|
Подросток рядом – зона турбулентности или твоя жизнь никогда не будет прежней!Автор статьи: Калашлинская Наталия Александровна
Подросток рядом – зона турбулентности или твоя жизнь никогда не будет прежней! - Скажите, если ли какие-то сигналы, которые должен знать родитель? - Моего ребенка как будто подменили! - Я ему слова – он мне десять, а дальше что? Эти и многие вопросы часто задают родители. Тревожное состояние – не правда ли? Это как лететь в самолете и попасть в зону турбулентности – трясет всех без исключения. И в эти моменты родители могут терять контроль и чувствовать себя не опытными «пилотами», а беспомощными пассажирами – самое время воспользоваться помощью и поддержкой. Для начала необходимо определить кто такие подростки? А это все те же мальчики и девочки, только находящиеся в переходном этапе развития между детством и взрослостью. И этот самый период стартует в среднем от 11-12 лет и заканчивается в 21-23. По своему опыту работы – пик обращения родителей к психологу приходится на возраст 13-16 лет. Все потому, что этот период - это так называемый кризис подросткового периода. А любой кризис (древ.-греч. κρίσις – решение; поворотный пункт) –это значит, что на смену былым установкам, правилам, состояниям должны прийти иные, соответствующие задачам и потребностям нового периода. Проще говоря - все, что подходило и было необходимо для ребенка не соответствует потребности взрослого человека. Итак, что же такого должен научиться и приобрести подросток? Центральным новообразование для подростка становится САМОСОЗНАНИЕ – внутреннее ощущение себя индивидуальностью. Формируется так называемое мировоззрение и самоопределение – Кто я? Что я могу? Какое мое предназначение в жизни? Какой мой жизненный план? Ничего себе! – скажут многие из вас, - Да на эти вопросы не каждый взрослый ответит! И будете отчасти правы, потому что формально можно разделить жизнь на этапы, а вот выполнить задачи «в срок» не у каждого получается. Но оставим эти рассуждения для личной психотерапии каждого и сосредоточимся на том, что и как предстоит нашим подросткам. Для ответа на эти вопросы должны сформироваться:
Подробнее о том, как формировать, развивать и поддерживать данные функции в следующей статье. Итак, теперь используя знания и ВНИМАНИЕ формально-логический интеллект и гипотетико-дедуктивное мышление (а они у нас развиты- веди мы ж взрослые!) пробуем ответить на беспокоящие нас вопросы. – Сидит в своей комнате и не выходит – чем он там занят? Во многом это норма, так как единственный способ «переварить» полученную информацию и сформировать свое мнение, это побыть наедине с собой и своими мыслями. Однако ориентироваться нужно по ситуации. Отчуждение от семьи и такие симптомы как ухудшение самочувствия, частые пропуски школы, отсутствие контакта с внешним миром – это сигнал родителям разобраться в ситуации, помочь, а возможно и обратиться к специалистам. – Не слушает, спорит, как себя вести? Любой спор – это попытка отстоять свою правоту, свое мнение. А так как у подростка оно только формируется и единственное, что ярко и доступно для понимания это родители и семья со своими установками, правилами и законами. Вот здесь внутри семьи – в безопасности и безусловном принятии – разворачивается одна из главных драм взросления! Что важно для родителей это сохранять устойчивость и одновременно расширять границы контроля и требований:
И так далее, поскольку подростков часто «заносит» важно четко, но не жестко выставлять границы, не поддаваться вспышках агрессии (так свойственной подросткам). А вот, что делать, если не сдержались – вспылили, наказали? Единственный уместный совет – это рефлексия. После того как «утихнет буря» внутри и снаружи, поразмыслить наедине, почему так произошло? Все мы живые люди и имеем право на эмоции и чувства - злость - усталость - тревога - ущемленное самолюбие и т.д. А поняв, что произошло легче найти выход – извиниться или обсудить, выслушать или принять решение. Подростковый кризис можно сравнить с турбулентностью – поэтому важно выйти из условий «автопилота» и держать штурвал в своих руках – при этом сохранять спокойствие, уверенность и действовать по обстановке: - не поддаваться панике - сохранять самообладание - поддерживать и мягко направлять - а главное верить, что этот период обязательно закончится. И, напоследок, хочется процитировать Эрма Бомбека, писателя и журналиста: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» Уверенности и любви Вам!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|