Программа психологической реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.

Автор статьи: 404

1. О проблемах наркологических заболеваний у жителей г. Краснодара и Краснодарского края.

В последние годы общественно-политическая и экономическая ситуация в стране с ее нестабильностью, ухудшением демографических показателей и изменениями в системе социальных и персональных ценностей с неизбежностью спровоцировала массовое распространение  пьянства и наркологических заболеваний у населения.

Особенно серьезной проблемой, носящей глобальный характер и вызывающей растущую тревогу всего мирового сообщества, является рост злоупотребления наркотическими средствами и их незаконный оборот. Негативные последствия возросших масштабов алкоголизации и наркотизации, в свою очередь, самым существенным образом сказываются на морально-психологической атмосфере общества, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок, не говоря уже о здоровье нации.

Программа психологической реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией

В связи с этим, не случайно, многие отечественные эксперты начинают говорить   об угрозе “генофонду нации”, “алкогольном геноциде” народа  и т. п.

Особую обеспокоенность вызывают темпы распространения наркологических заболеваний среди молодежи. В силу возрастных психофизических особенностей дети и подростки наиболее восприимчивы ко всем, в т. ч. и отрицательным макро - и микросоциальным  воздействиям. Согласно данным ВОЗ, почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет.

Анализ показателей учтенной заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией среди несовершеннолетних в Краснодарском крае свидетельствует о неблагоприятной тенденции к росту, совпадающей с динамикой аналогичных показателей по Российской Федерации.

За последние семь лет заболеваемость несовершеннолетних алкоголизмом выросла в три раза, наркоманией - в 4,5 раза, токсикомании – почти в два раза. В 1995-1996 годах впервые стали регистрироваться у подростков случаи алкогольных психозов (белой горячки и др.), что подтверждает факт утяжеления течения болезни и рост общего числа алкоголиков среди подрастающего поколения.

Одновременно происходит сдвиг в структуре потребляемых молодежью препаратов в сторону более сильных, быстрее вызывающих психическую и физическую зависимость, веществ. Некоторое колебание к снижению заболеваемости токсикоманией и затем вновь к повышению (по данным краевой наркологической больницы) вызвано, очевидно, как исчезновением у подростков "моды" на вдыхание паров средств бытовой химии, так и большей доступностью приобретения наркотиков и наркосодержащих суррогатов.

Темп распространения    наркологических    заболеваний среди несовершеннолетних имеет те же тенденции.

По состояниюна 01.01.2000г. на диспансерном и профилак­тическом учете в наркологических диспансерах и кабинетах края состоит 2244 несовершеннолетних потребляющих алкоголь, нарко­тические и токсические одурманивающие вещества, в т.ч. 326   детей.

Отмечается дальнейшее перераспределениев процентном со­отношении видов наркомании в сторону “тяжелых”наркотиков вводимых внутривенно.

Несмотря на то, что официальная статистика по ряду причин является не полной (известно, что на 1 зарегистрированный случай приходится 10 - 15 не выявленных), анализ этих данных подтверждает ухудшение  ситуации, связанной с употреблением наркотических средств в крае несовершеннолетними.

Наркологическая ситуация в Краснодарском крае за последние 7 лет значительно ухудшилась. Число подростков, состоящих на диспансерном и профилактическом учете по поводу наркомании и токсикомании, увеличилось почти в 2 раза.

В спектре потребляемых наркотических средств процент тяже­лых наркотиков вводимых внутривенно подростками выше, чем у взрос­лых и составляет 88,4 %.

В целях изучения возрастающей заболеваемости наркопатологией среди детского и подросткового населения, а так же разработки специфических профилактических мероприятий за 2,5 учебных года в местных условиях специалистами Краснодарского краевого наркологического диспансера было проанкетировано более 12000 учащихся школ г. Краснодара. Анкетирование осуществлялось среди учащихся школ и параллельно среди учащихся на улицах города.

При анализе полученных данных выявлено: 38 % школьников име­ют друзей или знакомых, пробовавших или употребляющих наркотики и токсические вещества, при уличном опросе эта цифра в ответах школьников составила 85 %.  Предлагали попробовать наркотики - 16 % школьников, при уличном опросе эта цифра была гораздо выше и сос­тавила 62 %. На вопрос "Пробовали ли Вы наркотики или токсические вещества?", только 14 % школьников ответили утвердительно. На ули­це такие ответы составили 46 %.

При опросе в школах 94 % учащихся не смогли назвать причину употребления наркотиков. При уличном же анкетировании 26 % школь­ников пробовали наркотики из интереса, 9 % - за компанию, 60 % не сформулировали причину употребления. На вопрос: “Хотели бы Вы попробовать наркотик?”, только 8 % школьников ответили утвердительно.

И наконец, об отношении опрошенных к "легкому" наркотику - анаше: 22 - 24 % школьников в обеих группах считают, что анаша не вызывает привыкания.

При приведенных данных видно, что при проведении уличного анкетирования ответы детей и подростков более правдивые, а полу­ченная информация более достоверная, отражающая реальное положе­ние дел.

Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском зара­жения различными инфекциями, включая СПИД. Лечение и освобожде­ние от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими мате­риальными и моральными затратами.

Кроме того, наркотики приносят ощутимый вред не только тем, кто их употребляет, но и близким, окружению, обществу в целом.

Наркоманию можно рассматривать, как "заразное" заболевание, распространение которого происходит внутри групп. Поэтому невоз­можно "изолированное" существование наркомана в среде: рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потреб­ления наркотиков.

Исходя из этого, нельзя рассматривать медикаментозное лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с расп­ространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать по­ложительного результата.

Основной акцент в процессе лечения должен ставиться на тесном сотрудничестве врача-нарколога с психологом на первых этапах, а в дальнейшем в процессе реабилитации всецело на психолога. Необходимость такой работы признается сегодня и вра­чами, и психологами и педагогами, и общественностью.

До настоящего времени учеными не разработаны эффективные методы лечения и реабилитации. Нуждается в пересмотре существующая система взаимоотношений между различными государственными структурами, а также общественными движениями.

Ресурсная     материально-техническая,     кадровая     обеспеченность наркологической службы слабая. В связи с этим, результативность принимаемых мер остается крайне низкой. Прогноз распространения наркологических заболеваний принимает характер эпидемии, не поддающейся контролю со стороны органов здравоохранения. Это опасно в государстве со слабым законодательным контролем и требует государственных, преимущественно правовых, социальных, педагогических мер противодействия.

В литературе приводится следующее ранжирование факторов, влияющих на здоровье населения к так называемым "социально-зависимым" заболеваниям (таким как туберкулез,  венерические,  психические  и наркологические), в распространенности которых необычайно высок удельный вес социальных (немедицинских факторов).

Общепринято, что здоровье человека зависит:

-          на 25% от его наследственности,

-          на 25-30% - от социальной и экологической среды обитания,

-          еще на 25 - 30% определяется образом жизни, который ведет индивидуум,

-          и только на 10 -20% зависит от уровня организации медицинской помощи.

Отсюда со всей очевидностью видны роль семьи как социальной ячейки общества и необходимость ее укрепления, а также значение дошкольных учреждений, школы, среднетехнических и высших учебных заведений, других социальных институтов в формировании стереотипов здорового образа жизни и негативного отношения к потреблению одурманивающих веществ.

В связи с этим генеральным директором ООО «Реабилитационный центр Боршнякова» г. Краснодара Боршняковым Александром Михайловичем, при поддержке специалистов врачей-наркологов, психологов, социальных работников, разработана масштабная программа по профилактике и реабилитации людей, имеющих наркозависимость, а также определяются пути оздоровления населения города и края.

Вместе с тем многогранность указанной проблематики, ее злободневность, а также низкая эффективность проводимых мероприятий диктуют необходимость более  радикального,  государственного  подхода  к решению  вопросов противодействия распространению пьянства и наркологических заболеваний  среди населения, особенно среди подрастающего поколения.

2. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ  И  НАРКОМАНИЕЙ.

Реабилитация пациентов проходит в пять эта­пов. На первом* этапе безболез­ненно, в течение 3-5 дней сни­мается физическая зависимость. Параллельно больной проходит полное медицинское обследова­ние на выявление острых и хрони­ческих заболеваний, после чего назначается лечение, направлен­ное на полное восстановление организма. Этот этап может проводиться на базе наркологического диспансера в стационаре или амбулаторно.

Второй* этап — это ра­бота с физическими и эмоцио­нальными последствиями упо­требления наркотиков и алкого­ля, такими, как нарушение сна, агрессивность, депрессия и т.д. Для более точной и подробной картины на этом этапе проводиться полное компьютерное психологическое тестирование для выявления психической и физиологической (биологической) зависимости от заболевания, выявление определенных особенностей личности и так далее.

На третьем** этапе начинается работа психотерапевтов и психо­логов. Происходит закрепление установки пациента на отказ от наркотиков или алкоголя и ориентация на здо­ровый образ жизни, прорабаты­ваются глубоко скрытые психоло­гические проблемы, осознаются потери, связанные с болезнью, осознается сама болезнь. Разви­вается готовность пациента к изменениям в жизни и в себе самом. Параллельно проходит ра­бота психотерапевта с близкими пациентов, пережившими лич­ную трагедию в связи с болезнью сына, дочери, мужа, жены и т.д. ООО «Реабилитационный центр Боршнякова» оказывает бес­платную консультативную помощь родственникам больного.

Четвертый** этап — полная психологическая реаби­литация пациента, которая про­водится при помощи совре­менных направлений психоте­рапии, признанных во всем мире наиболее эффективными в лече­нии наркомании и алкоголизма, такие как психоанализ, гештальт-терапия, психосинтез, психодрамма, эриксоновский гипноз, трансперсональная психология, техники саморегуляции и релаксации, различные формы групповой работы, в том числе — программы 12 шагов, а также совместная групповая работа пациентов и их близких (жен, мужей, родителей, братьев, сестер). Таким образом, пациент приобретает необходимые знания и навыки для самостоятельного поддержания здорового образа жизни и отказа от наркотиков и переходит к пятому**  этапу.

Пятый этап направлен на выравнивание эмоцио­нального состояния пациента и помогает ему поддерживать трезвый образ жизни. Этот этап длится в течение 9-18 месяцев. Во время этого этапа проис­ходит наблюдение за состоянием пациента, проводится групповая психотерапия, вырабатывается индивидуальный план самостоя­тельной работы для поддержания трезвой жизни.

*  1-2 этап проводят врачи-наркологи краевого или городского наркодиспансера

**  3-5 этап проводят психологи ООО «Реабилитационный центр Боршнякова».

 

3. Программа комплексной психофизиологической реабилитации наркозависимых и членов их семей.

Наркологическая зависимость не может быть вы­делена как отдельное направление, по­скольку зависимость — одно из множества последствий глубинного внутриличностного конфликта.

В большинстве случаев пристрастие к наркотикам, алкоголю — это суррогатное восполнение дефицита любви, внимания, полноты жизни. Действительное осознание истоков проблемы, готовность человека сделать шаг навстречу себе самому делает возможным формирование новых интересов, приорите­тов, жизненных ценностей.

Наша программа направлена на пре­одоление психофизиологической зависимости, формирование новых целостной личности. Про­должительность прохождения клиентом программы — 1 год после заключения дого­вора.

Принципы работы:

1. Личностно-ориентированный подход.

2. Интегративная модель психотерапии, в основе которой используется динамическая психотерапия.

3. Отношение к наркотической, алкогольной зависимости как к глубокому внутриличностному кон­фликту.

4. Вовлечение значимых близких в работу с зависимостью.

5. Установление партнерских отношений между участниками программы.

6. Использование творческого самовыра­жения как основы формирования зрелой личности на этапе реабилитации.

В программе работают:

Психолог, психиатр-нарколог, которые используют различные направления психотерапии, имеют специализации по ведущим направлениям психотерапии.

Структура программы:

1. Работа с клиентом:

- индивидуальная работа с психологом (40%);

- групповая работа для наркозависи­мых и членов их семей (25%);

- профилактическая и просветитель­ская работа (20%);

- динамическая психодиагностика (10%);

- поддерживающая терапия (5%). 

На протяжении всего периода  врач психиатр-нарколог проводит комплексную терапию направленную на востановление нарушенных биохимических и нейрофизиологических процессов организма.

2. Работа в команде: проведение клини­ческих конференций, внутренних семина­ров, клинических разборов, супервизии, ор­ганизационных совещаний.

Описание составляющих комплексной программы

Динамическая психодиагностика.

Проводится для оценки эффективности работы программы, а также своевременного внесения индивидуальных изменений в процессе реабилитации. Является частью работы комплекса на начальном и заверша­ющем этапах взаимодействия с клиентом в течение года. Критерии психологической диагностики представлены следующим образом:

Критерии   самооценки

1. Самооценка

2. Качества личности

3. Мотивация на реабилитацию

4. Стратегии поведения

5. Отношение с окружающими

6. Эмоциональное состояние

7.Уровень осознания проблем

8. Жизненные ценности

9. Алексетимия

Диагностическая   методика

1. Мотивация потребления алкоголя, наркотиков

2. Мотивация воздержания от алкоголя, наркотиков

3. «Q – классификация» В. Стефенсона

4. Ко-терапевтическая система «КЕЛЛИ - 98»

5. Диагностика межличностных отношений Т. Лири.

6. Психодиагностическая компьютерная система «СТАТУС».

7. Опросник Р. Кеттелла

8. «Ценностные ориентации» М. Рокича

9. Торонтская Шкала Алексетимии

Кроме того, как диагностические меро­приятия используются:

1. Опросник для повышения эффектив­ности психотерапии (заполняется клиентом после первой индивидуальной сессии пси­хотерапии).

2. Опросник для наркозависимых и со-зависимых (заполняется в первый и послед­ний месяцы работы в программе).

Индивидуальная работа психолога-психоаналитика и психиатра-нарколога. 

Основным направлением работы с кли­ентом является интегративная личностно-ориентированная психотерапия в индиви­дуальном режиме. Работа с осознанием глу­бинных    механизмов зависимости, реконструкция жизненного сценария, сня­тие психологической зависимости от быв­шего окружения. Формирование психологи­ческой и социальной зрелости. Работа предполагает две линии:

1. Работа с наркозависимыми. Бригад­ный подход заключается в том, что с клиен­том автономно работают сразу несколько специалистов: психиатр - нарколог,  психолог-психоаналитик. На определенных этапах работы проводятся рефлексивные конференции, целью которых является коррекция про­граммы дальнейшего взаимодействия.

2. Работа с созависимыми.

Выявление причин межлич­ностных конфликтов, ре­конструкция моделей взаи­модействия в семье. Созда­ние благоприятного психо­логического климата в се­мье.

Групповая работа.

Общие цели и задачи проекта:

Цель: помощь наркоманам, алкоголикам в преодоле­нии психологической зависимости посредством спонтанного самовыражения на осно­ве творчества и его динамического анализа. Задачи — создание кабинета для работы групп.

Ключевая задача группы психотерапии:

— научить переносить полученный пози­тивный опыт в реальную жизнь, сформиро­вать новый жизненный сценарий, где нет места наркотикам, алкоголю.

Режим работы группы:

Количество участни­ков в каждой группе — от 4 до 16 человек. Продолжительность каждой группы — 40 часов. Режим работы — 3 ра­за в неделю по 3 часа в течение 3-х недель, 12-часовой марафон, госте­вой вечер.

Уникальность этой группы в сле­дующем:

- холистический подход позво­ляет рассматривать наркозависимого как часть единой системы семьи. Совместное участие в группе наркозависимых и их близких позволяет заглянуть во внутренний мир друг друга, сформировать новые отноше­ния. В группе это достигается через параллельную работу двух кругов:

один круг является наблюдателем активной работы другого, затем они меняются;

- методы психотерапии предоставляют возможность понимания собственного вну­треннего мира и выступают здесь основным инструментом в работе с алекситимией*;

- интегративный личностно-ориентированный подход позволяет участникам груп­пы почувствовать ответственность и сфор­мировать активную жизненную позицию;

- для наркозависимых и их родственников — возможность бесплатно познакомиться с ресурсом психотерапии и психологии в работе с зависимостью.

Все кандидаты проходят специальный предварительный отбор. Критерии отбора в группу:

- предварительное освобождение от физической зависимости;

- высокая мотивация (собственное же­лание) на участие в группе, которая опреде­ляется через индивидуальное собеседова­ние и групповую встречу;

- готовность к долгосрочной программе взаимодействия;

- участие в группе созависимого (само­го близкого человека).

Основные задачи группы:

снятие внутреннего напряжения, отреагирование эмоций;

- работа с алекситимией;

- замещение влечения к наркотикам, алкоголю но­выми ценностными установками;

- раскрытие творческого потенциала;

- работа с самооценкой;

- раскрытие внутренних резервов;

- анализ различных форм психологиче­ской защиты;

- формирование новой системы взаимо­отношений в семье и с окружающими.

Критерии оценки результатов работы группы складываются из рефлексии:

- терапевта и ко-терапевта;

- одного круга (наркозависимых) дру­гим (созависимые) и наоборот;

- самих себя в группе;

- каждого из участников по отношению к группе;

- всей группы по отношению к каждому из участников.

После завершения группы проводится гостевой вечер с привлечением представи­телей СМИ. По форме это открытая группа встреч, двухкруговка (один круг — наркозависимые и созависимые, второй круг — представители СМИ и заинтересованных структур администрации города). Цель гос­тевого вечера:

• Донесение до населения информации о современном понимании механизмов формирования психологической зависимо­сти от наркотиков, алкоголя и результатах работы групп как наглядного примера возможнос­тей психотерапии;

• Шеринг, предоставление возможности участникам группы отрефлексировать, что с ними произошло и поделиться своим опы­том участия в группе с окружающими через газеты, телевидение, радио.

Содержание вечера:

1 часть: выставка рисунков участников программы;

2 часть: живое общение между участ­никами программы и представителями СМИ и администрации;

3 часть: заполнение книги отзывов.

Профилактика и просветительская работа:

Основными задачами этих мероприятий являются:

1. Разъяснение причин возникновения и формирования психологической зависи­мости (в том числе и наркотической).

2. Разъяснительная работа с населени­ем, информирование о возможностях пси­хотерапии и психологии, а так же о психоги­гиене.

3. Информирование населения о ком­плексной программе и других направлениях работы. «Выращивание клиентов» — форми­рование заказа на психотерапию.

Существует очная и заочная формы ра­боты. К очной форме работы относятся про­ведение семинаров для работников допол­нительного образования и организаторов школ, выступления на родительских конфе­ренциях в школах, беседы с подростками на классных часах, проведение круглых столов участников психотерапевтической группы с представителями СМИ.

К заочной форме относится рабо­та со СМИ. Участие в теле- и радиопе­редачах, подготовка статей и инфор­мационных материалов о работе про­граммы.

Последующее взаимодействие в рамках проекта «Комплексной реабилитации наркозависимых и членов их семей»

Работа внутри команды:

• проведение клинических раз­боров, конференций, внутренних обу­чающих семинаров по проблемам ре­абилитации наркозависимых;

• рефлексия полученного опыта работы программы;

• создание (с учетом полученного опы­та) технологии работы по «Комплексной ре­абилитации наркозависимых».

Работа с клиентами:

Проведение поддерживающих меро­приятий:

• осуществление преемственности меж­ду клиентами, находящимися на разных эта­пах реабилитации;

• формирование потребности в посто­янном личностном росте, саморазвитию;

• психологическая поддержка участни­кам программы:

- проведение открытых групп встреч с участниками программы в течение года;

- обращение по возникающим сложным вопросам (не в рамках программы).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. 

Наркомания — состояние временной или хронической интоксикации, вызываемое употреблением натуральных или синтетических токсических веществ.

Общая характеристика наркомании:

1) непреодолимое влечение к приему наркотиков;

2) тенденция к повышению количества принимаемого вещества;

3) психическая, а ино­гда и физическая зависимость от наркотиков.

Психическая зависимость возникает в процессе привыкания к наркоти­ку. Чаще всего наблюдается так называемая негативная привязанность: прием наркотика для того, чтобы избавить­ся от напряжения и плохого самочувствия.

Позитивная привязанность .

Алекситимия (греч. a — отрицание, lexis — слово, thyme — чувство) — неспособность пациента называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, т. е. переводить их в вербальный план. Это явление было описано Р. Е. Зифнеосом (R. Sifneos) в 1967 г. и рассматривалось им как предпосылка развития психосоматических заболеваний.

ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.

 Вдыхание ингаляторов

Вдыхание паров различного вида веществ (клей “Момент”, пары бензина, растворители типа 646 и др.) наиболее популярно среди молодежи из малообеспеченных семей и детей.

Эффект — эйфория (повышенное настроение, благодушие, легкость, невесомость). На ранних этапах можно распознать такие признаки увлечения как клей в кармане, характерный запах, затуманенность взора, замедление двигательных реакций и речи. Речь становится маловыра­зительной, вялой или сбивчивой. Нарушаются познавательные процессы: память, внимание, мышле­ние.

Ребенок буквально “глупеет на глазах”. Настроение может меняться от агрессии к полной апа­тии, сонливости на депрессивном фоне. Теряется аппетит, нарушается сон, подросток может жало­ваться на зуд в носовых ходах, во рту.

 Гашиш и марихуана

Первое, что может броситься в глаза, — это потеря интересов (демотивационный синдром). Вни­мание нарушается, появляется рассеянность. Скорость реакций замедляется, подросток может стать подозрительным, скрытным. В лексиконе появляются новые слова: “план”, “травка”, “пыхнуть”, “та­щиться”, “встрять”, “приколоться”...

Внешне это может проявляться покраснением глаз, жалобам  на сухость во рту, учащенное серд­цебиение.

Искусственные наркотики (амфитамин, эфедрон)

Первое на что следует обратить внимание — это расстройства сна и снижение аппетита, появле­ние беспокойства, приступов депрессии, раздражительности. При употреблении наркотика — сверх­возбужденное поведение, быстрая, несколько захлебывающаяся речь, блеск в глазах, резкость или излишняя плавность движений.

Часто, возникают сильные сексуальные импульсы, нередко извра­щенного характера. После всплеска эйфории возникает такой же интенсивности депрессия. Подро­сток может часами лежать на кровати безвольно смотреть в потолок. На этом фоне могут возникнуть параноидные состояния, бред преследования и т. п.

Барбитураты

У подростка неожиданно появляется подозрительный интерес к фармакологии. После приема таблеток может возникнуть сонливость. Причем сон длится до десяти часов и более, однако, просы­пается вялым и усталым.

Похмельное состояние после употребления большой дозы таблеток харак­теризуется тревожностью, депрессией, раздражительностью, ослаблением памяти и мыслительных способностей. Голос становится тихим, речь монотонной, мало модулированной. Следом возникает хроническая бессонница, снижение сексуального влечения, нарушение менструального цикла у де­вушек.

Опиаты

Обнаружение шприца — серьезный повод для беспокойства. Необходимо произвести осмотр вен. Суженные зрачки, бледность кожи и сухость слизистой оболочки глаз подсказывают, что нарко­тик принимался недавно. Без наркотика возникает “ломка”. Подросток мечется с сильным желани­ем принять наркотик, убегает из дома. Появляется своеобразное чихание, иногда кровотечение из носа, взор встревоженный, зрачки расширены почти во всю радужку.

После месячного “сидения на игле” возникает слезотечение, тошнота, рвота, сильные боли в суставах. До этого диагностичными признаками могут быть: нарушение сна, постоянная зевота, ощущение озноба, учащение сердечного ритма и повышение давления, потливость, перепады настроения.

Кокаин

По способу употребления кокаин вдыхают носом (порошок и пары) или курят (паста). Кокаини­сты принимают наркотик по три — четыре раза в день. При употреблении подросток испытывает оргазмический всплеск, энергетический подъем, притупляются болевые ощущения, краски становятся ярче.

К внешним признакам, по которым можно распознать прием кокаина, можно отнести некоторую шаткость походки, смазанную речь, мелкое дрожание радужки глаз, двигательное беспокойство, на­рушение сна и аппетита. Появляются болтливость, самоуверенность, сексуальная расторможенность.

Отмена наркотика вызывает те же признаки “ломки”, что и при отмене опийных препаратов: тремор (дрожание) языка, век, вытянутых рук, тошноту и рвоту, высокое давление, головную боль. Мо­гут возникать зрительные галлюцинации, бред преследования, тактильные галлюцинации — полза­ние по телу насекомых и т. п.

КАК ВЫГЛЯДЯТ НАРКОТИКИ?

Героин (“гера”) — белая или коричневая пудра, получаемая из морфина. Опиаты (“терьяк”, “опиюха”) — различные вещества, такие как опий, морфин, героин, экстрагирован­ные из мака.

Опий-сырец (“ханка”, “химанка”) — вязкое вещество разных оттенков коричневого цвета. Раствор ацетилированного опия (“раствор”) — готовится из сухой измельченной маковой соломы (“кокнар”, “сено”) с помощью растворителей и уксусного ангидрида.

Морфин (“морфий”, “мария”, “марьянка”) — производится в лабораториях, употребляется внутривенно.

Эфедрон (“эфендий”, “мулька”, “марцефаль”, “джеф”) — прозрачная жидкость.

Метадон (“лошадка”, “белое”) — таблетки белого цвета или бесцветная жидкость. Кокаин (“кока”, “марафет”, “кокс”, “благородный”) — порошок или паста.

Экстази (“адам”, “ева”, “Голливуд”, “плейбой”, “рейв”) — белые, красные, розовые таблетки круглой формы с вдавленным рисунком (серп и молот, знак “Мерседес”, зайчик и т.п.)

!

ПАМЯТКА о симптомах одурманивания при приеме различных наркотических и токсических веществ.

Общими для одурманивания различными наркотическими и токсическими средствами являются: изменение сознания различной степени, нарушение настроения и двигательных функции. Для помрачения сознания характерно нарушение связи с внешним миром и искажение его восприятия.При легких степенях изменения сознания опьяневший как бы погружен в себя, иногда что-то говорит сам с собой, улыбается, производит какие-то движения без видимой цели.

Если опьяневший находится в группе, то все употребившие наркотик члены группы общаются только друг с другом, не обращая внимания на окружающих. Они говорят, смеются, не реагируя на проходящих людей, шум, обращение к ним. Для глубокого помрачения сознания характерны: малоподвижность, “обмякшая” поза, расслабленность конечностей, свисающая голова. Подъем настроения (эйфория) выражается веселостью, речевым и двигательным возбуждением.

По выходе из эйфории эмоциональное состояние крайне неустойчивое, подъем настроения легко может смениться злобной раздражительностью. Вегето-сосудистые нарушения выражаются в побледнении или покраснении кожи лица, потливости; иногда на лице возможен сальный налет. Чаще бывает сухость кожи и слизистых рта. Губы сухие, опьяневший их облизывает.

Реже наблюдается повышенное слюноотделение. Глаза блестят, зрачки ненормальной величины: суженные либо расширены. Координация в большинстве случаев нарушена, движения размашистые, несоразмерные, походка неустойчивая или даже с пошатыванием. Нередко имеются точечные следы после инъекций (красные в первые 1-2 дня, потом коричневые). Следы идут по ходу вен не только на внутренней локтевой поверхности, но и на кистях рук, на ногах.

Неспецифические признаки употребления наркотиков.

Часто она сопровождается учащением и которое .

2 . Ребенок слишком поздно ложится спать, и все дольше залеживается в постели утром. 

3. Падает интерес к учебе или к привычным  увлечениям и хобби, бывают прогулы школьных занятий, снижается успеваемость.

и если пропадают вещи из дома или деньги из .

5. Появляются новые подозрительные друзья, разговоры с ними ведутся шепотом. Невнятными фразами, в уединении.

6. По непонятным причинам быстро меняется настроение и часто не соответствует ситуации: добродушие и вялость в скандале, раздражительность и агрессивность в спокойной ситуации.

Как выглядят подозрительные друзья?

Наиболее общие черты наркомана со стажем: длинные рукава одежды независимо от погоды и обстановки;

неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения;  часто неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук;

разрушенные зубы; невнятная, растянутая речь, стремление избегать встреч со старшими членами семьи;  пропажа денег.

На Кубани в настоящее время наиболее распространены следующие виды наркотиков:

1. Производные конопли (анаша, гашиш).

2. Опиатные наркотики (черняшка, героин, “маковая соломка”).

3. Психостимуляторы (эфедрон, экстази, кокаин).

4. Галлюциногены (ЛСД).

5. Снотворно-седативные наркотики (барбитураты, реланиум, раладорм, рогипнол и т.д.).

6. Летучие наркотически действующие вещества (ЛИДВ) - (бензин, ацетон, клей “Момент” и т.д.)

Гашиш (анаша) встречается в виде смолистого вязкого вещества или светлых зеленовато-коричневых мелко размолотых сухих стеблей и листьев, со специфическим запахом. Употребляют гашиш по-разному: жуют, курят, в напитках (чаще в молоке). Курят в смеси с табаком. Такая папироса имеет характерный вид: она заметно длиннее обычной, сгорает косо (жаргонное название “косяк”).

Внешний вид подростка в опьянении: лицо красное, зрачки резко расширены, инъекции сосудов склер, сухость языка, речь запинающаяся, движения плохо координированы. Повышается давление, учащается пульс и дыхание.

Поведение: пугливость, растерянность, приступы смеха, но незначительному поводу, многоречивость, нет четких мыслей. Курильщик теряет контакт с окружающими, ему кажется странным, что они не разделяют его веселья.

При курении в группе с поразительной легкостью от одного подростка к другому передается веселость, безудержный смех, а также паника, гневливость, злобность, раздражительность. Продолжительность опьянения 3-4 часа. На выходе отмечаются повышенное чувство голода, жажда, вялость, сонливость, апатия, недомогание, головокружение.

Производные опия.

• “Маковая соломка”- мелко размолотые коробочки и стебли, коричневато-желтого цвета.

• “Ханка”, “черняшка”- застывшая темно-коричневая масса.

• Героин - серовато-коричневый, иногда грязно-белый порошок, горьковатый на вкус

(чистота героина 7-9%, добавки- хлорка, сода, хинин, стрихнин, стиральный порошок).

Внешний вид подростка: кожные покровы бледные, зрачки резко сужены, отмечается характерный блеск глаз, снижение артериального давления, замедление пульса и дыхания, температура тела снижена. По ходу вен множественные следы от внутривенных инъекции различной степени давности. При употреблении героина путем вдыхания следов от инъекций нет.

Поведение в опьянении: подросток невозмутим, благодушен, отмечается полное отсутствие агрессивности. Повышается работоспособность, но она непродолжительная. Возникает ощущение безоблачности, эмоционального подъема, все проблемы отодвигаются на задний план, мышление ускоренно, речь правильная, внятная, нарушений координации нет.

Длительность опьянения 6-8 часов. При использовании димедрола для изготовления наркотика отмечается сонливость в самое неподходящее время, иногда подросток засыпает в любой позе, но если его окликнуть, он сразу включается в разговор, как будто он и не спал. Наблюдается снижение болевой чувствительности.

Психостимуляторы

Эфедрон - производное эфедрина. Обычно готовится наркоманами перед употреблением с помощью марганцовки и уксуса. Имеет вид прозрачного раствора с запахом уксуса.

Внешний вид: кожа бледная, сухая, зрачки расширены, сосуды склер инъецированы, губы сухие, подросток их постоянно облизывает. Пульс учащен, артериальное давление повышено, аппетит снижен.

Поведение в опьянении: повышенная двигательная активность, суетливость, многоречивость. Появляется жажда деятельности, которая ранее не была характерна (пишут стихи, сочиняют музыку), хочется сделать что-то хорошее для окружающих. Мысли приобретают ясность и четкость. Агрессивность отсутствует. Длительность опьянения около  2-х часов.

Экстази - производное амфетамина (МДМА). Производятся в виде разноцветных таблеток различной формы с рисунком на поверхности. Употребляют их только внутрь. Принимая зкстази, подросток стремится достичь чувства счастья и экстаза, а также уверенности в себе, выносливости, ярких галлюцинаций. Внешний вид такой же, как и при приеме эфедрона. 

Поведение в опьянении: подросток постоянно движется в такт музыке, погружен в свои переживания, часто ощущает полное слияние с окружающим миром, комфорт, веселье, бодрость, может не спать, не чувствует усталость, повышается сексуальное влечение. Длительность опьянения 6-8 часов.

Галлюциногены

ЛСД - диэтиламид лизергиновой кислоты, бывает в виде прозрачного раствора, порошка, разноцветных марок, напоминающих почтовые (их основа пропитана наркотиком)

РС (читается “пи-си-пи”) - фенциклидин, встречается в виде порошка.

Опьянение галлюциногенами редко можно наблюдать. В опьянении наркоманы слишком привлекают к себе внимание: совершают нелепые поступки, прислушиваются к несуществующим голосам или в течение длительного времени разглядывают рисунки на обоях), и представляются им шедеврами живописи или мультфильмами). Но так как они в это время стараются переждать вдали от знакомых или родственников, диагностика крайне затруднена.

ЛНДВ (вещества бытовой химии)

Внешний вид: лицо красное, отечное, сосуды склер инъецированы. Вокруг губ, особенно в уголках рта, кайма раздражения кожи, отмечается сухость слизистых. От одежды подростка часто исходит запах вдыхаемого вещества, зрачки расширены. В опьянении подростка заметить трудно, т.к. они с целью вдыхания летучих веществ собираются в укромных местах: на пустырях, в подвалах, чердаках. Опьянение длится только в момент приема токсических веществ.

Снотворно - седативные вещества

Внешний вид: лицо красное, сальное, кожа влажная, зрачки расширены, вяло реагируют на свет, слюноотделение повышено. Голос громкий, речь невнятная, смазанная. Движения неточные, размашистые, наблюдается нарушение координации, походка шаткая.

Поведение в опьянении: подросток расторможен, немотивированная веселость быстро сменяется   раздражительностью,   конфликтностью.   Отмечается   выраженная агрессивность по отношению к окружающим. Внимание неустойчиво, легко отвлекается. Длительность опьянения 2-4 часа.

Т Е С Т

Этот тест предназначен людям, имею­щим опыт употребления наркотических веществ. Он разработан специально, что­бы помочь понять и осознать прогрессирование симптомов наркозависимости с ранней до поздней стадии. Цель его не пу­гать, а проинформировать Вас. Включен­ные сюда характерные симптомы позво­лят Вам взглянуть на прогрессию болезни с позиции Вашего жизненного опыта и сде­лать выводы. Отвечайте на вопросы "да" или «нет». Если Ваш ответ «иногда», от­вечайте «да». Один пункт может вклю­чать в себя несколько вопросов, и если Вы отвечаете положительно хотя бы на один из них, также отвечайте «да».

1. Были ли среди Ваших близких и дальних родственников лица, употребляющие наркотические вещества или страдающие хроническим алкоголизмом?

2. Употребляете ли Вы так называемые «тяже­лыенаркотики»?

3. Приносит ли Вам удовольствие употреб ление наркотиков и ожидание подходящего случая их употребле­ния (вечеринки, встре­чи с людьми, имеющими возможность доступа к наркотикам)?

4. Изменились ли форма и частота употребления Ва­ми наркотиков, появились ли новые виды и формы их упо­требления?

5. Испытывают ли чувство обеспоко­енности, недовольства, раздражения по поводу употребления Вами наркотических ве­ществ близкие Вам люди или они проявляют рановдушие и безразличие?

6. Есть ли у Вас желание посещать мероприятия (диско­теки, встречи, вечеринки), на которых отсутствует воз­можность употребления наркотиков? Количество ответов «да» на вопросы с 1 по 6____ х 1 = _______

7. Будучи в трезвом состоянии, испытывали Вы чувство вины, сожаления за свое поведение в период наркотиче­ского или алкогольного опьянения?

8. Пытались ли Вы когда-нибудь прекратить на время употреблять наркотики, так как чувствовали, что это бы­ло бы для Вас неплохо или потому, что Вы это можете?

9. Обещали ли Вы себе, что будете контролировать коли­чество употребления наркотиков или снизите его, и не выполнили это обещание?

10. Были ли у Вас трудности на работе - постоянные болезни, невозможность сосредоточиться, претензии со стороны сослуживцев и начальства, которые могли быть связаны с употреблением наркотиков?

11. Чувствовали ли Вы возрастающую вину по поводу употребления наркотических веществ, но когда кто-то любящий Вас проявлял свое беспокойство, Вы становились враждебны и пытались защититься?

12. Склонны ли Вы думать, что Ваши проблемы - это ре­зультат напряжения и стресса, что Вас не понимают лю­бимые Вами люди, что к Вам предъявляют чрезмерные требования на работе? Было ли Вам себя жалко и прибе­гали ли вы к наркотикам для утешения и успокоения? Количество ответов «да» на вопросы с 7 по 12____ х 2= ______

13. Считаете ли Вы, что у Вас болезненная тяга к нарко­тикам?

14. Увеличивается ли у Вас тенденция употребления наркотиков больше, чем Вы предполагали вначале? Трудно ли Вам остановиться?

15.Чувствуете ли Вы себя физически больным (тошнота, дрожь в теле, сла­бость) и/или появляются ли у Вас расстройства психики (депрес­сия, беспокойство, возбужде­ние, дурное настроение, раздражение), если Вы долго не принимали наркотик? Улучшает ли его   употребление Ваше самочувствие?

16. Госпитализировали      ли Вас когда-либо в связи с употреблени­ем наркотиков (случай         передозировки, лечение от наркозависимости,        травмы, полученные в состоянии наркотичес­кого опьянения)?

17. Случались ли у Вас по­тери из-за наркотиков - поте­ря работы, семьи, проблемы с правоохранительными органами, потеря имущества, деловых и друже­ских контактов и т.д.?

18. Не перестали ли Вы заниматься собой - делать зарядку, принимать душ, обращаться к врачу, ес­ли есть проблемы со здоровьем? Количество ответов «да» на вопросы с 13 по 18____ х 3= ______

Суммируйте количество очков за ответы «да» (не забывайте умножать на нужный коэффициент) на вопросы:

1-   6 __________________  7-12  _______________  13-18 ________________

ИТОГ:

менее 5 и 5 - ранняя стадия

6 - 10 - начальная средняя стадия

11 - 14 - средняя стадия

15 - 18 - поздняя средняя стадия

19 и более - поздняя стадия

Список использованной литературы.

  1. Алексеева И.А., Гусев А.С., Кузьмин Н.В. Без коментариев // Психологическая газета. 1999. №10/49.
  2. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. М., 1996
  3. Ананьев В.А. Сосуществовать с проблемой // Психологическая газета. 1999. №10/49.
  4. Брюн Е.А. Проблемы детской и подростковой наркологии // Социальная дезадаптация – нарушение поведения у детей и подростков. М., 1996.
  5. Волков Е.Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. 1997. №1.
  6. Де Риос М.Д. Растительные галюциногены. М.: Изд-во “КСП”, 1997.
  7. Карвасарский Б.Д. Медицины без психологии не существует // Психологическая газета. 1999. №3/42.
  8. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997.
  9. Латышев Г.В. и др. Организация мероприятий по профилактике наркомании. С. Петербург, 1997.

10.  Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.

11.  Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991.

12.  Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960.

13.  Пятницкая И.Н. Наркомании. М.: Медицина, 1994.

14.  Решетников М.М. Актуальные реформы в российской психотерапии. // Психологическая газета. 1999. №12/51.

15.  Тезисы докладов “Вопросы организации психиатрической помощи подросткам”, г. Тамбов, 1984.

16.  Целикова В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога. 1997. №1.



Просмотров: 1422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как уберечь подростка от употребления наркотиков?
  • Влияние семейной системы на начало употребления наркотиков подростками Ч.2
  • Влияние семьи на начало употребления подростком наркотиков. Ч.1
  • Этнофункциональный подход к профилактике употребления наркотических веществ
  • Отличия и сходство «солей» как наркотиков от других видов ВИС (веществ, изменяющих сознание)
  • Профилактика употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте
  • Притча "Внутренний диалог выздоравливающего от алкоголя или наркотиков»
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Употребление алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • «Окно Джохари» или чем может быть полезна работа в группе.
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Элемент-Инициатива. Движущий инструмент на пути восстановления от алкоголя/наркотиков.
  • Программа реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией. Часть 1.
  • О "тройках" для настроения (работа в малой группе как практикум)
  • Работа с психологической травмой. Структура работы, подходы, упражнение, видео мастер-класса
  • Как защитить детей от наркотиков?
  • Как уберечь детей от наркотиков
  • Проблема употребления подростками психоактивных веществ.
  • О профилактике употребления психоактивных веществ
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • МКБ-10: F1 - Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
  • Проблемы организации командной работы в старшей группе ДОУ
  • Формирование образа Я у подростков.(из опыта реализации программы «Жизненные навыки")
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Зависимый от наркотиков, а что мне остается?
  • Особенности создания Авторской программы для персональной работы с клиентом
  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь