Как уберечь подростка от употребления наркотиков?

Как уберечь подростка от употребления наркотиков

Профилактика формирования различного рода зависимостей у детей начинается с момента их появления на свет. Невозможно что-либо предотвратить за неделю, месяц, год… Вся жизнь человека любого возраста должна быть устроена таким образом, чтобы его не тянуло к употреблению психоактивных веществ, а также к безграничному пребыванию за разными гаджетами, что также приводит к не менее опасной зависимости.

Так как же помочь ребёнку не стать зависимым человеком? Для начала нужно понять, кто такой ребёнок. Напишите пожалуйста каждый сам для себя определение: «Ребёнок – это…» В качестве примера, у меня есть несколько высказываний:

- ребёнок – это человек, не достигший самостоятельности;

- ребёнок – это человек повышенной ценности;

- ребёнок – это человек, который что-то несёт миру и т.д.

Именно исходя из того, как человек отвечает для себя на этот вопрос, так он будет относиться к ребёнку и так будет его воспитывать. И в будущем получит соответствующий результат своего воспитания.

Пока ребёнок мал, он находится под нашей полной опекой, будто бы под крылом у матери. Он относительно мало контактирует с окружающим миром, и мы можем легко контролировать и корректировать его поведение. Когда ребёнок взрослеет, мы всё реже и реже можем находиться рядом с ним. Тогда и проверяются те основы наших воспитательных воздействий, которые мы заложили.

Каждый ребёнок задаёт вопросы:

- Мама, а ты меня любишь?

- Мама, а я тебе нужен?

Иногда высказывается:

- Мама, мне с тобой никогда не страшно.

- Мама, я тебя очень люблю.

В этих вопросах и высказываниях выражены основные потребности ребёнка, удовлетворение которых очень важно для формирования его взрослости, самостоятельности, независимости, в том числе от вредных факторов социума.

Вспомним пирамиду потребностей А. Маслоу. Самые базовые потребности – это физиологические (дыхание, пища, питьё, сон, поддержание нормального температурного режима, испражнение и т.п.). Далее следует потребность в безопасности («я защищён, мне не страшно»). Следующая основная потребность – принадлежность к группе (изначально – к семье, а затем к иным коллективам по мере взросления). На этих базовых потребностях «расцветают» потребности более высокого порядка: потребность в уважении и самоактуализации. Т.е., как сказано выше, формируется взрослость, самостоятельность, НЕ-зависимость.

Таким образом, надо понимать, что любому ребёнку очень важно, чтобы рядом с вами он чувствовал себя в безопасности, чувствовал себя нужным, любимым и любящим. Без этого невозможно вырастить психологически здорового человека.

Почему же всё-таки возможно формирование зависимости у ребёнка, которого очень ждали, которого любят?

Формирование зависимости происходит не сразу, постепенно. Выделяются следующие основные предпосылки:

- неумение заботиться о себе (если делать всё за ребёнка – это и есть зависимое поведение);

- нарушение самооценки;

- сложности общения;

- неумение справляться со своими чувствами;

- склонность к риску (см. примечание);

- длительный стресс.

Существует ряд ловушек для родителей:

  • Никогда не устраивать семейные поездки или праздники, которых дети ждали бы с нетерпением (то есть отсутствие семейных традиций);
  • Никогда не сидеть вместе за одним столом;
  • Обращаться к детям, а не говорить с ними и слушать;
  • Никогда не давать ребёнку ошибиться, решать всё за него. У ребёнка не формируется ответственность за свои действия;
  • Говорить: «Если я узнаю, что ты употребляешь, то я тебя убью» или «Если напьёшься, то я не знаю, что я с тобой сделаю» и т.п. Здесь заранее подразумевается возможность подобного поведения, программируется. Нарушается потребность в безопасности;
  • Жить по принципу: «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю»;
  • Делать за него, а не вместе с ним;
  • Применять насилие.

Существуют ловушки конкретно для мам:

  • Создавать образ «плохого отца»;
  • В одиночку воспитывать сына. Если у мальчика нет модели мужского реагирования на жизненные ситуации, то он будет реагировать по женскому типу, что в дальнейшем может привести к стрессам, с которыми он будет пытаться справиться с помощью алкоголя или наркотических веществ;
  • Контролировать жизнь детей.

 В ситуации когда ребёнок попробовал алкоголь или наркотики, а также, когда хотим уберечь ребёнка от употребления ПАВ, надо помнить о дороге «8 шагов»:

  • Сохраняйте спокойствие и достоинство;
  • Разберитесь в ситуации;
  • Сохраните доверие ребёнка;
  • Знайте о признаках употребления ПАВ (на этом остановимся отдельно);
  • Измените своё отношение к ребёнку;
  • Не позволяйте собой манипулировать;
  • Не исправляйте за ребёнка ошибки (можно только помочь);
  • Меньше говорите – больше делайте.

 Как итог, хотелось бы немного обобщить и структурировать всё вышесказанное в контексте подросткового возраста. Итак, чтобы уберечь подростка от употребления ПАВ, надо понимать его психологию. В этом возрасте наиболее важно:

  • Пример взрослого человека (не говорить, а делать);
  • Доверие (как следствие постоянного общения со значимыми взрослыми, которые уделяют ребёнку много внимания и времени; следствие комфортной атмосферы в семье: подросток волен выбирать между семьёй и улицей, он остаётся там, где ему лучше);
  • Друзья.

Необходимо помочь подростку выбрать хороших друзей, так как именно окружение формирует ребёнка. Св. Апостол Павел написал: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».

Подросток ценит в друзьях две вещи: верность («друг никогда не придаст») и готовность помочь.

Надо объяснить сыну или дочери, что когда ему предлагают алкоголь или наркотик – это предательство. Тем самым ему предлагают яд и смерть. Настоящий друг не может предать.

Не бросайте своих детей, любите их и говорите им об этом порядка 10-ти раз в день.

 Примечание. Исследованию готовности к риску посвящено много работ. Прослеживается связь между этим свойством и такими личностными характеристиками, как доминантность, экстравертированность, ригидность, эгоцентризм, легкомыслие, недобросовестность, боязливость. Установлено, что при высокой готовности к риску обнаруживается низкая тенденция к защите, которая коррелирует с несчастными случаями. Замечено, что с возрастом готовность к риску падает, что у более опытных рабочих она ниже…

На готовность к риску существенно сказываются и социальные факторы. Так, с ростом отверженности субъекта растёт его готовность к риску. Повышает готовность к риску и общая конфликтность ситуации. В Центре есть тест склонности к риску Г.Шуберта (25 вопросов), рассчитанный на возраст с 12 лет.



Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Мотивация достижения успеха, избегания неудач, готовность к риску у суеверных студентов
  • Иллюзия "уверенности в себе" и готовность к риску
  • Взаимосвязь склонности (готовности) к риску и стрессоустойчивости.
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Исследование психологической готовности к риску лиц опасных профессий
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Почему ребёнок никогда не станет человеком или несколько идей о детско-родительских отношениях.
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Что делать, если рядом с вами бьют ребёнка
  • Как уберечь своего ребёнка от химической зависимости. Продолжение.
  • Ребёнок не получился, надо делать другого
  • Как помочь ребёнку в ситуации экзамена?
  • Как уберечь ребёнка от химической зависимости
  • Что делать, если ребёнок ревнует к другим детям?
  • Когда мама не принимает своего ребёнка
  • Подросток рядом – зона турбулентности или твоя жизнь никогда не будет прежней!
  • Ребёнок никогда не укрепляет отношения
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Как уберечь своего ребёнка от наркотиков?
  • Ребёнок в ситуации развода родителей
  • Как помочь ребёнку сохранить внутреннее равновесие, когда гармония в семье нарушена
  • Если твой ребёнок подросток
  • Ребёнка надо воспитывать?!
  • Что делать, если ребёнок врёт?
  • Что делать, если ваш ребёнок боится?
  • Что делать, если ваш ребёнок не слушается
  • Что делать, когда ребёнку страшно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь