|
Как уберечь подростка от употребления наркотиков?Автор статьи: Саютина (Гузова) Наталья Анатольевна
Профилактика формирования различного рода зависимостей у детей начинается с момента их появления на свет. Невозможно что-либо предотвратить за неделю, месяц, год… Вся жизнь человека любого возраста должна быть устроена таким образом, чтобы его не тянуло к употреблению психоактивных веществ, а также к безграничному пребыванию за разными гаджетами, что также приводит к не менее опасной зависимости. Так как же помочь ребёнку не стать зависимым человеком? Для начала нужно понять, кто такой ребёнок. Напишите пожалуйста каждый сам для себя определение: «Ребёнок – это…» В качестве примера, у меня есть несколько высказываний: - ребёнок – это человек, не достигший самостоятельности; - ребёнок – это человек повышенной ценности; - ребёнок – это человек, который что-то несёт миру и т.д. Именно исходя из того, как человек отвечает для себя на этот вопрос, так он будет относиться к ребёнку и так будет его воспитывать. И в будущем получит соответствующий результат своего воспитания. Пока ребёнок мал, он находится под нашей полной опекой, будто бы под крылом у матери. Он относительно мало контактирует с окружающим миром, и мы можем легко контролировать и корректировать его поведение. Когда ребёнок взрослеет, мы всё реже и реже можем находиться рядом с ним. Тогда и проверяются те основы наших воспитательных воздействий, которые мы заложили. Каждый ребёнок задаёт вопросы: - Мама, а ты меня любишь? - Мама, а я тебе нужен? Иногда высказывается: - Мама, мне с тобой никогда не страшно. - Мама, я тебя очень люблю. В этих вопросах и высказываниях выражены основные потребности ребёнка, удовлетворение которых очень важно для формирования его взрослости, самостоятельности, независимости, в том числе от вредных факторов социума. Вспомним пирамиду потребностей А. Маслоу. Самые базовые потребности – это физиологические (дыхание, пища, питьё, сон, поддержание нормального температурного режима, испражнение и т.п.). Далее следует потребность в безопасности («я защищён, мне не страшно»). Следующая основная потребность – принадлежность к группе (изначально – к семье, а затем к иным коллективам по мере взросления). На этих базовых потребностях «расцветают» потребности более высокого порядка: потребность в уважении и самоактуализации. Т.е., как сказано выше, формируется взрослость, самостоятельность, НЕ-зависимость. Таким образом, надо понимать, что любому ребёнку очень важно, чтобы рядом с вами он чувствовал себя в безопасности, чувствовал себя нужным, любимым и любящим. Без этого невозможно вырастить психологически здорового человека. Почему же всё-таки возможно формирование зависимости у ребёнка, которого очень ждали, которого любят? Формирование зависимости происходит не сразу, постепенно. Выделяются следующие основные предпосылки: - неумение заботиться о себе (если делать всё за ребёнка – это и есть зависимое поведение); - нарушение самооценки; - сложности общения; - неумение справляться со своими чувствами; - склонность к риску (см. примечание); - длительный стресс. Существует ряд ловушек для родителей:
Существуют ловушки конкретно для мам:
В ситуации когда ребёнок попробовал алкоголь или наркотики, а также, когда хотим уберечь ребёнка от употребления ПАВ, надо помнить о дороге «8 шагов»:
Как итог, хотелось бы немного обобщить и структурировать всё вышесказанное в контексте подросткового возраста. Итак, чтобы уберечь подростка от употребления ПАВ, надо понимать его психологию. В этом возрасте наиболее важно:
Необходимо помочь подростку выбрать хороших друзей, так как именно окружение формирует ребёнка. Св. Апостол Павел написал: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы». Подросток ценит в друзьях две вещи: верность («друг никогда не придаст») и готовность помочь. Надо объяснить сыну или дочери, что когда ему предлагают алкоголь или наркотик – это предательство. Тем самым ему предлагают яд и смерть. Настоящий друг не может предать. Не бросайте своих детей, любите их и говорите им об этом порядка 10-ти раз в день. Примечание. Исследованию готовности к риску посвящено много работ. Прослеживается связь между этим свойством и такими личностными характеристиками, как доминантность, экстравертированность, ригидность, эгоцентризм, легкомыслие, недобросовестность, боязливость. Установлено, что при высокой готовности к риску обнаруживается низкая тенденция к защите, которая коррелирует с несчастными случаями. Замечено, что с возрастом готовность к риску падает, что у более опытных рабочих она ниже… На готовность к риску существенно сказываются и социальные факторы. Так, с ростом отверженности субъекта растёт его готовность к риску. Повышает готовность к риску и общая конфликтность ситуации. В Центре есть тест склонности к риску Г.Шуберта (25 вопросов), рассчитанный на возраст с 12 лет. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|