Как помочь ребёнку в ситуации экзамена?

Как помочь ребёнку в ситуации экзамена?

В данной статье поговорим о том,  как правильно вести себя родителю и ребёнку в ситуации экзамена.

Экзамен – это стресс.  Стресс может носить положительный характер и деструктивный. Положительный стресс необходим для личного развития и полезен. Деструктивный стресс может разрушить, травмировать психику. При этом одна и та же ситуация может носить положительный характер для одного ребёнка и резко негативный для другого. Т.е. мы по-разному реагируем на стресс. Реакция зависит от наличия достаточного количества психологических ресурсов, эмоциональной поддержки, навыков совладания с трудной ситуацией.

Лучше разобраться в ситуации Вам поможет знание основных составляющих стресса при экзамене и основных признаков деструктивного стресса.

 

Составляющие стресса при экзамене:

  • Неопределённость конкретного результата и шире будущего. «Что со мной будет?», «как это повлияет на мою жизнь?», «смогу ли я?». И также зачастую неопределённость собственных мотивов – «чего я хочу, зачем я сдаю экзамен?», «чтобы просто сдать?» или «это действительно важно для моего будущего?».
  • Угрозы самооценке – внешние: соревнование с другими, «лучше я или хуже, чем они?». Ответственность перед обществом и перед собой. «Как меня видят другие – родители, учителя, одноклассники, друзья и т.д.?». И внутренние – «я справлюсь?», «я могу?», «умею ли я преодолевать трудности?».
  • Интеллектуальный и физический вызов –«обладаю ли я необходимыми навыками?», «умею ли я учиться, собирать и удерживать большие объёмы информации?».
  • Сложные чувства: «я боюсь, как преодолеть страх?», «будут ли меня также любить, если я ошибусь/ не сдам экзамен?», «я могу подвести близких, чувствую, что должен сдать, и одновременно злюсь, обижаюсь», «я не могу сказать о том, что я чувствую».

 

Признаки деструктивного стресса

Вы можете заметить, что ребёнок не справляется со стрессом по следующим признакам:

  • Негативные физические проявления (усиливаются головные боли, появляется «медвежья болезнь», нервные тики, истерические реакции и т.д.).
  • Потеря мотивации к учёбе, безразличие.
  • Парализующая действия тревога.
  • Реакции ухода – зависимое поведение (компьютерные игры, алкоголь, «плохие» компании и т.д.), побег из дома.
  • Усиливаются конфликты в отношениях в семье, с друзьями.
  • Замыкается в себе.
  • Не знает, чего хочет, плывет по течению, не контролирует ситуацию.

 

Рекомендации родителям:

  • Общаться с ребёнком, строить отношения, чтобы быть в контакте с его чувствами. Поддерживать тёплую эмоциональную связь.
  • Дать понять, что независимо от результата экзамена вы его всё равно любите, но прояснить ответственность и возможные последствия для него. Важнее любых экзаменов отношения с родителями. Именно они определяют будущее ребёнка на годы вперёд.
  • Предлагать помощь, диалог, особенно, если замечаете, что ребёнок не справляется со стрессом. Но помогать, только если попросит помощи. Не навязываться. Доверять ему. Ни в коем случае не делать за него.
  • Успокоиться самим, быть уверенным, что ситуация разрешится положительным образом.

 

Рекомендации детям:

  • Определиться со своей мотивацией и целями, «чего я хочу»?
  • Обсудить свои цели с родителями, достичь договорённости, заручиться их поддержкой.
  • Готовиться к экзамену заранее, планировать и распределять нагрузки.
  • Экзамен оценивает лишь знания. Он не оценивает личность, характер. Придерживаться позиции – «я как личность хороший независимо от оценки».
  • Спланировать свои действия на случай возможной неудачи. Это снизит тревогу.

 

Согласно моему опыту практической работы, неудачи на экзаменах в последующем вспоминаются меньше всего, намного важнее эмоциональная связь с родителями, их поддержка, доверие и любовь.



Просмотров: 477
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Оценка ситуации экзамена у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Как помочь себе пережить стресс в нестабильной ситуации
  • Стресс-стресс, как это мило, стресс-стресс без перерыва
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Упражнение. Для тех, кто боится экзамена. Как справиться с эмоциями перед событием.
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • СТРЕСС. Что это и как с ним справляться.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что делать если у меня стресс?!
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • О стрессе: что такое стресс, и как стресс влияет на нас.
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Что делать, если у вас кризис, тяжелая жизненная ситуация. Как самой(ому) себе помочь…
  • Стресс, что это и что с ним делать?
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Как и для чего распознавать чувства? Что скрывает за собой гнев?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Мечта - что это и для чего? (отличия от фантазии и цели)
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Как медицинский симптом или заболевание может носить психологический характер?!
  • Что может быть важнее собственного отношения к себе?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь