Этнофункциональный подход к профилактике употребления наркотических веществ

              В последние десятилетия проблема употребления и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ)  с каждым днем становится всё более актуальной для российского общества. За короткий срок число только наркоманов в России возросло многократно и к 2005 году достигло четырёх миллионов человек.  Несмотря на проводимые, в последние годы, многочисленные исследования ,  проблема создания эффективных профилактических программ остаётся актуальной.

             На сегодняшний день в исследованиях, посвящённых профилактике употребления ПАВ и злоупотребления алкоголем, основное внимание уделяется медико-биологическим, социально-экономическим, психологическим факторам приобщения к ПАВ, особенностям «наркотической субкультуры», теоретическим моделям употребления ПАВ и т.д. 

             В частности, исследователями составлен психологический портрет личности, склонной к употреблению ПАВ и разрабатываются программы профилактики, направленные на изменение данных свойств личности, развитие личностных ресурсов, к обучению здоровому образу жизни, при разъяснении вреда, наносимого человеку алкоголем, табаком и наркотиками. В то же время, непосредственная пропаганда вреда от наркотиков играет очень незначительную роль в профилактике наркотизма, а иногда   даже возбуждает  у молодёжи интерес  к их употреблению.

            Причинами низкой эффективности антинаркотических программ Б.В. Воронков считает их безадресность, т.к. они не предполагают индивидуального подхода. Занимаясь организацией профилактической работы, предполагается, что строительство культурно-развлекательных и спортивных центров отвлечёт молодёжь от нездорового образа жизни вообще и наркотизации в частности. Это, безусловно, важно. Более трудным, но гораздо более надёжным в плане профилактики наркомании Б.В. Воронков считает воспитание потребности в общении с культурной средой.

             Развивая данную мысль, А.В.Надеждин подчёркивает, что «потребление ПАВ, возможно в обществе, которое утратило самобытность, независимость, оказалось лишённым исторической перспективы. Существование вне контекста культурных традиций делает человека беззащитным перед губительным влиянием цивилизации».

             С.К. Бондырева отмечает, что если дети воспитываются в семье, не соблюдающей традиции своей страны, то они воспринимают родину только «как место, где можно заработать и с готовностью меняют место жительства, исходя из соображений материальной выгоды» [3, с.273].

              В развитии культуры каждого народа многие учёные выделяют стадии – сначала «многобожие», много богов, духов, затем – «единобожие», единство нравственного закона и, в итоге – «цивилизация», светские условности вместо нравственного закона, техника и прогресс ставятся на первое место. Очевидно, что и религиозно-этическое воспитание, как наследованная личностью этническая сторона культуры, может играть профилактическую роль для наркотизма, алкоголизма и табакокурения. В тоже время, в литературе практически нет исследований учитывающих роль опосредствованных культурой системы отношений личности  к природе,  к фольклору, сказкам  и др. 

              Вся полнота опосредованных культурой отношений личности к климато-географическим, антропо-биологическим и культурно-психологическим факторам в формировании потребности в ПАВ, возможно в достаточно полной мере проанализировать с позиций т.н. «этнофункционального подхода».

            Существенное  отличие практического применения этнофункционального подхода к профилактике употребления ПАВ от имеющихся, заключается в следующем: в процессе психокоррекционных занятий не упоминаются ни психоактивные вещества, ни факторы, способствующие их употреблению, ни пропаганда здорового образа жизни, что немаловажно в подростковой и юношеской среде. Главное здесь – приобщение молодёжи к различным сторонам традиционной (народной, религиозной) культуры.

             Этнофункциональное развитие личности повторяет план исторического развития конкретной этносреды, и также характеризуется содержанием последовательных стадий. Для России развитие личности может быть описано, в частности,  в виде природной, сказочно-мифологической и религиозно-этической стадиях.

             Оптимальный период (т.е. возрастной интервал, в котором формирование гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон системы отношений личности наиболее чувствительно к содержанию стадии) начала природной стадии до 5-ти лет, сказочно-мифологической – с 2-х – до 5-ти лет и религиозно-этической – до 9-ти лет [24].

             Если  восстановление системы отношений личности [16] с этносредой осуществляется своевременно (т.е. внутри границ оптимальных периодов), то это процесс воспитания, если позже – то психологическая коррекция [21, с.112]. Можем предположить, что психологическая коррекционная работа на природном и сказочно-мифологическом содержании со студентами даже в этом возрасте может быть достаточно эффективна.  

             В настоящем исследовании рассматривается связь типа употребляемого ПАВ с этнофункциональными нарушениями развития личности.  К данным нарушениям относятся:

  1. Этнофункциональное рассогласование содержания стадий развития личности (например, это содержание рассогласовано с этносредой рождения и прожива-ния конкретного человека). Отношения считаются рассогласованными, если они не соответствуют этносредовым характеристикам или признакам, специфичным для региона рождения и проживания конкретной личности. Например, человек родился и проживает в Подмосковье, а самые ранние его воспоминания о природе – это море.
  2. «Выпадение» той или иной стадии этнофункционального развития личности. Например, из-за особенностей воспитания респондента в его развитии «выпала» сказочно-мифологическая стадия.
  3. Нарушение этносредовой последовательности стадий развития личности происходит, например, если вместо определённых воспитательных усилий на сказочно-мифологической стадии развития ребёнка излишне рано начинают приобщать к церкви.
  4. Этнофункциональные рассогласования содержания отношений личности ко всем группам этнических признаков – климато-географическим, антропо-биологическим, культурно-психологическим. Например, респондент родившейся в Москве не любит зиму, предпочитает блюда корейской кухни или соблюдает все католические праздники, считая себя православным.

             Ранее проведённые исследования показали, что минимизировать количество нарушений этнофункционального развития возможно при помощи метода этнофункциональной коррекции [ 20, 21 ] системы отношений личности ко всем элементам этносреды её рождения и проживания.

              В основе этнофункциональной психологической коррекции лежит проработка когнитивной, эмоциональной и моторно-поведенческой сторон этнофункциональных нарушений развития личности.  Механизм этой проработки заключается в наполнении системы отношений личности к её внутренней и внешней этносреде природным, сказочным и религиозно-этическим содержанием.

              Известно, что пропаганда православия в чистом виде довольно неэффективна и часто  может  вызывать  негативную реакцию, особенно у тех, кто уже начал употреблять алкоголь или наркотики. Поэтому возникает необходимость приобщения молодёжи к природе, к сказочно-мифологической стороне русской культуры, которая способствует формированию эмоционально-чувственной стороны отношений, в свою очередь, являющейся основой для этического развития личности [24 и др.].  

              Методика исследования. Этнофункциональные особенности развития личности определялись при помощи модификации метода структурированного этнофункционального интервью, в процессе которого выявлялся когнитивно-эмоциональный след в психике испытуемого от собственного развития личности — как он субъективно определяет возраст начала и содержание определенной стадии. В данном исследовании этот метод совпадает с методикой субъективного  анамнеза, принятым в психологии [16, 27 и др.]. 

                 В исследовании устанавливалась связь возраста начала природной, сказочно-мифологической и религиозно-этической стадий развития личности и их содержания с типом употребляемого ПАВ.

                 Исследование проводилось анонимно, были использованы личные коды, составленные студентами, с целью соотнесения результатов по всем используемым методикам для сравнительного анализа.

                Исследование показало, что наиболее распространённым среди молодёжи ПАВ являются  алкоголь, табак и марихуана. Следует отметить, что исследование проводилось на донозологическом уровне, употребление ПАВ у студентов носило эпизодический характер.

                 Наличие этнофункциональных рассогласований содержания отношений студентов к этническим признакам выявлялось в отношении испытуемых к климато-географическим (предпочтение для жизни определенных климато-географических условий), антропо-биологическим (здесь предпочтение определенных продуктов питания) и культурно-конфессиональным (предпочтение определенного мировоззрения) этническим признакам. Отношения считались рассогласованными, если они не соответствовали этносредовым характеристикам или признакам, специфичным для региона рождения и проживания испытуемого. Также выявлялась сформированность этнической идентичности — однозначное отнесение себя к представителям того или иного реального этноса.

                 Возраст начала природной стадии, и её содержание выявлялись по ответам респондента на вопросы, выявляющие, со скольких лет он себя помнит, и какие наиболее ранние воспоминания о природе у него сохранились в памяти. Возраст начала сказочно-мифологической стадии, и ее содержание выявлялись по ответам испытуемого на вопросы о том, в каком возрасте он впервые познакомился со сказками и с какими именно (из всего содержательного многообразия сказочно-мифологической стадии нами были выделены лишь сказки, как наиболее изученный аспект развития). Возраст начала религиозно-этической стадии выявлялся по ответам испытуемого на вопросы, выявляющие, в каком наиболее раннем возрасте были переживания, связанные с такими понятиями, как «Бог», «грех», «справедливость» (т.е. религиозно-этическое либо этическое содержание).

                Данные, полученные с помощью структурированного этнофункционального интервью, являются в определенной степени декларативными и валидны лишь на уровне статистических закономерностей. Их значение состоит в том, что они определяют направление дальнейшего, более углубленного этнофункционального исследования. 

                Диагностика уровня плавающей тревоги, выявлялась при помощи цветового метода М.Люшера. Состояние тревоги по исследованиям Р. Мэя, связано с изменениями в социокультурном окружении личности.

               Особенности отношения респондентов к ПАВ определялись при помощи модифицированной автором методики «Неоконченных предложений» (Сакс и Леви) - «Диагностика отношения к ПАВ».

              Результаты констатирующего эксперимента. Этничность обследуемых по самоопределению: 79,8% - русские, 4,5% армяне, 3,8% - татары, 2,3% - украинцы, 1,9%  корейцы,   1,5% - цыгане, у 6,1% студентов идентичность не сформирована.

               В результате наших исследований выявлены следующие этнофункциональные нарушения во временном аспекте системы отношений личности: у 50,9% студентов позднее начало (после 5-ти лет) природной стадии, у 44,8% студентов позднее начало (после 5-ти лет) сказочно-мифологической стадии, у 26,99% респондентов позднее начало (после 9-ти лет) религиозно-этической стадии.   Исследование показало наличие этнофункциональных нарушений и в пространственной составляющей системы отношений личности: рассогласования в отношении к культурно-психологическим признакам (включая конфессиональные) у 24,7% респондентов, а рассогласования в отношении к ландшафту и климату региона рождения и проживания выявлены у 48,6% студентов, принявших участие в констатирующем эксперименте.

                Все участники эксперимента были разделены на следующие группы: 1)не употребляющие ПАВ (22 человека);  2)употребляющие алкоголь (86 человек); 3)употребляющие алкоголь и табак (73 человека); 4)            употребляющие алкоголь и марихуану (18 человек); 5)употребляющие алкоголь, табак и марихуану (64 человека).

               При сравнении результатов полученных после проведения этнофункционального структурированного интервью, у большинства студентов (кроме не употребляющих ПАВ и употребляющих алкоголь) были более выражены этнофункциональные рассогласования в отношении к ландшафту и климату региона рождения и проживания, к типу питания, имело место более позднее начало стадий развития личности (природной, сказочно-мифологической, религиозно-этической) или их «выпадение».

                По результатам наших исследований достоверных различий по временным и пространственным аспектам системы отношений личности между группами не употребляющих ПАВ и употребляющих алкоголь обнаружено не было.  То есть респондентов, употребляющих алкоголь, как и не употребляющих ПАВ, можно отнести к «условной норме».

               Начало природной и сказочно-мифологической  стадий до 5-ти лет достоверно чаще встречается в «условной норме», а начало данных стадий после 5-ти лет и выпадение природной стадии достоверно чаще встречается среди респондентов, употребляющих алкоголь в сочетании с табаком и/или  марихуаной. При рассмотрении особенностей этнофункционального развития личности на религиозно-этической стадии достоверных различий среди респондентов относящихся к «условной норме» и употребляющих ПАВ обнаружено не было.

                Достоверно выше число респондентов имеющих рассогласования в отношении к природе, к типу питания и в отношении к культурно-психологическим признакам среди употребляющих алкоголь в сочетании с другими ПАВ.

                Дальнейший анализ был построен на сравнении результатов группы употребляющих алкоголь с группами употребляющих алкоголь в сочетании с табаком и/или марихуаной.

               Количество  воспоминаний о родной природе достоверно выше в группе употребляющих алкоголь в сочетании с табаком. Число респондентов, имеющих воспоминания о родной природе до 5-ти лет достоверно выше среди употребляющих только алкоголь. Число респондентов, имеющих воспоминания о родной природе после 5-ти лет достоверно выше в группе употребляющих алкоголь в сочетании с табаком и марихуаной.

               Начало сказочно-мифологической стадии после 5-ти лет (без учета содержания) связано с ростом количества испытуемых, употребляющих алкоголь в сочетании с марихуаной и алкоголь в сочетании с табаком и марихуаной. Достоверных различий в количестве этнофункциональных рассогласований и выпадении содержания сказочно-мифологической стадии нами обнаружено не было.

              Результаты экспериментально-психологического исследования показали, что количество этнофункциональных нарушений системы отношений личности  связано с типом употребляемого ПАВ. Начало природной и сказочно-мифологической стадии после 5-ти лет, рассогласования по типу питания, в отношении к культурно-психологическим признакам /включая конфессиональные/, а также в отношении к климату и ландшафту региона рождения и проживания, связано с увеличением числа респондентов, употребляющих алкоголь в сочетании с табаком  и/или с марихуаной.

             Обсуждение результатов  констатирующего эксперимента

              В результате наших исследований была выявлена следующая иерархия по убыванию количества нарушений этнофункционального развития личности в связи с типом употребляемых ПАВ:  алкоголь в сочетании с табаком > алкоголь в сочетании с табаком и  марихуаной > алкоголь в сочетании с марихуаной > алкоголь.

              С целью обоснования данной иерархии возникает необходимость введения понятия этносредовой дистанции, определяемой, прежде всего как географическая удалённость культур. Патогенность воздействия на психику человека конкретного ПАВ связано не только с различиями культуры традиций этносреды рождения и проживания конкретного человека, но и с различиями в  природных условиях родины конкретного человека.  Чем дальше от России произрастает растительное ПАВ (например, табак или конопля), тем большее количество нарушений этнофункционального развития личности имеет место. Например,  родина табака - Южная Америка.  Он географически удалён гораздо больше, чем марихуана. Регионом распространения марихуаны (конопли) является Нижнее Поволжье и чем дальше на юго-восток, тем больше в ней содержание канабиоидов.  А при употреблении табака в сочетании с марихуаной степень деформации системы отношений снижается.

              Отсутствие достоверных различий по количеству нарушений этнофункционального развития личности между группами студентов, не употребляющих ПАВ и употребляющих алкоголь,  связано с тем, что  он имеет наименьшую этносредовую дистанцию. Алкоголь укоренен в русской культуре, имеет этноинтегрирующую функцию (в отличие, например, от культур арктических монголоидов) и неотъемлемо связан с европейскими (в том числе русской) традиционными культурами  (варка меда и пива в процессе сельскохозяйственного цикла,  таинство евхаристии и пр.) с позиций православной культуры являющейся неотъемлемой частью русской культуры].

              Эти результаты согласуются с этнофункциональными психологическими исследованиями А.В. Сухарева, где было показано, что предпочтение экзотических ландшафтов является маркером углубления тяжести протекания опийной наркомании и алкоголизма. Приоритетное (системообразующее) значение изменения отношения к этим условиям, как психически дезадаптирующего фактора, ранее было установлено в психотерапевтических, а также в этнофункциональных исследованиях.

             Позднее начало природной стадии (после 5-ти лет), как нарушении развития отношения личности к природе, связано с употреблением алкоголя в сочетании с марихуаной и табаком (см. таб.3),  (наиболее «экзотическое» сочетание ПАВ, вследствие употребления табака).

             Отечественные и зарубежные исследования в кросскультурной психологии, психиатрии и психологии, свидетельствуют о теснейшей связи  психологических особенностей человека  с природно-климатическими условиями его существования в той или иной этнокультурной  общности. В частности, по результатам исследований В.В. Тимохина,  среди страдающих опийной наркоманией начало религиозно-этической стадии после 8 лет встречается чаще. В то же время, по результатам наших исследований достоверных различий количества этнофункциональных нарушений развития личности на религиозно-этической стадии между различными группами употребляющих ПАВ обнаружено не было. По-видимому, решающую роль в профилактике употребления ПАВ может играть психологическая коррекция отношений к ландшафту и климату региона проживания и к сказкам, а не религиозно-этическое воспитание.

              Л.И. Эльконинова отмечает, что под воздействием именно народных сказок у детей развивается такое качество, как инициативность, а разыгрывание сказочного сюжета детьми после 5 лет становится хотя и более развернутым и структурированным, но менее эмоциональным («теряет живость»). Ребёнок решает свои проблемы психологического характера, слушая сказку, сопереживая её героям.

              Этнофункциональные нарушения развития личности А.В. Сухарев и И.Л. Степанов рассматривают как показатель психической дезадаптированности и аффективных расстройств. Употребление ПАВ в юношеском возрасте может являться неадекватной компенсацией этнофункциональных нарушений развития личности в более раннем возрасте. Позднее начало сказочно-мифологической стадии, т.е. своего рода «задержка развития», является фактором риска возникновения тоски, как ведущего эмоционального состояния в более позднем возрасте.      Для  компенсации эмоциональной дезадаптированности (или расстройства) может возникнуть потребность в употреблении ПАВ. Тоска снимается алкоголем и марихуаной, тревога – табаком.

             Результаты исследований А.В. Сухарева, В.В. Тимохина и др. свидетельствуют о том, что система отношений личности к этническим признакам формируется в процессе её развития.  В то же время этнофункциональные нарушения развития личности связаны с наличием у личности этнофункционалбьных рассогласований отношений к различным группам этнических признаков в более позднем возрасте.  Эти рассогласования являются вероятностными критериями психической дезадаптьированности, и возникающей при этом потребности в употреблении ПАВ. А.В. Запорожец подчёркивал необходимость в последовательном прохождение стадий развития личности. В нашем подходе это означает, что развитие на религиозно-этической стадии может препятствовать возникновению влечения к наркотикам и алкоголю, а развитие на сказочно-мифологической стадии – не очевидно. Однако, согласно А.В. Запорожцу и А.В. Сухареву, можно предположить, что формирование отношения к сказочно-мифологической и религиозно-этической  стороне культуры (природы) может способствовать снижению эмоционально положительного отношения к ПАВ. В связи со сказанным был осуществлён следующий формирующий эксперимент.   

                 В исследованиях подчёркивается, что нарушения этнофункционального развития личности на сказочно-мифологической и религиозно-этической стадиях развития не связаны с употреблением определенных типов ПАВ и наркотических средств. Эти нарушения имеют место  задолго до начала употребления испытуемыми данных веществ или средств.

                 Результаты формирующего эксперимента. На основании результатов констатирующего эксперимента мы предполагали, что восстановление  отношений личности к природе региона рождения, к сказочно-мифологической стороне культуры этносреды рождения и проживания, повлечёт за собой изменение отношения к психоактивным веществам.

                 В процессе психолого-педагогических воздействий мы применяли элементы психотерапевтического «погружения» в любимый уголок природы (традиционный для среднерусской  полосы), элементы сказкотерапии, психодрамы и др.

                 В формирующем эксперименте участвовали две учебных группы 2-го курса: экспериментальная группа – 24 человека и контрольная группа – 25 человек.

                 В контрольной группе достоверные различия количества нарушений этнофункционального развития личности студентов до и после формирующего эксперимента обнаружено не было.

      По результатам диагностики уровня тревоги до и после эксперимента достоверных различий также обнаружено не было.

              Отношение ко всем типам ПАВ студентов контрольной группы так же осталось без достоверных изменений.

              В процессе психологической коррекции восстанавливалась целостность двигательной, эмоциональной и идеаторной составляющих отношения студентов к родной природе,  опосредствованного фольклорными сказочно-мифологическими представлениями, специфическими для русской этносреды [26, с.27-60].

              В процессе психологической коррекции применялись методы терапевтического «погружения» в любимый уголок природы родной этносреды, сказко-терапия, метод психо-драмы, «мозговой штурм».

              Количество  респондентов, имеющих рассогласования в отношении к природе и климату своего края стало достоверно меньше. При сравнении числа рассогласований в отношении к типу питания достоверных различий обнаружено не было. Число респондентов, имеющих когнитивно-эмоциональный след от начала природной стадии с 3-4-х лет, а  сказочно-мифологической стадии в возрасте до 5-ти лет   достоверно увеличилось.

              По окончанию формирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что занятия по этнофункциональной психологической коррекции оптимизировали уровень тревоги участников эксперимента.  Достоверно увеличилось число респондентов, с низким уровнем тревоги, а студенты, обладающие высоким уровнем тревоги, перешли в группу со средним уровнем. При сравнении числа респондентов со средним уровнем тревоги, до и после цикла занятий, достоверных различий обнаружено не было.

              Показатели отношения студентов к алкоголю  достоверно изменились. Достоверно уменьшилось число респондентов, положительно относящихся к пиву, возросло число студентов, равнодушных к пиву. Достоверно уменьшилось число студентов, с позитивным отношением к крепким спиртным напитка, что повлекло за собой увеличение число респондентов, отрицательно относящихся к крепким спиртным напиткам. Число респондентов, относящихся положительно к вину, достоверно уменьшилось. Следует отметить, что, как и до, так и после цикла занятий, отношение студентов к «тяжёлым» наркотикам (опиаты) осталось без изменений отрицательным (100%). Что касается «лёгких» наркотиков (канабиоиды), достоверно уменьшилось число студентов, относящихся к ним положительно, и увеличилось число равнодушных к ним студентов.

              Выявлена, также тенденция к снижению позитивного отношения   студентов к табаку и к самому процессу курения. Незначительные изменения в отношении студентов к табаку связаны, по-видимому,  с толерантностью общества к наркотику данного типа.

             Обсуждение результатов формирующего эксперимента. Увеличение числа студентов, имеющих ранние воспоминания о родной природе (с 3-4-х лет) и о сказочно-мифологических образах (до 5-ти лет) (см. таб. 9)на первый взгляд является парадоксальным.  Однако, воздействие на сказочно-мифологическое содержание отношений личности, соответствующее онтогентически более ранней, т.е. сказочно-мифологической стадии её развития, по-видимому, изменило представление студентов о собственных детских воспоминаниях, расширило их «когнитивную ретроспективу», за счёт снижения эмоционального торможения. 

              Восстановление отношения личности к сказочно-мифологической стороне культуры и к природе родной этносреды обусловливает снижение позитивного отношения к ПАВ. Можно предположить, что это происходит благодаря тому, что восстановление этих отношений способствует снижению психической дезадаптиро-ванности, в частности эмоциональной дезадаптированности. Это может снижать потенциальную потребность в употреблении ПАВ, неадекватно  компенсирующих  данную эмоциональную дезадаптированность.

              В процессе этнофункциональной психологической коррекции происходит расширение когнитивно-эмоционального следа в отношениях личности к собственному этнофункциональному развитию, т.е. личности становятся доступны более ранние воспоминания об образах родной природы  и сказочно-мифологических образах. Этнофункциональная психологическая коррекция системы отношений личности к природной и сказочно-мифологической  стадиям её развития влияет на снижение позитивного отношения студентов к ПАВ.

 Выводы:

  1. Этнофункциональные нарушения развития личности у студентов, употребляющих алкоголь и не употребляющих ПАВ, менее выражены, чем у студентов, употребляющих алкоголь в сочетании с табаком  и/или с марихуаной.
  2. Наличие когнитивно-эмоционального следа в психике студентов об образах родной природы после 5-ти лет связано с употреблением алкоголя в сочетании с табаком и/или марихуаной.
  3. Наличие когнитивно-эмоционального следа о русских народных и авторских сказках позже оптимального периода (после 5-ти лет) связано с употреблением алкоголя в сочетании с марихуаной и алкоголя в сочетании с табаком и марихуаной.
  4. Своевременное начало природной (до 5-ти лет), сказочно-мифологической (2-5 лет) стадий связано со снижением позитивного отношения к ПАВ.

Исследование показало, что этнофункциональная коррекция системы отношений личности  к родной природе и народным сказкам обуславливает у студентов, родившихся и проживающих в средней полосе России, снижение позитивного отношения к ПАВ

PS : Другими словами,  читая ребёнку  русские народные сказки (если он родился и проживает в средней полосе России), Вы сможете предупредить возникновение у него, в более старшем возрасте, потребности в изменении своего психического состояния (например, в курении, т.к. уровень его тревоги будет низким).

Возможно ли изменить отношение подростка к психоактивным веществам? Да, конечно, посредством этнофункциональной психотерапии. Именно об этом и говорилось в статье.

Благодарю всех за внимание!



Просмотров: 409
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Роль семьи в профилактике употребления ПАВ детьми
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Программа эмпирического развития личности в процессе интегративной сказкотерапии
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Стадии развития (со)зависимых отношений
  • Стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития женско-мужских отношений
  • Стадии развития трансферентных отношений в анализе
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Отношения с родителями как условие развития представлений студентов о брачном партнере
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Психическая травма: приговор или ресурс развития личности?
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Как бизнесмену выбрать направление развития своей личности
  • Психологическая помощь бездомным людям на первой стадии десоциализации личности
  • Внутриличностный конфликт: преграда или содействие на пути развития личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь