика «Рисунок семьи».

Результаты были обработаны с помощью метода контент - анализа, а так же φ – критерия углового преобразования Фишера. Для проверки правомерности выделения эмпирических индикаторов категорий была проведена процедура экспертного оценивания.

Основные результаты исследования

 В результате применения процедуры контент - анализа сочинений были выделены следующие категории:

  1.  «Члены семьи»;
  2.  «Материальные ценности»
  3.  «Природа»;
  4.  «Полнота семьи»;
  5. «Сплочённость семьи»;
  6. «Чувства, качества и характеристики с отрицанием «не»;
  7. «Развлечения»;
  8. «Домашние животные»;
  9. «Деятельность»;

10. «Общие выражения».

Итак, по результатам прямого ассоциативного теста были получены достоверные различия по двум категориям:

  • «Чувства, качества, характеристики с отрицанием «не» (φ=2.517;p ≤0,01);
  • «Полнота семьи» (φ=2.786;  p≤0,05).

Таким образом, у сирот идеальная семья чаще ассоциируется с целостностью семьи, полнотой её членов. Так же делается акцент на отсутствие «негатива» – желание, чтобы в семье не обижали, не кричали, не били, не издевались и т.д.

В результате применения процедуры контент - анализа рисунков были выделены следующие категории:

  1. Размер рисунка;
  2. Расположение рисунка;
  3. Схематическое изображение фигуры человека (людей); 
  4. Рисунок  дома. 

Методика «Рисунок семьи» показала достоверные различия так же по двум категориям:

  • «Схематическое изображение фигуры человека (людей)» (φ= 2.323; p ≤0,05);
  • «Рисунок дома» (φ=2.34;p≤0,05).

Часто встречающиеся рисунки домов говорят о потребности детей в доме как месте, куда можно придти, жить, чувствовать себя защищенным, а также это говорит о том, что дети избегают рисовать людей, с которыми в этом доме они могли бы жить, – членов семьи. Также дети – сироты чаще рисуют на части листа, внизу слева или по центру. Рисунки в основном схематические, не детализированные. Это может свидетельствовать об отсутствии у детей полного, четкого образа семьи, изолированности самих детей от социального окружения. Их образ семьи размыт, диффузен, не несет эмоциональной нагрузки.

Дети же, воспитывающиеся в семье, чаще всего рисуют на полный лист, по центру, прорисовывая персонажей, что говорит о большей уверенности в себе и своем окружении, о чувстве защищенности, принадлежности и эмоциональной стабильности.

Таким образом, гипотеза исследования о существовании значимых различий в представлениях об идеальной семье у детей – сирот и детей, воспитывающихся в семье, в целом нашла свое подтверждение.

 

Библиографический список:

  1. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 192 с.
  2. Кулиш О.Г. Образ благополучной и неблагополучной семьи у детей разного психологического возраста //Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х частях. – Часть 1/ под общей редакцией доктора псих.наук В. К. Шабельникова и кандидата псих. наук А.Г. Лидерса. – М.: 2003 – 328 с.
  3. Фененко Ю.В. Социология. М., 2008. С.48.Целуйко В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. - Волгоград, 2006. 251 с.

 

 

 

 



Просмотров: 549
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Значение экскурсией для детей – сирот , воспитывающихся в государственных учреждениях
  • Давайте работать на качество устройства детей в семьи, а не на количество
  • Будущее общества зависит от семьи и детей
  • След неудачных отношений. История болезней детей одной семьи.
  • Сохранение семьи ради детей
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Развод, как пережить крушение семьи без детей.
  • Инициации, как необходимые этапы в жизни семьи и детей.
  • Развитие детей вне зависимости от материального положения семьи
  • Роль семьи в развитии психосоматических заболеваний детей
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Эволюция семьи: от патриархальной семьи к гражданскому браку
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Вечные ценности и дети... Воскрешение архетипа семьи
  • Дети - зеркало семьи
  • Дети – цемент семьи
  • Что испытывают дети из семьи алкоголиков
  • Практическая семейная диагностика. Методика «Рисунок семьи»
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Взрослые дети алкоголиков/из дисфункциональной семьи
  • Гомосексуальные семьи и их дети. 35 лет исследований и подведение итогов
  • Топ-5 детских навыков из семьи. Чему научить дома?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь