|
Этнофункциональный подход к профилактике употребления наркотических веществАвтор статьи: Шустова Виктория Олеговна
В последние десятилетия проблема употребления и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) с каждым днем становится всё более актуальной для российского общества. За короткий срок число только наркоманов в России возросло многократно и к 2005 году достигло четырёх миллионов человек. Несмотря на проводимые, в последние годы, многочисленные исследования , проблема создания эффективных профилактических программ остаётся актуальной. На сегодняшний день в исследованиях, посвящённых профилактике употребления ПАВ и злоупотребления алкоголем, основное внимание уделяется медико-биологическим, социально-экономическим, психологическим факторам приобщения к ПАВ, особенностям «наркотической субкультуры», теоретическим моделям употребления ПАВ и т.д. В частности, исследователями составлен психологический портрет личности, склонной к употреблению ПАВ и разрабатываются программы профилактики, направленные на изменение данных свойств личности, развитие личностных ресурсов, к обучению здоровому образу жизни, при разъяснении вреда, наносимого человеку алкоголем, табаком и наркотиками. В то же время, непосредственная пропаганда вреда от наркотиков играет очень незначительную роль в профилактике наркотизма, а иногда даже возбуждает у молодёжи интерес к их употреблению. Причинами низкой эффективности антинаркотических программ Б.В. Воронков считает их безадресность, т.к. они не предполагают индивидуального подхода. Занимаясь организацией профилактической работы, предполагается, что строительство культурно-развлекательных и спортивных центров отвлечёт молодёжь от нездорового образа жизни вообще и наркотизации в частности. Это, безусловно, важно. Более трудным, но гораздо более надёжным в плане профилактики наркомании Б.В. Воронков считает воспитание потребности в общении с культурной средой. Развивая данную мысль, А.В.Надеждин подчёркивает, что «потребление ПАВ, возможно в обществе, которое утратило самобытность, независимость, оказалось лишённым исторической перспективы. Существование вне контекста культурных традиций делает человека беззащитным перед губительным влиянием цивилизации». С.К. Бондырева отмечает, что если дети воспитываются в семье, не соблюдающей традиции своей страны, то они воспринимают родину только «как место, где можно заработать и с готовностью меняют место жительства, исходя из соображений материальной выгоды» [3, с.273]. В развитии культуры каждого народа многие учёные выделяют стадии – сначала «многобожие», много богов, духов, затем – «единобожие», единство нравственного закона и, в итоге – «цивилизация», светские условности вместо нравственного закона, техника и прогресс ставятся на первое место. Очевидно, что и религиозно-этическое воспитание, как наследованная личностью этническая сторона культуры, может играть профилактическую роль для наркотизма, алкоголизма и табакокурения. В тоже время, в литературе практически нет исследований учитывающих роль опосредствованных культурой системы отношений личности к природе, к фольклору, сказкам и др. Вся полнота опосредованных культурой отношений личности к климато-географическим, антропо-биологическим и культурно-психологическим факторам в формировании потребности в ПАВ, возможно в достаточно полной мере проанализировать с позиций т.н. «этнофункционального подхода». Существенное отличие практического применения этнофункционального подхода к профилактике употребления ПАВ от имеющихся, заключается в следующем: в процессе психокоррекционных занятий не упоминаются ни психоактивные вещества, ни факторы, способствующие их употреблению, ни пропаганда здорового образа жизни, что немаловажно в подростковой и юношеской среде. Главное здесь – приобщение молодёжи к различным сторонам традиционной (народной, религиозной) культуры. Этнофункциональное развитие личности повторяет план исторического развития конкретной этносреды, и также характеризуется содержанием последовательных стадий. Для России развитие личности может быть описано, в частности, в виде природной, сказочно-мифологической и религиозно-этической стадиях. Оптимальный период (т.е. возрастной интервал, в котором формирование гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон системы отношений личности наиболее чувствительно к содержанию стадии) начала природной стадии до 5-ти лет, сказочно-мифологической – с 2-х – до 5-ти лет и религиозно-этической – до 9-ти лет [24]. Если восстановление системы отношений личности [16] с этносредой осуществляется своевременно (т.е. внутри границ оптимальных периодов), то это процесс воспитания, если позже – то психологическая коррекция [21, с.112]. Можем предположить, что психологическая коррекционная работа на природном и сказочно-мифологическом содержании со студентами даже в этом возрасте может быть достаточно эффективна. В настоящем исследовании рассматривается связь типа употребляемого ПАВ с этнофункциональными нарушениями развития личности. К данным нарушениям относятся:
Ранее проведённые исследования показали, что минимизировать количество нарушений этнофункционального развития возможно при помощи метода этнофункциональной коррекции [ 20, 21 ] системы отношений личности ко всем элементам этносреды её рождения и проживания. В основе этнофункциональной психологической коррекции лежит проработка когнитивной, эмоциональной и моторно-поведенческой сторон этнофункциональных нарушений развития личности. Механизм этой проработки заключается в наполнении системы отношений личности к её внутренней и внешней этносреде природным, сказочным и религиозно-этическим содержанием. Известно, что пропаганда православия в чистом виде довольно неэффективна и часто может вызывать негативную реакцию, особенно у тех, кто уже начал употреблять алкоголь или наркотики. Поэтому возникает необходимость приобщения молодёжи к природе, к сказочно-мифологической стороне русской культуры, которая способствует формированию эмоционально-чувственной стороны отношений, в свою очередь, являющейся основой для этического развития личности [24 и др.]. Методика исследования. Этнофункциональные особенности развития личности определялись при помощи модификации метода структурированного этнофункционального интервью, в процессе которого выявлялся когнитивно-эмоциональный след в психике испытуемого от собственного развития личности — как он субъективно определяет возраст начала и содержание определенной стадии. В данном исследовании этот метод совпадает с методикой субъективного анамнеза, принятым в психологии [16, 27 и др.]. В исследовании устанавливалась связь возраста начала природной, сказочно-мифологической и религиозно-этической стадий развития личности и их содержания с типом употребляемого ПАВ. Исследование проводилось анонимно, были использованы личные коды, составленные студентами, с целью соотнесения результатов по всем используемым методикам для сравнительного анализа. Исследование показало, что наиболее распространённым среди молодёжи ПАВ являются алкоголь, табак и марихуана. Следует отметить, что исследование проводилось на донозологическом уровне, употребление ПАВ у студентов носило эпизодический характер. Наличие этнофункциональных рассогласований содержания отношений студентов к этническим признакам выявлялось в отношении испытуемых к климато-географическим (предпочтение для жизни определенных климато-географических условий), антропо-биологическим (здесь предпочтение определенных продуктов питания) и культурно-конфессиональным (предпочтение определенного мировоззрения) этническим признакам. Отношения считались рассогласованными, если они не соответствовали этносредовым характеристикам или признакам, специфичным для региона рождения и проживания испытуемого. Также выявлялась сформированность этнической идентичности — однозначное отнесение себя к представителям того или иного реального этноса. Возраст начала природной стадии, и её содержание выявлялись по ответам респондента на вопросы, выявляющие, со скольких лет он себя помнит, и какие наиболее ранние воспоминания о природе у него сохранились в памяти. Возраст начала сказочно-мифологической стадии, и ее содержание выявлялись по ответам испытуемого на вопросы о том, в каком возрасте он впервые познакомился со сказками и с какими именно (из всего содержательного многообразия сказочно-мифологической стадии нами были выделены лишь сказки, как наиболее изученный аспект развития). Возраст начала религиозно-этической стадии выявлялся по ответам испытуемого на вопросы, выявляющие, в каком наиболее раннем возрасте были переживания, связанные с такими понятиями, как «Бог», «грех», «справедливость» (т.е. религиозно-этическое либо этическое содержание). Данные, полученные с помощью структурированного этнофункционального интервью, являются в определенной степени декларативными и валидны лишь на уровне статистических закономерностей. Их значение состоит в том, что они определяют направление дальнейшего, более углубленного этнофункционального исследования. Диагностика уровня плавающей тревоги, выявлялась при помощи цветового метода М.Люшера. Состояние тревоги по исследованиям Р. Мэя, связано с изменениями в социокультурном окружении личности. Особенности отношения респондентов к ПАВ определялись при помощи модифицированной автором методики «Неоконченных предложений» (Сакс и Леви) - «Диагностика отношения к ПАВ». Результаты констатирующего эксперимента. Этничность обследуемых по самоопределению: 79,8% - русские, 4,5% армяне, 3,8% - татары, 2,3% - украинцы, 1,9% корейцы, 1,5% - цыгане, у 6,1% студентов идентичность не сформирована. В результате наших исследований выявлены следующие этнофункциональные нарушения во временном аспекте системы отношений личности: у 50,9% студентов позднее начало (после 5-ти лет) природной стадии, у 44,8% студентов позднее начало (после 5-ти лет) сказочно-мифологической стадии, у 26,99% респондентов позднее начало (после 9-ти лет) религиозно-этической стадии. Исследование показало наличие этнофункциональных нарушений и в пространственной составляющей системы отношений личности: рассогласования в отношении к культурно-психологическим признакам (включая конфессиональные) у 24,7% респондентов, а рассогласования в отношении к ландшафту и климату региона рождения и проживания выявлены у 48,6% студентов, принявших участие в констатирующем эксперименте. Все участники эксперимента были разделены на следующие группы: 1)не употребляющие ПАВ (22 человека); 2)употребляющие алкоголь (86 человек); 3)употребляющие алкоголь и табак (73 человека); 4) употребляющие алкоголь и марихуану (18 человек); 5)употребляющие алкоголь, табак и марихуану (64 человека). При сравнении результатов полученных после проведения этнофункционального структурированного интервью, у большинства студентов (кроме не употребляющих ПАВ и употребляющих алкоголь) были более выражены этнофункциональные рассогласования в отношении к ландшафту и климату региона рождения и проживания, к типу питания, имело место более позднее начало стадий развития личности (природной, сказочно-мифологической, религиозно-этической) или их «выпадение». По результатам наших исследований достоверных различий по временным и пространственным аспектам системы отношений личности между группами не употребляющих ПАВ и употребляющих алкоголь обнаружено не было. То есть респондентов, употребляющих алкоголь, как и не употребляющих ПАВ, можно отнести к «условной норме». Начало природной и сказочно-мифологической стадий до 5-ти лет достоверно чаще встречается в «условной норме», а начало данных стадий после 5-ти лет и выпадение природной стадии достоверно чаще встречается среди респондентов, употребляющих алкоголь в сочетании с табаком и/или марихуаной. При рассмотрении особенностей этнофункционального развития личности на религиозно-этической стадии достоверных различий среди респондентов относящихся к «условной норме» и употребляющих ПАВ обнаружено не было. Достоверно выше число респондентов имеющих рассогласования в отношении к природе, к типу питания и в отношении к культурно-психологическим признакам среди употребляющих алкоголь в сочетании с другими ПАВ. Дальнейший анализ был построен на сравнении результатов группы употребляющих алкоголь с группами употребляющих алкоголь в сочетании с табаком и/или марихуаной. Количество воспоминаний о родной природе достоверно выше в группе употребляющих алкоголь в сочетании с табаком. Число респондентов, имеющих воспоминания о родной природе до 5-ти лет достоверно выше среди употребляющих только алкоголь. Число респондентов, имеющих воспоминания о родной природе после 5-ти лет достоверно выше в группе употребляющих алкоголь в сочетании с табаком и марихуаной. Начало сказочно-мифологической стадии после 5-ти лет (без учета содержания) связано с ростом количества испытуемых, употребляющих алкоголь в сочетании с марихуаной и алкоголь в сочетании с табаком и марихуаной. Достоверных различий в количестве этнофункциональных рассогласований и выпадении содержания сказочно-мифологической стадии нами обнаружено не было. Результаты экспериментально-психологического исследования показали, что количество этнофункциональных нарушений системы отношений личности связано с типом употребляемого ПАВ. Начало природной и сказочно-мифологической стадии после 5-ти лет, рассогласования по типу питания, в отношении к культурно-психологическим признакам /включая конфессиональные/, а также в отношении к климату и ландшафту региона рождения и проживания, связано с увеличением числа респондентов, употребляющих алкоголь в сочетании с табаком и/или с марихуаной. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента В результате наших исследований была выявлена следующая иерархия по убыванию количества нарушений этнофункционального развития личности в связи с типом употребляемых ПАВ: алкоголь в сочетании с табаком > алкоголь в сочетании с табаком и марихуаной > алкоголь в сочетании с марихуаной > алкоголь. С целью обоснования данной иерархии возникает необходимость введения понятия этносредовой дистанции, определяемой, прежде всего как географическая удалённость культур. Патогенность воздействия на психику человека конкретного ПАВ связано не только с различиями культуры традиций этносреды рождения и проживания конкретного человека, но и с различиями в природных условиях родины конкретного человека. Чем дальше от России произрастает растительное ПАВ (например, табак или конопля), тем большее количество нарушений этнофункционального развития личности имеет место. Например, родина табака - Южная Америка. Он географически удалён гораздо больше, чем марихуана. Регионом распространения марихуаны (конопли) является Нижнее Поволжье и чем дальше на юго-восток, тем больше в ней содержание канабиоидов. А при употреблении табака в сочетании с марихуаной степень деформации системы отношений снижается. Отсутствие достоверных различий по количеству нарушений этнофункционального развития личности между группами студентов, не употребляющих ПАВ и употребляющих алкоголь, связано с тем, что он имеет наименьшую этносредовую дистанцию. Алкоголь укоренен в русской культуре, имеет этноинтегрирующую функцию (в отличие, например, от культур арктических монголоидов) и неотъемлемо связан с европейскими (в том числе русской) традиционными культурами (варка меда и пива в процессе сельскохозяйственного цикла, таинство евхаристии и пр.) с позиций православной культуры являющейся неотъемлемой частью русской культуры]. Эти результаты согласуются с этнофункциональными психологическими исследованиями А.В. Сухарева, где было показано, что предпочтение экзотических ландшафтов является маркером углубления тяжести протекания опийной наркомании и алкоголизма. Приоритетное (системообразующее) значение изменения отношения к этим условиям, как психически дезадаптирующего фактора, ранее было установлено в психотерапевтических, а также в этнофункциональных исследованиях. Позднее начало природной стадии (после 5-ти лет), как нарушении развития отношения личности к природе, связано с употреблением алкоголя в сочетании с марихуаной и табаком (см. таб.3), (наиболее «экзотическое» сочетание ПАВ, вследствие употребления табака). Отечественные и зарубежные исследования в кросскультурной психологии, психиатрии и психологии, свидетельствуют о теснейшей связи психологических особенностей человека с природно-климатическими условиями его существования в той или иной этнокультурной общности. В частности, по результатам исследований В.В. Тимохина, среди страдающих опийной наркоманией начало религиозно-этической стадии после 8 лет встречается чаще. В то же время, по результатам наших исследований достоверных различий количества этнофункциональных нарушений развития личности на религиозно-этической стадии между различными группами употребляющих ПАВ обнаружено не было. По-видимому, решающую роль в профилактике употребления ПАВ может играть психологическая коррекция отношений к ландшафту и климату региона проживания и к сказкам, а не религиозно-этическое воспитание. Л.И. Эльконинова отмечает, что под воздействием именно народных сказок у детей развивается такое качество, как инициативность, а разыгрывание сказочного сюжета детьми после 5 лет становится хотя и более развернутым и структурированным, но менее эмоциональным («теряет живость»). Ребёнок решает свои проблемы психологического характера, слушая сказку, сопереживая её героям. Этнофункциональные нарушения развития личности А.В. Сухарев и И.Л. Степанов рассматривают как показатель психической дезадаптированности и аффективных расстройств. Употребление ПАВ в юношеском возрасте может являться неадекватной компенсацией этнофункциональных нарушений развития личности в более раннем возрасте. Позднее начало сказочно-мифологической стадии, т.е. своего рода «задержка развития», является фактором риска возникновения тоски, как ведущего эмоционального состояния в более позднем возрасте. Для компенсации эмоциональной дезадаптированности (или расстройства) может возникнуть потребность в употреблении ПАВ. Тоска снимается алкоголем и марихуаной, тревога – табаком. Результаты исследований А.В. Сухарева, В.В. Тимохина и др. свидетельствуют о том, что система отношений личности к этническим признакам формируется в процессе её развития. В то же время этнофункциональные нарушения развития личности связаны с наличием у личности этнофункционалбьных рассогласований отношений к различным группам этнических признаков в более позднем возрасте. Эти рассогласования являются вероятностными критериями психической дезадаптьированности, и возникающей при этом потребности в употреблении ПАВ. А.В. Запорожец подчёркивал необходимость в последовательном прохождение стадий развития личности. В нашем подходе это означает, что развитие на религиозно-этической стадии может препятствовать возникновению влечения к наркотикам и алкоголю, а развитие на сказочно-мифологической стадии – не очевидно. Однако, согласно А.В. Запорожцу и А.В. Сухареву, можно предположить, что формирование отношения к сказочно-мифологической и религиозно-этической стороне культуры (природы) может способствовать снижению эмоционально положительного отношения к ПАВ. В связи со сказанным был осуществлён следующий формирующий эксперимент. В исследованиях подчёркивается, что нарушения этнофункционального развития личности на сказочно-мифологической и религиозно-этической стадиях развития не связаны с употреблением определенных типов ПАВ и наркотических средств. Эти нарушения имеют место задолго до начала употребления испытуемыми данных веществ или средств. Результаты формирующего эксперимента. На основании результатов констатирующего эксперимента мы предполагали, что восстановление отношений личности к природе региона рождения, к сказочно-мифологической стороне культуры этносреды рождения и проживания, повлечёт за собой изменение отношения к психоактивным веществам. В процессе психолого-педагогических воздействий мы применяли элементы психотерапевтического «погружения» в любимый уголок природы (традиционный для среднерусской полосы), элементы сказкотерапии, психодрамы и др. В формирующем эксперименте участвовали две учебных группы 2-го курса: экспериментальная группа – 24 человека и контрольная группа – 25 человек. В контрольной группе достоверные различия количества нарушений этнофункционального развития личности студентов до и после формирующего эксперимента обнаружено не было. По результатам диагностики уровня тревоги до и после эксперимента достоверных различий также обнаружено не было. Отношение ко всем типам ПАВ студентов контрольной группы так же осталось без достоверных изменений. В процессе психологической коррекции восстанавливалась целостность двигательной, эмоциональной и идеаторной составляющих отношения студентов к родной природе, опосредствованного фольклорными сказочно-мифологическими представлениями, специфическими для русской этносреды [26, с.27-60]. В процессе психологической коррекции применялись методы терапевтического «погружения» в любимый уголок природы родной этносреды, сказко-терапия, метод психо-драмы, «мозговой штурм». Количество респондентов, имеющих рассогласования в отношении к природе и климату своего края стало достоверно меньше. При сравнении числа рассогласований в отношении к типу питания достоверных различий обнаружено не было. Число респондентов, имеющих когнитивно-эмоциональный след от начала природной стадии с 3-4-х лет, а сказочно-мифологической стадии в возрасте до 5-ти лет достоверно увеличилось. По окончанию формирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что занятия по этнофункциональной психологической коррекции оптимизировали уровень тревоги участников эксперимента. Достоверно увеличилось число респондентов, с низким уровнем тревоги, а студенты, обладающие высоким уровнем тревоги, перешли в группу со средним уровнем. При сравнении числа респондентов со средним уровнем тревоги, до и после цикла занятий, достоверных различий обнаружено не было. Показатели отношения студентов к алкоголю достоверно изменились. Достоверно уменьшилось число респондентов, положительно относящихся к пиву, возросло число студентов, равнодушных к пиву. Достоверно уменьшилось число студентов, с позитивным отношением к крепким спиртным напитка, что повлекло за собой увеличение число респондентов, отрицательно относящихся к крепким спиртным напиткам. Число респондентов, относящихся положительно к вину, достоверно уменьшилось. Следует отметить, что, как и до, так и после цикла занятий, отношение студентов к «тяжёлым» наркотикам (опиаты) осталось без изменений отрицательным (100%). Что касается «лёгких» наркотиков (канабиоиды), достоверно уменьшилось число студентов, относящихся к ним положительно, и увеличилось число равнодушных к ним студентов. Выявлена, также тенденция к снижению позитивного отношения студентов к табаку и к самому процессу курения. Незначительные изменения в отношении студентов к табаку связаны, по-видимому, с толерантностью общества к наркотику данного типа. Обсуждение результатов формирующего эксперимента. Увеличение числа студентов, имеющих ранние воспоминания о родной природе (с 3-4-х лет) и о сказочно-мифологических образах (до 5-ти лет) (см. таб. 9)на первый взгляд является парадоксальным. Однако, воздействие на сказочно-мифологическое содержание отношений личности, соответствующее онтогентически более ранней, т.е. сказочно-мифологической стадии её развития, по-видимому, изменило представление студентов о собственных детских воспоминаниях, расширило их «когнитивную ретроспективу», за счёт снижения эмоционального торможения. Восстановление отношения личности к сказочно-мифологической стороне культуры и к природе родной этносреды обусловливает снижение позитивного отношения к ПАВ. Можно предположить, что это происходит благодаря тому, что восстановление этих отношений способствует снижению психической дезадаптиро-ванности, в частности эмоциональной дезадаптированности. Это может снижать потенциальную потребность в употреблении ПАВ, неадекватно компенсирующих данную эмоциональную дезадаптированность. В процессе этнофункциональной психологической коррекции происходит расширение когнитивно-эмоционального следа в отношениях личности к собственному этнофункциональному развитию, т.е. личности становятся доступны более ранние воспоминания об образах родной природы и сказочно-мифологических образах. Этнофункциональная психологическая коррекция системы отношений личности к природной и сказочно-мифологической стадиям её развития влияет на снижение позитивного отношения студентов к ПАВ. Выводы:
Исследование показало, что этнофункциональная коррекция системы отношений личности к родной природе и народным сказкам обуславливает у студентов, родившихся и проживающих в средней полосе России, снижение позитивного отношения к ПАВ PS : Другими словами, читая ребёнку русские народные сказки (если он родился и проживает в средней полосе России), Вы сможете предупредить возникновение у него, в более старшем возрасте, потребности в изменении своего психического состояния (например, в курении, т.к. уровень его тревоги будет низким). Возможно ли изменить отношение подростка к психоактивным веществам? Да, конечно, посредством этнофункциональной психотерапии. Именно об этом и говорилось в статье. Благодарю всех за внимание! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|