|
Арт-терапия в реабилитации детей с психосоматическими расстройствамиАвтор статьи: Бутова Вера Николаевна
Любая болезнь сама по себе является психотравмирующим фактором. Следовательно, в комплексном лечении психосоматических заболеваний немаловажную роль играет психотерапия и, в частности, арт-терапия. Так, известные психотерапевты Р. Гудман, М. Либман, А. Мишара, отмечают положительное влияние арт-терапии не только на улучшение общего физического и психического состояния больных, но также и на их избавление от психосоматических нарушений. Объективность этих данных подтверждается психофизиологическими исследованиями. В процессе арт-терапии изменяется отношение человека к собственному прошлому травматическому опыту, переживаниям и болезням. А достигаемый психотерапевтический эффект выражается в упорядочивании психосоматических процессов. Изобразительная деятельность позволяет достичь состояния психического комфорта. При этом «художник» превращается в «зрителя», дистанцируясь от проблемы, как бы наблюдая за ее превращениями со стороны. Существует достаточно большое количество теорий и моделей возникновения психосоматических заболеваний и способов их классификации. Характерологически ориентированные направления и типологии личности. В древности Гиппократ, а затем Гален описали людей с разными видами темпераментов — сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. В современной медицине применение этого подхода приобрело большое значение в исследовании определенной типологии «личностей риска». Психоаналитические концепции. Научная основа, на которой в дальнейшем развивались психосоматические исследования, была заложена 3. Фрейдом, создавшем конверсионную модель, согласно которой ущемленные эмоции порождают конверсионные симптомы. Вытесненные из сознания социально неприемлемые инстинкты (агрессивные, сексуальные) прорываются, принимая ту или иную символическую форму. К теориям данного направления относятся также: теория де- и ресоматизации Шура, модель отказа от веры в будущее Энгеля и Шмале, концепция потери объекта Фрайбергера, концепция двухфазной защиты, или двухфазного вытеснения, Митчерлиха. Теория специфического психодинамического конфликта Александера. Александер впервые в1950 г. предложил теорию, согласно которой симптомы вегетативного невроза являются не попыткой выражения подавленного чувства, а физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний. Александер говорит о вегетативном неврозе в случае постоянного физиологического сопровождения эмоциональных состояний напряжения при отсутствии действия, направленного вовне и сбрасывающего напряжение. На втором этапе обратимые функциональные симптомы ведут к необратимым изменениям в органах. Интегративные модели. Изначально по-другому ориентированная самостоятельная линия развития психосоматической теории происходит из изучения большого контингента больных с так называемыми функциональными нарушениями без патологической органической основы. Концепция алекситимии — неспособности к эмоциональному резонансу и «оперативного мышления» (конкретное мышление, свобода от сновидений), невозможности выразить собственные переживания, эмоции и ощущения, неспособности человека быть в контакте с собственным внутренним миром. Теория стресса — экспериментально-психологические, клинико-физиологические, биохимические и цитологические исследования последствий эмоционального стресса, устанавливающие влияние экстремальных и хронических стрессовых ситуаций на восприимчивость и особенности патогенеза, течения и терапии психосоматических заболеваний. Нейрофизиологическое направление в основе которого лежит стремление установить взаимосвязи между отдельными психофизиологическими характеристиками и динамикой висцеральных проявлений. Психоэндокринное и психоиммунное направление исследований, изучающее широкий спектр нейроэндокринных и нейрогуморальных феноменов у больных психосоматическими заболеваниями (психоэндокринное тестирование особенностей и уровня синтеза катехоламинов, гипофизарных и тиреоидных гормонов, специфика иммунограмм). Поиск «специфического нейрогормонального обеспечения» эмоционального реагирования показал, что высокий уровень личностной и ситуативной тревожности связан с разнонаправленными нейрогормональными сдвигами. Теория нарушения функциональной асимметрии мозга как причина психосоматической патологии. Концепция враждебности. Согласно этой гипотезе, гнев и враждебность могут играть существенную роль в этиологии различных тяжелых соматических заболеваний. Буквальное значение термина "психосоматика" связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов "psyche" – душа и "soma" – тело. Таким образом, через этот термин связь между нашей психикой, душевными переживаниями и телесными реакциями, симптомами становится особенно очевидной. В основе любого психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в организме. По современным представлениям, к психосоматическим заболеваниям относится: бронхиальная астма; язвенный колит; нейродермит и другие кожные заболевания (псориаз, витилиго); ревматоидный артрит; сердечно-сосудистые заболевания (в том числе гипертония); онкологические заболевания; частые простуды; язва желудка; нервные тики; энурез; мигрени и частые головные боли; склонность к несчастным случаям; нарушения сна; энурез; энкопрез; запор; булимия; ожирение; вегетососудистая дистония и ряд других расстройств, являющихся начальными этапами заболеваний, сильнее проявляющихся в более позднем возрастном периоде. Существует семь основных причин возникновения психосоматических заболеваний: Общая, базисная, причина психосоматических заболеваний – алекситимия. Это неспособность человека выражать свои эмоции, чувства, переживания. Как правило, алекситимия наблюдается у социально хорошо адаптированных людей, привыкших с детства к запрету на самовыражение. Тогда язык органов, болевые ощущения становятся "неудобной" попыткой тела интегрироваться с психологической, эмоциональной стороной жизни человека. В случае психосоматического заболевания целью психотерапевтической работы является раскрытие психологического конфликта, который стоит за симптомами; перестройка личности в целом и ее отношений с окружающим миром. В процессе такой работы симптомы ослабевают и исчезают по мере того, как достигаются названные выше цели. Распространенность психосоматических расстройств в детском возрасте значительна и составляет, поданным различных исследователей, 40-68% от числа обратившихся за помощью к врачам общего профиля. То, что арт-терапия служит существенным элементом лечения указанных выше заболеваний, — очевидный факт. У детей с психосоматическими расстройствами, как правило, затруднена способность к разрядке эмоционального напряжения. Использование же арт-терапии облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения и улучшению состояния здоровья через формирование внутренней картины здоровья. При этом значительный интерес представляет также и видение внутренней картины болезни, то есть динамика собственного восприятия ребенком своего заболевания по мере его лечения, так как ее самоотслеживание обладает мощным терапевтическим воздействием. Можно попросить ребенка нарисовать свою болезнь и то, как он себе представляет способ избавления от этой болезни. И в соответствии с этим проводить арт-терапию. В разработке программы работы с психосоматическими расстройствами у детей использовалась структура психотерапии, направленная на преодоление алекситимии у детей О. Ф. Макаровой. В ходе индивидуальных и групповых сессий использовались и активизировались все основные каналы восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. В ходе обсуждения внимание детей обращалось на состояние всех телесных зон. Психотерапевтические приемы работы с алекситимией были следующими: І. Знакомство с эмоциями, их градация. Арт-терапевтическая техника «Карта эмоций» В основу предлагаемой методики легли техника Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой — Д.Б. Кудзилова «Карта сказочной страны» и арт-терапевтическое занятие «Раскрашиваем эмоции и чувства» Л.Д. Лебедевой. Данная методика (автор Ю.В. Никонорова) является многоцелевой и подходит для работы со всеми возрастными группами. Основное внимание обращено на выявление эмоционального потенциала личности и связанного с ним поведенческого и деятельностного паттернов. Методика эффективна в коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности, открывает широкие возможности для самопознания и самонаблюдения, развития эмоциональной сферы в целом. Материалы: листы белой бумаги формата А-1, А-3, А-4; всевозможные изобразительные материалы: фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, цветные мелки, краски акварельные и/или гуашь. Основные этапы: 1. Настрой Цель: выявить семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, значимость их для индивида, соотношение эмоций разного знака, актуализировать свое эмоциональное состояние в данный момент. Каждому участнику предлагается занять удобное для себя место в пространстве кабинета и составить «словарик» эмоций и чувств: «Попробуйте описать все разнообразие эмоциональных проявлений, которые может испытывать человек. Вспомните различные ситуации, в каких оказывались вы или близкие и знакомые вам люди. Что вы чувствовали при этом? Припомните эмоции и чувства, испытываемые вами по отношению к различным людям. Необходимо записывать все слова, характеризующие эмоциональное состояние человека, в том числе слова-синонимы, поскольку они могут обозначать различные оттенки эмоциональных проявлений. Не следует избегать условно отрицательных эмоций». Когда «словарик» будет составлен, участникам предлагается следующая инструкция: «Выделите (подчеркните, обведите) в вашем „словарике" название эмоций или чувств, характеризующих ваше состояние в данный момент, и изобразите их с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги любого формата». Далее можно предложить участникам обменяться впечатлениями от работы и попробовать «прочитать» рисунки друг друга. 2. Индивидуальная работа Участники комфортно размещаются в пространстве кабинета. Выбирают необходимые им инструменты и материалы. Широкий выбор всевозможных изобразительных средств и бумаги различных форматов способствует проявлению большей свободы эмоционального и творческого самовыражения. Прежде чем дать основную инструкцию для арт-терапевтической работы, желательно вместе с участниками обсудить, какие условные обозначения встречаются на различных видах карт. Например, это горы, равнины, впадины, ручьи, реки, болота, моря и океаны, вулканы и многое другое. Инструкция: «Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране нашего внутреннего мира, стране эмоций. Эмоциональный мир каждого из нас чрезвычайно разнообразен, многогранен, его проявления носят личностный характер, а потому индивидуальны для каждого. Попробуйте с помощью любых изобразительных средств создать карту своей страны. Обозначьте сначала ее границы. Нарисуйте ландшафт, наполняя его различными эмоциями и чувствами. Чтобы вы могли пользоваться этой картой и вернуться к ней через какое-то время, необходимо составить таблицу условных знаков. Ими могут быть цвета и/или особые символы, обозначающие ту или иную эмоцию. Представьте себя в роли путешественника. Проложите маршрут своего путешествия. Обозначьте точки входа в страну и выхода из нее. Составьте рассказ о вашей стране, опишите ее особенности, дайте название. Жанр описания можете выбрать по собственному усмотрению. Это может быть рассказ, сказка или презентация. Подумайте, кто может попасть в эту страну, что для этого нужно, какие места вы советовали бы посетить, а куда бы не пустили?» 3. Этап вербализации Участники по желанию показывают свои рисунки, рассказывают об изображениях на картах и читают истории. Активная позиция клиента на этапе вербализации способствует более глубокому осознанию собственных переживаний и их взаимосвязи. 4. Коллективная работа На данном этапе участники создают общую карту группы. Инструкция: «Изобразите на общем листе бумаги ваше, эмоциональное состояние в данный момент. Зарисуйте свободное пространство листа так, чтобы получилась карта внутреннего мира группы. Договоритесь о содержании и способах изображения. Покажите маршрут или маршруты путешествия по этой стране. Придумайте историю этого государства, опишите его, дайте название». 5. Этап рефлексивного анализа Присутствующие обмениваются чувствами и ассоциациями, которые они испытали в процессе создания общей карты. Делятся впечатлениями, полученными в ходе всего занятия. Обсуждают особенности индивидуальной и совместной работы. Отмечают, в каком случае они чувствовали себя более комфортно. Для этого можно попросить участников сопоставить эмоции, изображенные ими на этапе настроя, с теми, которые были нарисованы на карте группы. Кроме того, это позволяет проследить динамику эмоционального состояния человека в ходе занятия. Для детей младшего возраста целесообразно использовать программу эмоционально-волевого развития для детей и подростков (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов «Волшебная чтрана внутри нас»). ІІ. Проигрывание всем телом или его частями различных эмоций поочередно одним из участников с последующим их угадыванием другими членами группы. Упражнение «Угадай эмоцию». Цель: изучение телесных проявлений эмоций. Материалы: карточки с надписями эмоций. Инструкция: Каждый из вас получит карточку. Нужно показать, что чувствует тот или иной сказочный герой. (Психолог раздает игрокам карточки с надписью, помогает им настроиться, объясняет ситуацию, вызвавшую ту или иную эмоцию, подбадривает неуверенных). А теперь игроки по очереди показывают эмоции своих героев, а мы угадываем, какая это эмоция. Психолог просит детей называть эмоции либо с помощью существительных (что чувствует, что испытывает данный герой? — страх, радость, интерес, обиду...), либо с помощью глаголов (что делает данный герой? — боится, радуется, интересуется, обижается...). ІІІ. Шкалирование телесных ощущений с помощью цвета и температуры. ІV. Ассоциация отдельных эмоций с различными звуками, в том числе — со звуками музыкальных инструментов. Для реализации ІІІ и ІV этапов работы хорошо подходит упражнение «Цветные звуки моего тела». Цель: Обучение осознаванию реакции своего тела, общего состояния и способам выражать своё состояние. Материалы: Половина листа ватмана А1 каждому участнику, акварельные краски или гуашь, баночки для воды. Инструкция: сядьте удобно, закройте глаза и сосредоточьтесь на ощущениях тела. Пусть ваше внимание несколько минут свободно бродит по разным участкам тела. После этого сосредоточьтесь на ощущениях в вашей голове со стороны затылка. Представьте себе, что у затылка есть звучание. Он может звучать как какой-то музыкальный инструмент или издавать совершенно особенные звуки. Послушайте, как он звучит. Теперь переместите внимание на виски. Они тоже имеют свое звучание. Послушайте его. Переместите внимание на лицо. Послушайте, как звучат ваши глаза, нос, щеки, губы, подбородок. Затем послушайте звучание вашего горла, затылочной части шеи. Так, постепенно перемещаясь, слушайте ваши плечи, руки, кисти рук, грудь, спину, живот, поясницу, половые органы, ягодицы, ноги и стопы. Возможно, каждая рука или нога будет звучать по-разному. Слушайте их отдельно. При выполнении этого упражнения вы услышите самые разные звуки. Одни вам понравятся, другие вызовут раздражение, недоумение, тревогу. Обратите внимание на те участки тела, звуки которых поразили вас какофонией, скрипами и другой негармоничностью. Такие звуки могут происходить из-за болезни внутренних органов, а также из-за мышечных зажимов. В некоторых участках тела вы можете встретиться с абсолютной тишиной. Это тоже результат мышечных зажимов и запретных чувств. В дальнейшем при выполнении задания вновь и вновь старайтесь установить контакт с этим участком. Если ничего не изменится, это может быть сигналом к тому, что вам необходимо поработать над разблокировкой тела. 2. Через некоторое время (в тот же день, отдохнув, или на другой день) нарисуйте на полном листе ватмана силуэт человека в полный рост: голова, тело, руки, ноги, — очерченный карандашом или фломастером и белый (незакрашенный) внутри. Изобразите красками, как вы чувствуете каждый участок тела. Для этого, сфокусировав внимание на ощущении в данном участке головы или тела, слушайте его звучание и одновременно смотрите, какой образ и какого цвета возник перед вашим внутренним взором. Постарайтесь нарисовать этот образ, используя эти цвета, внутри силуэта. Не заботьтесь, чтобы образ был передан точно. Пусть будет, как получится. Это лишь символ того, что вы чувствуете. Так постепенно закрасьте весь силуэт. Посмотрите, что у вас получилось. Какие участки вам не нравятся? Почему? Где вы видите диссонанс? В чем он выражается? После того как вы закончите рисунок и его анализ, сверните лист и отложите его на несколько дней. 3. Через несколько дней снова нарисуйте силуэт человека. Теперь снова выполняйте упражнение «Человек-оркестр», но уже в измененном виде. Если мелодия вам нравится, то визуализируй те ощущение и мелодию и изобразите красками на силуэте ваше ощущение. Если ощущение и мелодия вам не нравятся, то визуализируйте их, а затем постепенно изменяйте и образ, и мелодию, и ощущение до тех пор, пока не получите то, что вам нравится, и тогда изобразите это на силуэте. Посмотрите, что у вас получилось. Сравните с прошлым автопортретом. Что изменилось? 4. В течение недели каждый день фокусируйтесь на тех участках тела, которые вам пришлось трансформировать. И если звучание, образ и цвет вам не понравятся, снова изменяйте их до тех пор, пока не будете удовлетворены. В том случае, если ощущения, образ и мелодия упрямо возвращаются к прежнему, начните общаться с образом ощущения, чтобы понять, что он хочет вам сообщить. 5. Через неделю снова повторите упражнение. Посмотрите, что у вас получилось. Сравните с прежними рисунками. Выражать свои эмоции можно не только с помощью красок. Для этого вы можете использовать, например, пластилин или другой материал. Все зависит от вашей творческой мысли. Обсуждение: Покажите, что у вас получилось, какие участки вам не нравятся, почему? Где вы видите диссонанс? В чем он выражается? Какие участки тела вам нравятся? Расскажите что, по вашему мнению, означают цвета, которые вы взяли для каждой части? Резюме: мы можем слышать своё тело и видеть его в разных красках. Когда вы делаете такие упражнения вы не только начинаете лучше понимать своё состояние, выражать его без слов, но и снимать стрессовое напряжение. V. Невербальные диалоги различного содержания при помощи жестов, музыкальных инструментов, игрушек и других предметов. На этом этапе эффективна арт-терапевтическая техника «Линии конфликта».Техника подходит для работы в группе до 15 человек (эффективна в формате индивидуальной арт-терапии). Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Материалы: листы белой бумаги А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, цветной пластилин, белая глина и фольга. Основные этапы: 1. Индивидуальная работа Инструкция. Нарисуйте субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как «разговор двух линий». Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку — фломастер другого цвета для обозначения поведения вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его. На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука изображает линии поведения оппонента в конфликте, а нерабочая рука — линии вашего собственного поведения (прежним цветом). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге. Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ «от лица» каждой линии. О чем говорит вам получившийся рисунок? Какой символический смысл он несет? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения? Далее, используя различные материалы (цветной пластилин, глину, фольгу), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния. Полезно также построить диалоги между линиями и смоделированными образами, что поможет прояснить некоторые существенные нюансы конфликта. По завершении работы каждому участнику предлагается одним-двумя словами ответить на вопрос: «Какой материал для вас фольга?» Ответ, с большой долей вероятности, может интерпретироваться как актуализированная характеристика-метафора самовосприятия (самоотношения). Наибольший терапевтический эффект достигается, если после рисования конфликтов участники сначала создают образы себя и болезни в пластилине, сохраняя цвет сообразно первоначальному выбору в рисунке, а затем повторяют эти же образы в белой глине. Такой порядок облегчает прояснение и трансформацию травмирующей ситуации. 2. Этап вербализации Если это упражнение выполняется под руководством психолога (арт-терапевта) в группе, участники садятся в круг, по желанию показывают свои рисунки и смоделированные образы, рассказывают не столько о содержании и причинах конфликта, сколько об эмоциональной стороне и поведении в конфликтной ситуации. Остальные участники могут задавать вопросы, например: — Что вы чувствовали в процессе рисования траектории конфликта и моделирования персонажей? — Что чувствуете сейчас? — Прояснили ли для себя, как развивался конфликт и разрешился ли он? — Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации? — Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта? Какой опыт удалось приобрести в процессе изобразительной работы? 3. Заключительный этап Специалист предлагает участникам сессии внести в свои работы желаемые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось. Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, смять, уничтожить рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе. Иногда — о символическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой-либо формой психологической защиты. Принятие подобных откровений — ресурсный старт для личностного роста. Упражнение «Рисунки эмоций и чувств». Назначение и приоритетные цели: • выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса — оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка; • «проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых; • психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение; • содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств; • гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста; • развитие креативности. Материалы: листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой. Этап настроя Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент. Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий. Этап индивидуальной работы (разработка темы) Инструкции • Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния). • Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ. • Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка. VІ. Передача различных предметов и «эмоций» по кругу с последующим проговариванием ощущений. На данном этапе используются техники работы с мандалами или картами. Упражнение «Создание песочной мандалы»Техники: песочная терапия, арт-терапия (автор А.И. Копытин). Цели: гармонизация внутреннего состояния; развитие коммуникативных навыков; снятие внутреннего напряжения; нахождение внутреннего ресурса. Материалы: Окрашенный песок, большие картонные круги, стразы, клей ПВА, лак для волос, салфетки, ложечки. В процессе работы звучит релаксационная музыка Психолог предлагает детям создать красивый песочный круг. Для этого: 1. Дети намазывают клеем ПВА круг. Упражнение «Создание мандалы с использованием природного и бросового материала» Действия напоминают игры с мозаикой. Понадобятся круги разных размеров из плотного упаковочного картона, клей ПВА и различный бросовый материал: камешки, ракушки, бусины, монеты, пуговицы, косточки, семена, бисер и др. Детям очень нравится подобная работа. Клей ПВА следует наносить густым слоем на поверхность картона, затем выкладывать узор из мелких предметов. При высыхании клей становится прозрачным, поэтому эстетика работы не нарушается. Это следует объяснить тревожным детям, так как неэстетический вид работы может расстроить их и лишить желания продолжить дальше. Следует отметить, что данная работа под силу детям с особенностями психофизического развития. Упражнение «Создание мандалы из соли» Соль предварительно окрашивается в разные цвета акварелью, а затем высыпается на картон, смазанный клеем ПВА, или на чистый картон. Эта техника также напоминает ритуальное создание мандал из песка тибетскими монахами. Она требует высокого сосредоточения, тишины, четкости в концентрации и моторной силы движений, особенной регуляции дыхания, что полезно для детей активных, у которых имеются проблемы с саморегуляцией и самоконтролем. Любой из этих сеансов создания мандалы можно закончить медитацией под музыку. Если работа проводится в группе, мандалы всех участников стоит поместить в определенное место для всеобщего обозрения, чтобы все могли увидеть рисунки других участников группы, посмотреть, как разнообразны внутренние миры других, чем отличаются они друг от друга. Упражнение «Духовные карты». Цель: осознавание эмоций, создание ресурсного состояния. Материалы: колода игральных карт, журналы, клей, бусинки, пёрышки, стеклярус, кусочки ткани, нитки и т.д. Инструкция: создайте колоду своих духовных карт. Для этого вам К каждой карте подберите свой образ из журнальных картинок или нарисуйте его. Сделайте, подберите дня карт свой домик: коробочку, мешочек, шкатулочку. Возвращайтесь к этим картам всякий раз, когда чувствуете, что вам нужна поддержка или необходим духовный подъем. Карты, как известно, можно использовать по-разному. Вытащите случайную карту и посмотрите, как она связана с вашей ситуацией. Сформулируйте свою проблему и вытяните две карты: с ответом на вопрос «Что я могу изменить?», с ответом на вопрос «Что я должен принять для будущего?». Перетасуйте карты и выберите карту с советом на день. Созданные карты и мандалы передаются друг другу, обсуждаются, хранятся как талисманы. VІІ. Рисование актуальных телесных ощущений, настроения участников с последующим обсуждением возникающих ассоциаций и возможным дополнением рисунков новыми элементами другими участниками. Упражнение «Групповое рисование по кругу» Цель: осознавание эмоций, отреагирование. Материалы: бумага, краски. На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве». Данная техника может выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиду. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга. Рисование лучше проводить «волшебными красками»: сначала участники группы делают тесто из муки, соли, подсолнечного масла, клея ПВА, потом добавляют в него гуашь. Такими красками, созданными собственными руками, приятно рисовать, выражать себя и свои чувства, оставлять след... Рецепт «волшебных красок»: 2 столовые ложки муки смешать с 1,5 столовыми ложками соли, добавить 1/3 чайной ложки подсолнечного масла и чуть-чуть воды. Замесить. Постепенно тесто нужно разбавлять водой, чтобы оно стало жидковатым, как густое тесто для блинов. После чего добавляется 2 столовые ложки клея ПВА. Если тесто сильно загустело, можно добавить воды. Далее в тесто добавляется гуашь того цвета, который нужно создать. Участники группы договариваются между собой, каждый берется изготовить свой цвет. Для рисования краски становятся общими. Лучше всего рисовать на грубом картоне. В процессе рисования краски не размазываются, а выливаются на картон. Таким образом создается объем. Также здесь используется упражнение «Сотворение глиняного мира». Цель: отреагирование эмоций. Материалы: глина, вода, бумага. Каждый член группы получает большой ком глины. Группы делятся на подгруппы по 5 — 8 человек в каждой. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Вы — один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина — сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. С закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцам выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с членами подгруппы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе упражнения у вас возникли чувства относительно «соавторов», выскажите их или выразите их в глине. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими подгруппами. Упражнение «Работа с творческим мусором». Цель: нивелирование негативных эмоций, наполнение ресурсом. Материалы: Для его выполнения вам потребуется всё, что когда-то накопилось в ящичках и антресолях: кусочки бумаги, ткани, ленточки, пуговицы, старые открытки и т.д. – то есть всё, что жалко было выбросить сразу. Инструкция: Приготовьте и разложите перед собой этот материал и выберите из всего то, что ассоциируется с прошлым опытом, который пора отпустить – обидами на кого-то, неуверенностью, страхами, разочарованиями и пр. Теперь следует составить из всего выбранного общую композицию. Можно это сделать с помощью клея или просто выложив всё рядом. Не торопите себя, настройтесь на творчество и отпустите все мысли – делайте что хочется, пока не пытаясь ничего анализировать. При выполнении задания можно включить приятную расслабляющую музыку. Когда работа завершена, следующим этапом станет анализ – посмотрите на всю композицию, возможно в процессе её создания вы получили какие-то важные ответы. Поблагодарите каждый из этих символов за тот опыт, который они представляют и за то, чему вы научились в связи с ним. Скажите ещё раз спасибо людям и ситуациям из вашего прошлого, всё ценное остаётся с вами - оно нематериально, а с работой попрощайтесь и при возможности сожгите её. Это упражнение вернёт вам много сил, запустит процесс личностного роста. Упражнение «Афиша». Цель: избавление от страха перед болезнью. Материалы: Для выполнения данного упражнения вам необходимо взять бумагу формата А4 - 1 лист и А3 – 1 лист, изобразительные материалы: карандаши или краски, а также канцелярский клей. Инструкция: Трудно представить себе человека, который не знал бы что такое страх. Мы боимся высоты, мышей, пауков, собак, неизвестности, одиночества, насилия и т.д. и т. п. Чего мы только не боимся? А вы когда-нибудь задумывались, как выглядит ваш страх, ваш личный, самый главный страх? Какого он может быть цвета, формы или фактуры? Наверняка он живет у вас глубоко внутри, и вы никогда его не видели. Выполняя следующее упражнение, вы можете познакомиться со своим страхом, а может даже заглянуть ему в глаза. Сидя за столом, примите удобную для вас позу. Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы знаменитая актриса или актер. На сцене театра вам предстоит сыграть роль «Страха». Подумайте, как может выглядеть маска для этой роли и изобразите ее на листе А4 формата. Маска готова? Теперь вам необходимо отделить ее от фона или просто оборвать края. Готовую маску разместите на большом листе (А3) и придумайте афишу для вашего спектакля. Текст может быть любым от одного слова до описания содержания, главное выразить все, что связано у вас с понятиями «страх» и «театр». Итак, рассмотрим маску: - Ваша маска изображает того, кто боится. Вы боитесь быть жертвой обстоятельств. Вы готовы к тому, что вас могут обмануть или обокрасть на рынке, что подруга уведет парня, что под вами рухнет карусель в луна-парке, что вы попадете в автокатастрофу или за углом встретите маньяка. Иногда вам даже снятся страшные сны и вы просыпаетесь посреди ночи от ужаса. Только вряд ли об этом кто-то догадывается, потому, что в компании вы самый веселый и задорный человек. - Ваша маска изображает того, кто пугает. Вы боитесь быть агрессивным, злым или не вовремя сорваться на близких. Не смотря на то, что в жизни вы не всегда сдерживаетесь и иногда высказываете свое негативное отношение, вам хочется большего. Ну, просто рвать и метать. А если накопившаяся агрессия не находит выхода и не направляется на окружающих, то она идет во внутрь, т.е. на себя. И тогда депрессия, апатия и тоска – обычное для вас дело. - Ваша маска изображает маску, такую как у Мистера «Х». Вы боитесь разоблачения. - Ваша маска состоит из двух огромных глаз. Это страх перед «всевидящим оком», вас пугает тотальный контроль. - Ваша маска состоит из фрагментов наподобие лоскутного одеяла, значит, вас пугает неопределенность. - Вы нарисовали свою маску простым карандашом и ее почти не видно на белом листе. Вы ощущаете себя пустым местом и очень боитесь потеряться. - У вашей маски изображена только одна половина. Вы не довольны своей внешностью и боитесь одиночества. - Вместо маски, вы изобразили инопланетянина. Возможно, вам кажется, что вы странный, не такой как все и поэтому вы боитесь быть отверженным. - Ваша маска улыбается. Вы боитесь признаться в своих чувствах даже себе. Самый важный этап в выполнении этой техники – это показать свое произведение «зрителям». Очень важно послушать мнение близких вам людей, даже если оно вам не нравится. Ведь наши страхи – это просто фантазии и к тому же не такие уж страшные, как вам казалось раньше. Скажу по секрету, на самом деле не важно, что зашифровано в вашем изображении, главное, что вы увидели свой страх и теперь можете сделать с ним все что угодно. Над ним можно посмеяться, выбросить или подарить кому-нибудь. Упражнение «Выметаю болезнь». Цель: позитивный настрой, запуск внутренних ресурсов. Материалы: карандаши или краски, бумага, ручка. Инструкция: Представьте, как вы веником выметаете боль из больного места. Теперь возьмите лист бумаги, карандаш и нарисуйте себя с веником в руках, выметающим мусор боли и болезни. Составьте текст обращения к больному органу. Упражнение «Выговариваю печаль» Цель: позитивный настрой, запуск внутренних ресурсов. Материалы: Три листа бумаги, акварель, кисточка. Инструкция: Возьмите три листа белой бумаги, акварельные краски и кисточку. На первом листе, окунув кисть в черную краску, поставьте несколько черных пятен, встряхивая кистью. Постарайтесь в этих пятнах увидеть какое-то изображение, для этого соедините их между собой или слегка подправьте. Ваше воображение само подскажет вам правильное решение. Затем возьмите второй лист бумаги, серую краску и проделайте то же самое. Внимательно посмотрите, что у вас получилось, на что похоже, когда вы соединили между собой пятна. На третьем листе повторите то же самое, что вы делали на первом и втором листах, но теперь пятна делайте ярко-желтой, зелёной и красной красками. Попробуйте и здесь выявить какое-то изображение, соединяя или подправляя некоторые пятна. Смотрите на свой последний рисунок около 5 минут, почувствуйте, что у вас появились силы. Упражнение «Генеральная уборка» Цель. «Инвентаризация» жизненного опыта. Материалы. По 3 картонные коробки для каждого участника (например, для «сейфа» — из-под обуви, для «мусора» — картонные стаканы из-под попкорна и т. п.). Можно также использовать бумажные пакеты или конверты (но коробки производят более сильное впечатление). Листы бумаги А6, любая бумага (для упаковки коробок). Ручки, фломастеры, ножницы, скотч. Большой полиэтиленовый мешок для мусора (для сбора «мусорных» коробок участников). Инструкция. Время от времени в каждом доме проводят генеральную уборку. Это значит, что в нем перебирают все вещи. Определяют их ценность, что-то чинят, что-то выбрасывают, а что-то отправляют в сарай или на чердак — как-то выкинуть жалко, но и в доме уже не нужно. Обычно после такой уборки в доме становится свободнее, красивее, радостнее. Сейчас вы тоже проведете генеральную уборку, только не в доме, а в собственной душе. В ней накопилось много всего — это и что-то очень-очень ценное, это и что-то сломанное, треснувшее, и оно так и осталось на том же месте вашей души, каждый раз царапая вас, когда нечаянно его заденете. Это и что-то совсем уже не нужное, но все нет времени задуматься, и так и валяется оно прямо в центре вашей души. Так вот время настало. Сейчас возьмите одну коробку и напишите на ней крупными буквами: «Мусор». Потом возьмите другую коробку и напишите на ней «Чердак», а затем возьмите третью коробку и напишите на ней «Сейф». «Мусор» — это то, что вам совсем не нужно, и вы готовы избавиться от этого. «Сейф» — это то, что для вас очень ценно, и вы хотите сберечь это. «Чердак» — это то, что вам не очень-то и нужно, но как-то вы не решаетесь избавиться от этого насовсем. Теперь возьмите листочки бумаги и вспомните самые разные моменты и события своей жизни, людей, предметы, места, которые вспоминать вам почему-то неприятно, стыдно, обидно или даже больно, — чем больше вспомните, тем лучше. Обозначьте их на листочках рисунками, цветовыми пятнами. А потом решите, в какую коробку вы хотите их положить. Распределите эти листочки. Теперь вспомните самое дорогое для вас — моменты и события своей жизни, людей, предметы, места. Изобразите их на листочках и распределите их по коробкам. Может быть, в сейф, а может быть, пока вы думали, у вас изменилось к этому отношение, и вы переложите какую-то ценность в другую коробку. Теперь подумайте о том, что вашей жизни есть не очень-то и нужное, но и выкинуть из жизни, из памяти, из души жалко. Нарисуйте это на листочках и поместите на «чердак». Но, может быть, вы перемените свое отношение, и тогда поместите в какие-то другие коробки. Теперь вы нужно будет запечатать коробки. Накройте их листом бумаги или крышкой и проклейте скотчем. Но сначала подумайте, все ли на месте, ведь переложить уже не удастся. Например, коробку с мусором мы выкинем, а коробку-«чердак» придется отправить в самый дальний укол дома или же и в самом деле отнести в сараи или на чердак. Так что подумайте еще раз. Запечатайте коробки с помощью крышек, бумаги и скотча. Встаньте и бросьте свои мусорные коробки вот в этот мусорный пакет. Теперь я его запечатываю скотчем. После занятий я его выкину на помойку. Остальные коробки возьмите домой и определите каждую на свое место. Обсуждение. Поделитесь впечатлениями от выполнения упражнения , значимым в этом упражнении? Каждый из нас носит в своей душе много ценного и много лишнего. И очень важно иногда решиться и выбросить все ненужное, мешающее и заново почувствовать ценность важного. Только предварительно нужно хорошенечко подумать, чтобы отличить одно от другого. VІІІ. Психоскульптурирование. При использовании данного приема один из участников описывает неприятную ситуацию с постепенным, все более четким осознанием своих эмоций, переживаний, которые соотносятся с частями тела («боль в груди»). Затем заявитель проблемы выбирает исполнителей каждого состояния и дает им инструкции по их поведению в травматичной ситуации. Следующим шагом является проигрывание ситуации, обмен впечатлениями, мыслями, чувствами, переживаниями. Иногда проигрывание ситуации повторяется, чередуясь с направленным обсуждением. Упражнение «Скульптор». Цель: осознавание и выражение эмоций. Инструкция: сейчас разбейтесь на тройки и распределите роли – один из вас будет скульптором, другой – телом скульптора, третий – душой скульптора. Скульптор «лепит» скульптуру себя, стараясь предать взаимодействие души и тела. Когда скульптура готова, она начинает танцевать, скульптор может давать команду «Замри» и вносить изменения в уже созданную скульптуру до тех пор, пока его не будет устраивать «шедевр». Упражнение «Кататимные предметы». Цель: осознавание эмоций, наполнение ресурсом. Материалы: различные мелкие предметы (около 100 штук) Инструкция: Выбрать по одному предмету, символизирующих: Попробуйте их расставить, чтобы они составили какую-то законченную композицию. Какие чувства? Какой из этих предметов вызывает самые приятные чувства, а какой менее приятные? Что символизирует каждый из предметов? Обсуждение. По данной программе проводилась работа с группой детей-инвалидов и детей группы риска в возрасте 10-15 лет, страдающими сахарным диабетом, бронхиальной астмой, сердечнососудистыми заболеваниями. В зависимости от состава группы упражнения модифицировались, заменялись. Анализируя показатели качества предоставленных реабилитационных услуг нужно отметить, что улучшение состояния здоровья наблюдается у 60% детей. Данные результаты достигнуты вследствие комплексного подхода к процессу реабилитации и разностороннего влияния на структуры личности ребенка. Список использованной литературы 1. Брязгунов И.П. Психосоматическая функциональная патология детского возраста: что сделано и что надо сделать? // Педиатрия. — 2006. — № 4. — С. 115-117. 2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. — М.: Академический проект, 2006. — 430 с. 3.Возможности арт-терапии в коррекции психосоматических расстройств у детей //А.И. Смиян, Н.А. Савельева-Кулик, Медицинский институт Сумского государственного университета. Журнал «Здоровье ребенка» 5(14) 2008 / В помощь педиатру. 4. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».//Под редакцией А.И. Копытина. - СПб.: Речь, 2005. – 148 с. 5. Емельянова Е.В. коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер». – СПб.: Речь, 2010. – 384 с. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2008. – 240 с. 7. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с. 8. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с. 9. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. 10. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито-Центр, 2007. — 197 с. 11. Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» — СПб.: Речь, 2002. – 156 с. 12. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2007. – 256 с. 13. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с. 14. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008. – 1024 с. 15. Обухов Я.Л. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. – М.: Эйдос, 1997. – 48 с. 16. Пурнис Н.Е. От уставшей Женщины к Лучезарной: преображение себя в зеркале арт-терапии. – СПб.: Речь, 2008. – 302 с. 17. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 496 с. 18. Тренинг по сказкотерапии/ Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|