Ребёнка надо воспитывать?!

«Родители воспитывают детей, как государи управляют народами…

  Воспитывать ребёнка – это значит информировать его заранее о том,

что докажет ему опыт»

Франсуаза Дольто

        

Между родителями и детьми всегда существовали отношения. Но вот какие они были, и что влияло на них, может подсказать время,  та эпоха, в которой они жили. Какое место дети занимали в жизни родителей, как оценивались их возрастные возможности, какие требования предъявлялись к ним, какие были игрушки, как наказывали или поощряли, задумывались ли о том, что чувствует сам ребёнок?

Американский историк и психолог, один из основателей психоистории Ллойд Демоз отмечает постепенное сближение родителей с ребёнком и приводит классификацию стилей воспитания, анализируя отношения взрослых с ребёнком в контексте исторического развития. Он приводит 6 этапов:

  1. Стиль детоубийства (античность до IV века н.э.). Когда ребёнком могли распоряжаться, как захочется и даже убить, т.к. он всецело принадлежал родителям, был их собственностью. Убийство ребёнка могли осуждать, но никаких мер со стороны общества к родителям не применялось.
  2. Оставляющий стиль (IV - XIII века н.э.). Ребёнком занималась кормилица, затем его могли отдать в монастырь, на воспитание и обучение ремеслу в другую семью. Родители не были привязаны к ребёнку, особо не занимались им.
  3. Амбивалентный стиль (XIV - XVII века). Постепенно детей стали включать в эмоциональную жизнь родителей, перед которыми стояла задача сделать из него человека. Ребёнка сравнивали с мягким воском, глиной, податливым материалом.     
  4. Навязчивый стиль (XVIII век). Это новый стиль отношений с ребёнком. Его старались исследовать, обрести власть над его умом, стремились контролировать его внутреннее состояние, эмоции, потребности. Теперь ребёнка часто уговаривали, не избивали, проявляли внимание и эмпатию.
  5. Социализирующий стиль (XIX – середина XX века). В заботах о ребёнке стал принимать участие и отец, освобождая (давая отдохнуть) от обязанностей мать. Ребёнка стараются подвести (натренировать) под те нормы, которые существуют в обществе.
  6. Помогающий стиль (с середины XX века). В воспитании ребёнка участвуют оба родителя. Появилось допущение, что современный ребёнок может лучше взрослых знать свои индивидуальные потребности. Детей не пытаются дисциплинировать, формировать те или иные «черты». Их не бьют, не ругают, относятся с пониманием, если они капризничают по каким-либо причинам. Этот стиль требует большого участия родителей (времени, эмоциональной включённости, душевных сил), что ведёт к формированию совершенного иного человека: доброго, искреннего, с сильной волей, не склонного к унынию, «депрессиям», способного проявить и раскрыть заложенные в нем таланты, творческие возможности.

 Но возникает опасность, что ребёнок станет центром жизни родителей, будут удовлетворяться любые его желания,  всё будет подчинено ему. А ребёнок, в свою очередь, будет подстраиваться к поведению окружающих, чтобы затем манипулировать ими. И сейчас уже отмечают проявления детоцентризма. Так, где же эта грань, как вырастить счастливого ребёнка и самим остаться при этом счастливыми родителями?

Самые первые отношения складываются между младенцем и матерью. И здесь важно, насколько разумно мать подходит к удовлетворению потребностей ребёнка. Главное, чтобы не оставлять его потребности без внимания, но и не спешить «форсировать» события. Чтобы ребёнок в полной мере почувствовал свои желания и понял, что многое зависит от другого, а не он управляет миром. Мама должна быть спокойна по отношению к ребёнку. И это касается не только физического контакта, но и эмоциональных отношений. Ведь тёплые эмоциональные отношения с младенцем – это база его спокойного, уверенного, доверительного отношения к окружающему миру (базовое доверие). Это передаётся через объятия, сердечный ритм, знакомый и родной запах и, прежде всего, через речь.  

Но зачастую люди не задумываются о том, как их речь и поведение отразятся на маленьком ребёнке. Взрослый порой даже не допускает мысли, что ребенок и он – равны. Ребенок для взрослого пока как личинка в своём развитии, и поэтому можно особо не церемониться. А ведь гусеница и бабочка – это одно и то же, и нанесение каких-либо повреждений гусенице влечёт за собой несостоятельность бабочки!

Человек – это существо, рождение которого несёт своему времени нечто новое. Но у родителей иногда возникает желание изменить ребёнка, сделать его лучше, чем он есть. И тогда может появиться болезнь. Ведь болезнь – это способ выразить что-то, что ребёнок не может выразить словами, чувствами. Это свидетельствует о том, что есть кризис в межличностных связях. Все, что не проговаривается, не находит выражения в словах, записывается и выражается в языке тела, мешая реализовать наследственные задатки и возможности человека. А когда ребёнка слышат, то он  не нуждается в том, чтобы прибегать к языку болезней, поясняя нежелательное воздействие, которое исходит от родителей.

Самое главное, что отличает человека от животного – это речь! Так почему же мы так мало используем её как инструмент воздействия на ребёнка? Не в качестве запретительной, карательной меры, лишающей ребёнка своего собственного мнения, желания, а в качестве разъяснительной, помогающей установить взаимопонимание, уважение к чувствам, мыслям, желаниям другого человека. Ведь сам факт, что вы говорите об этом  - помогает вербализовать желания ребёнка. А  обсуждая, рассматривая то или иное событие,   вы в то же время говорите и о своих желаниях, тем самым демонстрируете свою иерархию желаний, которую ребёнок тогда принимает как должное.

Возникающий кризис всегда вызывается непроговоренностью и искаженным пониманием происходящего.

Например, это касается и агрессивного поведения. Предупреждение агрессии необходимо, и оно будет заключаться в следующем: надо пользоваться словом, необходимо находить такие слова, которые обоснуют и объяснят поведение детей,  и тревога, обычная в ожидании чего-нибудь неизвестного и опасного, исчезает.  

Родитель должен делиться соображениями по тем вопросам, которые сейчас актуальны для ребёнка, вызывают затруднения. Но не стоит ожидать, что ребёнок последует совету родителя – совету человека из другого поколения. Это всего лишь мнение, но не истина. Важно знать мнение других людей, но так же важно, чтобы ребёнок выработал своё собственное решение на поставленный жизненный вопрос!

«Что ты ищешь? Давай подумаем вместе, может быть, поймем, как тебе это найти... А когда найдешь, скажи мне, что и как ты нашел; давай об этом поговорим». Вот как должно постоянно происходить воспитание. Взрослый должен со всей бдительностью следить, чтобы ребенок избежал риска подражать ему и подчиняться его знанию, его методам и его ограниченности, и в то же время — избежал риска противопоставлять себя другим. Следует искать собственный ответ на любой вопрос.

Воспитание  призвано привести ребенка от первозданного естества к культуре, познакомить с теми законами, правилами на которых строится взаимодействие в обществе. Чтобы ребенку развивать свою личность нужно общение и реализация потребностей.

Ребенок устремлен к тому, чтобы стать самим собой в соответствии со своим жизненным началом, своим желанием, а вовсе не ради удовольствия кого-нибудь другого, пускай даже сильно уважаемых родителей.

И это главное, о чём должны помнить родители, пытаясь воспитывать своего ребёнка.

 

 

Использованная литература:

1.Дольто  Ф.   «На стороне ребёнка»  Е. В. Баевская, О. В. Давтян, перевод на русский язык.  Изд-во «У-Фактория», 2004.

  • Интернет-ресурсы:

- tvoymalysh.com.ua

- pedlib.ru



Просмотров: 390
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Какой Ваш стиль воспитания и как он повлияет на характер ребёнка?
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Когда начинать развивать речь ребёнка?
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Развитие ребёнка или родителей?
  • Не принятие жизни другого, собственного ребёнка
  • Пять фраз родителей, выводящих ребёнка из себя
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Тики у ребёнка. Рекомендации для родителей.
  • Принять ребёнка своего любимого человека
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Влияние родителей на спортивный результат ребёнка
  • Почему важно развивать у ребёнка эмпатию
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Главное быть на стороне ребёнка
  • Гармония в душе ребёнка во власти заботливых родителей
  • Адаптация ребёнка к детскому саду. Инструкция для родителей
  • Воспитание детей. Про критику ребёнка
  • Когда мама не принимает своего ребёнка
  • Как любить ребёнка, чтобы он вырос счастливым и самостоятельным?
  • Воспитание с пониманием в семье - залог успеха ребёнка.
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь